Регламентирующие оборот оружия

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

ISBN 5890940635

ВОЛЖЕНКИН Борис Владимирович

Российской Федерации

Заслуженный деятель науки

Научный редактор

ББК 67.99(2)8

Санкт-Петербург

ОБОРОТ ОРУЖИЯ

НЕЗАКОННЫЙ

Л. Ф. РОГАТЫХ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рогатых Л. Ф. Незаконный оборот оружия: Серия “Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе” / Науч. редактор проф. Б. В. Волженкин. СПб., 1998. 40 с.

доктор юридических наук, профессор,

Издается по российско-нидерландскому проекту

“Современные стандарты в уголовном праве

и уголовном процессе”

В работе излагаются вопросы регламентации оборота оружия в международных правовых актах, комментируются концепции регулирования международной торговли оружием на примере законодательств США и Германии. Основное внимание уделено уголовно-правовой характеристике незаконного оборота оружия по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Начиная со второй половины XIX в., международное сообщество неоднократно выражало озабоченность проблемами регулирования оборота оружия. Первым многосторонним договором в этой области является Брюссельский генеральный акт 1890 г., который был направлен на пресечение торговли рабами, захватываемыми на территории Африки. Ряд статей этого документа ограничивал ввоз в Северную Африку огнестрельного оружия и боеприпасов. Алхесирасский генеральный акт 1906 г., касающийся ситуации в Марокко, также включал статьи, содержащие положения об отслеживании и пресечении незаконного импорта оружия (1).

_________________________

(1) См.: Боте М., Мараун Т. Торговля оружием: сравнительные аспекты права // Обзор вопросов международного права. Брюссель: BRUYLANT, 1993. С. 1-2.

В дальнейшем данный вопрос нашел отражение в Уставе Лиги Наций, в соответствии с которым Лига брала на себя обязательства по надзору “за торговлей оружием и боеприпасами со странами, в которых контроль за таким торговым оборотом необходим в общих интересах”(2).

_________________________

(2) Там же. С. 2.

Устав ООН(3) не содержит в себе принципа разоружения, но комплекс мер международного характера, направленных на его реализацию, просматривается достаточно очевидно(4).

_________________________

(3) Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 1. М., 1996. С. 14.

(4) Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 180.

Доказательством данной тенденции служит ряд многосторонних правовых актов, в частности: Договор о нераспространении ядерного оружия от 1.07.68 г.(5), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11.02.71 г.(6), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 1.04.72 г.(7), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.93 г.(8)

_________________________

(5) Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 1. С. 35.

(6) Там же. С. 41.

(7) Там же. С. 46.

(8) Там же. С. 57.

Нетрудно заметить, что все перечисленные документы касаются оружия массового поражения. В отношении обычных вооружений таких правовых многосторонних актов нет.

Однако следует отметить, что в мировой практике имели место попытки установить контроль за обычными вооружениями. В частности, в Декларации о морской войне от 16 апреля 1865 г. и Декларации о праве морской войны от 13 февраля 1909 г.(9) было сформулировано понятие “военная контрабанда”. В число предметов военной контрабанды были включены не только материалы и оборудование, которые могут служить военным целям, но и такие материалы и оборудование, которые сами по себе могут одинаково служить как для мирных, так и военных целей, если в каждом отдельном случае может быть указано, что эти предметы и материалы непосредственно или после предварительной обработки предназначены служить целям нападения или обороны. Так, в соответствии со ст. 22 Декларации о праве морской войны к предметам военной контрабанды отнесены:

_________________________

(9) Международное право в избранных документах. Т. 3. М., 1957. С. 151-161.

1. Всякого рода оружие, включая и охотничье, а также и отдельные принадлежащие к нему части.

2. Снаряды, заряды и патроны всякого рода и отдельные принадлежащие к ним части.

3. Порох и взрывчатые вещества, специально употребляемые на войне.

4. Пушечные станки, ящики, передки, фургоны, полевые кузницы и отдельные принадлежащие к ним части.

5. Предметы, специально относящиеся к военному обмундированию и снаряжению.

6. Специальная военная упряжь всякого рода.

7. Верховые, обозные и вьючные животные, могущие служить для войны.

8. Предметы лагерного снаряжения и отдельные принадлежащие к ним части.

9. Брони.

10. Военные суда, шлюпки и отдельные части, по своим особенностям не могущие быть использованы иначе как на военном судне.

11. Инструменты и приборы, исключительно предназначенные для изготовления боевых припасов, для выделки и починки оружия и предметов военного снаряжения, сухопутного или морского(10).

_________________________

(10) Там же. С. 159.

В соответствии с нормами современного международного права понятие военной контрабанды значительно расширено. Так, “нейтральные государства не имеют право предоставлять воюющим государствам суда, вооружение и т. д. Предметы и материалы, которые служат военным целям и могут быть использованы для таких целей и перевозятся на торговых судах нейтральных стран, являются военной контрабандой и в связи с этим могут быть конфискованы воюющими государствами”(11).

_________________________

(11) Международное право. М., 1982. С. 513.

Основную тяжесть по регулированию оборота обычных вооружений несут внутригосударственные законодательные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: