Учебный вопрос. Развитие военной стратегии и тактики сухопутных войск. Развитие тактики военно-морского флота

Сл.№9

Сл.№8

Сл.№7

Сл.№6

Сл.№5

Сл.№4

Учебный вопрос. Эволюция Вооруженных Сил. Развитие средств вооруженной борьбы. Изменение численности ВС. Развитие системы обучения и воспитания войск. Изменения в составе ВС. Совершенствование организационной структуры.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебные вопросы и примерное распределение времени

Тема № 4 Развитие военного искусства в конце xviii-xix вв

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Генерал-майор У.Еламанов

При ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Начальник военной кафедры

Утверждаю

Тема № 1 Зарождение и развитие военного искусства в античные времена.

Учебные и воспитательные цели:

«» _________2012 г.

по ИСТОРИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2011 года

Учебные и воспитательные цели:

1. Раскрыть студентам порядок развития военного искусства

2. Изучить эволюцию Вооруженных сил.

Метод: Лекция

Время: 2 часа (80 минут)

Место занятия: Учебный класс

Литература:

1. А.Кушкумбаев «Военное дело казахов в 17-18 веках»»;

2. «История Казахстана в средние века», Алматы 1996 г.;

3.«Очерк по истории Казахстана», Алматы 1993 г.;

4.«История военного искусства», Алматы 2005 г.

Материальное обеспечение: Слайды по теме, методическая разработка, проектор, экран, плакаты.

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
  Вводная часть  
  Основная часть   Учебный вопрос №1. Эволюция Вооруженных Сил. Развитие средств вооруженной борьбы. Изменение численности ВС. Развитие системы обучения и воспитания войск. Изменения в составе ВС. Совершенствование организационной структуры. Учебный вопрос №2. Развитие военной стратегии и тактики сухопутных войск. Развитие тактики военно-морского флота.          
  Заключительная часть  

На изучение данной темы отводится - 2 часа, в том числе на лекцию - 2 часа.

Основным назначением данной темы является изучение развития военного искусства.

При проведении занятий необходимо широко использовать интерактивное обучение, технические средства обучения.

Преподавание темы осуществлять с использованием примеров из истории создания Вооруженных Сил.

Занятия должны обеспечивать получение студентами необходимых знаний, умений и навыков военно-профессионального характера.

Формирование у студентов командных и методических навыков в процессе обучения является одним из главных задач обучения. Привитие этих навыков осуществляется преподавательским составом на всех занятиях. В основу формирования командных и методических навыков должно быть положено практическое командование подразделением, взводом, проведение мероприятий воспитательного характера.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- Развитие военного искусства.

- Эволюцию Вооруженных Сил.

ВВЕДЕНИЕ

В конце XVIII в. в Европе вступают в силу новые хозяйственные отношения — капиталистические, что обусловливает резкое возрастание возможностей экономики. Она стала эффективной; научные достижения все активнее начинают внедряться в производственные процессы. Быстро совершенствуясь, новая структура общественных отношений сделала возможным скорое перевооружение армий с резким возрастанием их качественных и количественных характеристик. Все это посредственным образом сказалось на характере войн, формах и способах ведения боевых действий, которые с конца XVIII и до начала XX в. обладают сходными чертами (тенденциями развития.)

Сустановлением в ряде стран новых капиталистических производственных отношений получили широкое развитие производительные силы, базирующиеся на науку, улучшается техника производства. В последней на рубеже веков зарождается машинная индустрия.

Переход от мануфактуры к машинному производству (промышленный переворот) раньше, чем в других странах, произошел в Англии. Здесь впервые стали широко применяться механические станки и новые машины, что обусловило бурное развитие различных отраслей промышленности. В 1825 г. в Англии была проложена первая железная дорога; еще раньше, в 1807 г., в США построили первый пароход. В середине XIX в. в Европе началась прокладка электрических телеграфных линий, которые позволили в корне изменить процесс управления войсками. Возникла новая материально-техническая база ведения войны. В капиталистических государствах изменилась система общественных отношений, что открыло возможность прихода к общественному производству новых творческих сил из широких слоев народных масс и обусловило возможность создания массовых армий. Целесообразно процесс развития Вооруженных Сил проследить по тем же правлениям, которые были избраны для его анализа в предыдущих лекциях: развитие средств вооруженной борьбы; изменение численности Вооруженных Сил; изменение системы комплектования Вооруженных Сил; развитие системы обучения и воспитания войск; изменение состава Вооруженных Сил; совершенствование организационной структуры войск.

Развитие средств вооруженной борьбы. Капиталистический способ производства уже в то время обладал широкими возможностями по массовому выпуску различных образцов вооружения. Так, в конце XVIII в. во Французской республике за короткий срок (9 месяцев) было создано 39 новых оружейных заводов и 18 мануфактур для производства холодного оружия. В феврале 1795 г. в стране действовало 30 крупных чугунолитейных орудийных заводов, тогда как перед войной в 1792 г. было всего 4 таких завода. Чугунных орудий стало производиться 1313 тыс. в год вместо 900. В конце 1794 г. ежедневно выпускалось 400 орудий и пистолетов в Париже и еще 600 единиц огнестрельного оружия в провинции.

В конце XVIII в. в большинстве армий мира на вооружение были приняты ружья с изогнутыми прикладами, что повысило прицельную дальность стрельбы. Еще более резко возросли боевые возможности огнестрельного оружия в середине XIX в., когда машинная индустрия развитых стран позволила осуществить массовый выпуск нарезного оружия, стреляющего цилиндрическими пулями, закручивавшимися в канале ствола. Полет такой пули был более устойчив на траектории, увеличилась дальность и точность стрельбы.

Первые образцы такого оружия — штуцера — стреляли на 800 м и более. Применение замков, обеспечивавших заряжание ружей с казенной части, магазинов и унитарных патронов, увеличило скорострельность до 10-12 выстрелов в минуту. В середине XIX в. одновременно с магазинными винтовками были разработаны первые образцы автоматических винтовок, скорострельность которых достигала 20-25 выстрелов в минуту (рис. 9).

Первый патент на автоматическое ружье получил в 1863 г. американец Р.Пилон, а в 1882 г. в США уже был разработан автоматический карабин Винчестера. Важным этапом в совершенствовании стрелкового оружия явилось создание в конце XIX столетия пулеметов: Максима (1883 г.). Манлихера (1885 г.), Шкода (1893 г.), Норденфельдта (1895 г.). Кольта, Гочкиса (оба в 1898 г.). что касается артиллерии, то важное место в ее развитии сыграло совершенствование лафета. Легкий и прочный лафет конструкции Грибоваля обеспечивал транспортировку пушки коннойи быстрый ее перевод из походного в боевое положение. дальность стрельбы из пушек ядрами доходила до 5 км, картечью — до 500 м. Наибольшая убойность достигалась с применением шрапнели и гранат (разрывных ядер) на 600 м, а картечью 300 м. Скорострельность равнялась 1-3 выстрелам в минуту. В ХIХ в. нашли широкое применение шести-, восьми-, десяти- и двадцатиствольные картечницы и митральезы. В это же время.дальность стрельбы артиллерии значительно, возросла вследствие применения нарезов в стволе, заряжания с казенной части бездымного пороха.

Развивают боевую ракетную технику: в России — генералы Е.Засядко и К.Константинов, в Англии — У.Конгреву. В 1857 г. осадная ракета с 4-килограммовой гранатой имела дальность стрельбы 4150 м, а горная пушка (с тем же весом снаряда) — 1810 м: скорострельность ракеты (4 выстрела в минуту) была выше скорострельности артиллерийских орудий. Однако с появлением в 60-е годы XIX столетия в русской армии нарезной артиллерии значение боевых ракет начало резко падать. Велика стала разница в точностных характеристиках. В 1870 г. и артиллерия Пруссии стала нарезной, заряжающейся с казенной части. Действительный огонь артиллерийских орудий, построенных на заводах Крупа, превышал 3 км.

В XIX в. военный флот заменил свою материальную часть с парусных деревянных кораблей на цельнометаллические пароходы с колесным или винтовым движителем. Совершенствование корабельной артиллерии, появление минного и торпедного вооружения обусловило появление новых классов боевых кораблей: броненосцев, миноносцев, тральщиков. В 1834 г. генерал К А.Шильдер построил и испытал на Неве подводную лодку, имевшую на вооружении боевые ракеты, пуск которых мог осуществляться из-под воды. К концу гражданской войны в США их флот насчитывал 307 судов, из них 73 было броненосных. К началу XX в. Россия по числу боевых судов занимала третье место в Европе после Англии и Франции: их было 107. Отечественные эскадренные миноносцы типа «Новик» и подводные лодки «Барс» считались лучшими в мире.

В конце XVIII в. предпринимаются попытки использования в военных целях летательных аппаратов. Плодотворно работали над этой проблемой ученые и инженеры якобинского Конвента по Франции. Еще за 4 года до революции известный якобинец Марат писал: «Воздушный шар достаточной величины... был бы превосходным средством сообщения между двумя армиями... «родством сообщения, сочетающим верность тайны и быстроту молнии... с тем преимуществом, что оно никогда не прерывалось бы». В составе северной армии республиканцев принимала участие в боевых действиях аэростатная рота, имевшая на вооружении воздушный шар «Дерзающий».

С конца прошлого века предпринимались попытки оторваться от земли на летательном аппарате тяжелее воздуха — самолете. Следует вспомнить в этой связи, что первый патент на изобретение подобного устройства получил в 1882 г. русский офицер А.Ф.Можайский. Однако его работа, как и деятельность его пос-ледователей — англичанина Х.Максима и француза К.Адера не завершена. Их машины с тяжелыми паровыми двигателями совершать лишь небольшие прыжки. В небе господствоваливоздухоплаватели.

Во время гражданской войны в США воздушные шары широко применялись для наблюдения за противником. Там же стали появляться первые бронепоезда. Совершенствовались и средства управления войсками. В XIX в. широко применяется для осуществления связи электрический телеграф, сменивший изобретенный французами в 1791 г. оптический семафорный телеграф.

При его посредстве сообщение о взятии бельгийской крепости Конде из Лилля в Париж дошло за один час.

Изменение численности Вооруженных Сил.

Численность Вооруженных Сил всегда была связана с количеством населения в государстве, особенностями проводимой им внешней политики, а также с экономическими возможностями страны по обеспечению армии (в первую очередь — продовольствием и оружием)

Понятно, что последний фактор в условиях капитализма дал возможность создавать армии большой численности: Кроме того, количественно-качественный рост вооружений в XIX в., повышение эффективности средств вооруженной борьбы привели к росту людских потерь и потребовали создания массовых армий. Первым из европейских государств отмобилизовало и вооружила миллионную армию якобинское правительство в середине 90 –х годов XVIII столетия. Россия в это время имела армию численностью в 500 тыс. человек, и только опасность наполеоновского нашествия заставила задействовать имеющиеся людские ресурсы и увеличить численность сухопутных войск к 1812 г. до 600 тыс. человек. Последующие войны и взятие на себя Россией «жандарма Европы» обусловили содержание Вооруженных сил численностью 1,8 млн. человек в 1876 г. только в регулярных войсках. Кроме того, существовали значительные иррегулярные войска, главным образом - казачьи.

К 70-м годам XIX в. миллионные армии создаются Пруссией, Австрией. Вооруженные Силы Англии с учетом регулярных, милиционных и колониальных контингентов превышают 1,5 млн. человек. В годы гражданской войны в США в армию Северных штатов было призвано 2,7 млн. человек, а Южных — 1,1 млн. После реформ второй половины XIX в., повернувших Россию на Капиталистический путь развития, численность ее Вооруженных Сил мирного времени несколько снизилось. Зато был создан значительный контингент военнообученного резерва, позволявший в течение месяца в 3 раза и более увеличивать состав общевойсковых объединений. Так, до объявления мобилизации в 1914 Русская армия насчитывала 1,4 млн. человек; после ее проведения в составе Вооруженных Сил России имелось 5,3 млн. военнослужащих. Таких результатов позволила добиться характерная для капиталистических государств того времени система комплектования.

Система комплектования Вооруженных Сил. Рассматривая систему комплектования армий капиталистической формации, следует обратиться во Францию конца XVIII в. К моменту установления в ней якобинской революционно-демократической диктатуры в июне 1793 г. положение страны было исключительно тяжелым. Разрастались мятежи и разбойничий беспредел, как стихийные, так и организованные монархистами. К ним прибавились акции, санкционированные отстраненными от власти жирондистами. К середине июля из 83 департаментов Франции 60 были охвачены восстаниями. Англичане захватили крупный военно-морской порт на юге — Тулон. В этих условиях страну спасли лишь решительные действия якобинцев по воссозданию разрушенной и деморализованной армии, поднятию ее престижа в среде широких народных масс. Декретом от 23 августа 1793 I вводилась всеобщая воинская повинность, все французы объявлялись военнообязанными.

Через 10 лет Наполеон усовершенствовал эту систему комплектования. Был установлен пятилетний срок службы, при этом широко практиковалась служба сверхсрочников - ветеранов. Лучшим возрастом для них считались 30-50 лет. Служба сверхсрочников хорошо оплачиваюсь; величина денежного содержания определялась разрядом, к которому принадлежал сверхсрочник и зависела от выслуги лет. Из ветеранов комплектовалась так называемая «старая» гвардия.

Все противники Франции вынуждены были искать способы и средства для создания массовых армий. Даже генералы консервативной Пруссии видели необходимость реформ. Интересно мнение генерала Рюхеля, работавшего в особой компании, утвержденной в Пруссии в 1803 г. которая в то время была настроена против всеобщей воинской повинности. «Государственный строй и военные учреждения тесно связаны, выбросьте одна кольцо, и развалится вся цепь. Всеобщая воинская повинность возможна только при реформе всего гражданского строя в Прусии. Этим генерал подчеркивал принадлежность новой системы комплектования именно капиталистическим производственным и общественным отношениям. Введение этих отношений не ставило себя долго ждать. Под руководством Шарнгорста и Гнейзенау в Пруссии проводятся военные реформы, в ходе которых уже в 1813 г. вводится всеобщая воинская повинность. То произошло в ближайшие годы в других странах. В 1874 г. все-сословная воинская повинность была введена и в России. К службе в Вооруженных Силах привлекались мужчины по достижении ими 20-летнего возраста, вместо пожизненной службы в сухопутных войсках каждый военнообязанный должен был отслужить 6 лет на действительной военной службе и 9 лет пребывать в запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года содержались в запасе, запасники жили в семьях и активно работали в народном хозяйстве, улучшая экономическое состояние страны и по возможности - свое собственное.

Развитие системы обучения и воспитания войск. Почти повсеместно переход к капитализму сопровождался подъемом общей культуры, политической активности, национального движения. Поэтому, как правило, морально-боевой дух создаваемых армий был высок. Это объяснялось повышением престижа армии, большим притоком в нее добровольцев, демократизацией офицерского корпуса, правильным пониманием мер, направленным на усиление дисциплины.

Обычно в начале строительства новой армии приоткрываются доступ к вершинам ее власти для выходцев из нижних сословий, знавших, что нужно солдатам и умевших поддерживать с ними контакт. Так, Журдан, один их первых генералов революционной Франции, до 1789 г. занимался мелкой торговлей, наполеоновский маршал Ней был сыном бочара, Мюрат — сыном трактирщика, Бернадот — сержантом королевской армии. В целях укрепления армии, повышения ее боеспособности правительство жестко контролировало обстановку в ней. Во время французской революции в армию направлялись представители Конвента — комиссары, пользовавшиеся широкими полномочиями.

Индивидуальная подготовка пехотинцев заключалась в совершенствовании приемов владения огнестрельным оружием и способов его коллективного использования. Причем если в конце XVIII в. подавляющая часть пехоты обучалась ведению залпового огня и только отдельные подразделения (егерские или вольтижерные роты) умели вести огонь с индивидуальным прицеливанием, то уже в начале XIX в. во Франции и в России вся пехота должна была уметь вести огневой бой в рассыпном строю.

Артиллеристы повышали мобильность и скорострельность своего оружия, учились вести артиллерийскую дуэль, поддерживать пехоту и конницу. Кавалеристы на протяжении XIX в. главной задачей имели подготовку и осуществление массовой кавалерийской атаки с использованием холодного оружия под интенсивным огнем противника, хотя боевая практика требовала самостоятельных действий мелких подвижных групп и умения совершать дальние рейды. Во время гражданской войны в США конные группы в 3-5 тыс. человек проходили до 960 км за 16 дней; отдельные отряды покрывали 120 км в сутки.

Наполеону принадлежит заслуга организации больших постоянных учебных лагерей, в которых обучались искусству действий все рода войск. В 1803-1805 гг. был создан на северном побережье Франции первый такой лагерь — Булонский. Позже практика организации обучения таким способом привилась во всех армиях мира. Для обучения подобным образом раз в 1 — 4 года призывались и резервисты.

Изменение в составе Вооруженных Сил.

Как и в предыдущие эпохи, Вооруженные Силы включали в себя сухопутные воиска и военно-морской флот.

Основными родами сухопутных войск оставались пехота, кавалерия, артиллерия. Все большее значение в подготовке и ведении боевых действий играл войсковой тыл. В конце XVIII в. усложнение войскового хозяйства вызвало создание специальных учреждений тыла: магазинов для складирования необходимых ресурсов и обоза, который доставлял их в войска. В прусской армии 1792 г. обозы разрослись до огромных размеров. Каждый батальон имел 108 палаток, для перевозки которых требовалось 28лошадей, 16 погонщиков и 4 пароконные повозки; в каждой роте было по одной четырехконной провиантовой фуре. В полку под ружьем находилось 2213 человек, а на довольствии значилось 2442 человека и 404 лошади.

В целях повышения мобильности частей в революционной армии Франции был упразднен обоз; магазинная система довольствия войск была ликвидирована и вместо нее введена реквизиционная. Офицеры французской армии 1793-1794 гг. мало чем отличались от солдат они не имели денщиков и повозок с имуществом.

Однако наличие специальных частей, занимавшихся поддержкой основных родов войск, было необходимо. Наполеон даже пытался обосновать численное соотношение различных родов сухопопутных войск. По его мнению, в армии кавалерия должна была составлять 1/4 часть от пехоты, а артиллерии нужно было иметь 4 орудия на 1 тыс. человек (по числу прислуги это составляло 1/8 часть от пехоты).

Большое место отводилось инженерному парку при армии, который составляли роты: саперные, минерные, понтонные. В начале XIX в. в отдельных кампаниях, проведенных русской и французской армиями, инженерные войска и фурштадт составляли по 10-11% от общей численности личного состава, •и соотношения просуществовали до конца века. Зарождавшееся воздухоплавание в то время являлось составной частью инженерных войск.

Военно-морской флот делился на собственно флот и силы береговой обороны. С переходом судов на механическую тягу и увеличением их зависимости от состояния береговых служб большое развитие в составе ВМФ получили морские порты и базы.

Совершенствование организационной структуры войск. Основой организационной структуры массовых армий являлась часть, которая могла самостоятельно функционировать в определенном районе в течение длительного времени. Такой частью мог быть полк батальон или бригада. Однако в отличие феодальных армий, капиталистические имели постоянные соединения таких частей — дивизия, которые в свою очередь сводись в высшие соединения или даже объединения.

Так, армия Наполеона делилась на корпуса, состав которых был постоянным. Он включал от двух до пяти пехотных дивизий. Дивизии состояли из двух-трех пехотных бригад, бригада — двух полков, полк — из четырех линейных батальонов и одного запасного. Батальон состоявший из 850 человек, подразделялся на шесть рот четыре фузилерных (мушкетерских), одну грена-рскую и одну вольтижерную (егерскую). Кроме пехотных дивизий в состав корпуса входили от одной до трех кавалерийских бригад, каждая из которых включала два кавалерийских полка, состоявших из четырех эскадронов. Каждая дивизия корпуса имела по две батареи восьмиорудииного состава и несколько саперных рот. Помимо дивизионной артиллерии имелась корпусная, состоявшая из 24 орудий. Таким образом, высшие соединения или объединения армии капиталистической формации были общевойсковыми, то есть включали в себя соединения и части различных родов сухопутных войск.

С учетом опыта, наполеоновских войн в начале XIX в. структypy немного изменили. В России корпуса были однородными (пехотными или кавалерийскими), а они уже сводились в общевойсковые постоянной численности объединения - армии. Такая организационная структура просуществовала без существенных изменений до начала Первой мировой войны.

Накануне ее изменились мобилизационные планы: в состав корпусов вводились инженерные части. Так, во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. прусские корпуса военного времени сводились в армии численностью 100-200 тыс. человек. Корпус мирного времени состоял из 2 пехотных дивизий (стандартного двухбригадного состава), кавалерийской бригады, артиллерийской бригады и трех батальонов: стрелкового, инженерного и обозного. В военное время корпус должен был насчитывать около 30 тыс. человек.

В составе военно-морских флотов разных стран из боевых кораблей определенных классов создавались отряды — постоянные или временные формирования, предназначенные для выполнения боевых или специальных задач. Отряды сводились и эскадры, а те в свою очередь — во флоты и флотилии. К началу XX в. во флотах формируются дивизионы кораблей, а береговые службы были объединены в военно-морские базы, морские зкипажи, части береговой обороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: