Место военной администрации в системе военных и правовых наук. Связь военной администрации с военной наукой и правовыми науками

Военная администрация тесно связана с военной и с правовой наукой, но имеет при этом собственный предмет исследования.

Военная наука представляет собой систему знаний о законах, военно-стратегическом характере войны (вооруженного конфликта), путях их предотвращения, строительстве и подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации и государства к вооруженным конфликтам, способах ведения вооруженной борьбы. Основным предметом военной науки является вооруженная борьба. К предмету военной науки относятся не только законы собственно вооруженной борьбы, но и исследование проблем вооруженной борьбы с учетом зависимости ее хода и исхода от соотношения экономических, морально-политических, научно-технических и военных возможностей воюющих сторон, ее форм, способов подготовки и ведения в стратегических, оперативных и тактических масштабах, состава, организации и технического оснащения Вооруженных Сил; проблем воинского обучения и воспитания, подготовки населения и мобилизационных ресурсов к войне; содержания, форм и методов управления (руководства) войсками (силами) в мирное и военное время; взаимосвязи войны и вооруженной борьбы с политикой и экономикой, а также их влияния на политическое и экономическое обеспечение строительства, подготовки и боевого применения Вооруженных Сил.

Центральным объектом военно-научного знания является война как социально-историческое явление и своеобразная сфера практической деятельности. Война имеет две стороны своего содержания: социально-политическую и военно-техническую (военно-стратегическую). При этом, социально-политическая сторона содержания войны характеризует ее политические цели и влияние на процесс общественного развития. Военно-техническая (военно-стратегическая) сторона содержания войны выражает ее масштаб, применяемые средства вооруженной борьбы и способы ведения военных действий.

Война и военное дело – неизменный спутник жизни человеческого общества. В основе развития общества и военного строительства находятся объективные социальные процессы. Военные знания исторически возникли в глубокой древности одновременно с философией. Значительные шаги в развитии военного дела были сделаны в Древней Греции и Риме. Военная мысль не сразу сформировалась как наука, накопление военных знаний происходило постепенно. Оформление несистематизированных военных знаний в науку относится к концу XVIII в.

Одной из характерных тенденций развития военных знаний является неуклонное расширение их объема, возникновение новых отраслей. Данный процесс отражает усложнение самой войны, возрастание ее взаимодействия со всеми сторонами общественной жизни. В свою очередь, все это обусловливает соответствующую взаимосвязь военной науки с социальными, техническими, естественными и другими науками.

Содержание и направленность военной науки обусловливаются военной доктриной, утверждаемой указом Президента Российской Федерации; в свою очередь, выводы и рекомендации военной науки используются при разработке военной доктрины Российской Федерации.

В настоящее время в качестве относительно самостоятельных отраслей военной теории рассматриваются и такие, как теория строительства вооруженных сил, теория управления войсками, теория гражданской обороны и др. При осуществлении строительства вооруженных сил, военного строительства в целом возникают общественные отношения, которые относятся и к объекту военной администрации. В этом плане можно констатировать совпадения определенного круга вопросов военной теории и военной администрации.

Военная администрация как наука исходит из положений и требований общей теории военной науки и теории военного искусства, с которыми она тесно взаимосвязана. Общая теория военной науки исследует проблему соотношения объективного и субъективного в военном деле, роль людей и военной техники в вооруженных конфликтах и другие наиболее общие и принципиальные вопросы военного строительства. Ее выводы и положения, как и положения военной доктрины, имеют важное значение для военно-административного права.

Теория военного искусства формулирует требования, которым должны отвечать организация войск, их управление, материальное обеспечение и т. д., что имеет определяющее значение для военно-административного права при исследовании организационно-правовых форм военного управления, комплектования войск, прохождения военной службы и других вопросов, относящихся к предмету военно-административного права. В свою очередь, требования военно-административных правовых норм учитываются при разработке и практическом осуществлении соответствующих положений теории военного искусства, состоящей из теории стратегии, оперативного искусства и тактики.

Вместе с тем, характеристика военной администрации лишь как одного из разделов военной науки является неполной и односторонней, она не раскрывает природы военной администрации как науки. Военная администрация, рассматривая определенную совокупность общественных отношений, один из аспектов общества, тесно связана с науками, изучающими общество, общественными науками.

Наряду с выявлением отмеченной связи военной администрации с некоторыми другими науками, необходимо учитывать, что ее объекту и предмету свойственно качественное своеобразие. Исторически переход к данному объекту от вопросов, изучаемых военной наукой, является результатом развития научных представлений о круге участников отношений, связанных с военным строительством, их статусе, развития общественных наук. Изучение военного строительства в качестве системы общественных отношений, т. е. объекта военной администрации, позволило существенно обогатить знания о нем.

При этом, к предмету военной администрации относятся не общественные отношения как таковые, а социальные связи, возникающие на основе определенных правовых норм, т. е. правоотношения, а также другие элементы правовой системы. Исходя из этого, военная администрация отличается по своему предмету от военных и ряда общественных наук, которые не изучают специально явления правовой действительности. Кроме того, в военной администрации, в отличие от некоторых общественных наук, при рассмотрении вопросов военного строительства уделяется большое внимание такому главному политическому элементу (институту) общества, как государство, деятельности органов государственной власти. Наличие у военной администрации самостоятельного статуса, связанного с наличием у нее собственного объекта и предмета, способствует рассмотрению социально-политического, юридического аспектов военного строительства на более высоком научном уровне.

В свою очередь, достижение военной администрацией данного уровня во многом обеспечивается благодаря ее неразрывной связи с науками о государстве и праве, т. е. с юридическими науками и, особенно, с такими отраслями, как конституционное и административное право. Эта связь обусловлена объективно. В основе ее находится отмеченное выше многообразие общественных отношений, связанных с военным строительством.

Характеризуя указанную связь, необходимо отметить, что при исследовании участия государства в военном строительстве, значения юридических средств для его осуществления военная администрация исходит из теоретических положений науки о государстве и праве. Так, при рассмотрении организационно-правовых основ государственного руководства и управления в области обороны военная администрация основывается на положениях теории государства и права, в том числе относящихся к осуществлению государством функции по обороне страны.

Изучение роли государства и органов государственной власти в организации обороны, руководстве и управлении вооруженными силами, проблемы правосубъектности этих органов и граждан в связи с участием в военном строительстве, а также целого ряда других проблем, связанных с его осуществлением, предполагает обязательное обращение к положениям науки конституционного права. Нормы конституционного права имеют основополагающее значение для военной администрации. В частности, Конституцией Российской Федерации оборона отнесена к ведению Российской Федерации, предусмотрены полномочия федеральных органов государственной власти в области обороны, воинская обязанность в Российской Федерации и военная служба. В органической связи военной администрации с конституционным правом проявляется единство государственного строительства и строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Весьма тесную связь имеет военная администрация с административным правом, изучающим юридический аспект деятельности органов исполнительной власти. При этом, необходимо отметить, что для военной администрации исходными являются такие положения, разрабатываемые наукой административного права, как: общие принципы государственного управления; учение о законности и способах ее обеспечения; теоретические положения о значении государственного управления и сущности административно-правовых отношений, системе и функциях органов исполнительной власти, организации федеральной государственной службы и статусе лиц, проходящих ее, об основах административной и дисциплинарной ответственности граждан. Более того, особенная часть курса административного права включает, в частности, тему «Управление в области обороны», содержание которой совпадает по существу с положениями, изучаемыми военной администрацией. Это позволяет сделать вывод, что военная администрация не только тесно связана с административным правом, но по ряду проблем (таких, например, как организационно-правовые основы военного управления, обеспечение законности в военном управления, прохождение военной службы) связана с ним как часть с целым. В этом отношении военная администрация представляет собой как бы продолжение, развитие и конкретизацию теории административного права в области военного строительства.

В то же время предмет военной администрации шире предмета административного права. Такое соотношение связано с тем, что ее предмет, не исчерпывается нормами лишь одной отрасли права – административного, а включает, как уже отмечалось, нормы ряда других отраслей права (наряду с другими своими элементами). Кроме того, предмет военной администрации включает в качестве неотъемлемой составной части участие государства в военном строительстве, а также отдельные организационные вопросы.

В связи с вышесказанным следует согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что было бы неправильно рассматривать военную администрацию как раздел или подотрасль науки административного права[11]. В значительной степени по указанной причине содержание военной администрации не может именоваться военно-административным правом.

Объективной необходимостью создания материально-технической основы военного строительства, выполнения для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации работ и предоставления им услуг, обеспечения государством их личного состава материальными и денежными средствами, соответствующим обслуживанием, осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих обусловлена связь военной администрации с гражданским, финансовым, налоговым, земельным и жилищным правом.

Труд гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, служебная деятельность государственных гражданских служащих, материальная ответственность работодателя и работника регулируются нормами трудового права, законодательства о федеральной государственной гражданской службе, которые имеют самое непосредственное отношение к предмету военной администрации.

Осуществление пенсионного и иных видов социального обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей в случаях, установленных законодательством, предопределяет связь военной администрации с правом на социальное обеспечение.

При привлечении военнослужащих к уголовной ответственности, исполнении в отношении осужденных из их числа органами военного управления некоторых видов наказаний, в том числе таких, как лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, отмечается определенная связь военной администрации с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что военная администрация по своему значению и содержанию является наукой военно-правовой (военно-юридической), т. е. в определенной степени интегрированной, объединяющей военные и правовые вопросы.

В наиболее общем плане принято считать, что военная администрация (как и военно-юридические науки) входит одновременно в состав как военной, так и правовой наук. Данное положение, верное по существу, целесообразно уточнить. При этом, необходимо отметить, что военная администрация является относительно самостоятельной наукой постольку, поскольку особенности ее предмета изучения нашли свое выражение в понятийном аппарате, классификациях и в целом в теории этой науки. Наличие у военной администрации собственной теории, присущие ей частнонаучные методы правоведения также свидетельствуют в пользу самостоятельности ее как науки.

В то же время военную науку в целом и военную администрацию объединяет то, что потребность в них связана с необходимостью осуществления единого направления деятельности государства по обороне страны. Поэтому многие основные положения, общая часть военной администрации тесно взаимосвязаны с общими положениями военной теории. Одновременно как в значительной мере общая, так и особенная части военной администрации являются элементом наук, изучающих государство и право. Реализуя свою познавательную и иные функции, военная администрация способствует развитию как военной науки, так и наук о государстве и праве.

Если военная администрация как наука занимается исследованием объективных явлений и закономерностей самой организующей деятельности по военному строительству, строительству Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках ее государственно-правовой регламентации, то одноименная учебная дисциплина излагает соответствующие научные положения и выводы.

В основе построения учебного курса военно-административного права, определения конкретного содержания и последовательного изучения тем лежит логическая взаимосвязь основных составных частей военного строительства и закрепляющих их юридических норм.

При формировании учебной дисциплины учитываются задачи, стоящие перед учебным заведением, обусловленные профилем подготовки кадров.

Изучение курса военно-административного права и понятия военного строительства как специфической отрасли государственной деятельности обусловлено необходимостью правильного понимания юридической природы и характера отношений в области военно-административной деятельности государства и его институтов. Наряду с содержанием и особенностями норм, регулирующих эти отношения, рассматриваются особенности правовых отношений, возникающих в области военного строительства.

Отдельная тема посвящена рассмотрению организационно-правовых основ государственного руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Органы военного управления, являясь составной частью федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, функционируют на основе общих принципов государственной деятельности, с учетом принципов военного строительства. Они действуют на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, требований указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, с учетом предписаний, содержащихся в общевоинских уставах и других нормативных правовых актах, издавая при этом различные правовые акты.

Отдельными темами изучаются вопросы воинской обязанности в Российской Федерации, комплектования Вооруженных Сил личным составом, прохождения военной службы.

В разделе курса, посвященном вопросам юридической ответственности военнослужащих, анализируются понятия воинской дисциплины, пути ее укрепления, рассматриваются дисциплинарные права и обязанности по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, а также изучаются иные вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих. Отдельно рассматриваются вопросы материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности военнослужащих.

Особое место в разделе курса отводится изучению вопросов организации материального обеспечения военнослужащих, правовых основ снабжения войск, правовых средств обеспечения сохранности военного имущества.

В связи с прохождением военной службы и исполнением воинской обязанности военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, в период проведения военных сборов пользуются социальными гарантиями. Эти вопросы, а также вопросы реализации прав на государственное социальное обеспечение рассматриваются в соответствующем разделе курса.

Преподавание военно-административного права преследует цель получения обучаемыми не только научных знаний, но и практических навыков применения норм военно-административного законодательства, осуществления контроля и надзора за их соблюдением органами военного управления, воинскими должностными лицами и военнослужащими.

Характер предмета военно-административного права, специфика его содержания предопределяют и виды учебных занятий по этой дисциплине, их соотношение и структуру. По курсу проводятся лекции, семинары, групповые (практические) занятия; выполняются контрольные работы, отрабатываются документы, осуществляется написание курсовых и дипломных работ.

Для более углубленного уяснения вопросов учебной программы курса военной администрации требуется изучение специальной научной литературы. В этом отношении большую помощь оказывают статьи в научно-практическом журнале «Право в Вооруженных Силах», серия специальной научной и методической литературы «Право в Вооруженных Силах – консультант», электронное периодическое научное издание «Военное право», а также статьи в журналах по теории государства и права, по военным проблемам философии, социологии, психологии и др. Нельзя не учитывать и значение обзоров судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, статистические данные Главной военной прокуратуры о практике осуществления контроля и надзора за соблюдением военного законодательства.

Таким образом, изучение курса военно-административного права с использованием всех видов занятий и форм обучения позволяет получить необходимые военно-юридические знания для профессиональной деятельности как военных юристов, так и воинских должностных лиц.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое военная наука и в чем состоит ее предмет?

2. Охарактеризуйте место военной администрации в системе военных наук.

3. Опишите взаимосвязь военной администрации с различными отраслями права.

4. Назовите основные вопросы, которые изучает военная администрация как учебная дисциплина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: