Исторические формы устройства вооруженных сил, их законодательное закрепление и общая характеристика

Глава II

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

На протяжении большей части ХХ в. вооруженные силы в экономически развитых странах мира развивались практически по одной из двух моделей военного устройства – «англо-саксонской» и «прусской» (или «восточно-европейской»).

Первая предполагает самостоятельность боевой деятельности видов вооруженных сил, вторая – формирование единой вертикали управления всеми вооруженными силами.

Англо-саксонская модель правового положения вооруженных сил в США и Великобритании сложилась исторически и основывалась на объективных географических, политических и экономических факторах. Географическое положение этих государств (у США, как и у Великобритании не было по соседству реального государства, способного угрожать их безопасности) определило необходимость формирования военно-морских сил как главного вида военной организации государства, способного самостоятельно решать боевые задачи. ВМФ этих государств имеют в своем составе и морскую пехоту, и авиацию.

Сухопутные войска, предназначались для поддержания колониального режима на территориях слаборазвитых государств Азии и Африки. Английские и американские сухопутные войска использовались, например, для борьбы с индейцами, коренными жителями Северной Америки. Исходя из того что каждый вид вооруженных сил решал собственные задачи, сформировалась система, при которой управление деятельностью различных видов войск осуществлялось децентрализованно.

По англо-саксонской модели руководство вооруженными силами осуществляется по линии видовых министерств. В государствах с такой моделью министерство обороны – это скорее орган политического, военно-стратегического или оперативного управления деятельностью вооруженных сил. Как правило, министерство обороны возглавляется в этих странах гражданскими лицами, и оно решает вопросы политического характера, занимается «полувоенными» вопросами, такими как финансирование, обеспечение, снабжение и т. п. Деятельность видов вооруженных сил в США координирует Комитет начальников штабов, а там, где создаются оперативные группы, – по вертикали: Верховный главнокомандующий – командующие оперативными командованиями.

По прусской (восточно-европейской) модели централизованное управление осуществляет генеральный штаб вооруженных сил, а с определенного исторического момента – министерство обороны, которое ставит задачи вооруженным силам, в том числе и генеральному штабу. Такая модель сформировалась в государствах, в которых выполнение военных задач осуществлялось с использованием всех видов вооруженных сил, всех сил и средств вооруженной борьбы. Это было обусловлено тем, что эти государства были вынуждены вести кровопролитные войны для обеспечения своего существования в географических и политических условиях, когда они были вынуждены отстаивать свои интересы в войне с сильным противником.

В Российской Федерации в прошлом и настоящем применяется именно такая организационно-правовая управленческая система.

Другим критерием классификации вооруженных сил различных государств является система их устройства, под которой принято понимать форму организации вооруженных сил, обусловленную способом комплектования войск личным составом и порядком выполнения гражданами воинской обязанности.

По системе устройства вооруженные силы подразделяются следующим образом:

а) постоянные армии:

– регулярные – армии, имеющие правильную и постоянную штатную военную организацию, систему комплектования, порядок прохождения военной службы, обучения и воспитания, содержащиеся в мирное время, личный состав которых проходит систематический курс военного обучения;

– кадровые – армии, основанные на содержании их в мирное время в сокращенном составе при наличии военно-обученных контингентов запаса (резерва), обеспечивающих мобилизационное развертывание армии и флота на случай войны. Такая система устройства армии применяется практически во всех государствах и характеризуется наличием в вооруженных силах воинских частей и соединений сокращенного и кадрового состава, а также необходимого количества воинских частей и соединений, развернутых по полному штату (части постоянной готовности);

– массовые армии – это многочисленные вооруженные силы, развертываемые государством в военное время с привлечением значительных масс граждан, пребывающих в запасе (военнообязанных). В разные периоды истории возможности создания массовых армий по людским ресурсам составляли 10 – 12 % (и более) от численности населения;

б) милиционные армии – это вооруженные силы, устройство которых основано на территориально-милиционной системе. В милиционной армии личный состав милиционных войск в мирное время составляет местное население. Непосредственно в воинских частях проходят службу основные командиры и некоторые специалисты. Военное обучение проводится в свободное от работы время методами вневойсковой подготовки, а также непродолжительных учебных сборов под руководством военных инструкторов из числа постоянного состава воинских частей. При возникновении военной опасности милиционная армия за относительно непродолжительное время развертывается до штатов военного времени. Главное преимущество милиционной армии состоит в существенном уменьшении затрат на ее содержание по сравнению с регулярной армией. Основной недостаток – относительно невысокий уровень боевой готовности и выучки войск;

в) смешанные армии – сочетание вышеназванных форм, т. е. кадровой и милиционной систем.

По способу комплектования вооруженные силы подразделяются следующим образом:

1) вооруженные силы, основанные на всеобщей воинской обязанности;

2) вооруженные силы, основанные на основе добровольчества (по найму, по контракту);

3) смешанные вооруженные силы (сочетание вышеназванных форм).

Вооруженные Силы Российской Федерации относятся к третьему из указанных типов и представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации для решения следующих задач:

1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят: центральные органы военного управления; виды Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот), рода войск Вооруженных Сил (Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска), Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации; войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (см. рис. 1).

Основу боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации составляют стратегические силы сдерживания и силы общего назначения.

Стратегические силы сдерживания предназначены для сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а также разгрома агрессора (нанесения ему поражения), в том числе в войне с применением ядерного оружия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: