Военная служба и порядок ее прохождения

Глава IV

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и запаса Вооруженных Сил Российской Федерации офицерским составом

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту

Призыв граждан Российской Федерации на военную службу. Альтернативная гражданская служба

Понятие, принципы и способы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации

Понятие, основное содержание и формы реализации воинской обязанности в Российской Федерации

Глава III

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ*

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан. Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом (военнослужащими) в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации реализуется в следующих формах:

– воинский учет;

– обязательная подготовка к военной службе;

– призыв на военную службу;

– прохождение военной службы по призыву;

– пребывание в запасе;

– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, ФМС России, СВР России, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету, в целях обеспечения полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечения в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

– мужского пола, пребывающие в запасе;

– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

– успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

– не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

– уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

– прошедшие альтернативную гражданскую службу;

– женского пола, имеющие военно-учетные специальности, указанные в Перечне военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (приложение к Положению о воинском учете)[21].

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладения ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:

– получение начальных знаний в области обороны;

– подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

– военно-патриотическое воспитание;

– подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

– медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

– проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в который введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования «Основы военной службы» преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.

Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, возложены на военные комиссариаты.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Пребывание в запасе является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

2) успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

3) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

4) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

5) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

6) прошедших альтернативную гражданскую службу;

7) женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Запас СВР России и запас ФСБ России создаются в порядке, определяемом Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства (см. таблицу 1).

Таблица 1

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
первый разряд второй разряд третий разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры До 45 лет до 50 лет до 55 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга До 50 лет до 55 лет до 60 лет
Полковники, капитаны 1 ранга до 55 лет до 60 лет
Высшие офицеры до 60 лет до 65 лет

Лица, пребывающие в запасе, первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

Военные сборы подразделяются следующим образом:

а) учебные сборы:

– в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава);

– по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям (учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям);

– по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы).

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать двух месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.

Началом военных сборов считается:

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Окончанием военных сборов считается:

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, – день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, следующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, – день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Организация проведения военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Организация проведения военных сборов граждан, предназначенных (приписанных) в специальные формирования, создаваемые на военное время, осуществляется центральными органами военного управления Минобороны России по заявкам соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей и специальных формирований.

Сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:

а) отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями;

б) организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;

в) оповещение и призыв граждан на военные сборы;

г) организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;

д) компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

От военных сборов освобождаются граждане женского пола, а также:

1) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

3) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

4) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

5) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности – в период навигации;

6) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, – в период проведения таких работ;

7) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

8) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

9) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, – на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

10) граждане, уволенные с военной службы, – в течение двух лет со дня увольнения в запас;

11) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

12) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу;

13) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

14) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

15) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), – до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

16) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;

17) граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

18) граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

19) граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.

Сроки проведения учебных сборов приписного состава должны согласовываться с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Основными задачами учебных сборов приписного состава являются:

а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий;

б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени;

в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей;

д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.

Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени. Подготовка граждан на учебных сборах приписного состава проводится на штатных воинских должностях и осуществляется по программам боевой подготовки (учебных сборов приписного состава), разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы.

На учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям призываются граждане, как правило, предназначенные для доукомплектования воинских частей до штатов военного времени. В целях накопления в запасе подготовленных по военно-учетным специальностям и воинским должностям граждан, необходимых для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и восполнения потерь войск (сил) в ходе войны, также могут призываться граждане первого разряда из остатков ресурсов комплектующих военных комиссариатов. На указанных учебных сборах проводятся:

а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности;

б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса;

в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники;

г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям проводится в учебных воинских частях, при военно-учебных заведениях, в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения обучаемых, необходимую учебную материально-техническую базу и личный состав, способный осуществлять подготовку обучаемых по программам проведения учебных сборов по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся учебные сборы.

По завершении учебных сборов проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием того, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность. Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен к присвоению очередного воинского звания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса проводятся для оценки состояния вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, их технического обслуживания, проверки работоспособности (для военной техники – контрольного пробега) и пригодности, переконсервации и постановки (закладки) на хранение, а также для изучения обслуживаемых вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса и совершенствования гражданами практических знаний по их эксплуатации и применению.

На учебных сборах не менее 25 % учебного времени отводится на техническую и специальную подготовку.

Учебные сборы проводятся в соответствии с планами воинских частей по освежению и переконсервации материальных средств неприкосновенного запаса, проведению технического обслуживания и ремонта вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, содержащихся на длительном хранении.

Проверочные сборы проводятся в целях определения уровня боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов, проверки реальности сроков (нормативов) выполнения спланированных мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов, переводу воинских частей с мирного на военное время (отмобилизованию и переводу воинских частей на военное время) и проведению их боевого слаживания, а также совершенствования знаний, умений и навыков граждан по воинским должностям, на которые они предназначены (приписаны) по мобилизации. Проведение проверочных сборов осуществляется Минобороны России на основании указов Президента Российской Федерации. Для проведения проверочных сборов осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени с призывом граждан, приписанных к этим воинским частям, и проведением боевого слаживания (слаживания). После перевода воинских частей с мирного на военное время воинские части могут подвергаться проверке на их способность выполнять задачи по предназначению.

Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает:

– обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы;

– обеспечение имуществом по установленным нормам;

– финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение):

а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:

– среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;

– расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;

– расходов по найму (поднайму) жилья;

– командировочных (суточных);

б) за время прохождения военных сборов:

– оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;

– коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;

– среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;

– командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, – по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

а) рядовой или матрос – пять месяцев;

б) младший сержант или старшина 2 статьи – один год;

в) сержант или старшина 1 статьи – два года;

г) старший сержант или главный старшина – три года;

д) прапорщик или мичман – три года;

е) младший лейтенант – два года;

ж) лейтенант – три года;

з) старший лейтенант – три года;

и) капитан или капитан-лейтенант – четыре года;

к) майор или капитан 3 ранга – пять лет;

л) подполковник или капитан 2 ранга – шесть лет.

По решению министра обороны Российской Федерации (директора СВР России, директора ФСБ России) гражданину, пребывающему в запасе, с высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы по специальности, применимой на военной службе, имеющему воинское звание офицера, срок пребывания в воинском звании может быть сокращен.

Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:

а) имеющему высшее профессиональное образование – лейтенанта;

б) имеющему среднее профессиональное образование – младшего лейтенанта.

Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

– до старшины или главного корабельного старшины включительно – военным комиссаром;

– до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно – военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

б) офицеру – до полковника или капитана 1 ранга включительно – министром обороны Российской Федерации.

Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:

а) до старшего лейтенанта включительно – при положительной аттестации;

б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно – при прохождении им военных сборов по должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).

Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.

Гражданам, пребывающим в запасе СВР России и ФСБ России, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на воинских должностях.

Права должностных лиц по присвоению воинских званий, порядок присвоения воинских званий и проведения аттестации указанных граждан определяются соответственно директором СВР России и директором ФСБ России.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие воинской обязанности граждан Российской Федерации и назовите ее основные формы.

2. В чем состоит предназначение воинского учета граждан Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте порядок обязательной подготовки граждан к военной службе.

4. Расскажите о пребывании граждан в запасе как форме реализации воинской обязанности.

5. Какие цели и задачи решаются при проведении военных сборов граждан?

6. Как осуществляется материальное обеспечение граждан, призванных на военные сборы?

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Отношения, связанные с комплектованием военной организации военнослужащими, образуют соответствующую систему. Система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе, их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развертывания.

К основным элементам системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; способы комплектования. Также в систему комплектования входят: условия комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Принципы комплектования представляют собой установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

В современной военно-правовой литературе различают три принципа комплектования военной организации государства:

1) экстерриториальный, когда войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов;

2) территориальный, когда войска комплектуются военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части;

3) смешанный – сочетающий первый и второй принципы.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации предпочтительней для федеративных государств с многонациональной и поликонфессиональной структурой населения, со значительной дифференциацией плотности населения по регионам, а также имеющих значительные воинские контингенты за пределами национальной территории.

Территориальный принцип комплектования принят во многих государствах, прежде всего в тех, где преобладает мононациональная структура народа, имеется равномерно сбалансированная плотность населения, военная организации комплектуется на основе добровольного способа комплектования и нет необходимости нахождения значительного военного контингента за пределами национальной территории. Считается, что военнослужащие, проходящие военную службу по месту их жительства, в большей степени ощущают моральную и психологическую поддержку родных и близких, лучше обеспечены в материально-бытовом плане.

Территориальный характер комплектования и принцип «землячества» считаются важным инструментом повышения эффективности армии и поддержания высокого морального духа военнослужащих.

Территориального принципа комплектования придерживаются не только страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но и страны с добровольческими вооруженными силами. Например, в армии Великобритании традиционно используется так называемый территориально-полковой метод комплектования, в соответствии с которым полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Географические названия британских полков (йоркширский, ланкаширский и т. д.) – не только дань традиции, но и прямое отражение территориального принципа их комплектования[22].

В 1981 г. США также начали внедрять территориальный принцип комплектования своих сухопутных войск, носивших до этого в основном экстерриториальный характер (военнослужащий мог повлиять на место своей службы только при заключении контракта о прохождении военной службы). Перевод в США части своих вооруженных сил на территориальную систему комплектования объясняется стремлением к формированию в нижнем звене (взвод – рота – батальон) «локального патриотизма» в интересах поддержания высокого морально-психологического настроения солдат[23].

Содержание территориальных войск значительно дешевле, чем экстерриториальной армии. Исходя из этого, сегодня территориальный принцип комплектования армии используют Беларусь, Словакия, Латвия и другие государства. В целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы комплектование воинских частей вооруженных сил Казахстана организовано в основном по территориальному принципу.

Россия также имеет определенный опыт территориальной организации Вооруженных Сил. Так, в ходе военной реформы 1924 – 1925 гг. во внутренних округах были созданы территориальные части, которые комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы. Территориальный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться существенного сокращения затрат на оборону при сохранении системы военной подготовки граждан, поступающих на военную службу[24].

Однако у территориального принципа комплектования имелись и существенные недостатки – уровень подготовки территориальных войск был слишком низким, а география их размещения не соответствовала потребностям обороны. Укомплектованные по территориальному принципу дивизии не имели современной техники, которая поступала в войска, в них был значительно ниже, чем в кадровых частях, уровень дисциплины и порядка. Подготовка к предстоящей войне потребовала создания мобильной, обученной и высоко дисциплинированной армии. В этой связи к началу 1939 г. в СССР окончательно отказались от комплектования армии по территориальному принципу.

В настоящее время в Российской Федерации территориальный принцип комплектования войск военнослужащими не может быть реализован без негативных последствий для ее обороноспособности. В силу неравномерности социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации потребность войск в людских ресурсах не соответствует их наличию в районах дислокации войск ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, на территории Дальневосточного военного округа численность граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу составляет порядка 4 % от общего числа такой категории в стране. В то же время потребность войск, дислоцированных на территории этого военного округа, в призывных ресурсах, существенно превышает указанные возможности.

Также сугубо территориальный принцип комплектования войск для России неприемлем в силу многонационального и поликонфессионального состава ее населения. Нетрудно представить, какие бы трудности возникли, если бы воинские части, дислоцированные на Северном Кавказе или в других регионах с повышенной этнической конфликтностью, комплектовались бы по территориальному принципу. Нельзя забывать, что созданные Д. Дудаевым в 90-е гг. прошлого века национальные чеченские воинские формирования активно включились в сепаратистскую деятельность и открыто участвовали в боевых действиях против федеральных войск. Гарантом недопущения подобной ситуации впредь является сохранение в Российской Федерации экстерриториального принципа комплектования частей военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

В силу указанных обстоятельств Россия придерживается смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил (экстерриториального для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и территориального для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту).

В настоящее время комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу, предполагающему укомплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации. Экстерриториальный принцип комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими путем призыва установлен подп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обороне».

На граждан, добровольно поступающих на военную службу по контракту, не распространяется требование о призыве на военную службу по экстерриториальному принципу. Следовательно, граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе проходить военную службу как по месту их постоянного жительства, так и за его пределами. В настоящее время комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должностей рядового и сержантского состава осуществляется преимущественно по территориальному принципу. Должности же офицеров и прапорщиков комплектуются, как правило, по экстерриториальному принципу. Однако в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, прибывающих из других регионов, в последние годы, особенно в крупных городах России, наблюдается тенденция комплектования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.

Таким образом, в Вооруженных Силах Российской Федерации сложился смешанный принцип комплектования военнослужащими на основе сочетания территориального и экстерриториального принципов. Вместе с тем, на законодательном уровне нет прямого указания о смешанном принципе комплектования.

С принципами комплектования вооруженных сил органично взаимосвязаны способы их комплектования. В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: 1) народное ополчение; 2) рекрутская повинность; 3) наемничество; 4) добровольчество; 5) конскрипция[25]; 6) всеобщая воинская повинность (обязанность).

Федеральным законом «Об обороне» установлены два способа комплектования: 1) путем призыва военнообязанных граждан на военную службу; 2) путем добровольного поступления граждан России и иностранных граждан на военную службу по контракту. Каждый из указанных способов имеет свои преимущества.

Так, основным преимуществом комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации призывниками на основе воинской обязанности является то, что таким способом можно создать массовую многомиллионную армию. Кроме того, призывная система позволяет готовить значительные военно-обученные резервы. Также преимуществом комплектования по призыву является то обстоятельство, что содержание призывника обходится на порядок дешевле, чем добровольца, проходящего военную службу по контракту. Сохранение призывной системы комплектования дает еще одно преимущество – позволяет иметь альтернативную гражданскую службу, необходимую для трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Вместе с тем, очевидны и недостатки призывной системы. В их числе: недостаточная профессиональная подготовка военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В силу отсутствия материальных стимулов у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, наблюдается в целом низкий уровень ответственности за интересы военной службы.

Основным преимуществом добровольческого способа комплектования армии является то, что у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, достигается высокий уровень профессионализма. Этому способствуют обусловленная материальным стимулированием личная заинтересованность контрактников в профессиональном росте, а также более длительные, чем у призывников сроки военной службы по контракту. Однако профессиональная армия явно дороже, чем комплектуемая призывным способом. Подготовка кадров, достойное денежное довольствие, жилье, инфраструктура, техническое переоснащение вооруженных сил, введение в действие механизма, обеспечивающего соблюдение социальных гарантий военнослужащим-контрактникам, – все это требует огромных средств и времени.

От призывной системы Россия, как и многие другие страны, не может отказаться по объективным причинам – содержание дорогостоящей полностью профессиональной армии российской экономике сегодня не выдержать. В настоящее время никому в мире, кроме США, не под силу содержать миллионную профессиональную армию.

Также необходимо учитывать, что у России самая большая в мире территория и наиболее протяженные границы. В силу геополитических факторов нельзя делать ставку исключительно на контрактников. В случае начала широкомасштабной войны контрактники, которыми комплектуются Пограничные войска и части постоянной боевой готовности, дислоцированные на стратегически важных направлениях, могут понести большие потери, и профессионально воевать будет практически некому. Кроме тех, кто служит в мирное время, для обеспечения военной безопасности государства еще необходимы многочисленные военно-обученные резервы, а контрактная армия в нужном количестве их не подготовит. Очевидно, что с началом широкомасштабных боевых действий значительного количества военнослужащих потребуют не только действующие войска, но и войска, обеспечивающие защиту страны от нападения на других участках границ вне зоны военного конфликта. Отечественный военный опыт свидетельствует о том, что в случае войны будут необходимы людские ресурсы, значительно превышающие численность армии мирного времени. Таким образом, полный отказ от призыва в такой стране, как Россия, невозможен без потери ее обороноспособности.

Иметь небольшую контрактную армию могут позволить себе отдельные европейские государства, которые, являясь членами блока НАТО, рассчитывают на военную мощь ведущих держав альянса, прежде всего США, имеющих почти полуторамиллионную профессиональную армию. Поэтому многие европейские государства – члены НАТО, предоставляя свои территории для развертывания передовых структур вооруженных сил США, в обеспечении своей военной безопасности главным образом рассчитывают на американскую военную мощь.

Российской Федерации в обеспечении своей военной безопасности приходится рассчитывать главным образом на собственные возможности, поскольку в настоящее время Россия почти не имеет достаточно надежных и мощных в военном отношении военно-политических союзников. Военное сотрудничество с государствами СНГ сдерживается имеющимися противоречиями. Сегодня и в обозримом будущем не следует рассчитывать на военную помощь Украины, Азербайджана, Грузии и Молдавии, которые строят национальную политику военной безопасности, ориентируясь на перспективы вступления в НАТО. Не может быть значительной военная помощь со стороны Армении и среднеазиатских государств СНГ, которые еще не избавились от экономической и военной слабости. Единственным государством СНГ, военная помощь которого была бы существенной, является Республика Беларусь. Сотрудничество России с Китаем и другими странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) носит преимущественно экономический и политический характер и вряд ли в обозримой перспективе приведет к созданию на базе этой политической организации военного блока.

Таким образом, даже в мирное время для гарантированного обеспечения своей военной безопасности Российская Федерации должна постоянно иметь Вооруженные Силы численностью порядка одного миллиона человек. Однако в силу ограниченности экономических возможностей страны Российская Федерация в настоящее время может перевести на контрактный способ комплектования только часть своей более чем миллионной армии. Впрочем, всю военную организацию переводить на контрактный способ комплектования и не требуется. Ведь в военное время перед Россией неизбежно возникнет задача мобилизации значительных военно-обученных людских ресурсов, для подготовки которых необходимо сохранить и комплектование части военной организации по призыву на основе воинской обязанности.

Личный состав военных организаций включает не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, которые трудятся в центральных и иных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (ст. 12 Федерального закона «Об обороне»).

Лица гражданского персонала характеризуются следующими признаками:

– они исполняют обязанности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в военных организациях;

– они заключают трудовой договор или служебный контракт (федеральные государственные служащие) с уполномоченным должностным лицом военной организации;

– они исполняют обязанности в целях обеспечения возложенных на военные организации, в штате которых они состоят, задач.

Правовой статус гражданского персонала и военнослужащих различен. Статус последних определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Правовой статус лиц гражданского персонала, в свою очередь, также неоднороден, поскольку часть из них работают по трудовому договору (соответственно трудовые отношения регулируются ТК РФ), другая часть являются федеральными гражданскими служащими[26], статус которых определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Военные организации могут комплектоваться как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами[27] (за исключением должностей федеральных гражданских служащих).

К федеральным гражданским служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Минобороны России и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственные должности Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32. Согласно указанному Перечню к государственной должности Российской Федерации относится должность министра обороны Российской Федерации. Необходимо отметить, что непосредственное исполнение полномочий лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (в том числе министра обороны Российской Федерации), по российскому законодательству государственной службой не является.

Федеральная гражданская служба осуществляется (исполняется) на определенных должностях в Минобороны России, и ее назначение – обеспечить полномочия Минобороны России и Министра обороны Российской Федерации. Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие категории: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Лица гражданского персонала, не относящиеся к федеральным гражданским служащим, осуществляют трудовую деятельность на основании трудового договора, заключаемого с полномочным должностным лицом военной организации, которое является представителем работодателя, в соответствии с трудовым законодательством. Основное предназначение этой части гражданского персонала – выполнение вспомогательных функций по обеспечению повседневной деятельности военных организаций, поддержанию их боеготовности и боеспособности; она неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих и др.

Гражданский персонал относится к некомбатантам, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица, хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

В силу специфики трудовой деятельности в военных организациях отдельными нормативными правовыми актами предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций. На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами военных организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 ТК РФ).

Условия труда гражданского персонала регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере труда и социального развития и ведомственные нормативные акты Минобороны России.

В некоторых случаях лица гражданского персонала могут временно замещать вакантные воинские должности или привлекаться в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке). Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается на основании приказа командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается.

Гражданский персонал, кроме федеральных гражданских служащих, комплектуется на основании заключаемого каждым работником индивидуального трудового договора, отличительными чертами которого являются: детальная правовая регламентация условий труда и его оплаты, допустимая законом альтернативность его условий, четкая определенность порученной трудовой функции, правовая защищенность предусмотренных им прав и обязанностей его сторон, стабильность установленных им трудовых отношений и др.

Действующим законодательством установлен единственный способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом – путем поступления граждан на работу (службу) в форме их прямого (самостоятельного) обращения за работой к работодателю либо через посредника – в органы службы занятости населения или негосударственные организации по трудоустройству. Порядок содействия занятости населения урегулирован Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с ним командование воинских частей имеет право на равных основаниях принимать на работу граждан, как самостоятельно обратившихся по поводу трудоустройства, так и прибывших по направлениям органов службы занятости населения. При любой из названных форм трудоустройства порядок приема граждан на работу по трудовому договору (служебному контракту) в военные организации и условия их трудовой деятельности предусмотрены ТК РФ, законодательством о государственной службе и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и государственной службы.

Трудовой договор (служебный контракт) с гражданским персоналом – это соглашение между воинской частью и работником (федеральным гражданским служащим), в соответствии с которым одна сторона – воинская часть поручает ему работу (профессиональную служебную деятельность) по обусловленной трудовой (служебной) функции, обеспечивает условия труда (службы), предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивает ему вознаграждение (заработную плату, денежное содержание), а другая сторона – гражданский персонал обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую (служебную) функцию и соблюдать действующие в военной организации (воинской части) правила внутреннего трудового распорядка (служебного распорядка).

Участниками (сторонами) указанного соглашения являются работодатель, в качестве которого выступает военная организация (воинская часть) в лице ее руководителя (командира, начальника), и работник (федеральный гражданский служащий) из числа гражданского персонала.

Порядок приема на работу состоит из двух последовательных этапов действий командира (начальника) или по его поручению руководителя кадровой службы: подбора претендента на работу и оформления отношений с принимаемым на работу лицом.

Подбор претендента на работу заключается в определении деловых качеств обратившегося за работой и их соответствия предъявляемым требованиям по вакантной должности. Под деловыми качествами понимается, прежде всего, профессиональная пригодность будущего работника поручаемой трудовой (служебной) функции, т. е. работе (профессиональной служебной деятельности) по определенной специальности, квалификации или должности (должности федеральной государственной службы).

На данном этапе следует учитывать предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии приема граждан на работу, запрещающие необоснованный отказ в заключении трудового договора по различным обстоятельствам (например, в зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного положения, места жительства и др.), не связанным с деловыми качествами претендента на работу. Исключениями признаются случаи, прямо предусмотренные законодательством, в частности запрет на прием иностранных граждан в качестве гражданского персонала на федеральную государственную гражданскую службу (ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

В случае отказа в работе командир воинской части по требованию гражданина должен письменно сообщить причины такого отказа, который может быть обжалован в судебном порядке. Нарушение равноправия граждан в области трудовых отношений и, кроме того, отказ в приеме на работу женщин по мотивам, связанным с наличием у них детей или беременности, влечет уголовное преследование по ст.ст. 136 и 145 УК РФ.

В то же время не являются дискриминацией установленные действующим законодательством ограничения при приеме на работу, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или повышенной охраной труда отдельных категорий граждан. В целях охраны здоровья и по другим причинам определены следующие ограничения возможности заключения гражданами трудового договора:

1) возрастные ограничения (ст. 63 ТК РФ), состоящие в том, что по общему правилу прием на работу граждан возможен с 16 лет, а в частных случаях: с 15 лет – при получении основного общего образования и оставлении общеобразовательного учреждения; с 14 лет – для выполнения учащимися в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего образовательного процесса; с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, – для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях. Наряду с этим, к государственной гражданской службе могут привлекаться только граждане Российской Федерации не моложе 18 лет;

2) ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников (ст. 253 ТК РФ). Женщины и работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной от


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: