Правовой режим имущества военных организаций

Законодательно закрепленное определение военного имущества содержится в ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ, где под имуществом воинской части понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Имущество воинской части, военной организации – это средства, которые являются материальной основой для выполнения воинскими частями, военными организациями возложенных на них задач.

В гражданском праве понятие «имущество» охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности (в нормах о предприятии, о приватизации, о правопреемстве при реорганизации юридических лиц и т. п.). В силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении (в том числе и в области обороны) одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому при определении правового статуса военного имущества необходимо, прежде всего, выяснить, в рамках каких правоотношений (военно-административных или гражданско-правовых) это имущество рассматривается.

Правовой режим военного имущества может определяться как нормами военного законодательства (в случаях, когда это имущество не участвует в гражданском обороте, основанном на равенстве сторон имущественных правоотношений), так и нормами гражданского права (в случаях, когда военное имущество участвует в гражданском обороте). С учетом этого в юридической литературе дается следующее определение: военное имущество –это состоящие в федеральной собственности материальные средства, находящиеся у военных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (в мирное и военное время) по обеспечению обороны страны и безопасности государства[90].

С точки зрения оборотоспособности можно выделить следующие виды военного имущества:

военное имущество, изъятое из оборота (например, ракетные комплексы, ядерное, бактериологическое, химическое и иное оружие массового поражения, боевые корабли, самолеты и т. п.);

ограниченно оборотоспособное военное имущество (может принадлежать лишь определенным лицам либо допускается в обращение только по специальному разрешению);

военное имущество, свободное в обороте (военное имущество, которое не изъято из оборота или не ограничено в обороте, например, продовольствие, предметы мебели, отдельные виды военной формы одежды, медикаментов и т. п.).

От того, к какому виду принадлежит военное имущество, зависит и комплекс правомочий субъектов имущественных правоотношений по управлению этим военным имуществом.

Правовой режим военного имущества различается также в зависимости от того, является это имущество движимым или недвижимым.

Под недвижимым военным имуществом принято понимать состоящие на балансе или закрепленные за военными организациями жилые и нежилые здания, административные и специальные здания, коммунальные и иные сооружения, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также другие объекты, которые в соответствии с действующим гражданским законодательством подлежат государственной регистрации.

К движимому военному имуществу относятся все остальные материальные средства военных организаций, переданные им установленным порядком для выполнения их специфических задач в области обороны и военной безопасности государства.

Под правовым режимом имущества принято понимать совокупность установленных действующим законодательством и связанных с этим имуществом прав, обязанностей и ответственности субъектов имущественных отношений.

Субъектами правоотношений, которые возникают по поводу военного имущества, являются Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, уполномоченные им органы (Росимущество, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и нижестоящие органы военного управления в соответствии с их полномочиями), военные организации.

Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы – федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация, в пределах предоставленных им прав. Указанные федеральные органы исполнительной власти также делегируют ряд полномочий по управлению военным имуществом своим нижестоящим органам управления, в ведении которых находятся вопросы управления тем или иным видом военного имущества. В Минобороны России центральным органом военного управления, на которое возложены функции по управлению федеральным имуществом, является Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, который имеет соответствующие территориальные подразделения.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 756 образованы:

– ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России;

– ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Перечень полномочий соответствующих органов и должностных лиц по управлению военным имуществом, как правило, устанавливается в положениях об этих службах, различных нормативных правовых документах (общевоинских уставах, Положении о войсковом (корабельном) хозяйстве, соответствующих руководствах, инструкциях, наставлениях и т. п.), должностных инструкциях, которые утверждаются уполномоченными органами и должностными лицами.

Права собственника в отношении военного имущества реализуются Правительством Российской Федерации и уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством, содержащим как нормы гражданского права, так и военно-административные нормы. Следует отметить, что такие права собственника, как владение и пользование военным имуществом, полностью передаются военным организациям, которые в установленном военным законодательством порядке получают, обеспечивают сохранность и использование военного имущества по его целевому предназначению. Собственник (орган, осуществляющий его полномочия) осуществляет контроль за использованием по предназначению и сохранностью военного имущества. Осуществляется такой контроль, как правило, различными государственными органами (в том числе и органами военного управления) в порядке, установленном в соответствующих нормативных правовых актах.

В перечень прав, осуществляемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом, также входят права, связанные с созданием военной организации, определением предмета и целей ее деятельности, ее реорганизацией и ликвидацией, назначением руководителя военной организации, а также право на получение части прибыли от использования имущества предприятия. Данные права также оказывают существенное влияние на правовой режим военного имущества, порядок его хранения и использования.

Законодательством устанавливается разрешительная система в отношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых военными организациями. В число этих сделок, прежде всего, входят: продажа недвижимого имущества, закрепленного за военной организацией, сдача его в аренду, обременение залогом, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Разрешения на совершение указанных сделок выдаются Росимуществом.

В отношении распоряжения движимым имуществом, принадлежащим военному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также производимой им продукцией ограничений не существует, за исключением случаев, специально оговоренных законом или иными нормативными правовыми актами.

Порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определен ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165.

Реализация высвобождаемого движимого военного имущества видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, органов военного управления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании предписаний для передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества, выдаваемых уполномоченным органом военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках, по установленной форме через отобранные Минобороны России на конкурсной основе организации, в том числе:

– на внутреннем рынке – по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены;

– на внешнем рынке – в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося за границей, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства, на территории которого это имущество находится, а также норм международного права.

Денежные средства, полученные от реализации высвобождаемого движимого военного имущества, за вычетом затрат на его предпродажную подготовку и реализацию, в полном объеме перечисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения является вещным правом, производным от права федеральной собственности на военное имущество. Входящие в его содержание права владения, пользования и распоряжения, по своему названию идентичные соответствующим правам, принадлежащим собственнику, имеют иное, более ограниченное по заложенным в них возможностям, юридическое значение по сравнению с правами собственника. В частности, в определенных случаях военное имущество, закрепленное за военной организацией на праве хозяйственного ведения, может быть изъято у этой организации (по решению собственника). Использование такого военного имущества допускается только в соответствии с целями деятельности военной организации, определенными ему собственником военного имущества, а распоряжаться военным недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог и т. п.) военная организация не может без согласия собственника.

Право оперативного управления военным имуществом является также вещным правом, производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограниченны по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике военного имущества. Данные ограничения не только устанавливаются законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника (в лице уполномоченных органов) и назначения имущества. В частности, собственник имущества, закрепленного за военной организацией на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления по общему правилу возникает у военной организации с момента передачи ему уполномоченным органом имущества, являющегося объектом указанных прав (если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления распространяются на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также на имущество, приобретенное военным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям. При этом, применяется порядок, установленный для приобретения права собственности. Все это позволяет сделать общий вывод о том, что военные предприятия и учреждения лишены права быть собственниками какого-либо имущества, находящегося в их владении.

Прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого, такое прекращение может быть произведено и по решению собственника (уполномоченного им органа) при условии, что оно имеет правомерный характер.

В условиях Вооруженных Сил Российской Федерации можно выделить следующие основания прекращения прав на военное имущество:

– в результате использования по целевому назначению как в ходе боевых действий или учений (боеприпасы, ракеты и т. п.), так и в повседневной деятельности войск (продовольствие, медикаменты, вещевое имущество, топливо и т. п.);

– в результате утраты имущества как в ходе боевых действий, стихийных бедствий, так и по халатности или иной противоправной деятельности;

– в результате участия военной организации в гражданском обороте, в случаях, допускаемых законом (например, путем реализации движимого военного имущества в порядке, предусмотренном ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165);

– путем изъятия по решению уполномоченных вышестоящих органов военного управления (при переформировании, передислокации, сокращении, ликвидации, снятии материальных средств со снабжения, наличии в частях (соединениях) излишних материальных средств, сезонной смены имущества и т. п.).

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Согласно Типовому общему положению о федеральном бюджетном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 г. № 935, имущество учреждения формируется за счет:

– имущества, закрепленного собственником за учреждением на праве оперативного управления;

– материальных ценностей, поступивших и приобретенных в порядке централизованного снабжения;

– средств федерального бюджета;

– иных доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право оперативного управления в отношении федерального имущества, закрепленного за учреждением, возникает у учреждения с момента передачи и приобретения имущества, если иное не установлено законами и иными правовыми актами или решением собственника.

Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Имущество учреждения является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками учреждения. В состав имущества учреждения не может включаться имущество иной формы собственности.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вооружение, военная техника и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, при необходимости решения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, может изыматься и передаваться другим воинским частям в порядке, установленном в Минобороны России.

Помимо федеральных бюджетных учреждений, в составе Вооруженных Сил Российской Федерации имеются предприятия. В зависимости от правового режима имущества, закрепленного за военными предприятиями, различают военные федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения, и военные казенные предприятия, обладающие своим имуществом на праве оперативного управления.

ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, и не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, а также сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. При этом, следует учитывать, что в отношении сделок с недвижимым имуществом военных предприятий требуется согласование, которое осуществляет Росимущество.

Движимым и недвижимым имуществом военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными, не порождающими правовых последствий с момента их заключения.

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника в лице уполномоченных органов совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Такие сделки должны соответствовать предмету и целям деятельности этого предприятия. Кроме того, уставом военного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Как правило, функции собственника в таких случаях выполняет соответствующий орган военного управления, в ведении которого находятся вопросы материального обеспечения и контроля за деятельностью военного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Актуальным в условиях расширения рыночных отношений во всех сферах деятельности является вопрос участия военных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в коммерческих и некоммерческих организациях. В соответствии с действующим законодательством унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций (за исключением кредитных), а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц, только после получения письменного согласия (согласования) такого решения от собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Военное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом передавать другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т. п.) все имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, лишь с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Реализация производимой военным казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, при этом цены (тарифы) реализуемой продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом.

Следует также учитывать, что военное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом (в том числе с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия, поскольку в противном случае может произойти сбой поставок материально-технических средств в войска, что создаст угрозу обороноспособности государства, его безопасности.

Деятельность военного казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом, которым, как правило, является соответствующий довольствующий орган военного управления. Порядок распределения и использования доходов (прибыли) военного предприятия устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом и определяется более детально (с учетом специфики деятельности), как правило, в уставе этого предприятия.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте общую характеристику понятия «военное имущество».

2. Раскройте основные формы собственности военных организаций на военное имущество.

3. Охарактеризуйте основные организационно-правовые формы военных организаций, как субъектов имущественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: