Методические указания
Упражнения на представляемость выполняются только после прочного усвоения структуры боевого приема, так как проведение их предусматривает не многократное повторение одного и того же боевого действия, как в индивидуальном уроке, а разнообразное чередование их (положение, типичное для учебного боя и боя вообще). Эти упражнения — высший этап взаимодействия партнеров на фоне тактики боевых действий — проводятся спортсменами 1-й группы. В индивидуальных уроках кандидатов и мастеров спорта СССР они должны занимать 10—20% времени от урока.
Тренер подбирает пары по принципу «сильный — слабый», где сильный, от которого требуется авторитет, большая дисциплинированность, лучшее знание изучаемого материала, выступает в роли защищающегося. Последний реагирует на разведку вначале в боевом темпе, постепенно снижая его до медленного, ожидая, пока ученик поймет, какое действие целесообразно в данной фехтовальной фразе, и выполнит его.
Контрольные нормативы для 1-й группы.
|
|
Упражнение 1. Найти пути поражения партнера при одинарных (с 3-й попытки разведки) и двойных защитах (с 4-й попытки) в верхних и нижних линиях, выполняемых прямо, полукругом и кругом.
Упражнение 2. То же с включением батманов и круговых защит (с 5-й попытки). Для старших разрядов первый и второй нормативы выполняются со 2-й попытки.
Упражнение 3. Найти пути поражения партнера в сложных, многотемповых, обобщающих защитах всех типов, простых и сложных контратаках, учитывая изменение дистанции со стороны партнера (с 3-й попытки).
Взаимные индивидуальные уроки, на наш взгляд, не должны рассматриваться как аварийный запас на случай отсутствия достаточного количества штатных тренеров. Действующие спортсмены не только не должны избегать проведения индивидуальных уроков, а наоборот, в целях своей лучшей подготовки обязаны часть своего тренировочного времени посвящать работе в качестве тренера, так как этот вид парной работы способствует: а) выработке представляемости о движении клинка противника; б) расширению тактического кругозора и его части — боевого мышления (в роли тренера приходится действовать наоборот, с одновременным решением частной тактики приема за ученика); в) повышению эмоциональной заинтересованности, сознательного отношения к выполнению действий и раскрытию причин ошибок; г) устранению иждивенческих настроений у бойцов, полагающих, что. тренер собственноручно должен их «разминать», автоматически натаскивать на прием.
Положительная сторона взаимоуроков состоит и в увеличении плотности урока и контроле за работой, создании подлинно дружеской атмосферы взаимопомощи и привития вкуса к самостоятельной работе.
|
|
Суть взаимоуроков состоит в том, что один из партнеров на некоторое время общего урока становится «тренером», а другой выступает в роли «ученика».
На взаимоуроках выбираются 1—3 плохо получающиеся, в данный момент разучиваемые, совершенствуемые учеником элементы.
Только фехтовальщики 3-й группы при условии овладения тренерской техникой могут проводить взаимоуроки с включением в них сложных, продолжительных взаимодействий с вариантами подготавливающих и завершающих действий.
Основной принцип подбора пар во взаимоуроках — степень подготовленности занимающихся. Ученики могут быть равными по силе (рекомендуется, чтобы «тренер» и «ученик» периодически менялись ролями), или «тренер» по подготовленности должен превосходить ученика. Обязательное условие: элементы, отрабатываемые во взаимоуроках, должны быть хорошо усвоены на более ранней стадии обучения — на мишенях, в парных упражнениях.
Соупражняющиеся — в масках, «тренер» дополнительно защищен нагрудником, а в сабельном и шпажном уроках — рукавом.
Работа «тренера» во взаимоуроках требует большой представляемости о путях передвижения клинка партнера, знаний тактического применения данного боевого действия и техники его выполнения. Это усложняет работу «тренера», действующего в роли ученика. Практика показывает, что «тренеру», заказавшему ученику один боевой прием и выполняющему противоположные действия, необходима длительная специальная подготовка.
Техника «тренера» при совершенствовании атакующих действий может не отличаться от техники настоящего тренера. В работе же над защитными вариантами, ри-постами и контратаками «тренер» атакует из боевой стойки, применяя вместо подшагивания выпад с посылом вооруженной руки в настоящую атаку, т. е. сам тренирует наступательную комбинацию со скоростью, доступной «ученику», проигрывая партнеру только в тактике, получая за это уколы, удары.
В продолжительных уроках фехтовальщиков высшей квалификации техника работы «тренера» аналогична условной тренерской технике, в которую он только эпизодически вкрапливает боевые действия. Во всех случаях «тренер» всегда точно выполняет движение своим оружием, так как от качества его подачи непосредственно зависят точность и быстрота освоения приема его партнером.
Взаимоуроки организует тренер, который устанавливает время для их проведения, определяет боевые действия, определяет продолжительность взаимоуроков, подбирает пары и инструктирует «тренеров» во время общей разминки, проводимой подготовленным спортсменом.
Основная часть отдельных учебно-тренировочных уроков может быть посвящена только взаимным индивидуальным урокам, но, как правило, они сочетаются с другими методами проведения упражнений под контролем и руководством тренера, пресекающего случаи несерьезного поведения как «тренера», так и «ученика».
Контрольный урок проверки проводится в течение 1 — 3 мин, по преимуществу в поточном методе, где преподаватель имеет возможность видеть ошибки занимающегося и корректировать их. Повторяем, что длительные по времени индивидуальные уроки в 1-й группе исключаются, так как тренер должен обучать всю группу, а не перспективных учеников. Обучение и совершенствование учеников в групповом методе — процесс длительный, требующий максимальных сил и знаний преподавателя и, конечно, исключающий пассивное поведение «тренера-наставника».
Кроме «микроуроков» (индивидуальных) контрольные занятия могут занимать весь урок или часть его.