Взаимоуроки

Методические указания

Упражнения на представляемость выполняются только после прочного усвоения структуры боевого приема, так как проведение их предусматривает не многократное по­вторение одного и того же боевого действия, как в инди­видуальном уроке, а разнообразное чередование их (по­ложение, типичное для учебного боя и боя вообще). Эти упражнения — высший этап взаимодействия партнеров на фоне тактики боевых действий — проводятся спорт­сменами 1-й группы. В индивидуальных уроках кандида­тов и мастеров спорта СССР они должны занимать 10—20% времени от урока.

Тренер подбирает пары по принципу «сильный — слабый», где сильный, от которого требуется авторитет, большая дисциплинированность, лучшее знание изучае­мого материала, выступает в роли защищающегося. Последний реагирует на разведку вначале в боевом тем­пе, постепенно снижая его до медленного, ожидая, пока ученик поймет, какое действие целесообразно в данной фехтовальной фразе, и выполнит его.

Контрольные нормативы для 1-й группы.

Упражне­ние 1. Найти пути поражения партнера при одинарных (с 3-й попытки разведки) и двойных защитах (с 4-й по­пытки) в верхних и нижних линиях, выполняемых прямо, полукругом и кругом.

Упражнение 2. То же с включением батманов и кру­говых защит (с 5-й попытки). Для старших разрядов первый и второй нормативы выполняются со 2-й по­пытки.

Упражнение 3. Найти пути поражения партнера в сложных, многотемповых, обобщающих защитах всех типов, простых и сложных контратаках, учитывая изме­нение дистанции со стороны партнера (с 3-й попытки).

Взаимные индивидуальные уроки, на наш взгляд, не должны рассматриваться как аварийный запас на случай отсутствия достаточного количества штатных тренеров. Действующие спортсмены не только не должны избегать проведения индивидуальных уроков, а наоборот, в целях своей лучшей подготовки обязаны часть своего трениро­вочного времени посвящать работе в качестве тренера, так как этот вид парной работы способствует: а) выра­ботке представляемости о движении клинка противника; б) расширению тактического кругозора и его части — боевого мышления (в роли тренера приходится действо­вать наоборот, с одновременным решением частной так­тики приема за ученика); в) повышению эмоциональной заинтересованности, сознательного отношения к выполне­нию действий и раскрытию причин ошибок; г) устранению иждивенческих настроений у бойцов, полагающих, что. тренер собственноручно должен их «разминать», автома­тически натаскивать на прием.

Положительная сторона взаимоуроков состоит и в увеличении плотности урока и контроле за работой, созда­нии подлинно дружеской атмосферы взаимопомощи и привития вкуса к самостоятельной работе.

Суть взаимоуроков состоит в том, что один из парт­неров на некоторое время общего урока становится «тре­нером», а другой выступает в роли «ученика».

На взаимоуроках выбираются 1—3 плохо получающиеся, в данный момент разучиваемые, совершенствуе­мые учеником элементы.

Только фехтовальщики 3-й группы при условии овла­дения тренерской техникой могут проводить взаимоуроки с включением в них сложных, продолжительных взаимо­действий с вариантами подготавливающих и завершаю­щих действий.

Основной принцип подбора пар во взаимоуроках — степень подготовленности занимающихся. Ученики могут быть равными по силе (рекомендуется, чтобы «тренер» и «ученик» периодически менялись ролями), или «тренер» по подготовленности должен превосходить ученика. Обя­зательное условие: элементы, отрабатываемые во взаимо­уроках, должны быть хорошо усвоены на более ранней стадии обучения — на мишенях, в парных упражнениях.

Соупражняющиеся — в масках, «тренер» дополнитель­но защищен нагрудником, а в сабельном и шпажном уроках — рукавом.

Работа «тренера» во взаимоуроках требует большой представляемости о путях передвижения клинка партнера, знаний тактического применения данного боевого действия и техники его выполнения. Это усложняет работу «трене­ра», действующего в роли ученика. Практика показывает, что «тренеру», заказавшему ученику один боевой прием и выполняющему противоположные действия, необходима длительная специальная подготовка.

Техника «тренера» при совершенствовании атакующих действий может не отличаться от техники настоящего тренера. В работе же над защитными вариантами, ри-постами и контратаками «тренер» атакует из боевой стой­ки, применяя вместо подшагивания выпад с посылом вооруженной руки в настоящую атаку, т. е. сам тренирует наступательную комбинацию со скоростью, доступной «ученику», проигрывая партнеру только в тактике, получая за это уколы, удары.

В продолжительных уроках фехтовальщиков высшей квалификации техника работы «тренера» аналогична условной тренерской технике, в которую он только эпизо­дически вкрапливает боевые действия. Во всех случаях «тренер» всегда точно выполняет движение своим ору­жием, так как от качества его подачи непосредственно зависят точность и быстрота освоения приема его парт­нером.

Взаимоуроки организует тренер, который устанавли­вает время для их проведения, определяет боевые действия, определяет продолжительность взаимоуроков, подби­рает пары и инструктирует «тренеров» во время общей разминки, проводимой подготовленным спортсменом.

Основная часть отдельных учебно-тренировочных уро­ков может быть посвящена только взаимным индиви­дуальным урокам, но, как правило, они сочетаются с дру­гими методами проведения упражнений под контролем и руководством тренера, пресекающего случаи несерьез­ного поведения как «тренера», так и «ученика».

Контрольный урок проверки проводится в течение 1 — 3 мин, по преимуществу в поточном методе, где преподава­тель имеет возможность видеть ошибки занимающегося и корректировать их. Повторяем, что длительные по време­ни индивидуальные уроки в 1-й группе исключаются, так как тренер должен обучать всю группу, а не перспективных учеников. Обучение и совершенствование учеников в груп­повом методе — процесс длительный, требующий макси­мальных сил и знаний преподавателя и, конечно, исклю­чающий пассивное поведение «тренера-наставника».

Кроме «микроуроков» (индивидуальных) контрольные занятия могут занимать весь урок или часть его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: