Организационно-методические указания

Рапира

Сабля

Примеры обусловленных контров на сложные дей­ствия (1-я группа).

Обусловленные контры на сложные действия

Рапира, шпага

Сабля

1. Атака по маске, 5-я защита, ответ по маске (пра­вому, левому боку). 2. Атака на правый бок, 3-я защита, ответ по маске (правому боку). 3. Атака уколом в 4-й сектор (прямо, переводом), 4-я защита, ответ по маске (правому боку). 4. Атака на левый бок, 4-я за­щита, ответ по маске или правому боку.

Примечания: 1. Исходное положение в 1, 3 и 4-м упражне­ниях — 3 позиция; во 2-м упражнении защищающийся в 4-й или 5-й по­зиции. 2. Ответы уколом, как технически трудные и мало распростра­ненные, в 1-й группе не изучаются.

1. Атака прямо (переводом) в 4-й сектор, защита 4-я, ответ прямо. 2. Атака та же, защита круг 6, ответ прямо или переводом. 3. Атака та же в 3-й сектор, за­щита круг 4, ответ прямо. 4. Атака та же в 3-й сектор, защита 6-я, ответ прямо или переводом. 5. Атака та же во 2-й сектор, защита 8-я, ответ.

Примечания: 1. Расположение оружия партнеров в позициях и соединениях в соответствии с комбинациями. 2. На шпагах практи­ковать уколы в руку и впереди стоящую ногу.

Обусловленные контры на сложные действия, т. е. действия, в которых та или другая акция выполняется не в 1, а в 2 и более фехтовальных темпа, проводятся в тех же 14 упражнениях, описанных выше, в каждом из которых атакующий проводит одну заранее известную обороняющемуся атаку. Например, сабля — 3-темповая атака — обмен по маске (1-й темп), обман на правый бок (2-й), удар по левому боку (3-й темп); рапира — 2-темповая атака—обман переводом (1-й темп) — укол с переводом (2-й темп); шпага — 2-темповая атака — захват в 6-е соединение (1-й темп), укол с переводом (2-й темп). Обороняющийся закрывается соответствую­щими, обусловленными защитами и наносит ответ.

Этот вид контров не пользуется особым распростра­нением, так как противоречит основному правилу фехто­вального поединка — по возможности не реагировать на подготавливающие действия противника в виде обманов, действий на оружие; защищающийся, зная конечное направление атаки, как правило, в контрах этого типа принимает защиту только на последнее движение ата­кующего, игнорируя его обманы. Однако ими не следует пренебрегать в качестве профилактики в случаях, когда обороняющийся обладает повышенной возбудимостью и чрезмерно реагирует на финты атакующего.

Существует и другая методика проведения упражне­ний в обусловленных контрах на сложные действия, при которой защищающийся по заданию тренера обязан принимать соответствующие защиты для нормаль­ного- развития атаки с попыткой успешно перехва­тить ее в начальных темпах или защититься в последний момент с нанесением ответа.

Эта методика способствует правильному ведению клинка в сложных защитах и создает оптимальные усло­вия для вариативной по скорости атаки.

Предположим, что в обусловленных контрах на слож­ные действия совершенствуется атака: обман на левый бок, удар по маске с переносом. И. п. — дистанция сред­няя, партнеры в третьих позициях. Нападающий со ско­ростным выпадом проводит указанную преднамеренную атаку. Защищающийся пытается 4-й защитой пере­хватить глубокий, но медленный обман на левый бок с ответом по маске или, если обман проведен формально, обозначает 4-ю защиту и, перекрываясь от удара 5-й защитой, наносит обусловленный ответ.

Если защищающийся постоянно умышленно не реаги­рует на обман по левому боку, атакующий по незаметной подсказке тренера в очередной попытке проводит просто удар по левому боку, что заставит обороняющегося в следующий раз реагировать при хорошем обмане 4-й защитой.

Этот прием употребляется как методическое исключе­ние и не имеет отношения к контрам по выбору.

1. Обман по маске, удар по правому боку, 5—3-я защиты, ответ по маске (правому боку) и наоборот. 2. Обман по левому боку, удар по маске. 4—5-я защиты, ответ по правому боку (левому), маске и наоборот. 3. Обман уколом прямо, удар по правому боку, 4—3-я защиты, ответ по маске (бокам). 4. Обман уколом прямо, удар по маске, 4—5-я защиты, ответ по маске. 5. Батман в 4-е соединение, удар по маске, 5-я защита, ответ по маске, бокам.

1. Батман в 4-е соединение, укол прямо, защита 4-я, ответ прямо. 2. Батман в 6-е соединение — укол с переводом, защита 4-я, ответ прямо. 3. Батман в 6-е соеди­нение — укол прямо, защита 6-я, ответ с переводом,
защита круговая 4-я, ответ прямо. 4. Батман в 8-е соеди­нение — укол с переводом, защита 4-я, ответ прямо, за­
щита 6-я, ответ с переводом. 5. Два перевода в верхних линиях, заканчивающихся уколом в 4-й сектор, защиты
6—4, ответ прямо. 6. То же с уколом в 3-й сектор, защиты 4—6, ответ с переводом. 7. Обман переводом во 2-й сектор, перевод вверх, защиты 8—4, ответ прямо, защиты 8—6, ответ с переводом. 8. Обман прямо, пере­вод в 4-й сектор, защиты круговая 6—4, ответ прямо. 9. Обман прямо, перевод в 3-й сектор, защиты круго­вая 4—6, ответ прямо. 10. Обман прямо, перевод кна­ружи, защиты круговая 4—6, ответ с переводом. 11. Удвоенный перевод, заканчивающийся внутрь, за­щиты круговая 6—4, ответ прямо. 12. Удвоенный пере­вод, заканчивающийся кнаружи, защита круговая 4—6, ответ с переводом.

Примечание: Комбинации для шпаги те же, что и для ра­пиры, но исходят из специфики шпажного фехтования: финты и атаки проводятся на вооруженную руку и ответы даются всегда с оп­позицией.

Упражнения в контрах требуют от ведущего урок повышенного внимания, специальных знаний методики подбора упражнений и хорошо продуманной организации занятий, с тем, чтобы при предоставлении самостоятель­ности действий ученику руководящая роль оставалась за тренером.

Если в рипостной игре главная цель — отработать правильные движения вооруженной руки в условных атаках, защитах и ответах, то в контрах те же приемы становятся боевыми, с активно сопротивляющимся парт­нером — будущим противником. Атаки выполняются на предельной скорости, обязательно с боевой дистанции, требующей не только движения вооруженной руки, но и доставки оружия в виде выпада, атаки броском и предварительных сближений.

Физиологическая нагрузка для атакующего, включа­ющего в работу ноги, туловище, резко усиливается. У обороняющегося — повышенная требовательность к концентрации внимания. Элементы соревнования, не­избежно возникающие в ходе контров, ведут к повыше­нию психофизической напряженности, часто большей, чем в процессе учебно-тренировочного боя. Поэтому тренер через каждые 4—6 атак, проведенных напада­ющим, меняет партнеров местами. По этой же причи­не контры в уроке не должны занимать более 20— 30 мин.

Партнеров желательно подбирать по силам, чтобы обеспечить равное участие обоих в начальном периоде обучения и совершенствования того или иного приема. Впоследствии каждый из них должен отрабатывать бое­вые действия с партнерами, обладающими разной кон­ституцией, техникой, подготовленностью, психическими и моральными качествами. Это достигается периодиче­ской сменой партнеров.

Упражнения в контрах можно провести и в тройках, где один из спортсменов наблюдает за двумя другими, выполняющими поставленную задачу. Такая организа­ция развивает наблюдательность, воспитывает инструкторские навыки, способствует организации микропроцесса внутри тройки, где отдыхающий несет одновремен­но функции судьи. Тренер должен поощрять обмен мнени­ями в паузах между упражнениями, так как это ведет к творческой заинтересованности, анализу ошибок и их исправлению.

Контры могут проводиться в виде соревнований с задачей нанести в данном упражнении большее коли­чество уколов-ударов из 5—10 атак с ведением счета достигнутых атак, полученных ответов и взятых защит.

Для тренировки в контровых упражнениях атаки «стрелой» защищающийся стоит спиной не к стене, а к стулу или чучелу, мешающему отступать, но позволя­ющему атакующему закончить бросок пробежкой мимо защищающегося.

Опытный тренер должен подбирать боевые приемы и контрольные упражнения с таким расчетом, чтобы в случае неовладения данным боевым действием перенести его в условия более легкого контрового упраж­нения.

Обучение, совершенствование и боевая тренировка фехтовальщика являются единым многолетним педагоги­ческим процессом.

Под обучением принято понимать овладение новыми, первичными знаниями, навыками и умениями. Этот про­цесс предполагает формирование у занимающегося спе­циализированных двигательных навыков в соответствии с программой, возможностями и индивидуальными от­личиями ученика и характеризуется овладением формой, пространственной структурой движения, составляю­щей суть приема или действия при оптимальной ско­рости.

Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного школьного двигательного навыка в неизме­няемых, стандартных условиях его выполнения при мак­симальной сосредоточенности внимания ученика.

Тренер должен помнить, что форсирование обучения и совершенствования на первой стадии, без усвоения школьных приемов, составляющих фундамент спортивно­го мастерства, ведет к трудно исправимым в дальней­шем техническим недостаткам, но и наоборот, макси­малистское требование идеального исполнения боевого действия, не допускающего перехода к изучению следу­ющих по трудности приемов, может обернуться потерей интереса ученика к фехтованию вообще.

За 2—3 года обучения фехтовальщик, обладающий средними психофизическими данными, при правильной организации педагогического процесса может овладеть объемом боевых действий, позволяющих ему выполнить начальные требования Единой всесоюзной спортивной классификации.

Дальнейшее совершенствование фехтовальщика сла­гается из углубленного развития спортивно-технических и тактических навыков и умений, физических и мораль­но-волевых качеств с сопутствующей задачей — улучше­ния состояния здоровья.

Этап совершенствования предполагает стремление фехтовальщика (третьеразрядника 1-й группы) работать уже в условиях не учебного, а учебно-тренировочного урока. В занятиях со спортсменами 2-й и 3-й групп все большее место должны занимать специальные уп­ражнения на техническую и тактическую вариатив­ность действий, близких к боевым условиям. Характерен переход от тактики «приема» к тактическим взаимодействиям фехтующих.

Совершенствование в широком аспекте предусматри­вает некоторое разрушение двигательных параметров, начальной техники и предполагает автоматизацию вари­ативной техники в процессе специализированных реакций и умений; оттачивание тактического мастерства, которо­му, спортсмен посвящает долгие годы своей тренировки, в новых формах: индивидуальных уроках, контрах и рипостной игре высшего порядка и др.

Однако высококвалифицированные спортсмены и их тренеры должны помнить основной тезис методики со­ветской школы фехтования, что наилучшей практиче­ской школой тактики является сам бой во всех его видах, начиная с учебного, ограниченного специальными условиями, и кончая соревновательным.

Контрольные нормативы. Обусловленные контры на простые действия (табл. 1): сабля — и. п. партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, удар по маске, защита 5-я, ответ; рапира, шпага — 6-е соединение, вла­деет обороняющийся, дистанция средняя, атакующий колет с переводом в 4-й сектор, партнер защищается 4-й защитой с попыткой нанести ответ прямо.

Обусловленные контры на сложные действия (табл. 2): сабля — и. п. — партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, обман уколом в левый бок, удар по маске, защита 4-я и 5-я, ответ; рапира, шпага — 4-е со­единение, владеет защищающийся; атака двумя перево­дами, защита 6—4, ответ прямо.

Примечания: 1. Упражнения выполняются с максимальной скоростью, без синкопирующих движений, в доступной для атакую­щего технике. 2. Защищающиеся в контрах на сложные действия обя­зательно берут защиты. 3. У женщин (атакующих) на одно пораже­ние меньше, чем у мужчин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: