Глава IV. СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА
Методические указания
Каждый из приведенных выше видов боев способствует совершенствованию необходимых качеств, умений, специализированных реакцией в различной степени. Так, бои 1—5 и 8 рекомендуются для фехтовальщиков 1-й группы, бои 6—7 — для 2-й и 3-й групп.
Только после того, как спортсмен 1-й группы будет многократно и успешно использовать в учебном бою, а иногда и в соревнованиях, тренируемое боевое действие, начальную задачу следует считать выполненной.
У спортсменов 1-й группы учебные бои должны преобладать над вольными боями с фиксированием результатов.
Поединки, проводимые фехтовальщиком без организующей роли тренера, при отсутствии навыков самостоятельной работы часто ведут к негативным результатам — созданию неправильных двигательных и тактических стереотипов.
Неверное использование учебных боев может привести к тому, что спортсмен, добросовестно выполняющий трудное для него задание тренера, часто проигрывает и приходит к неправильному выводу о явном превосходстве своего противника — моральный фактор, нежелательный в условиях соревновательного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста — спортивного самолюбия, каждый учебный бой или группу их обязательно следует заканчивать вольным боем «на счет». Здесь ради победы соперники прибегают к приемам, дающим положительный эффект, доказывают, кто есть кто, а тренер снисходительно относится к некоторой утечке боевой техники.
|
|
Учебные бои могут быть частью общего урока, что не исключает, а предполагает специальные уроки, посвященные только тренировочным боям. Из практики передовых коллективов можно отметить, что один день в недельном цикле соревновательного периода отводится учебным боям. На таких тренировках тренер имеет возможность сам увидеть достижения своих учеников и сделать выводы для дальнейшей работы.
Контрольные нормативы. Для проверки успеваемости приводим нормативы на освоение боевых действий в учебных боях.
Учебный бой 1. Попасть в финал соревнований (2 человека) — «отлично». Попасть в полуфинал (4 человека) — «хорошо». Оставшиеся (4 человека) — «посредственно». Первые выбывшие из соревнований (2 человека) — «неудовлетворительно».
Примечание. Группа начальной подготовки насчитывает 12 человек.
Учебный бой 2. В 3-минутном (чистого времени) бою нанести противнику с правильной техникой: 3 укола — «отлично», 2 — «хорошо», 1 — «посредственно»; оценка «неудовлетворительно» выставляется ученику, который, возможно, и выиграл бой, но нанес укол с неправильной техникой действий.
|
|
Весь процесс обучения и тренировки в фехтовании представляет собой последовательную и систематическую подготовку к соревновательному бою, в котором фехтующий, пользуясь техническими и тактическими приемами (при условии подчинения их правилам фехтовального поединка) стремится нанести противнику обусловленное число уколов (ударов).
Не трудно заметить, как с повышением мастерства меняются и специальные методы совершенствования фехтовальщика: от элементарных, гимнастических упражнений в строю, упражнений с условным противником (мишенью), простейших боевых действий в групповом обучении к высшим формам совершенствования — усложненной рипостной игре и контрам, венчаемым индивидуальными уроками и учебно-тренировочными боями, где на первый план выдвигаются задачи тактического совершенствования.
В этом многолетнем процессе не остается без изменения и техника, под которой понимается пространственная структура выполнения боевого действия во времени.
Техника фехтовальщика сложна и разнообразна. К примеру, скоординировать по времени и дистанции 12 тысяч возможных комбинаций движений вооруженной руки рапириста с десятками вариантов работы ног и туловища при активном сопротивлении противника, обладающего в потенциале тем же запасом атакующих и обороняющих средств, — задача сложная. Она решается в следующей последовательности (соответственно группе подготовленности): понять, разучить и закрепить классические, учебные приемы (1-я группа); расширить возможность применения приема в стандартных технико-тактических условиях, т. е. превратить его в боевое действие с прочными условнорефлекторными связями, характерными для автоматизированного выполнения (2-я группа), и, наконец, расширить репертуар бойца по мере развития способностей использовать двигательные навыки в изменяющихся условиях поединка, т. е. добиться вариативности действий на основании ранее образованных условнорефлекторных связей, позволяющих быстро образовывать новые формы движений (3-я группа).
Переход от одного этапа к другому сопряжен с большими трудностями в освоении программных требований и зависит от степени одаренности ученика, его трудолюбия, квалификации тренера, условий проведения боев со спортсменами разного класса.
В профессиональном аспекте тренер должен быть чутким камертоном, улавливающим готовность своего ученика к переходу от одной стадии к другой.
Так, если при выполнении основной атаки при обучении мы требовали, чтобы выпрямление вооруженной руки осуществлялось перед работой ног при выпаде с целью избежания естественных замахов при переводах и уколах, типичных для новичков («показать укол» — «коли»), то в боевой технике выполнения приемов нападения (в том числе и атак с действием на оружие противника) это становится анахронизмом, мешающим росту бойца.
Говоря о технике атакующих действий, многие специалисты считают, что во время атаки квалифицированного фехтовальщика последний подает корпус вперед и начинает работу ног для выпада только после того, как вооруженная рука полностью выпрямлена; «вначале голова, затем рука и, наконец, ноги» — крылатая пословица многовековой давности, определявшая эту концепцию. Давно доказана несостоятельность этого положения, так как вооруженная рука должна выпрямляться в момент укола.
Сказанное выше целиком относится и к атакам с батманами. Первый двигательный импульс исходит не от руки, а от смещения таза вперед и разгибания сзади стоящей ноги, с тем чтобы в первой трети выпада произвести действие на слабую часть клинка противника своей средней или сильной частью и тем самым не оставить никакой надежды на успешную защиту. Кроме того, жестко вытянутая рука в атаке лишает атакующего свободно пользоваться ею в действиях переключения.
|
|
В фехтовании на саблях неверность этой трактовки еще более заметна, так как нельзя делать рубочного движения (пальцами), если не произведена «доставка» оружия ногами и туловищем. Предварительное вытягивание руки чревато также возможностью получить «темпо». В меньшей степени это относится к шпажному фехтованию.
В выполнении основной скоростной атаки конечный пик ускорения слагается из 3 элементов, сфокусированных в одну временную точку: 1. Продолжения выпрямления вооруженной руки. 2. Окончательного разгибания сзади стоящей и выхлеста маховой ноги — несущей платформы укола. 3. Незначительного смещения корпуса фехтовальщика в направлении противника (Прим. ред).
Итак, на наш взгляд старая трактовка взаимокоординации остается действительной в процессе начального обучения новичка как профилактика против инстинкта «замаха», и настоящее педагогическое мастерство должно подсказать тренеру, когда переходить на новый способ.
В процессе эволюции методики фехтования качественно меняются боевые приемы, средства передвижений, защитные действия, но большинство наших тренеров не справляются с этим потоком информации и работают по старинке или, что хуже, пытаются уже в постановке «школы» вооружить ученика приемами, свойственными только бойцам экстракласса.
Так, в защитные действия новичка вводятся на рапирах и шпагах 1-я защита с последующим рипостом «горбушкой» Свешникова, в сабле — 7-я защита с эффектной концовкой — ответом через голову по пробегающему во флеше противнику и т. п. Однако нельзя забывать о том, что «школа» — это прежде всего постановка классической техники, не терпящей никакого форсажа.
Не менее вредна практика, при которой тренер в индивидуальном уроке «набивает» стандартную боевую защиту у квалифицированного спортсмена 2-й группы в резко очерченных рамках без учета дистанции, тактических моментов с однообразными по ритму и характеру подачами оружия (только переводом, прямо), образуя у ученика жесткий стереотип формальной защиты, трудно поддающийся впоследствии разрушению, а также далекий от гибкости вариативный навык.
|
|
Тренеры в своей практике совершенно недостаточно для постановки техники боевых защит используют атаки с различными батманами, захватами во все позиции оружия ученика, ограничиваясь условной атакой переводом и рипостом в широко открытое место. Чаще применяют только защиты подстановкой, культивируемые венгерской школой, забывая о перехватах, требующих движения оружия вперед, а также экспромтные защиты вплоть до положения «крючка», прикрывающего ученика в экстремальных условиях боя. Нередко тренер обучает ученика защитным действиям из стандартной, несвойственной ему боевой позиции (например, из 6-й, хотя ученик в бою работает с оружием, опущенным вниз), мало уделяет внимания защитам со сближением и оппозициями — мощным фактором борьбы с необъективным судейством, дающим возможность работать в «один фонарь». В контратакующе-защитных акциях необходимо пересмотреть наше отношение к таким видам классических вольтов, как пассато-сотто, инквартата и другие, заменив их более мобильными уклонениями, которые свойственны лучшим представителям итальянской школы.
Вклад контратакующих и защитных действий в соревновательную деятельность даже у кандидатов и мастеров спорта (саблистов) незначителен (соответственно 8,8 и 12,9%); около 74% от общего количества контратак выполняется несвоевременно, с опозданием или в несоответствии с боевыми действиями, применяемыми противниками. При выполнении защит оружием юные саблисты допускают большое количество технико-тактических ошибок, что проявляется в неумении определить направление завершающей фазы нападения противника (37%) и неправильном предвосхищении динамических и кинематических параметров движения своих противников. 90% всех результативных схваток начинаются со статических положений: на линии предупреждения своей и противника, а также с дальней и средней дистанций, преодоление которых не требует использования глубоких и продолжительных нападений.
Необходимость прочного усвоения защит оружием как способа противодействия атакам становится очевидной потому, что в боях молодых саблистов основным средством является простая атака. Объем ее применения составляет 27%, а защита оружием используется лишь в 15% от общего количества выполненных действий. Следовательно, даже при 100% результативности защитных действий примерно 12% простых атак беспрепятственно достигают цели.
Группа студентов ГЦОЛИФКа, специализирующихся по фехтованию, возглавляемая доцентом А. Д. Мовшович, в течение 1981 —1983 гг. на открытых турнирах и первенствах г. Москвы провела исследования, охватившие 120 рапиристов, по двум группам: 1-я группа начальной подготовки—10—13 лет и 2-я группа учебно-тренировочная— 14—16 лет. Обработка большого количества статистического материала позволяет сделать некоторые предварительные выводы о степени применения в боях (см. табл. 3) программного материала по специальной подготовке, динамике атакующих действий, защитных средств и ответов в различные секторы поражаемого пространства, способов передвижений, тенденциях развития и применения «школьных» приемов и боевой техники на разных стадиях совершенствования и тренировки (табл. 4).
Для полного анализа и выводов желательно продолжить начатые исследования по другим видам оружия и на более высоких ступенях мастерства.
У более подготовленных рапиристов наблюдается тенденция саблистов — верхние защиты. Внутренний сектор перекрывается 4—5-й защитами, наружный — 6—8-й; в связи с увеличением «купэ» резко возрастает роль 9-й защиты. Появление рукоятки «пистолета» повело к исчезновению 3-го «фантастического» парада. У квалифицированных фехтовальщиков многие работают в 8-й боевой позиции и в случае необходимости предпочитают 8-ю защиту. Очень редко применяется круговая 6-я и 2-я защита, а также защиты со сближением.
Обращает внимание увеличение поражения наружного сектора во 2-й группе суммарно (44,8% против 17,2% в 1-й группе), включение в поражаемое пространство бока и спины (10,4% против 1,56% в 1-й группе).