double arrow

Анонс в современых СМИ

1

Анонс

Малые жанры журалистики: анонс, аннотация, рецензия

ЗАДАНИЕ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Тексты.

Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах / Сост., подгот. текстов, предисл., коммент. Е. А. Грушко, Ю. М. Медведева. — Н.Новгород, 1996. — (Первое изд.: М., 1848).

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII— XX веков / Изд. подготовили М. Я. Мельц, В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. — М.; Л., 1961.

Худяков И. А. Великорусские загадки. — М., 1861.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. — М., 1957. (Также: М., 1984. Первое изд.: М., 1861-1862. Второе изд.: СПб.; М., 1879).

Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и за­дач. Составил Д. Н. Садовников. — М., 1959. (Первое изд.: СПб., 1876).

Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и пого­ворках: Сборник русских пословиц и поговорок. — Изд. 3-е, испр. и доп. - [М.], 1915.

Рыбникова М. А. Загадки. — М.; Л., 1932.

Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки / Отв. ред. Б. П. Кирдан. - М., 1961.

Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. — Л., 1968.

Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартыновой, В. В. Митрофановой. — М., 1986.




Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин. — М., 1988.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., вступ. ст., коммент., словарь Ю. Г. Круглова. — М., 1990.

Исследования.

Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. Сборник В. Даля (любое изд.).

Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Послови­ца. Поговорка. — Харьков, 1894.

Рыбникова М. А. Загадка: Ее жизнь и природа // Рыбникова М. А. Загадки. - М.; Л., 1932. - С. 11-68.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957. — С. 9-86.

Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). - М., 1970.

Митрофанова В. В. Русские народные загадки. — Л., 1978.

Паремиологический сборник. Пословица. Загадка: Структура, смысл, текст. — М., 1978.

Аникин В. П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В. И. Даля / Под общей ред. Б. П. Кирдана. — М., 1987. — С. 637-648.

Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. — М., 1988.

Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г. Л. Пермякова. — М-, 1995.

1. Расскажите о происхождении и историческом развитии посло­виц, поговорок и загадок.

2. Сравните использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках. Докажите его зависимость от содержа­тельной установки жанра.

В живой речи окружающих вас людей выявите пословицы, пого­ворки и крылатые слова. Произведите их научную запись.


[1] Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Т. 1. - СПб., 1861. - С. 80.



[2] Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6-ти т. — Т. 6. — М., 1950. — С. 164.

[3] Напутное // Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. — М., 1957. — С. 186. (См. также в Хрестоматии исследований).

[4] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. III. — М.. 1955. - С. 334.

[5] Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н. И. Кравцова. — М-. 1971. - С. 75.

[6] Примеры пословиц и поговорок, приводимые в тексте этой главы, взяты из сборников: Пословицы русского народа: Сборник В. И. Даля. — М., 1957; Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. — М., 1961. Иные случаи оговариваются.

[7] Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. — Изд. 2-е. - М., 1978. - С.

[8] Напутное... — С. 20.

[9] Даль В. И. Толковый словарь... — Т. III. — С. 155.

[10] Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. — М., 1961. — С. 17.

[11] Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века / Вступ. ст. Д. С. Лихачева; Сост. И1 общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. — М., 1978. (Страницы после цитат из летописи указаны по этому изданию).

[12] Подробнее см.: Потебня А. А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. — Харьков, 1894.

[13] Их публикации: Максимов С. В. Крылатые слова. — М., 1890. (Последнее Издание: М., 1955); Михельсон М. И. Меткие и ходячие слова. — СПб., 1894; АЩкин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. - М., 1955.

[14] Даль В. И. Толковый словарь... — Т. I. — С. 566.

[15] Аникин В. Л. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957. — С. 56.



[16] В данной главе тексты загадок приведены из следующих источников: Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Н. Садовников. — М., 1959; Рыбникова М. А. Загадки. — М.; Л., 1932; Загадки / Изд. подготовила В. В. Митрофанова. — Л., 1968; И поет мне в землянке гармонь...: Фольклор Великой Отечественной войны / Сост., вступ. ст., примеч., словарь Б. П. Кирдана. — М., 1995.

[17] Крашенинников Ст. Описание земли Камчатки. — Т. I. — СПб., 1755. — С. 246.

[18] Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Н. Садовников / Вступ. ст., ред. и примеч. В. П. Аникина. — М., 1959. — С. 258.

[19] Рыбникова М. А. Загадка: Ее жизнь и природа // Рыбникова М. А. Загад­ки. - М.; Л., 193,2. - С. 58-60.

[20] Сказки и песни Белозерского края / Записали Борис и Юрий Соколовы. — М., 1915. — С. 353. См. также в Хрестоматии запись П. В. Шейна («Свадебный обряд», «Выкуп “княженецкого места”»).

[21] СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Составители Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. — Л., 1979. — См. главу «Сказки».

[22] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. — Т. 3. — М., 1985. - С. 114-115.

[23] Песни, собранные П. В. Киреевским. — Вып. 8. — М., 1870. — С. 86.

И. Лисник

Из этой лекции Вы узнаете:

- кое-что о ее авторе;

- о чем предупреждают нас анонсы;

- где мы чаще всего сталкиваемся с аннотациями и что такое «спойлер»;

- как выразить свою оценку в рецензии.

Здравствуйте, уважаемые студенты.

Меня зовут Игорь Лисник. Несмотря на то, что журналистикой я начал заниматься практически случайно, вот уже 13 лет эта работа приносит мне удовольствие и деньги. О том, что из этого важнее, можно рассуждать бесконечно. Но, как говорят даосы, лучше середина: когда и того, и другого достаточно.

За 13 лет в печатной журналистике я поработал во множестве изданий: от газеты старшеклассников Екатеринбурга «Окно» до журнала одного из крупнейших медиа-холдингов в России Independent Media Sanoma Magazines — «YES!-Звезды». Однажды, правда, «изменил» печатным СМИ — год проработал на телеканале «пятьОдин» (был такой молодежный канал в Екатеринбурге, сетевой партнер MTV-Россия). А так все пресса, пресса, пресса. Плюс немного интернета. Впрочем, в сетевых проектах я всегда отвечал за тексты. Так что это «изменой» не считается).

Вот, что расскажет вам моя трудовая книжка: корреспондент газеты старшеклассников «Окно», заместитель редактора газеты «Окно», главный редактор студенческой газеты «Студень» (в «придумывании» которой я серьезно поучаствовал). Потом — корпоративная и общественно-политическая пресса: «Уральские вести», «Вести из нашего округа», «Наши драгоценности», «Деловая корреспонденция».

После переезда в Москву, начался период так называемой «молодежной прессы» — музыкальный редактор BRAVO, главный редактор «YES!-Звезды» — и многочисленный фриланс: «Известия», ОМ, OM Light, «RE:Акция», Billboard и др. И везде я, в основном писал про музыку. Точнее, про музыку и про людей, которые ее делают. Это приносит мне невероятное удовольствие: рассказывать про тех, кому мы обязаны хорошей, средней, прекрасной и даже плохой музыкой. Согласитесь, что люди, которые делают плохую музыку тоже, невероятно, интересны.

Сейчас я работаю редактором одного из старейших и самых уважаемых музыкальных порталов в рунете — Zvuki.RU.

* * *

Сегодня я расскажу вам про так называемые «малые жанры». Искренне надеюсь, что Вы понимаете, что означает «малые» — это те публикации, которые занимают относительно немного места на газетной или журнальной полосе. Есть эти малые жанры и в интернете. Более того, возможно, это самые выигрышные жанры, так как восприятие информации в сети сильно отличается от восприятия информации из книг, журналов и газет.

Классическая теория жанров периодической печати, разработке которой, в частности, посвящена книга Анатолия Тертычного «Жанры Периодической Печати» (позже я вам дам ссылку на он-лайн версию этой книги), не подразумевает выделения «малых жанров» в какой-то отдельный жанровый подвид. На мой взгляд, это не очень справедливо. Прежде всего, потому, что малые по объему жанры занимают очень важное место в современной журналистике — в реальном, практическом производстве, подготовке и выпуске газет и журналов. У малых жанров есть свои жанровые признаки и производственные характеристики. О них — признаках и характеристиках, а также особенностях малых жанров, мы, собственно, и поговорим.

Первый из малых жанров, о которых мне бы хотелось вам рассказать, называется Анонс. Наверняка, каждый из вас — читающих современную прессу, сетевые ресурсы и те, кто смотрит телевизор — сталкивался с этим жанром.

Уже упомянутый мной Анатолий Тертычный относит анонс к информационным жанрам. Он пишет: «Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере)». Поскольку, об информационных заметках вы уже должны кое-что знать, на этом термине я останавливаться не буду. Поясню лишь значение слова «превентивное». Превентивное, фактически значит «предупреждающее». Анонс — это заметка, предупреждающая нас о каком-либо событии, причем не только в области культуры.

Анонс может рассказывать о выходе нового альбома популярной рок-группы, предстоящем отборочном матче сборной России по футболу, может приглашать на пресс-конференцию эксперта или официального лица и так далее. Анонс — это всегда рассказ о том событии, которое вот-вот должно произойти. По сути — это текстовое воплощение тех афиш, которые вы в большом количестве можете наблюдать на специальных тумбах, биллбордах, рекламных растяжках и тому подобных носителях.

Естественно, что правила подготовки анонса в редакциях разных журналов могут быть свои. Они зависят от стилистики издания, от его периодичности, от объема, который издание отводит под анонсы и так далее, но, тем не менее, для грамотной подготовки и написания анонса есть несколько простых правил, которые должны соблюдаться всегда, независимо от концепции издания.

Итак, структура любого анонса включает в себя следующие тезисы или мини-сообщения:

1) Сообщение о точной дате, времени и месте проведения анонсируемого события. В данном случае дата — самое важное, потому что сообщение о времени и / или месте зависят уже от рода события, о котором вы хотите рассказать своему читателю. Если это выход нового альбома поп-звезды или выпуск книги известного писателя, то понятно, что ни время, ни места у данных событий нет. А вот если вы пишите о спектакле или концерте, то время начала события и место, где концерт или спектакль будут проходить, очень важны.

2) Краткое изложение сути события. Автор анонса должен дать читателю представление о том, что будет происходить в рамках данного события. Иногда этого действительно достаточно. Например, вы анонсируете пресс-конференцию артиста, который придет к вам рассказать про свой новый альбом или на прямую линию (он-лайн конференцию) с вашими читателями. Иногда в рамках изложения сути события необходимо оценить еще и его значимость с точки зрения вашего издания, которую вы выражаете. Это уже зависит от редакционной политики и от самого события. Если оно в некотором смысле утилитарно — допустим, это один и тот же спектакль, который идет в течение нескольких месяцев каждый уик-энд, — то писать про каждый из этих спектаклей, оценивая его как значимое событие, не стоит. Достаточно написать так про премьеру, а далее ограничиться просто кратким изложением сюжета, основной интриги или перечислением достоинств события. Если же это какая-то долгожданная театральная премьера или, скажем, первый концерт Мадонны в России, есть смысл уделить рассказу о событии чуть больше внимания и дать ему некоторую оценку. Правда, некоторые издания считают, что сам факт упоминания события на их страницах уже сигнализирует о его значимости, но, уверяю вас, они ошибаются: так значимость события может оценить только регулярный, крайне лояльный читатель данного издания, хорошо осведомленный о структуре и концепции вашего СМИ, а их всегда меньшинство.

3) Предположение об аудитории данного события. На самом деле, это так называемая «вольная» часть анонса. Вы можете включать это предположение в свой анонс, а можете — игнорировать. Иногда аудитория подразумевается по умолчанию. Например, если вы пишете анонс футбольного матча, понятно, что аудитория этого события — болельщики играющих команд. Если вы пишете анонс концерта Мадонны, аудитория — ее поклонники и т.п.

Иногда на помощь журналисту приходит внутренняя рубрикация журнала. Это характерно, например, для изданий вроде «Ваш Досуг» или «Time Out». Без особой аналитики понятно, кому адресовано сообщение о событии, размещенное в рублике «Геи и Лесби» («Time Out Москва»). Или в рубрике «Дети» («Афиша»). Или в рубрике «Рок-музыка». Но иногда бывает, что рекомендация посетить событие определенным людям «оформлено прямым текстом». Например, в журнале «Ваш Досуг», №41 за 2009 год в анонсе сразу двух антикварных выставок прямо в первом абзаце сказано: «Для ценителей старины 20-е числа октября должны стать красными днями в еженедельнике…». Сразу ясно, и кому, в первую очередь, адресован этот анонс, и кому данные выставки рекомендованы для посещений.

4) Способ попадания на событие. Опять же, данная содержательная часть анонса публикуется в зависимости от политики издания. Если ваш анонс адресован журналистам, вы пишите о том, как и у кого они могут на него аккредитоваться. Если анонс адресован поклонникам Мадонны, вы можете указать, где купить билеты на ее концерт, а так же, возможно, их стоимость. Иногда можно даже напечатать маршрут к месту, где будет проходить событие. Подчеркну, что информация о способе попадания на данное событие — часть анонса, которая публикуется в очень редких случаях. И, тем не менее, она может быть в анонсе.

Сегодня практически невозможно представить себе газету или журнал без публикаций в жанре анонса. Есть даже специализированные СМИ, в которых анонсы занимают центральное место. Например, журналы «Афиша», Time Out, «Ваш Досуг», «КоммерсантЪ Weekend», «Ведомости. Пятница» и так далее. В неспециализированных журналах анонсы могут публиковаться в специальных рубриках. И даже оформляться по-особому, как, например, в журнале YES! или журнале «YES!-Звезды», где анонсы оформлены в виде календарной сетки. Информационные агентства, имеющие свои пресс-центры, рассылают журналистам анонсы пресс-конференций, которые проходят в этих пресс-центрах. Специализированные, отраслевые издания публикуют анонсы выставок и конференций, которые устраиваются для представителей бизнеса или участников рынка.

Отдельного упоминания заслуживают анонсы в социальных сетях. Если у вас есть эккаунт «ВКонтакте» или на сайте Look At Me, то вы наверняка получали в свой адрес сообщения о предстоящих событиях — концертах, выставках, модных показах и так далее. Правда, социальные сети дают еще ряд дополнительных возможностей: например, вы можете обозначить свое участие в событии, кликнув на соответствующую ссылку. Или вы можете посмотреть дополнительные документы, имеющие отношение к событию. Например, официальный сайт мероприятия или его организаторов, официальный сайт артиста или интернет-портал, где можно заказать билеты на данное событие.

Все это я говорю для того, чтобы вы поняли — анонс сегодня один из самых широко используемых жанров современной журналистики. Поэтому, хороший журналист просто обязан уметь в нескольких строчках рассказать своим читателям о наиболее интересных и значимых событиях, учитывая все те жанровые особенности, о которых мы говорили выше.



1




Сейчас читают про: