Примечания

Книга Ж. Маритена "Ответственность художника", появившаяся наанглийском языке в 1960 г. и в следующем году переведенная друзьями Маритенана французский, выросла из курса лекций, прочитанного им в 1951 г. вПринстонском университете (США), где он в то время был профессоромфилософии. 1 Маритен энергично и с первых же слов возвращает читателяот новоевропейского словоупотребления (искусство как отдельная оттворческого индивида сфера производства специфических продуктов, искусствокак часть "культуры") к античному и средневековому словоупотреблению(искусство - ars, tekhnе как умение, как потенция мастерства, присущаямастеру). 2 Аристотель разбирает вопрос об искусстве в 4-м параграфеVI книги "Никомаховой этики"; он усматривает в искусстве "добродетель"(aretе, собств. "потенцию"), но не этическую, а дианоэтическую, и притомпринадлежащую "практическому разуму" (noys praktikos); согласно егодефиниции, искусство есть принадлежащая душе и приобретенная потенцияразумного созидания. Фома Аквинский усваивает эту концепцию. 3 Так, мы здесь и далее передаем virtue английскогоподлинника, за которым стоит латинский термин схоластов virtus и в конечномсчете Аристотелево понятие retе. Самый обычный ("словарный") перевод этихлатинского и греческого слов - "добродетель"; но он абсолютно неприменим ксловоупотреблению философской традиции, идущей от Аристотеля к томизму инеотомизму. Здесь это понятие появляется не только в этической сфере, ккоторой только и может относиться русское слово "добродетель", но и кинтеллектуальному ("дианоэтическому") и даже физическому миру; просимчитателя вспомнить знаменитую сцену глумления над аристотелианским жаргономв "Мнимом больном" Мольера (III интермедия), где усыпляющее действие опиумапредлагается объяснить его virtus dormitiva - "усыпляющей потенцией". 4 Благоразумие (англ. prudence, т. е. латин. prudentia игреч. sеphrosynе) - совокупность душевных способностей, делающих жизненноеповедение человека осмысленным (ср. VI книгу "Никомаховой этики")."Благоразумие доставляет правильный план для немедленного действия" (ФомаАквинский. Сумма теологии, 1-я 2-й, вопр. 57, 4). "Из двух частей разумнойдуши, одна из которых имеет отношение к знанию, а другая - предположению,благоразумие усиливает вторую. Ибо мнение касается дел, которые могут иметьтот или иной исход, и такого же назначения благоразумие" (Фома Аквинский,Комментарий на VI книгу "Этик"" Аристотеля, лекция 4). "Благоразумиеприлагает общие положения к частным вопросам" (Сумма теологии, 2-я 2-й,вопр. 47, 6). 5 Отнесение искусства к одному уровню с ремеслом и в то жевремя с научным познанием соответствует томистской традиции. Ностальгия поделовитой прозаичности и строгому в то же время интеллектуализму, которыехарактеризовали средневековый подход к искусству, - эмоциональный фонрассуждений Маритена, стремящегося преодолеть романтический комплекс. 6 Делание (т. е. рациональное продуцирование вещи) иДействование (т. е. акт этического выбора) - антитеза, восходящая кАристотелю (противопоставление poicе и prattе проходит через всю "Никомаховуэтику" - в качестве примера можно назвать VI, 4, 1140а). 7 Тождество блага и бытия - аксиома послеплатоновскойметафизики, развития неоплатонизмом и стимулированная в средневековойфилософии потребностями теодицеи, а также пониманием Бога как абсолютногоБытия. "Благо и бытие в реальности тождественны, но слово "благо" выражаетто, что не выражает слово "бытие", а именно качество желательности" (Сумматеологии, 1, вопр. 5, 1). "Все сущее в качестве сущего благо" (там же, 1,вопр. 5, 3). С этой точки зрения зло понималось как прореха бытийственности,как несубстанциальная, чисто негативная ущербленность, неполнота, недостача."Зло не может быть познано просто как зло, ибо его суть пуста и не можетбыть ни познана, ни определена безотносительно к окружающему благу" (Сумматеологии, 1, вопр. 14, 10 к 4). "Строго говоря, зло, как таковое, не естьприсутствующая в вещах реальность, но отсутствие некоторого частного блага"(Диспутации, 2; О Зле, I). Подобное наполнение понятия бытия, казалось бы, предельно общего ипотому пустого, представляет некоторую (достаточно отдаленную) аналогиюоперированию с понятием бытия у Хайдеггера. Но эмоциональные тонасхоластической онтологии, характеризующиеся единственным в своем родеоптимизмом, составляют ее специфику. 8 Предельная интеллектуализация этики и вообще концепциичеловека - неотъемлемая черта томистской традиции. Как известно, в спорах соскотистами (приверженцами Дунса Скота) одним из важнейших пунктов полемикибыло первенство интеллекта относительно воли и созерцания относительнолюбви. Человеческое "блаженство", т. е. высшая реализация человеческихвозможностей, предельная цель жизни, состоят, по формуле Фомы Аквинского, вакте интеллекта, в который лишь подчиненным образом включается воля. Здесьмировоззренческий стиль схоластики опять-таки представляет выпуклый контрастромантической и неоромантической метафизике "воли" и "жизни". 9 Концепция Аристотеля, усвоенная Фомой Аквинским (ср. пятуюкнигу "Метафизики" Аристотеля и комментарий к этой книге Фомы), понимаетформальную причинность как линию соотношений эйдосов, т.е. платоновскихидей. В плане формальной причинности причиной вещи является, во-первых, еесубстанциальная форма и, во-вторых, акциденции ее индивидуального эйдоса.Вместе с материальной причиной, т. е. наличностью необходимого вещества,формальная причина образует полноту внутренних возможностей к существованиювещи. Но для существования, именно постольку, поскольку оно не тождественнос сущностью, необходимы и внешние причины. Это - "содетельная" причина, т.е. каузальность и нашем понимании, и целевая причина. Например, для рождениячеловека материальной причиной является совокупность вещества, пошедшего наформирование эмбриона, формальной причиной - родовые свойства понятия"человек" плюс генетически воспринятые по линии наследственностиособенности, "содетельной" причиной - биологический процесс зачатия, ацелевой причиной то, что принято понимать йод "смыслом" человеческой жизни. 10 Эта рационалистическая и эвдемонистская концепция(которая после Достоевского и Ницше едва ли может казаться аксиомой)опять-таки восходит к Аристотелю, определяющему благо как "то, к чему всестремятся" (Никомахова этика, 1, 1, 1094 а). 11 Идея "неписаного закона" совести очень характерна длягреческой классики. В трагедии Софокла "Антигона" (ст. 450 и слл.) героиня втаких словах противопоставляет его "писаному" закону, т. е. формальнымраспоряжениям власти:...А твой закон - уж не такую силу За ним я признавала, чтобы он, Созданье человека, мог низвергнуть Неписаный, незыблемый закон Богов бессмертных. Этот не сегодня Был ими к жизни призван, не вчера: Живет он вечно, и никто не знает, С каких он пор явился меж людей. (Пер. Ф. Ф. Зелинского.) Еще более ясно выражено моральное кредо афинской демократии взнаменитой речи Перикла у Фукидида (История, кн. 2, 37): "Не признаваяизлишних стеснений в нашей частной жизни, мы в общественном питаемвеличайший страх перед беззаконием; мы повинуемся тем лицам, которым вкаждом данном случае поручили власть, и законам; среди же последних болеевсего тем, которые изданы в пользу обижаемых, а также и тем, которые, будучинеписаными, навлекают на нарушителей всеобщее осуждение". 12 Ср. разделение у Фомы Аквинского: "Право может бытьдвояким: либо оно вытекает из самой природы вещей и именуется естественнымправом, либо оно вытекает из соглашения... и именуется положительным правом"(Сумма теологии, 2-я 2-й, вопр. 57, 2). Естественный закон с точки зрениятомизма укоренен в "вечном законе" абсолютных моральных норм. 13 Готорн, Натаниел (1804 - 1864) - американский писатель, в40-х годах XIX в., участвовавший в фаланстере фурьеристов, пытавшихсяобеспечить свое существование сельским трудом. Анри Руссо (1844 - 1910) -французский живописец, стоявший вне художественных течений своего времени изарабатывающий себе на жизнь то службой в таможне (отсюда его прозвище ЛеДуанье - "Таможенник", то музыкой; главный предтеча современного"примитивизма". 14 Внемузыкальные устремления Вагнера общеизвестны, ноформулировать их именно таким образом достаточно странно (Маритен, какявствует из рассыпанных по его книгам замечаний, стоит в руслеантивагнеровской реакции, характерной для его поколения). 15 Ср. замечание Фомы Аквинского: "Душа не действует, ночеловек действует посредством своей души" (Комментарий на X книгуАристотелевой "Этики", лекция 6). 16 В традиционном славянском переводе "Отрыгну сердце моеслово благо" (Пс. 44, с. 1); "Живи мя, и сохраню словеса Твоя" (Пс. 118, с.16). 17 Греческое слово экстаз (ex-stasis) в буквальном переводеозначает "выход" за пределы себя (ср. слово "ис-ступление"). 18 Тереза де Хесус (Тереза Иисусова, или Тереза Авильская,1515 - 1582) и Хуан де Йепес-и-Альфарес, часто называемый Хуан де ла Крус(Иоанн Креста, 1542 - 1591) - великие религиозные писатели Испании,соединившие старую мистическую традицию самонаблюдения с острым ощущениемличностной жизни человека, присущим Ренессансу. 19 Жан Жак Руссо - для Маритена один из главных врагов"соборности", виновников новоевропейского разврата мысли. Маритен усматривалдеградацию западной мысли, как она поступательно выражена в деятельности"трех реформаторов": Лютера, субъективизировавшего понятие веры, Декарта,произведшего то же самое с понятием мысли, и Руссо, распространившегонастроенческий субъективизм и произвол на самую широкую сферужизнеотношения. 20 При всей существенной антихристианской окрашенностиэстетизма Валери мировоззренческий стиль этого поэта обнаруживает немалосходства с рационалистической деловитостью неотомистов. Для Валери быложелательно возможно "чище" отделить понятие поэзии, осмысленной какинтеллектуальная игра, от всех других функций человеческого духа; и с этимМаритен совершенно солидарен. Концепция искусства как ремесленнического"умения" является общей и для классицизма Валери, и для неосхоластикиМаритена. В связи с этим можно вспомнить, что совершенно нерелигиозныйВалери усматривал самый чистый вид драмы в католической литургии, ибопоследняя подчинена самому строгому объективному закону и не допускает нипроизвола, ни смешения с чем-либо чуждым своей внутренней форме. 21 Донн, Джон (1572 - 1631) - великий английский поэт,родоначальник так называемой метафизической школы поэтов, заново открытыйлитературной критикой XX в. Лирическое самоуглубление сложной, затрудненнойпоэзии Донна облекается в формы многоярусной религиозно-философскойсимволики. 22 Характерные для послевоенной эпохи размышления на тему опричинной связи между, условно выражаясь, "двадцатыми годами" - парадизомбезответственно-раскованного творчества и "тридцатыми годами" - адомфашизированной Европы. Томист твердо знает из своего Аристотеля, что благо -всегда середина между двумя порочными крайностями: "...существуют тридушевных расположения, из которых два порочны, одно - в силу недостатка,другое - в силу избытка, им присущих, и только одно душевное расположениеесть расположение добродетели, а именно то, которое находится в середине"(Никомахова этика, кн. II, 8, 1108 В). Когда маятник качнулся в сторонуодной крайности - взрыва бесконтрольной творческой энергии, есть основаниядумать, что затем он качнется и в противоположную сторону: важно лишьпомнить, что правда в срединной точке. 23 Здесь слово "virtue" переведено как "достоинство". Если вфилософско-эстетических рассуждениях Маритена это слово согласносхоластической традиции переводится как "потенция" (см. примечание 3), то вэтическом контексте IV главы уместно вернуться к обычному словарномузначению этого термина. 24 Томпсон, Фрэнсис (1859 - 1907) - английский католическийпоэт-символист, литературный критик и эссеист; автор знаменитой поэмы"Небесная гончая" (The hound of heaven, 1905 г.), изображающей поискибожественного человеческой душой. Ему принадлежит также жизнеописаниеИгнатия Лойолы (1909). 25 Крейн, Харт (1899 - 1932) - американский поэт-модернист,покончивший жизнь самоубийством. 26 Пейтер, Уолтер (1839 - 1894) - английский писатель икритик, близкий к прерафаэлитам. С точки зрения Пейтера, единственный выходчеловека из одинокого мира субъективных представлений - в поисках красоты, вчистом искусстве и приносимом им наслаждении. Хотя под влиянием оксфордскогонеокатолицизма Пейтер порой пытался гармонизировать свой эстетизм схристианской этикой, он остался проповедником культа художественной формы, ав конце жизни предался пессимистическим размышлениям о гибели искусства всовременной атмосфере пошлости. 27 Кокто, Жан (1889 - 1963) - французский писатель,художник, театральный деятель, видный представитель модернистского крыла вискусстве, прошедший через дадаизм и сюрреализм. "Петух и арлекин" (1-еиздание - 1918 г.) - сборник критических афоризмов Кокто-дадаиста. В 1923 г.Кокто, переживая душевное потрясение в связи со смертью друга, по советуобщих знакомых обратился к Маритену за утешением и духовным руководством;между ними возникло идейное общение. Кокто, вернувшийся на краткий период ккатолической вере своего детства, написал Маритену письмо (Lettre JacquesMaritain), где выражал готовность целиком посвятить свое искусство Богу. Всвоем "Ответе Жану Кокто" Маритен, охлаждая пыл экзальтированного "новичка"и излагая свою магистральную мысль об автономности искусства, писал: "Бог нетребует "религиозного" или "католического" искусства. Искусство, которого Онхотел бы для себя, - это искусство как таковое, искусство со всеми своимизубами (R ponse Jean Cocteau, Р., 1926. Р. 91). 28 Гопкинс, Джерард Мэнли (1844 - 1889) - английский поэт,почти неизвестный при жизни, предвосхитивший строй современной англоязычнойпоэзии. Принял католицизм и вступил в орден иезуитов, после чего семь летничего не писал; первое стихотворение, написанное после этого "искуса",оказалось исключительно богатым формальными новшествами. Унсет, Сигрид (1882 - 1949) - норвежская писательница, лауреатНобелевской премии по литературе за 1928 г. Идеалы рыцарственности идуховной цельности Унсет ищет в скандинавском средневековье, что нашловыражение в се центральном произведении - романе "Кристин, дочь Лавранса". В1928 г. Унсет приняла католичество. Ле Форт, Гертруда фон (1876 - 1971) - немецкая лирическая поэтесса ироманистка. Среди поэтического наследия Ле Форт выделяются "Гимны Церкви"(1924), связанные с ее переходом в католицизм и энергией словесноговыражения, напоминающие Клоделя. Грин, Жюльен (родился в 1900 г.) - французский католический писатель,американец по происхождению. В 1938 - 1958 гг. Грин издавал "Дневник",посвященный самоанализу, в частности в связи с терзавшей писателя проблемой:вера и творчество. Жакоб Макс (1876 - 1944) - французский писатель; еврей попроисхождению, обратившийся в католичество; был близок к Г. Аполлинеру. Вкниге "Поэтическое искусство" выступал как поборник новых, модернистскихтенденций в поэзии, но в своем художественном творчестве пытался примиритьих с католическим умонастроением. 29 В указанной книге Маритена "Положение в поэзии" две главынаписаны Раисой Маритен, его женой и ближайшей сотрудницей. 30 Здесь аллюзия на евангельское изречение: "Дом,разделившийся внутри себя, не устоит" (Мф, XVII, 4). 31 Воген Генри (1622-1695) - английский поэт и мистик,поэзии которого свойственны религиозное воодушевление и визионерство; егорелигиозное чувство распространялось на восприятие природы, ее красоты. Вмиросозерцании Вогена вера в одушевленность всего творения сочеталась снеоплатонистским взглядом на космос как на мир вечных образцов. Герберт Джордж (1593 - 1633) - английский религиозный поэт"метафизической школы", повлиявший на Г. Вогена. 32 Дюбо Шарль (1882 - 1939) - французский литературныйдеятель, эссеист и критик. Главный труд его жизни, "Дневник", выходивший с1946 по 1955 г., представляет собой яркий документ религиозной психологии иинтроспекции. Морган Чарльз (1894 - 1968) - плодовитый английский романист итеатральный критик. 33 Дюамель Жорж (1884 - 1966) - французский писатель, поэт иэссеист, в 10-х годах XX в. примыкавший к унанимизму (литературноенаправление, исповедовавшее мистический коллективизм). В качестве врачаучаствовал в обеих мировых войнах; в 30-40-е годы болезненно переживалторжество фашизма в Европе и оккупацию Франции, но вследствие своихпацифистских убеждений отвергал движение Сопротивления. Главные произведенияДюамеля - циклы романов "Жизнь и приключения Салавена" (Vie et aventures deSalavin. 1920 - 1932 гг.) и "Хроника семьи Паскье" (La chronique desPasquier. 1933 - 1944 гг.). 34 Здесь имеется в виду евангельское изречение: "Не можетеслужить Богу и маммоне" (Мф, VI, 24). Понимаемое обычно под "маммоной"мирское богатство Маритен толкует в расширительном смысле всякой неправеднойдеятельности. 35 Маритен весьма своеобразно прилагает к задачам художниказаповедь христианства: "Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф, XXII,39); на месте ближнего здесь фигурирует весь мир, вверенный человекууниверсум. 36 Утрилло Морис (1888 - 1955) - французский художник,мастер городского пейзажа. 37 Примечательно, что эту же идею о плодотворности дляхудожника "специфического неведения" относительно своего "продвижения"находим среди заветных мыслей позднего Б. Пастернака: "Другие по живомуследу /Пройдут твой путь за пядью пядь./ Но пораженья от победы/ Ты сам недолжен отличать". С. С. Аверинцев (к I - III главам) Р. А. Гальцева (к IV главе) * Maritain J. La responsabilit de l'artiste // P.: Librahie Arth meFayard, 1961. ** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р.,1933. Р. 385. *** Gide A. De l'importance du public // Ibid Р. 193. **** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р.387. * Bremond H. Pri re et po sie P., 1926 P. 209 ** Eliot T.S. The use of poety, and the use of criticism. L., 1933. P.130-131. *** Fonseka M.L. de. On the fruth of decorative art. Dialog between anOriental and Occidental. L., 925. * Поэтами рождаются (лат.). * Blackmur R.P. The artist as hero // Art news. N.Y., 1951 Vol. 50. N 9P. 20. ** Rivi re J. La crise du concept de litt rature // Nouvelle rev.fran. P., 1924. N 2. P. 50. * Thompson F. Essay on Shelley // Works. L., 1913. Vol. 3. P. 16 * Плотин. Эннеады. 1, 6, 4. ** Cocteau J. Le coq d'Arlequin // Cocteau J. Le rappel l'ordre. P.,1926. P. 43. * Ср.: Maritain J. Dialogues // Maritain J. Fronti res de la po sie.P., 1927. P. 82-83. * Thompson F. Essay on Shelley //Works. Vol. 3. P. 11. ** Jacob M. Art po tique. P., 1922. * Maritain R. Sens et non - sens en po sie; Maritain R. Magie, po sieet mystique// Maritain R. Situation de la po sie. P., 1938. P. 38-42.63-7529. ** No. 1, Y. 19. * Mauriac F. Le roman. P., 1928. P. 79-80. ** Bloy L. La femmen pauvre. P., 1939. P. 173. *** Morgan Ch. The liberties of mind. L., 1951. **** Bloy L. Delluaires et porchers // Page de L on Bloy. P., 1951. P.118. * Thompson F. Sister songs // Works. Vol. 1. P. 53. * Maritain J. Fronti res de la po sie... P. 110. * Carco F. La l gende et la vie l'Utrillo. P., 1928. P. 29. * Bloy L. An seuil de l'apocalypse. P., 1921. P. 251.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: