Тыс. видов

Тыс.

Тыс.

3/5

Список литературы

Приложение 2

Приложение 1

Заключение

Россия

Китай

Япония

США

США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых во всех развитых странах. [10]

Машиностроение США насчитывает десятки тысяч предприятий и тысячи фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу. В автомобилестроении – «General Motors», «Ford Motor Company»; в авиастроении – «The Boeing Company»; в электротехнике и электронике – «General Electric». [10]

Из 43 крупнейших автомобильных компаний мира по продажам, из этих 43 компаний – 8 американских. Американская автомобильная промышленность – сильнейшая в мире. В целом можно заключить, что данная отрасль является привлекательной областью для размещения средств, можно ожидать, что тенденции роста сохранятся. Однако, в любом случае, эта индустрия слишком монополизирована, и дальнейшего развития с применением знаний НТР не предвидится.

Ещё одной крупной и не менее важной подотраслью в машиностроении США, является авиаракетно-космическая промышленность, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. Данная отрасль, возникла в эпоху НТР и объединила созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и другие.

В настоящее время около 60% производимой в США продукции машиностроения направляется на внутренний рынок. Экспорт растет более быстрыми темпами, чем импорт. Традиционно сильные позиции американская машиностроительная продукция занимает в странах Южной Америки. В последние годы важным рынком сбыта стали страны Азии, особенно Китай.

Машиностроение в США является высоконаукоемкой отраслью.. Так, в 2008 г. впервые в истории более половины американских патентов было выдано компаниям из других стран. Исходя из популярности на американские патенты, правительство предпринимает усилия по стимулированию развития наукоемких технологий. Внимание уделяется, в частности, использованию малых высокоемких батарей, сокращению времени на разработку и внедрение в производство передовых материалов; современным композитным материалам, биоинженерии и альтернативным источникам энергии; инвестициям в новое поколение робототехники; разработке инновационных производственных процессов и материалов для снижения энергозатрат.

Общий объем производства продукции машиностроения в Японии составил в 2012 г. 152 млрд долл. Это четвертое место в мире. В отрасли здесь занято примерно 700 тыс. человек. В 2000 – 2012 гг. машиностроение в Японии развивалось сравнительно медленно, в результате чего производство условно-чистой продукции в постоянных ценах снизилось по сравнению с 2000 г. на 30%, а численность занятых сократилась на 200 тыс. человек. В стране достигнут наивысший уровень производительности труда в машиностроении – 97 тыс. долл., что на 80% превышает западноевропейский уровень. Япония является крупнейшим после США экспортером машиностроительной продукции. А также в последние годы импорт рос довольно быстрыми темпами – на 2% в год. Однако большую часть его составляла продукция японских же компаний, перенесших свое производство в страны с более низкими издержками.

Япония относится к наиболее технологически развитым странам мира. Хотя 20 лет стагнации подтолкнули правительство разработать и принять в 2010 г. «Новую стратегию роста», направленную на более широкое использование в экономике технологических и образовательных инноваций. Были определены восемь важнейших направлений дальнейшего развития: 1) наука о жизни; 2) информационные технологии; 3) окружающая среда; 4) нанотехнологии и материалы; 5) энергетика; 6) производственные технологии; 7) социальная инфраструктура; 8) глубоководные и космические технологии.

До конца прошлого столетия большинство китайских машиностроительных компаний были государственными предприятиями, отстающими в технологическом и управленческом отношении от своих международных конкурентов. Во многих секторах у Китая не было собственных прав интеллектуальной собственности, и внутренний спрос удовлетворялся преимущественно за счет импорта. Китайское правительство приняло стратегию импорта наиболее передового оборудования для повышения эффективности собственного производства.

В первом десятилетии двадцать первого века благодаря иностранным вложениям было подготовлено достаточное количество квалифицированной рабочей силы, чтобы резко улучшить управление компаниями. Правительство стало придерживаться политики «рынок в обмен на технологии», перенеся акцент с импорта машин на импорт капитала. Многие иностранные компании приобрели акции китайских предприятий.

В последние годы усилилась инвестиционная активность китайских компаний за рубежом. Они стали покупать иностранные компании в высокотехнологичных секторах экономики. По данным китайского Совета по продвижению международной торговли, на долю машиностроения приходится 17% китайских прямых зарубежных инвестиций в развитых странах и 20% – в развивающихся странах. [14]

85% валовой продукции отрасли машиностроение на потребности внутреннего рынка. Доля импорта во внутреннем потреблении составляет только 15%. Этот показатель намного ниже, чем в Японии, ЕС и США, где доля импортных машин и оборудования достигает 38%. Причем значение импорта все время снижается: в 2000 г. его удельный вес составлял 36%. В период с 2000 по 2012 г. экспорт машин и оборудования в Китае рос гораздо более высокими темпами, чем импорт, что снизило дефицит в торговле продукцией машиностроения с 70 млрд до 5 млрд долл.

Китайских машиностроительных компаний все время повышают технологическую и профессиональную квалификация. В некоторых областях они уже находятся на уровне японских и европейских компаний. Китайские фирмы не только научились копировать существующие продукты, но и разрабатывают свои собственные машины и оборудование. Они все чаще выходят на глобальный рынок. В 2006 г. китайские компании приобрели 20 компаний из развитых стран, в 2007 г. – уже 33, в 2008 г. – 38, в 2010 г. – 50 компаний [2].

Китай привязан к национальной промышленной политике, которая направлена не только на догоняющее развитие, но и достижение уровня развитых стран в области технологий и передовых продуктов. То есть определяющим фактором является Научно-технический прогресс. НТП определяет структурные сдвиги в машиностроении. Общеэкономические тенденции, вызванные научно-технической революцией, предопределили рост доли труда в стоимости продукции. Тем самым положение стран с дешевым трудом стало предпочтительным по сравнению со странами. [11]

На глобальном рынке Россия выступает в качестве чистого импортера машиностроительной продукции. Объем отраслевого импорта составляет 15 млрд долл., экспорта – всего 2 млрд долл. В 2000 – 2008 гг. (до кризиса) темпы прироста импорта достигали 25% в год. Основным торговым партнером России выступают страны Европейского союза, на которые приходится до 90% машиностроительного импорта.

В особенно тяжелом положении находится российское станкостроение. Уровень производства станков упал в России с 70 тыс. штук в 1991 г. до 3 тыс. в 2012 г., то есть более чем в 20 раз [12]. Физическая и моральная изношенность основных фондов, в первую очередь металлообрабатывающего оборудования, достигает 70%. А ведь советское станкостроение в свое время находилось на миром уровне: с 1984 по 1990 г. только в ФРГ было экспортировано 45 тыс. единиц станков и кузнечно-прессового оборудования.

Если вплоть до начала 1990-х годов лидерами станкостроения были США, СССР, ФРГ и Япония, то к 2012 г. безусловным лидером в производстве станков стал Китай, а за ним (с большим отрывом) следуют Япония, Германия, Италия, Южная Корея и Тайвань. Правда, Япония, Германия и Италия первенствуют в производстве наиболее сложных и точных машин. США спустились на 7-е место в мире, а Россия – на 21-е. (Китай стал лидером и в импорте станков: по их потреблению он превосходит все остальные страны.)

Особенно сильно пострадало станкостроение Москвы, где новые собственники закрыли почти все заводы и научные институты, на месте которых теперь склады, офисные или торговые центры.

Резкое сокращение станкостроительной промышленности вынудило некоторые крупнейшие машиностроительные заводы развивать станкостроение на собственной базе. После принятия программы технического перевооружения предприятий ОПК затраты на металлорежущее оборудование в России возросли с 1,2 млрд долл. в 2010 г. до 1,3 млрд долл. в 2011 г. Этих сумм достаточно на поставку примерно 30 тыс. ед. не самого современного оборудования. Даже если считать, что парк станков в России составляет 900 тыс. ед., при таких темпах обновления на полную модернизацию потребуется около 30 лет. Это означает, что до реального технического перевооружения нашей промышленности все еще далеко.

Определить уровень развития машиностроения в разных странах весьма сложно. Однако по сумме признаков можно выделить следующие группы стран [5]:

1. Страны обладающие полной номенклатурой машиностроительного производства. Примеры: США, Германия, Япония. К этой группе относится и Россия.

2. Страны обладающие малосущественными пропусками в структуре машиностроения – Англия.

3. Страны с существенными пробелами в структуре машиностроения - Италия.

4. Страны вынужденные импортировать часть машиностроительной продукции из-за рубежа.

5. Страны с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения: экспорт машин покрывает менее половины импорта. (Канада, Бразилия).[5]

На регион «Северная Америка» (США, Канада, Мексика) приходится 1/3 мирового машиностроительного производства.

Этот регион выступает на мировых рынках прежде всего как экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.

На регион «Западная Европа приходится от 25 до 30% продукции мирового машиностроения.

Третий регион - «Восточная и Юго-восточная Азия» (около 20 % продукции машиностроения), лидер которого- Япония.

В Бразилии формируется четвертый регион мирового машиностроения.[8]

Структура транспортного машиностроения также изменилась. Интенсивно развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем заметно переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.

Заметные изменения произошли и в автомобилестроении. На первое место вышла Япония, обогнав США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных экономических зонах».

Машиностроительный комплекс — совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании и приборах, а населения — в технических средствах домашнего обихода и некоторых других товарах народного потребления. Машиностроительный комплекс характеризуется единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов. Особенностью машиностроительного комплекса является широкая кооперация между отраслями в производстве конечной продукции [5].

Задачи развития машиностроительного комплекса состоят прежде всего в коренном повышении технического уровня выпускаемой продукции, создании и освоении производства техники новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные затраты. Машиностроительному комплексу принадлежит решающая роль в новой технической реконструкции народного хозяйства.

В работе мы рассмотрели все основные задачи и дали полные определения и сведения по машиностроительному комплексу как в России так и в мировом производстве.

1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения //Вестник машиностроения.-2011.

2. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях осуществления социально-экономических преобразований // Тяжелое машиностроение.-2010.

3. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-2009.-№1.

4. Видяпин В.И. Экономическая география России. Учебник для вузов. –М.: 2008.

5. Гладкий Ю.Н.. Экономическая и социальная география зарубежных стран. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

6. Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru

7. Градов А.П. и др. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011.

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география, справочные материалы, М. 2009.

9. Колесов В.П. Мировая Экономика. Экономика зарубежных стран. – М.: Флинта, 2000. – 480 с.: ил. 227 - 247.

10. Максаковский В.П.. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003. -496 с.: ил., карт

11. Рязанцев В.Д.. Большая политехническая энциклопедия. – М.: Мир и Образование, 2011. – 704 с.: ил

12. Эксперт, № 30‒31, 29 июля ‒ 11 августа 2013 г.

13. Глобальный рынок машиностроения. / [Электронный адрес].URL: https://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm

14. Машиностроение./ [Эектронный адрес]. URL:https://poisk42.ru/statty/7-principles-conditions-and-factors-of-development-and-location-.html

15. Машиностроение в мире./ [Электронный адрес]. URL::https://ukrauto.com.ua/content/mashinostroenie-v-mire

Сколько всего в мире монархий по конституции, но фактически являющихся республикой?

Сколько в мире монархий?

Сколько всего железа (в %) извлекают из железной руды?

25-50 %

Сколько всего меди (в %) извлекают из медной руды?

0,3-0,6 %

Сколько всего никеля (в %) извлекают из никелевой руды?

1,3%

Сколько всего селена (в %) извлекают из селеновой руды?

0,1-0,2%

Сколько воды в Европе и Азии от общих мировых запасов речной воды?

39 %

Сколько в Казахстане рек и родников?

Сколько в Казахстане озер?

Сколько в мире насчитывается видов культурных растений, составляющих растительные ресурсы Земли?

Cколько стран мира относится к развитым государствам, которым принадлежит ведущая роль в мировой экономике?

Сколько всего населения Земли проживает на 7% обитаемой суши?

около 70 %

Сколько всего на Земле выделяется этносов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: