Факторы развития машиностроения

Факторами размещения машиностроительных предприятий научно обоснованы. При выборе мест нужно учитывать различные факторы и условия. Учитывается наличие равнинных мест,(желательно не пригодных к сельскому хозяйству) для размещения самого предприятия и строительства подъездных путей к нему.[14]

Большую роль при размещении играет сырьевой, потребительский и трудоресурсный фактор.

В частности, сырьевой фактор является одним из главных, так как производство всех видов машиностроения тесно связано с использованием металла.(производства грузовых вагонов и цистерн, тепловозов, тракторов, продукции тяжелого машиностроение). А также в этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Существенное влияние на размещение предприятий, производящих машины большого веса и крупного размера оказывает потребительский фактор, поскольку их продукцию сложно транспортировать. Это производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой,химической, пищевой промышленности, а также металлургического комплекса, газодобывающей, угольной и нефтедобывающей промышленности. Исключительно на потребителя ориентируется морское и речное судостроение, которое размещается в морских и речных портах.

Большинство отраслей машиностроения отличается высокой трудоемкостью, высоким уровнем квалификации рабочих и инженерно-технических работников. Следовательно заводы удобнее размещать на территории, оснащённой специалистами в этой области и высокой концентрации населения. А также размещение в машиностроительных заводов вблизи или непосредственно в центрах,где сосредотачиваются научно-исследовательские и конструкторские базы. То есть территория должна быть наукоемка для более быстрой и современной реализации товара. Таким образом размещаются области точного наукоемкого машиностроения, в частности станкостроения и приборостроения, электронной и электротехнической подотраслей. О риентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Федеральные округа** Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судостроение). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное машиностроение). Производство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

Влияние названных факторов необходимо рассматривать в целом, потому что некоторые отрасти машиностроения одновременно ориентируются на сырье и на потребителя, и на трудовые ресурсы. Такой подход к реализации продукции является наиболее оптимальным. Это связанно с тем, что производство машин требует не только наличие металла, но и высокой квалификации работающих и наличие платежеспособного потребителя.

Развитая транспортная система региона является способом специализации и взаимодействия машиностроительных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: