Факторами размещения машиностроительных предприятий научно обоснованы. При выборе мест нужно учитывать различные факторы и условия. Учитывается наличие равнинных мест,(желательно не пригодных к сельскому хозяйству) для размещения самого предприятия и строительства подъездных путей к нему.[14]
Большую роль при размещении играет сырьевой, потребительский и трудоресурсный фактор.
В частности, сырьевой фактор является одним из главных, так как производство всех видов машиностроения тесно связано с использованием металла.(производства грузовых вагонов и цистерн, тепловозов, тракторов, продукции тяжелого машиностроение). А также в этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
|
|
Существенное влияние на размещение предприятий, производящих машины большого веса и крупного размера оказывает потребительский фактор, поскольку их продукцию сложно транспортировать. Это производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой,химической, пищевой промышленности, а также металлургического комплекса, газодобывающей, угольной и нефтедобывающей промышленности. Исключительно на потребителя ориентируется морское и речное судостроение, которое размещается в морских и речных портах.
Большинство отраслей машиностроения отличается высокой трудоемкостью, высоким уровнем квалификации рабочих и инженерно-технических работников. Следовательно заводы удобнее размещать на территории, оснащённой специалистами в этой области и высокой концентрации населения. А также размещение в машиностроительных заводов вблизи или непосредственно в центрах,где сосредотачиваются научно-исследовательские и конструкторские базы. То есть территория должна быть наукоемка для более быстрой и современной реализации товара. Таким образом размещаются области точного наукоемкого машиностроения, в частности станкостроения и приборостроения, электронной и электротехнической подотраслей. О риентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Федеральные округа** | Специализация машиностроения |
Центральный | Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника |
Приволжский | Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судостроение). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение |
Уральский | Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение |
Северо-Западный | Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса |
Южный | Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение |
Сибирский | Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное машиностроение). Производство горно-шахтного оборудования |
Дальневосточный | Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность) |
Влияние названных факторов необходимо рассматривать в целом, потому что некоторые отрасти машиностроения одновременно ориентируются на сырье и на потребителя, и на трудовые ресурсы. Такой подход к реализации продукции является наиболее оптимальным. Это связанно с тем, что производство машин требует не только наличие металла, но и высокой квалификации работающих и наличие платежеспособного потребителя.
|
|
Развитая транспортная система региона является способом специализации и взаимодействия машиностроительных предприятий.