double arrow

Каратэ киокушинкай. Опыт изучения и формирования нравственного климата в студенческой команде

Опросный лист

Вопросы
  Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди; Б) в нашем коллективе есть всякие люди; В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
  Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно.
  Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику: А) деловых качеств большинства членов коллектива __________; Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________. 1 — нет; 2 — пожалуй, нет; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — пожалуй, да; 5 — да.
  Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило.
  Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? А) нет, не мог бы; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы.
  Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно.

В процессе воспитательной работы, в группах спортивного совершенствования по киокушинкай важное место должно занять создание в студенческой команде такого нравственного климата, который характеризуется умением жить в коллективе, атмосферой дружбы, то­варищества и взаимопонимания.

Нами изучалась динамика изменения нравственного климата студентов, занимающихся киокушинкай, начальной и средней квалификации в течение двух лет. Были обобщены следующие факторы, определяющие особенности нравственного климата в спортивном коллективе: 1) взаимоотношения тренера и спортсменов; 2) атмосфера в группе; 3) уровень развития нравственных качеств у спортсменов. Для количественной оценки этих характеристик использовались методы наблюдения и метод «независимых характеристик».

Взаимоотношения тренера и спортсменов играют весьма важную роль в процессе формирования нравственного климата команды. В ходе учебно-тренировочных занятий между тренером и спортсменами складываются определенные взаимоотношения, которые основаны на единстве цели, стоящей перед ними. Взаимное уважение, доброжелательный, спокойный, но твердый и решительный тон педагога, вежливость и такт, личный пример дисциплинированность и преданность своему делу создают необходимые предпосылки для возникновения благоприятных взаимоотношений как между спортсменами и тренером, так и между самими студентами.

В занятиях с группой спортсменов средней квалификации принимают участие, зачастую, несколько тренеров. Это должен быть коллектив единомышленников, имеющих единые взгляды на методику тренировок, обладающих высокими профессиональными знаниями. Тренеры должны понимать, что их подопечные — студенты и спорт для них служит хорошим подспорьем как в учебе, так и в выработке нравственных качеств, нужных будущему специалисту и гражданину. Спортсмены средней квалификации предъявляют большие требования к профессиональным знаниям тренера, его нравственным качествам и к умению управлять коллективом. Совпадение ожиданий спортсменов и реальных требований тренеров способствует налаживанию положительных взаимоотношений между ними, что, несомненно, сказывается на микроклимате коллектива. Поэтому мы в начале изучили взаимоотношения по тесту с помощью которого исследовались взаимоотношения, сложившиеся между тренером и спортсменами. Всем участникам предъявлялся опросный лист, включающий 24 вопроса-суждения: 1) 8 вопросов — гностического характера — характеризовали оценку спортсменом компетентности тренера, восприятие тренера как специалиста, направляющего деятельность спортсмена; 2) 8 вопросов — эмоционального характера — давали представление об отношении спортсмена к тренеру (насколько он ему симпатичен или несимпатичен как личность); 3) 8 вопросов — поведенческого характера — давали представление об особенностях взаимоотношений тренера и спортсменов.

В результате исследования выявлено, что все показатели выше нормативных. В первом обследовании показатели по всем компонентам высокие. Следует отметить показатели по поведенческому и гностическому компонентам: Они свидетельствуют о высоких оценках тренера как специалиста, его профессиональных знаний.

Высокий показатель поведенческого компонента свидетельствует о положительной оценке спортсменами умения тренеров управлять командой. По всем компонентам у спортсменов с тренерами сложились «очень благоприятные» и «достаточно благоприятные» взаимоотношения. Можно считать, что деятельность тренера, так высоко оцениваемая спортсменами, положительно скажется на формировании у спортсменов-студентов умений устанавливать отношения с людьми, индивидуально подходить к ним, проявлять такт в работе, видеть положительное и правильно реагировать на те или иные действия людей и т. д.

Повторные исследования показали увеличение результатов по гностическому и эмоциональному компонентам. Особенно следует отметить высокий показатель по гностическому компоненту. Бывает так, что успехи тренера и спортсменов не растут. Особенно когда он занимается с кандидатами в мастера и мастерами спорта, и по мере роста их спортивных результатов должен пополнять свои знания, непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Взаимоотношения тренера и спортсменов прямо влияют на атмосферу в группе. Атмосфера в группе изучалась с помощью шкалы, состоящей из 10 противоположных по значению пар слов, характеризующих взаимо­отношения. Каждый спортсмен, участвующий в опросе, должен был выразить свое мнение о царящей атмосфере по 8-балльной шкале.

Если при рассмотрении взаимоотношений тренера и спортсменов отмечались высокие показатели по всем компонентам, то при изучении нравственного климата в группе оказалось, что здесь не все благополучно. Ряд спортсменов низко оценивали атмосферу в группе. Оказалось, что студенты недостаточно высоко оценили уровень развития в команде таких качеств, как дружелюбие, взаимная поддержка и сотрудничество. Это поставило перед тренером задачу об организации целенаправленной воспитательной работы в свободное от тренировок время. Для улучшения психологической атмосферы был запланирован ряд воспитательных мероприятий: товарищеские встречи с представителями других вузов, культпоход на концерт, проведение собраний группы (по вопросам учебы, тренировки и др.), выполнение общественных поручений, участие в пока­зательных выступлениях и т. д.

Метод «независимых характеристик дал возможность более объективно судить о качествах членов спортивной группы. В нашей работе каждый спортсмен оценивал нравственные качества у себя (самооценка) и у своих товарищей по шкале: «всегда», «часто», «редко», «очень редко», «никогда». Затем полученные данные переводились в баллы: от наивысшей оценки «всегда» — 6, до низшей — «никогда» — 1. После обработки результатов уточнялись мнения спортсмена о себе, о товарищах, мнения товарищей о спортсмене, тренера о нем. В опросный лист было включено 10 качеств, характеризующих нравственную воспитанность человека: коллективизм, чуткость, справедливость, правдивость, скромность, ответственность, дисциплинированность, самокритичность, общительность, искренность.

Как показали исследования, у всех спортсменов самооценка нравственных качеств выше, чем коллективные оценки. Это связано с тем, что у них сложились опыт нравственного поведения и представление о своих нрав­ственных качествах. Мы видим, что студенты высоко оценивают у себя такие качества, как коллективизм (х =5,7), общительность (х =5,4), ответственность (х =5,1). Несколько ниже оценки по дисциплинированности (х =4,9), правдивости (х =4,7), справедливости и скромности (х =4,6). Почему-то очень низко оценили у себя спортсмены такие важные качества, как искренность (х =4,0), чуткость (х =4,4) и самокритичность (х =4,3). Коллективная оценка почти всех спортсменов ниже, чем их собственная. Строго подошли студенты и к оценке качеств товарищей. Тенденция в высоких оценках качеств у себя сохраняется и в коллективных оценках. Те же качества коллектив высоко оценил в группе. А как же спортсмены оценили качества товарищей, членов коллектива? Эти оценки заняли промежуточное положение: ниже самооценок и выше коллективных оценок. По-видимому, это связано с желанием спортсменов видеть лучшие нравственные качества у товарищей по секции, стремление создать хорошее настроение в группе. В этом плане мы видим высокие оценки таких качеств, как скромность, терпеливость, коллективизм. Более низко в группе развиты самокритичность и искренность.

В целом данные «независимых характеристик» показывают хорошее развитие нравственных качеств у спортсменов и в группе. Это говорит о положительных взаимоотношениях в группе, о роли и авторитете тренера и нацеленности группы на выполнение поставленных задач. Анализ характеристик каждого члена группы помогает тренеру индивидуализировать работу на тренировках, а при организации ме­роприятий в свободное время давать поручения тем спортсменам, оценки которых со стороны коллектива были недостаточно высокими. Тем самым поднимался авторитет спортсмена перед товарищами, а сам спортсмен стремился наилучшим образом выполнить поручение.

Проведенная работа на тренировках и в свободное время позволилаулучшить взаимоотношения в группе, о чем свидетельствовали, в том числе, и результаты дебютного выступления испытуемых студентов в Чемпионате Санкт-Петербурга среди вузов, призером которого стала команда Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: