double arrow

Музей как пространство коммуникации любителей искусства

П

См,: Подробнее об этом: Пыхтина С.Н. Ф.А. Коваленко - основатель музея // Памяти Ф.А. Коваленко. Краснодар, 1994. С. 5-20; Гармаш О.В. Коллекция произведений А.Е. Глуховцева в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко // Страницы истории. Краснодар, 1996. С. 74-80; Мазурина В.Н, Николай Иванович Воробьев - путешественник и собиратель // Художественный музей в контексте истории. Краснодар, 2000. С. 45-51.


120 формирования частных коллекций в фондах музея до сих пор не

проводилось.

Как уже отмечалось, немаловажную роль в поступлении персональных собраний художников сыграли юбилейные выставки мастеров, проходившие в стенах музея. Чаще всего после окончания работы проекта коллекции художников передавались в дар или приобретались музеем. К таким коллекциям относятся собрания многих кубанских художников, наиболее многочисленные и интересные из них - А.Е. Глуховцева, Г.А. Аветисьяна, АЛ. Паршкова.

Частной коллекцией Н.И. Воробьева считают 190 произведений японской ксилографии школы «укиё-э» из собрания Краснодарского художественного музея. В 1924 г. она поступила из отдела Главного Политуправления по Краснодарскому краю, в крайне плохом состоянии. К 1977 г. вся коллекция была отреставрирована во Всесоюзном Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. После реставрации неоднократно экспонировалась в городах Советского Союза: Львове, Киеве, Таллинне, Одессе и др. В 1998 г. эта коллекция была в полном составе показана в музеях Японии, в том числе, в знаменитом музейном центре «Укиё-э». Профессором Ганко Сакаи музейная коллекция была впервые полностью изучена и атрибутирована. По результатам работы Ганко Сакаи был издан каталог на японском языке, в котором вся коллекция была воспроизведена в цветном изображении. В настоящее время осуществляется перевод каталога на русский язык72.

О самом собирателе известно немного. Николай Иванович Воробьев родился 27 сентября 1869 г. в городе Екатеринодаре в семье сотника Ивана

Никифоровича Воробьева, состоявшего в штате Межевой комиссии Кубанского казачьего войска на должности землемерного помощника. Из

71 Мазурина В.Н. Николай Иванович Воробьев - путешественник и собиратель //
Художественный музей в контексте истории. Краснодар, 2000. С. 24.

72 Loan Exhibition from Varabiyov Ukiyoe Collection Krasnodar Municipal Museum,
Russia. Editor: GankouN. Sakal. 1998-1999.


121 формулярного списка Воробьева-старшего известно, что он владел

турлучным домом в Екатеринодаре и участком земли под Майкопом. С

1907 г. Н.И. Воробьев стал членом Императорского Русского

географического общества (ИРГО). В материалах научного архива общества

указывается на период его трудовой деятельности: с 1911 до 1917 гг.

Коллекция японской ксилографии была собрана Н.И. Воробьевым во время путешествия на Восток, которое состоялось предположительно в 1906 г. Старший научный сотрудник ИРГО В.Н. Мазурина пишет: «В настоящее время какие-либо материалы о маршруте Воробьева отсутствуют. Однако известно, что во время путешествия он посетил Турцию, Египет, Судан, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Египет, Китай и Японию»74.

Частные собрания художественного экслибриса краснодарских коллекционеров В.А. Пташинского и А.И. Слуцкого поступили в фонды музея в разное время. Формироваться эти коллекции начали в одно и тоже время, в 1960-е гг., одно из них - в Краснодаре, другое - в Воронеже.

В 1982 г. музейное собрание графики пополнилось сразу 2458 единицами хранения. Известный кубанский художник и коллекционер Владимир Александрович Пташинский передал музею коллекцию экслибрисов, собранную им в течение двух десятилетий. Музейное собрание обогатилось особым видом искусства, способным дать ту ничем не восполнимуго информацию о людях, о событиях, какую не дают произведения других жанров и видов. Искусство экслибриса - вид большого искусства графики. Оно отличается своей ассоциативностью, разнообразием графических решений, стилевых и сюжетных находок, фантазией его создателей и заказчиков. История художественного экслибриса насчитывает не одно столетие, однако на Кубани вплоть до середины XX в. искусство экслибриса не развивалось.

Мазурина В.Н. Николай Иванович Воробьев - путешественник и собиратель // Художественный музей в контексте истории. Краснодар, 2000. С. 24.


122 Именно В, А. Пташинский стал подлинным мастером и

популяризатором экслибриса на Кубани, Собрание в целом определяет

развитие искусства экслибриса с первых десятилетий по восьмидесятые годы

XX века. Российский экслибрис представлен именами 123 художников и

1300 произведениями, что составляет более половины коллекции. Экслибрис

художников стран ближнего и дальнего зарубежья представлен 1158

единицами хранения. Это экслибрис художников Украины, Литвы, Латвии,

Эстонии, Австрии, Англии, Бельгии, Болгарии, Испании, Италии,

Португалии, Польши, Франции, Чехословакии. Одной из задач дальнейшего

изучения коллекции В.А. Пташинского станет определение места и значения

имеющихся в коллекции высокохудожественных экслибрисов в творчестве

художников, а также уникальности коллекции в сравнении с музейными

собраниями Юга России75.

В декабре 1985 г. частная коллекция Л.Ф. Ильичева стала достоянием музея. Дарителем 87 произведений выступил российский академик, наш земляк Леонид Федорович Ильичев. В 1986 г. от коллекционера в фонд музея поступили следующие работы: Н.П. Богданов-Вельский «Сельская учительница», Л.В. Туржанский «Последний луч», A3. Маковский «Деревня на обрыве», В.А. Переплетчиков «Пароход. Этюд», М.С. Сарьян «Абрикосовые деревья», Кукрыниксы «Смерть башмачника», Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Шинель», Е.А. Кибрик «Гладиолусы»76.

Собрание картин Л.Ф. Ильичева действительно уникально, так как содержит работы прославленных русских мастеров XIX - XX вв., а также работы выдающихся советских художников. Многие картины из ильичевской коллекции экспонировались на самых различных выставках. Выставлялись полотна И. Крамского, А. Архипова. Сам Л.Ф. Ильичев создавал коллекцию

Книжный знак. Архив Краснодарского художественного музея. АВ № 36. С.З. ГАКК. Ф. Р-1674. Он. 1. Д. 228. Л. 21.


123 около 40 лет. «С самого начала я решил собирать только русских

художников», - говорит Леонид Федорович77.

Специалисты, изучая коллекцию, по достоинству оценили и сам выбор, и то, с каким вкусом и пониманием она составлена. Имена художников говорят сами за себя - В.Суриков, ИРепин, И.Левитан, И.Крамской, ИАйвазовский, И.Шишкин, К.Коровин, В.Серов, ВЛоленов, Б.Кустодиев, М.Нестеров, М.Сарьян, Кукрыниксы. Решение передать коллекцию в дар городу венчает собирательскую деятельность Л.Ф. Ильичева. В 1991 г. по завещанию коллекционера через советский фонд культуры была передана коллекция «Современное искусство Африки», включающая 37 работ.

Дарственное заявление Валентина Архиповича Ковалева содержит информацию о приобретении музеем другой коллекции картин русских художников из его личного собрания: «Приношу в дар художественному музею родного города четыре картины русских художников. Все картины -неизвестные. Две из них подписаны авторами, две другие помечены авторским инициалами (прим. коллекционера)»78.

Картины приобретены в 1960-1970-х гг. в художественных комиссионных магазинах Ленинграда. В.А. Ковалев в своем дарственном заявлении указывал, что право оценки картин предоставлял Краснодарскому художественному музею: «Со своей стороны считаю, что стоимость картин колеблется от ста рублей до трехсот-четырехсот. Прошу указывать при экспонировании картин, что они являются моим даром музею», - пишет коллекционер79.

Собрание произведений художника А. Е. Глуховцева является самым крупным в музее - около 370 единиц хранения - и дает цельное представление о нем - художнике многоплановом, разностороннем, мастере

Цит. по: Разгонов СА. Особый дар русского сердца // Живопись и графика из коллекции Л.Ф. Ильичева, переданная в дар Краснодарскому краевому художественному музею: Альбом. М., 1988. С. 4.

78 Входящая информация отдела учета и хранения ККХМ. 1985. С. 12.

79 Там же. С.13.


124 книжной и станковой графики, а также живописце. Большой временной

охват коллекции - с 1935 по 1987 гг. - дает возможность с большей или

меньшей точностью судить о разных периодах творчества мастера, в

значительной степени определяемых общей логикой развития

изобразительного искусства и в частности, искусства графики.

Коллекция А.Е. Глуховцева поступила в фонды музея в 1995 г., после юбилейной выставки, посвященной 85-летию и 60-летию творческой деятельности мастера. Около 300 работ художника пополнили фонды музея.

В 2000 г. передана в дар музею еще одна коллекция экслибриса из частного собрания краснодарского библиографа А.И. Слуцкого. Около 3000 единиц хранения произведений российских и зарубежных графиков попали в музейный фонд. Более полно, как и в коллекции В.А. Пташинского, представлен книжный знак.

Книжные знаки А.И. Калашникова, Г.А. Кравцова, В.А. Фролова представлены в коллекциях В.А. Пташинского и А.И. Слуцкого практически в равной мере, так же, как и книжные знаки кубанских художников. Но есть в составе коллекций и различия, в чем-то связанные с обстоятельствами, в чем-то - с личным интересами собирателей. В коллекции А.И. Слуцкого сравнительно хорошо представлен русский геральдический экслибрис (от работ конца XVIII до начала XX в.), экслибрисы отдельных семей (Всеволожских, Шереметьевых, Воронцовых), экслибрисы работы Н. Уткина, Т. Бьюка и других.

В отдельных позициях коллекция А.И. Слуцкого сформирована по тематическому признаку: книжные знаки, посвященные А.С. Пушкину и его окружению, аналогичные подборки, посвященные М.Ю. Лермонтову я Л.Н. Толстому. Сравнительно полно представлен современный украинский экслибрис. Значительную часть коллекции составляют ярлыки личных

80Гармаш О.В. Коллекция произведений А.Е. Глуховцева в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко // Страницы истории: Сб. сообщ. Краснодар, 1996. С. 76.


125 общественных библиотек, книготорговые знаки, фотокопии печатей и

штемпелей военных, общественных, личных кубанских библиотек до 1917

года. Они, безусловно, чаще всего не представляют эстетического интереса.

Но без них невозможно говорить об истории книжной культуры на Кубани.

Рассмотрим примеры частных коллекций, которые входят в собрания других региональных художественных музеев. Несмотря на совершенно разные источники формирования личных собраний, пути попадания в музейные коллекции аналогичны в сравнении с комплектованием фонда Краснодарского художественного музея.

В Ростовском областном музее изобразительных искусств хранится несколько частных коллекций. Для многих ростовчан имя Владимира Ариевича Гринберга83 надолго осталось бы неизвестным или ассоциировалось лишь с ленинградской школой живописи 1920-1930-х гг., если бы не дар, пополнивший фонды советской живописи довоенного периода и сделанный братом художника Григорием Ариевичем Гринбергом. Им было передано в дар 14 произведений Владимира Гринберга, погибшего в блокадную зиму 1942 г. Сам художник родился на Дону и первые шаги в искусстве сделал в Ростове, дальнейшее его становление художника связано с Ленинградом. Значительную часть этой частной коллекции в музейном собрании составляют пейзажи и натюрморты конца 1920-1930-х гг.: «Летний пейзаж», «Павловск», «Кировские острова», натюрморты «Желтые цветы», «Цветы в голубой вазе» и др.

Среди приобретенных Ростовским музеем частных собраний выделим собрания местных коллекционеров. Одной из таких коллекций, поступивших в фонды путем закупки, является частная коллекция ростовского архитектора Бориса Григорьевича Пьянкова.

S1 Слуцкий А.И. Заметки о кубанском экслибрисе // Научно-исследовательская работа в художественном музее: Сб. сообщ. КХХМ. Краснодар, 1998. С. 72.

82 Там же.

Е3 Алимурзаева Г.С. В.А. Гринберг. Творческая судьба и наследие // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1992. С. 95.


126 Б.Г. Пьянков работал преподавателем в Ростовском строительном

университете. Со своими студентами он ежегодно выезжал на летнюю

практику в Архангельскую область под г. Плиссецк. Там в разрушенных

избах, соборах он находил прекрасные иконы XVII-XIX вв., разных

размеров. Коллекционер был большим любителем древнерусского искусства,

он очень ценил собирательство. Елена Константиновна Попова, бывший

сотрудник музея, сотрудничала с коллекционером, оговаривая приобретение

музеем его коллекции. Однако при жизни Б.Г. Пьянкова его коллекция не

стала достоянием музея. И только лишь в 1986 г. музей смог приобрести

коллекцию у сына ростовского собирателя. В коллекцию вошли 35 икон

XVII-XIX века. На сегодняшний день большая ее часть отреставрирована,

некоторые иконы представлены в постоянной экспозиции музея84.

В собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

(СКМИИ) имеется авторская коллекция выдающегося русского художника

Алексея Петровича Боголюбова, представленная семью произведениями

(шесть живописных работ и одна графическая). Это пейзаж «Лунный вечер в

Константинополе», пять живописных этюдов мастера «Киссинген. Водопад»,

«Вель. Мельница», «Порто д'Анцио», «Скалы», «Заход солнца».

Единственная графическая работа А.П. Боголюбова «Морская набережная»

(1865 г.) выполнена в технике сепии. А.П. Боголюбов увлекался этой

техникой и останавливал внимание молодых художников на

выразительности сепии.

Все живописные работы поступили в 1962 г. из Ставропольского Государственного Объединенного музея (СГОМ, ныне Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г. Прозрителева и Г. Праве), туда же были переданы в 1936 г. из Государственного Русского музея.

Интервью Т.А, Сальниковой с искусствоведом РОМИИ Г.И. Долгушевой. Ростов н/Д, 2004. Январь.

85 См.; А.П. Боголюбов (1824-1896) // Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Ставрополь, 2004. С, 3.


127 Известно, что графическая работа «Морская набережная» первоначально

поступила из (СГОКМ), туда передана в 1925 г. из Государственного

музейного фонда (собрание Высоцких)86.

«Музеем в музее» называют двадцатитысячную коллекцию экслибриса, целиком приобретенную в 1985-1986 гг. у местного коллекционера (г. Ессентуки) Г.Ф. Полковского, собиравшего ее на протяжении 25 лет.

В собрании представлены работы корифеев современной русской графики: В.А. Фаворского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, И.Н. Павлова, Д.И. Митрохина, А.И. Кравченко; их учеников и последователей - Г.А. Ечеистова, М.И. Пикова, В.А, Фролова, Е.Н. Голяховского. Представлены все виды экслибриса и графических техник. Разнообразна тематика графических

миниатюр.

Частные коллекции в собраниях региональных художественных музеев являются важными составляющими их фондов и вызывают научный интерес у многих специалистов. Владельцами частных коллекций могут выступать сами коллекционеры, художники - авторы произведений изобразительного искусства, сохраняющие свое творчество, наследники собирателей. У музеев есть несколько путей приобретений коллекций, но в первую очередь это дарения и закупки. Особый размах сейчас приобретает деятельность музея, направленная на сотрудничество, трансформированное в полноценное комплектование фондов коллекции современных художников и частных собирателей.

Сотрудничество музея и любителей искусства - это, в первую очередь, явление, определяющее межкультурное взаимодействие, информационный и

86 См.: См.: АЛ. Боголюбов (1824-1896) // Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Ставрополь, 2004. С. 3.

%1 Белая З.А. Из истории формирования коллекции и художественной ясизни Ставрополя // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст, Ставрополь, 2004, С. 22.


128 ценностный обмен между различными социальными общностями,

поколениями, профессиональными, возрастными и иными группами.

Современное понимание роли и места регионального художественного музея

в культурном пространстве предполагает наличие широкого круга партнеров,

заинтересованных в устойчивой коммуникации.

Формирование коммуникационного звена «любители искусства -художественный музей» происходило параллельно с формированием самих музеев.

Как известно, неотъемлемой частью культурной жизни
дореволюционной России, особенно в пореформенный период, были
организации любителей искусства, где происходило общение людей,
объединенных любовью к искусству. В городах и населенных пунктах
Кубани, Дона, Ставрополья они создаются с 1880-х гг. В Екатеринодаре,
например, существовали музыкально-драматический кружок,

Екатеринодарское отделение императорского Русского музыкального общества, общество любителей изящных искусств, артистическое общество, художественный кружок при Екатеринодарской картинной галерее имени Ф.А. Коваленко, эллинский артистический кружок и др. По существу, это клубы интеллигенции, где собирался ее цвет. Важнейшими направлениями их деятельности являлись пропаганда искусства, воспитание художественного вкуса населения. Именно для этого устраивались публичные спектакли, концерты, вечера, лекции, выставки. В уставах некоторых кружков и обществ было закреплено право создания ими учебных заведений художественного профиля.

Деятельность любителей искусства стала важным фактором создания и развития региональных художественных музеев.

Например, сотрудничество основателя Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко с любителями искусства выразилось в создании при

88 См.: Еремеева А.Н. Организации любителей искусства дореволюционной Кубани // Сборник работ преподавателей гуманитарных наук. Краснодар, 1994. С Л 52.


129 галерее в 1908 г, Екатеринодарского художественного кружка. Его устав был

утвержден на собрании всех его членов и подписан начальником Кубанской

области. Основными задачами этого кружка являлось эстетическое

воспитание и художественное образование жителей Кубанской области,

организация курсов черчения и рисования для учителей, мастеров,

любителей. Ф.А. Коваленко стал бессменным председателем кружка.

Президентом избрали известного художника И.Е. Репина.

Почетными членами кружка были: вице-президента Императорской академии художеств граф И.И. Толстой, знаменитый пейзажист профессор А.И. Куинджи, начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска МП. Бабыч, его супруга С.А. Бабыч, позже - писатель Л.Н. Толстой, попечитель Кавказского учебного округа Н.Ф. Рудольф, директор Александровского реального училища В.В. Скидан и бывший городской голова И.И. Дицман. В члены-учредители и действительные члены вошли представители интеллигенции Екатеринодара, городов и станиц Кубанской области (Туапсе, Новороссийска, Горячего Ключа, Тифлисской и др.). К концу 1909 г. художественный кружок насчитывал до ста членов90.

В числе первых действительных членов кружка любителей искусств были библиограф и общественный деятель Б.М. Городецкий с супругой, которые стали активно содействовать просветительской деятельности Ф.А. Коваленко91. Творческие взаимоотношения между Б.М. Городецким и Ф.А. Коваленко выразились в постоянной поддержке инициатив попечителя Екатеринодарской картинной галереи. Так, например, Б.М. Городецкий, часто выезжавший за границу по делам службы, привозил в галерею художественные работы, способствовал пополнению фонда галереи. После

89 Архив Краснодарского краевого художественного музея. Ф. 4. Д. 1. Л. 2.

90 См.: Кукушкина С.А. О деятельности Екатеринодарского художественного
кружка при городской картинной галерее // Проблемы историографии и культурного
наследия народов Кубани дореволюционного периода: Сб. науч. тр. Краснодар, 1991. С.
41.

91 Золоторева И.Д. Б.М. Городецкий и Ф.А. Коваленко. Из истории творческих
взаимоотношений и становления художественного образования на Кубани //
Художественный музей в контексте культуры: Сб. сообщ, ККХМ. Краснодар, 1999. С. 53.


130 одной из таких поездок в феврале 1908 г. он писал почетному попечителю

галереи: «Только что вернулся из Питера, откуда привез Вам небольшой

гостинец от своего приятеля В.В. Матэ - несколько офортов и рисунков для

галереи». Очевидно, что Б.М. Городецкий при личной встрече рассказал

В.В. Матэ о проводимых в г. Екатеринодаре ежегодных периодических

выставках картин, которые имели значительный успех. И если до 1908 г. ни

В.В. Матэ, ни его ученики не участвовали в выставках, то после разговора с

Б.М, Городецким ситуация резко меняется. Во-первых, он передает в дар

Екатеринодарской картинной галерее несколько офортов - работ своих

учеников. Уже на выставке 1909 г. экспонировались работы П.С. Ксидиаса

«Явление Христа Марии» и А.Н. Парамонова «Портрет Айвазовского» с

пояснением в каталоге - дар от Матэ. Таким образом, Б.М. Городецкий

становился своеобразным медиатором между региональным

художественным музеем и столичным художественным миром.

Стремясь найти поддержку, Ф.А. Коваленко сплачивал интеллигенцию

города, вел обширную переписку с деятелями культуры, художниками,

писателями,

Активная организационная деятельность ростовской интеллигенции, объединившейся в общества любителей искусств, также способствовала формированию музейных художественных собраний на Дону, общему подъему интереса к искусству, в том числе и к изобразительному. Ростовское Артистическое общество выступило инициатором открытия ростовской рисовальной школы.

92 ГАКК. Ф. 796. ОП.1.Д.5.Л.47.

93 Золоторева ИД. Б.М. Городецкий и Ф.А. Коваленко, Из истории творческих
взаимоотношений и становления художественного образования на Кубани //
Художественный музей в контексте культуры: Сб, сообщ, ККХМ. Краснодар, 1999. С. 54,

94 Каталог Екатеринодарской городской художественной галереи имени Ф.А.
Коваленко. Екатеринодар, 1909. С. 31.

9:1 Пыхтина С.Н. Ф.А. Коваленко - основатель музея // Памяти Ф.А. Коваленко: Сб. сообщ. Краснодар, 1996.

Алимурзаева Г.С. Музей и художественная культура края // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1992. С. 3.


131 Ростово-Нахичиванское общество изящных искусств было

организовано в 1907 г. по инициативе А. Чиненова, И. Богатырева,

А. Ованесова, Г. Арцатбаняна, С. Недлера, А. Черчопова при поддержке

местных меценатов Ф. Генч-Оглуева, В. Зеелера, П. Крамера. Его созданию

помогли влиятельные лица Дона из среды отдельных чиновников, купцов,

фабрикантов, считавших себя «меценатами искусства». Обладая

коллекциями произведений русских и зарубежных художников, они сами

были не прочь показать их на выставках, приобрести новые, а также

поддержать престиж покровителей искусства. Общество готовило показ

произведений донских художников в залах Академии Художеств, выставок

на Дону, оказывало материальную поддержку художникам. Оно имело свой

фонд работ и вело активную переписку со многими уже тогда известными

художниками, устраивало съезды художников, готовило выставки донских

живописцев в залах императорской Академии художеств, оказывало им

материальную поддержку98.

Можно заключить, что создание Донского областного музея искусства и древностей (Ростовский областной музей изобразительных искусств) было подготовлено всем предшествующим историко-художественным процессом на Дону: деятельностью любителей искусств в лице двух обществ (Артистического и Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств), активной выставочной работой, системой художественного образования.

Масштабная деятельность дореволюционных общественных организаций заложила основы продуктивного сотрудничества музея и общественности, формировала посетителя музея - потребителя художественных ценностей, создала благодатную почву для формирования музейного собрания.

97 Головкина Г.И. Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств и
художественное образование // Из опыта научно-исследовательской работы
художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. коыф.
«100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 22.

98 Алимурзаева Г.С. Музей и художественная культура края. С. 3.


132 В советское время в связи с ослаблением общественной, не

подконтрольной власти, инициативы, огосударствлением музейных

коллекций, партийно-государственной политикой формы сотрудничества

региональных художественных музеев с любителями искусства изменялись.

Теперь не любители искусства стимулировали создание и пополнение

коллекций музеев, а сами музеи формировали объединения любителей

искусств. Главной целью просветительской работы музеев становится

привлечение в ряды музейных активистов рабочих, студентов, школьников.

В планы музеев включалось шефство над предприятиями. Например, Краснодарский художественный музей шефствовал над типографией им. Лиманского. Целью шефства была пропаганда искусства среди рабочих типографии. Одним из средств пропаганды было создание музейного уголка с показом экспонатов, имеющих отношение к типографскому производству (выставка графики)99.

Музей традиционно шефствовал над художественным техникумом. Сотрудники оказывали консультации по вопросам искусствоведения, по оценке художественной продукции учащихся. В помещениях музея устраивались выставки работ студентов художественного техникума100.

Своеобразной заменой дореволюционного художественного кружка при картинной галерее должно было стать Общество друзей музея. В газете «Красное знамя» во второй половине 1920-х - 1930-е годы появлялись заметки, авторы которых призывали активизировать работу общества.

В послевоенный период многие формы сотрудничества с любителями искусства продолжали традиции дореволюционных обществ любителей искусств. Одна из устоявшихся форм - музыкальные, литературные, тематические вечера. Уже с середины 1950-х гг. в Краснодарском музее

ГАКК. Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 4. Л. 8. Там же. 1 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.


133 получили распространение тематические циклы «Встречи с интересными

людьми», концерты симфонической, вокальной и инструментальной музыки.

В стенах музея организовывались семинары, консультации, кружки, клубы. Так, долгие годы систематически, согласно календарно-тематическому плану, проходили занятия на факультете изобразительного искусства университета культуры имени Н.К. Крупской (при факультете работала изостудия на искусствоведческом отделении ФОГТА Политехнического института)102.

С середины 1970-х гг. в музее работали кружки «Азбука искусств» -для родителей с детьми младшего школьного возраста, «Юный искусствовед» - для учащихся 5-8 классов, «Искусство и молодежь» -дискуссионный клуб для учащихся 8-Ю классов, ПТУ, техников и училищ.

В отчете музея за 1986 г. сообщалось, что все работающие кружки были объединены в клуб «Здравствуй, музей», что дало возможность проводить работу с учетом возрастных особенностей посетителей. Участниками клуба «Здравствуй, музей» подготовлены и частично проиллюстрированы две сказки «Сказка о карандаше Грише и кисточке Ксюше» и «Тайны королевства колоритии», утренник «Художник-сказочник В.М. Васнецов». Старшеклассники подготовили вечер «Шедевр», которые несколько раз проводили в школах города, для учащихся ПТУ, организаторов внеклассной работы в школах края104. Вечера, утренники, конференции, Дни и Недели искусства, встречи с художниками - все эти формы деятельности получили самое широкое распространение.

Ростовский областной музей изобразительных искусств, поддерживая контакты с любителями искусства, организовывал традиционные музыкальные вечера. Эта форма сотрудничества стала основной в деятельности клуба «Пушкинский бульвар», объединившей любителей живописи и классической музыки. В конце 1980-хгг. популярностью

102 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп, 1. Д. 228. Л. 16. 103Тамже.ЛЛ7.


134 пользовался кружок любителей поэзии. В залах музея проходили встречи с

поэтами, писателями и художниками Дона. Действующий клуб при музее

«АРТ-искусство» являлся местом профессиональной деятельности

дизайнеров, искусствоведов, мастеров декоративно-прикладного

искусства.105

Разнообразие форм и методов взаимодействия с любителями искусства в немалой степени способствовало формированию образа музея как важнейшего и действенного элемента региональной культуры.

Однако в начале 1990-х гг. динамичные изменения общественных
запросов и новые социокультурные особенности музейной аудитории
актуализировали задачи инновационного структурирования

просветительской работы, проводимого региональными художественными музеями.

В стенах музеев получили широкое распространение формы деятельности, считавшиеся ранее нетрадиционными: художественные студии и исторические кружки, клубы коллекционеров, литературные и музыкальные вечера, моноспектакли, и пр. Региональные музеи страны стали центрами притяжения местной интеллигенции, творческих и общественных объединений106.

Директор Ставропольского краевого музея изобразительного искусства З.А. Белая отмечает: «Особое место в поднятии интеллектуального содержания наших многих мероприятий принадлежит Клубу графических дизайнеров и лично С.Ф. Бобылеву и А.К. Колбасникову. Хотелось бы в этой части отметить вклад профессора Ставропольского государственного

104 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 228. Л. 17-18.

105 Интервью Т.А. Сальниковой с искусствоведом РОМИИ Г.И. Долгушевой.
Ростов н/Д, 2004. Январь.

106 Сундиева А.А. Краеведческая константа в деятельности российских музеев //
Культура Российской провинции: век XX-XXI веку: Тез. науч. конф. Калуга, 2000. С. 31.


135 университета (СГУ) К. Э. Штайн, кандидата философских наук А.А. Дурова,

председателя Союза российских писателей Т.К. Третьяковой-Сухановой»107.

Изменения, происходящие в сфере профессиональной музейной деятельности, связаны с усложнением ее структуры и расширением состава участников коммуникационного пространства.

В создании функциональной модели большое значение имеет информационный обмен между музеем и любителями искусства. Актуальность этого направления усиливают возникшие у художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья сложности приобретения научной литературы из центральных библиотек и выезда сотрудников на конференции, семинары, курсы повышения квалификации. Поэтому развитие партнерских взаимоотношений может выражаться в организации совместных конференций, в семинарах, лекциях, обсуждении трудов друг друга, в работе Ученого и других советов; предоставлении фондов, архива, библиотеки музея для музейных коллег и использование информационного потенциала других музеев для научной деятельности.

Так, 11 апреля 1994 г. состоялась первая научная конференция (Коваленковские чтения - 94), посвященная памяти основателя Екатеринодарской картинной галереи Федора Акимовича Коваленко. В работе конференции приняли участие специалисты художественных музеев Юга России и общественных организаций, учебных заведений города Краснодара, а также сотрудники Государственного архива Краснодарского края. В день конференции в залах музея открылась выставка «Наследие Ф.А. Коваленко». Основу экспозиции составили картины русских художников второй половины XIX - первой четверти XX в. Демонстрировались наиболее интересные работы декоративно-прикладного искусства. В «Музыкальной гостиной Ф.А. Коваленко» состоялся концерт классической вокальной

107 Белая З.А. Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 33.


136 музыки. В концерте приняли участие вокальный дуэт Л. Климовой и Л.

Огилец, В. Вотрина и других. По итогам конференции был выпущен сборник

научных трудов.

Такой структурный аспект музейной коммуникации выделен в работе М.Б. Гнедовского и связан с взглядом на музей как на центр межпрофессионального общения109. Музей все реже рассматривается сегодня как узкопрофильное научно-просветительское учреждение и все чаще - как место сотрудничества разных специалистов, стремящихся найти общий язык для решения комплексных историко-культурных проблем. И если будущее музея связано с реализацией в его работе междисциплинарного подхода, то проблема межпрофессионального общения становится одним из основных вопросов теории музейной коммуникации. В этом плане представляет интерес озабоченность работников музеев региона проблемой дальнейшего развития художественных музеев.

Так, с 24 по 26 мая 1999 г. в г. Кисловодске проводился семинар работников музеев Юга России и Северного Кавказа110, Его участники выразили обеспокоенность тем, что под влиянием общественного, экономического и духовного кризиса в музейной среде может произойти отступление от общепринятых норм профессиональной этики. В связи с этим работники музеев обратились к главам республик, краев, областей и городов региона с предложением принять важнейшие меры, которые помогут стабилизировать ситуацию в музейной сфере. Одной из них является разработка генеральной концепции развития музеев Юга России и Северного Кавказа силами компетентных и авторитетных деятелей культуры, администраторов, ведущих специалистов музеев на обозримый период с учетом экономической ситуации в стране и необходимости изыскания

108 См,: Маркова О.Н. Хроника музейной жизни. Год 1994 // Наследие XX века, Опыт переосмысления: Сб. сообщ. Краснодар, 1995. С, 98.

Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. С. 25.


137 средств на поддержание музейной деятельности. Принято решение активнее

использовать возможности музеев в культурно-воспитательной работе:

заинтересованные управленческие структуры, организации, учреждения и

ведомства могли бы делать заказы на сбор, изучение и научную разработку

тем, связанных с культурной и этнической политикой в регионе, заказывать

выставки и экспозиции на актуальные культурно-исторические,

природоохранные темы, к юбилейным датам, по острым социальным

проблемам и др. Проекты исследований могут быть разработаны

совместными усилиями ученых университетов, архивов, библиотек и музеев

республик, краев и областей.

Среди большого числа участников семинара музеев краеведческого профиля были представлены художественные музеи региона: Кисловодский художественный музей Н.Я. Ярошенко и Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

В функциональной модели следующим системообразующим каналом коммуникации музей - любители искусства является система связей Музей -вузовская наука. Эта линия определяется общностью научно-исследовательской функции, и ролевое назначение по отношению к музею выражается в научном обеспечении музейной деятельности. Представляя научную среду города, вузы (выступающие в регионах не только как учебные, но и как научные центры) традиционно взаимодействуют с музеями в режиме «партнеров». Более продуктивным представляется перевод партнерских отношений в систему заказов на проведение конкретных исследований, касающихся музейного фонда или на адаптацию специальных научных знаний для различных направлений музейной деятельности. Постоянное взаимодействие Краснодарского художественного музея с научной средой обеспечивает ему необходимую степень информированности

110 См: Подробнее об этом: Семинар работников музеев Юга России и Северного Кавказа <http: // www.stawopol.net/musemn/russian >.

Ill Т

Там же.


138 о развитии профильных дисциплин и соответствующий научный уровень

музейных разработок. Кроме того, для привлечения внимания ученых к

музею следует максимально широко использовать коммуникационные

каналы; включать фамилии соавторов, консультантов, рецензентов в тексты

экспозиций и выставок, титульные листы музейных концепций, сценариев и

другой документации, рекламировать научные контакты через средства

массовой информации.

Следующим элементом модели музея как пространства коммуникации любителей искусства, связей музея выступают образовательные институты, также традиционно взаимодействующие с ним в режиме «партнеров». Разработку подобных программ целесообразно вести совместно с представителями образовательных структур, что обеспечивает наполнение учебного процесса необходимым музейным содержанием. Сегодня школьные уроки можно органично сочетать с различными занятиями в музее, как-то: уроки-экскурсии по экспозициям и выставкам; посещение фондов, нацеленное на приобретение элементарных навыков работы с памятниками культуры. Для старшей возрастной группы, предполагающей более высокую степень «музейной» подготовленности, разработаны активные формы включения в процесс музейной коммуникации - например, самостоятельная разработка и проведение экскурсий. Подробней об этом речь пойдет в главе III данного исследования.

Принимая во внимание актуализацию для музеев за последние несколько лет функции организации свободного времени, в качестве следующего системообразующего элемента модели взаимодействия с любителями искусства следует рассматривать общественные институты сферы досуга. Возникающие сегодня в регионах дискотеки, ночные клубы, казино остаются за рамками анализа в силу их абсолютно разной с музеем природы. В контексте возможного взаимодействия с музеем нас интересуют структуры, занимающиеся организацией как массовых, зрелищных акций (празднеств, ярмарок, фестивалей и т.п.), так и камерных, элитарных форм


139 досуга (вечера, творческие встречи, салоны, гостиные и т.п.). Они могут

выступать по отношению к региональному музею в качестве партнеров112.

У художественных музеев изучаемого региона существуют контакты с

рядом учреждений, которые принимали участие в организации и проведении

отдельных музейных акций (фольклорных праздников, новогодних елок).

Однако для них музей выступает пока не более, чем удобная

демонстрационная площадка. Сотрудничество Краснодарского

художественного музея с подобными организациями нуждается в

специальных музейно-досуговьгх программах, сценарных планах

мероприятий, предусматривающих не просто проведение традиционного шоу

или фестиваля, а своеобразную музеефикацию события или личности,

которым посвящена акция. Это предполагает или моделирование среды

музейными средствами - воссоздание определенной временной и бытовой

атмосферы на основе имеющейся в музее информации, - или использование

новейших технологий, презентационного оборудования. Например, в 2004 г.

прошел цикл мероприятий по выставке «Метаморфозы от Никаса

Сафронова» в залах Краснодарского художественного музея. Основными из

них стали: пресс-конференции для представителей СМИ города, презентация

книги «Видения рая и ада. Метаморфозы от Никаса», демонстрация

специализированной медиа-программы, встреча художника Н. Сафронова со

зрителями на экспозиции выставки. Администрация г, Краснодара

подготовила распоряжение о выделении средств в сумме 450 тыс. рублей для

приобретения двух произведений Н. Сафронова в фонды музея. Художник

заявил о своей готовности передать Краснодару половину этой суммы на

благотворительные цели113.

См.: Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина / Под ред. НА. Никишина и В.Н. Сорокина. М; Самара, 1998. С. 33.

113 Метаморфозы от Никаса Сафронова: Пресс релиз выставки / Краснодарский краевой художественный музей. Краснодар, 2004.


140 За совсем недолгий срок работы - с 26 мая по 15 июня 2004 г. -

выставку посетило 5163 человека114. Проведение проекта «Метаморфозы от

Никаса Сафронова» в стенах Краснодарского краевого художественного

музея - это музеефикация отдельного события и личности,

трансформирующаяся в акцию, вызвавшую общественный резонанс в

культурной жизни города. В противном случае обычные досуговые

мероприятия вряд ли приживутся в музейных стенах.

Доказательство тому - клуб старшеклассников «Юный искусствовед», существовавший в Краснодарском краевом художественном музее 7 лет, но так и не нашедший своей «музейной ниши», он уже к середине 1980-х гг. фактически перестал существовать, не успев начать системную студийную работу. Напротив, спектакль «Ожившие картины» - «Святая ночь» Корреджо детской экспериментальной студии «Музейный театр»115, с успехом прошедший в музее в 1998 г. с соблюдением соответствующих правил этикета и наличием аксессуаров, может получить статус ежегодного музейного мероприятия.

При этом музейный клуб можно рассматривать как более демократичную, по сравнению с салоном, форму организации свободного времени, обладающую значительными возможностями в плане развития среды музейной коммуникации. Их характерной особенностью является включение в контекст клубных заседаний материалов из музейного собрания. С точки зрения коммуникационного подхода такие встречи выступают своеобразной модификацией более привычных для музеев экспозиционных актов «музейной коммуникации»; для их участников создается возможность реализации той же самой культурной нормы отношения к предметному миру, но в более благоприятных для восприятия условиях.

См,: Метаморфозы от Никаса Сафронова: Отчет по выставке [Делопроизводственная документация КХМ]. Краснодар, 2004.

15 Конкина Д. И. Театр в музее? К проблеме «игрві» в музейной работе с детьми // Музей и школа: Сб. сообщений КХМ. Краснодар, 1997. Вып. 4. С. 43.


141 Вокруг любого регионального музея должно сформироваться

собственное сообщество из таких представителей городской интеллигенции,

как преподаватели вузов, учителя, врачи и пр. Их отношения с музеем

определяются наличием профессионального или любительского (хобби)

интереса «музейного характера», например, коллекционирование

произведений изобразительного искусства.

Одной из существенных составляющих формирования модели коммуникационной инфраструктуры музея является финансирование116.

В поисках средств южнороссийские музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди них наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре. В стремлении выжить музеи идут разными путями: одни - уступают давлению обстоятельств и вступают на путь превращения в сугубо элитарные учреждения, вся работа которых направлена на обслуживание достаточно узкого круга хорошо образованных и обеспеченных людей; часть музеев становится типичными культурными центрами, используя свои помещения как платную площадку для мероприятий различных организаций на долгосрочной или одноразовой основе и полностью отделяя свою профессиональную деятельность от деятельности этих организаций. При этом большинство музеев стремится расширить контакты со всеми категориями населения, сохраняя музейную специфику117.

Поскольку функционирование музея как пространства коммуникации нуждается в экономическом обеспечении, завершающим ее элементом

Финансовая деятельность Краснодарского художественного музея по сохранению и реставрации произведений кубанского искусства осуществляется за счет средств органов управления культурой, выделяемых по целевым программам, или за счет собственных средств.

шСм.: Годунова Л.Н. К вопросу о взаимоотношении музеев и власти на современном этапе развитого общества // Музей в системе ценностей евразийской культуры: Тез. Всерос. шуч.-практ. конф. М., 2001. С. 2.


142 следует считать социальные институты, выступающие по отношению к

музею фактическими или потенциальными меценатами и спонсорами.

Взаимодействие с такими организациями - сравнительно новое направление

для российских художественных музеев в целом. Краснодарский

художественный музей только формирует первый опыт подобного

сотрудничества. В 2004 г. 18 мая Краснодарский художественный музей

собрал своих друзей и старейших сотрудников - не случайно праздник уже

давно получил неофициальное название - «Встреча друзей». Гостями стали

ветераны музея, преподаватели учебных заведений, художники, коллеги из

краевых учреждений культуры. В этот день музей традиционно принимал

подарки от краснодарских художников: Г.А. Булгакова, В.И. Сидорова, И.Я.

Коновалова, Н.П. Калугина, М.С. Рудницкой, Л.И. Ковтуна, Г.К. Забелиной,

В.П. Медведовского, А.Г, Луицкого подарили музею свои картины.

На протяжении истории существования музеев деятелям культуры и искусств всегда сопутствовали покровители и меценаты. Недавно появились они и у Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. С учреждением «Клуба друзей музея» в него вошли спонсоры: ООО «Кнауф Маркетинг Краснодар», благодаря которому появилась возможность издать первый том генерального каталога «Искусство стран Западной Европы»; ООО «Аудиторско-консалтинговый центр», оказавшее помощь в реставрации рамы к картине И.К. Макарова «Итальянка». По словам генерального директора ООО «Кнауф Маркетинг Краснодар» Л.В. Поповой, спонсорская «поддержка и содействие деятельности музея является долгосрочной и системной. Возрождение и реставрация уникальных шедевров дают возможность еще раз обратиться к культурному и историческому наследию, внести свой вклад в укрепление культурных связей региона».

В осуществлении издательских проектов музея одним из первых спонсоров стал Акционерный коммерческий банк «Юг-Банк», оказавший

шКраснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко <http: //smi kuban.Info>.


143 помощь в изготовлении издательских слайдов, в том числе и для

Генерального каталога музея. Издание его первого тома

«Западноевропейское искусство XVI - XX вв.» в юбилейном 2004 г. стало

реальностью благодаря сотрудничеству с краснодарской строительной

фирмой «Кубань Кнауф Маркетинг» 119.

Популяризации произведений русского и советского искусства, хранящихся в фондах музея, способствует вышедший в 2004 г. Юбилейный календарь, который издан совместно с коммерческим банком «Кубань-Кредит» и посвящен его 10-летию и 100-летию музея120.

Необходима общественная поддержка внешних связей музея в коммуникационном пространстве. Это предполагает создание ряда организационных структур (общественных советов), обеспечивающих развитие конкретных направлений. Например, в функции Попечительского совета входит решение финансовых вопросов (источники поступления, распределение, контроль); Ученый совет отвечает за научный уровень музейной продукции; Общество друзей музея заботится о привлечении внимания к музею и о формировании его имиджа.

За рамками предлагаемой модели музея как пространства коммуникации любителей искусства остались управленческие структуры, хотя контакты с ними составляет значимую часть жизни музея. Такое обособление не является случайным. Оно объясняется наличием требующей специального внимания сферы взаимодействия - культурной политики. Принципиально важным звеном для разработки данной проблемы является определение приоритетов. Фактически это направление следует рассматривать как основу взаимодействия регионального музея с управленческими структурами. С одной стороны, речь идет о выделении приоритетов развития, например, Краснодарского художественного музея,

119 Краснодарский краевой художественный музей им, Ф.А. Коваленко <http: //smi
kuban.Info>.

120 Там же.


144 как объекта культурной политики. С другой стороны, имеется в виду

определение приоритетов региональной культурной политики в сфере

сохранения и использования культурного наследия южнороссийского

региона в целом. Во втором случае Краснодарский художественный музей

выступает как субъект коммуникации, который, координируя усилия с

другими государственными, общественными, частными институтами,

вовлеченными в культурную политику, участвует в ее формировании.

Направления и механизмы, определяющие развитие взаимодействия регионального музея на примере Краснодарского краевого художественного музея с любителями искусств, могут быть экстраполированы и на музеи других регионов России. Основой формирования устойчивых контактов с художественной общественностью, как столичной, так и региональной, является информационный обмен, позволяющий художественным музеям Кубани, Дона, Ставрополья создавать или расширять уже имеющиеся базы данных о музеях.

Выводы по главе. Изучение взаимодействия с такими категориями субъектов музейной коммуникации, как художник, коллекционер, любители искусства в исторической ретроспективе позволяет констатировать, что региональный музей в подобной цепочке взаимоотношений фактически выступает в роли своеобразного транспортера или ретранслятора тех или иных информационных потоков, инициатором культурного взаимодействия, субъектом собственной культурной политики. Это в равной степени характерно как для региональных художественных музеев, так и для художественных музеев страны в целом.

Местные художники принимают участие во всех формах работы музеев Кубани, Дона, Ставрополья, при этом обеспечивается содержание регионального компонента в фондовой, экспозиционной и просветительской деятельности музеев. Рассмотрены взаимоотношения с коллекционерами, где особая роль отведена изучению частных коллекций в собраниях художественных музеев региона.


145 Модель внешних коммуникаций регионального музея с любителями

искусства является своеобразным инструментарием для выявления и

привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов:

интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых, - для

более продуктивной партнерской деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: