Художественное сообщество

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

Ос

От

вдохновение для этой серии М. Шемякин.

Новый тип сотрудничества столичных и провинциальных художественных музеев складывается в 1990-е гг. Если раньше столичные музеи становились донорами провинциальных, то теперь намечается обратный процесс. Лучшие работы из собраний провинциальных музеев на правах временных экспонатов проникают в столичное музейное пространство. В Государственной Третьяковской галерее при участии Краснодарского краевого художественного музея прошел проект: «Великая Утопия. Русский авангард» (1992 г.), в Московском Центральном доме художника (ЦДХ) организована выставка «Уходящее тысячелетие» (1993 г.) в Московском центре искусств (МНИ) «Червовая дама русского авангарда. Ольга Розанова» (1994-1995 гг.).84.

Активное участие региональные музеи принимают в международных проектах. Краснодарский художественный музей, обладая ценнейшей коллекцией русского авангарда, представлял свои работы на выставках: «На встречу свету, Ольга Розанова.» (Финляндия, 1992 г.), «Кандинский в России» (Италия, 1993 г.), «Победа под солнцем» (Франция, 1993 г.) и др.

С 10 по 15 марта 2004 г. в княжестве Монако проходила выставка «Художники «Бубнового валета» между Сезанном и авангардом». Ее организаторами стали Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Свои экспонаты представили 16 российских музеев, в том числе и Краснодарский художественный. Выставка имела большой успех, поэтому

решено было продолжить ее работу Санкт-Петербурге и в Москве.

83 Гонтарь СМ, Выставка М. Шемякина. Архив Краснодарского художественного
музея. АВ № 22.

84 Косопойко Е.А. Материалы к библиографии Кубани. 1904-2001 / Авт. вступ, ст.
И.И. Паншина. Краснодар, 2001. С. 148.

85 См.: Алалыкина Я.С. Произведения из Краснодарского художественного музея
находятся в настоящее время в Санкт-Петербурге: Пресс-релиз. Архив Краснодарского
художественного музея.


76 В конце 1990-х гг. изменились взаимоотношения внутри музейного

мира. Музеи начали объединяться друг с другом, создавать ассоциации,

проводить совместные акции, выставки, биеннале, круглые столы.

Консервативные ранее художественные музеи стали сотрудничать с музеями

других спецификаций и направлений.

К достоинствам музейных сотрудников можно отнести их постоянное стремление к деловому сотрудничеству: их участие в научных конференциях, практическая помощь друг другу; в выставочной работе намечаются тенденции перехода к совместным проектам («Золотая карта России», «Амазонки русского авангарда» и другие), В 2000 г. самым крупным замыслом для региональных художественных музеев оказался выставочный проект «Золотая карта России», который родился в стенах Государственной Третьяковской Галереи (ГТГ) и оказался актуальным и своевременным.

Идея, зародившаяся в стенах «Третьяковки» и состоявшая в том, чтобы показать уникальные региональные музейные коллекции, получила поддержку Совета Федерации, Министерства Культуры РФ, Правительства Москвы. Руководство Третьяковской галереи обратилось к главам региональных администраций, руководителям художественных музеев с предложением организовать показ местных коллекций в Третьяковской галерее.

Проект «Золотая карта России» осуществлялся при финансовой поддержке Московского Фонда «Сотрудничество» (Правительство Москвы) и являлся актуальной и плодотворной формой взаимодействия Москвы и других регионов России с помощью авторитетных институтов культуры. «Наш проект «Золотая карта России», - подчеркнул директор ГТГ В. Родионов, - особенно важен сейчас, когда наметилась реальная дезинтеграция в культурном пространстве страны. Хотя все считаем, что этого не должно быть и нужно активно знакомить граждан, особенно молодежь, с тем огромным богатством отечественного и мирового


77
художественного наследия, которым обладает Россия»86.

Уникальность и ценность проекта «Золотая карта России» - в его

интегрирующей силе, объединяющей «художественные сокровища России»

общим понятием культурного наследия страны. Практически каждая

выставка - это повод вспомнить о самоотверженных исследователях и

собирателях, о малоизвестных и забытых местных мастерах, это - открытие

для публики совершенно новых имен. Проект представляет уникальные

произведения и своеобразие отдельных региональных художественных

коллекций Урала и Подмосковья, русского Севера и Кубани,

республиканских, краевых, областных музеев страны. Яркий пример участия

в нем показывает художественный музей кубанской столицы.

В Третьяковской галерее в Инженерном корпусе с 11 сентября по 8 октября 2000 г. состоялась демонстрация произведений живописи и графики из собрания Краснодарского краевого художественного музея. Кубанские музейщики вместе с московскими специалистами выбрали 42 живописных и 12 графических работ.

Седьмая экспозиция из проекта «Золотая карта России» представляет уникальную коллекцию русского искусства 1910-1920 гг. Представлены произведения крупнейших мастеров эпохи - Н. Милиоти, С. Судейкина, П. Кончаловского, А. Лентулова, О. Розановой, А. Экстер, К. Малевича, В. Кандинского, М. Шагала, П. Филонова. Коллекция начала XX в. насчитывает более 100 произведений живописи и графики. Несомненный интерес представляет и то, что она формировалась в период деятельности художников, чьи работы приобретались непосредственно у авторов.

См.: Головкин Н. От голубой розы до ослиного хвоста // Версты. 2002. 19 сент.

87 Неронова В. Кубань удивляет Москву не только губернатором и «варэнычками»:
(в столице скоро пройдет выставка картин из Краснодара) // Комсомольская правда. 2000.
9 сент.

88 Хренникова М. Авангард из Краснодара - в Москве // Голос Кубани. 2000. 9
сент. № 16.


78 Безусловно, проект «Золотая карта России» стал важнейшей вехой

взаимодействия музейного сообщества, на примере столицы и регионов

страны.

28 октября 2003 г. в Третьяковской галерее в рамках проекта и федеральной программы «Золотая карта России» открылась выставка картин из собрания Таганрогской картинной галереи, на которой было представлено около пятидесяти работ коллекции русского изобразительного искусства XVIII- XIX вв. Для таганрогского музея это была первая выставка такого масштаба. Из музеев Ростовской области Таганрогская галерея единственная удостоилась возможности показать свои лучшие работы в Москве и приняла участие в 22-й выставке проекта «Золотая карта России».

Сама программа «Золотая карта России» была номинирована на государственную премию. Отбор картин производился комиссией во главе с ученым секретарем Третьяковской галереи Витольдом Петюшенко. В фондах Таганрогской картинной галереи представлены работы практически всех выдающихся русских живописцев-передвижников XIX века: И.Е. Репина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина. Всего таганрожцы отправили в Третьяковскую галерею 55 картин, в том числе «Вечерние тени» И.И. Левитана, «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» И.К. Айвазовского, «Закат» А.К. Саврасова, «Очаг» Н.К. Рериха. Участие таганрогской галереи в «Золотой карте России» - событие без преувеличения выдающееся89.

Для сотрудников Краснодарского и Таганрогского художественных
музеев подобные проекты стали большой школой творчества, так как обмен
опытом начинался. буквально с составления взаимовыгодных договоров,
определения подходов к вопросам безопасности, сохранности,

Выставки Золотая карта России < https://www.tretyakovgallery.ru/russian/exhibit/ goldenraap/22 >.


79 микроклимата, дизайна, проведения презентаций и работы со средствами

массовой информации.

Взаимовыгодные контакты с ведущими художественными музеями страны: Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитажем, - стали необходимой базой по организации выставок региональных музеев на выставочных площадях столичных музеев.

Другой пример сотрудничества - это реализация культурно-просветительной и образовательной программы «Эрмитаж - Югу России».

С сентября 2005 г. по июнь 2006 г. Государственный Эрмитаж и «Компания «Базовый элемент», исходя из желания способствовать наибольшему ознакомлению жителей Южного федерального округа Российской Федерации с хранящимися в Государственном Эрмитаже памятниками мировой культуры и искусства, реализовали программу, способствующую расширению культурных связей между государственным Эрмитажем и региональными учреждениями культуры.

Программа имела комплексный характер. В ее состав входили
выставочные научно-просветительные, научно-методические,

образовательные и иные культурно-просветительные проекты. Она получила реализацию в Краснодарском крае, Ставропольском крае и Ростовской области. Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках программы, явилась выставка «Мир героев. Миф и реальность. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа». В ее рамках организовывались разнообразные культурно-просветительные мероприятия, включая лектории, концерты, конференции и другие формы работы с широкой публикой, основанные на сотрудничестве петербургского музея и его партнеров (Оркестра Государственного Эрмитажа, Студии «Эрмитажный Мост» и других) с ведущими учреждениями культуры региона. По отчетным данным Краснодарского художественного музея, за 69 дней работы выставки музей посетили 57.029


80 человек, в том числе из городов и станиц Краснодарского края (20 114

человек, охваченных экскурсионным обслуживанием), иностранные

граждане, среди них - шведы, голландцы, немцы, индийцы, англичане и

финны - 51 человек90.

Этот проект стал знаменательным событием для жителей южнороссийского региона, крупнейшей культурно-просветительной акцией. Программа «Эрмитаж - Югу России» была представлена в Краснодаре. Именно Краснодарский музей стал наиболее посещаемым изо всех южнороссийских музеев-участников. Здесь прошла пресс-конференция директора Государственного Эрмитажа МБ. Пиотровского, его встреча с творческой интеллигенцией города, состоялся премьерный показ кинокартины А.Н. Сокурова «Русский Ковчег». В Краснодаре, Новороссийске и Усть-Лабинске выступил Оркестр Государственного Эрмитажа.

Важным показателем является динамика посещаемости музеев. Приток музейных посетителей резко упал в начале 1990-х гг. В отчете за 1993 г. Краснодарского краевого художественного музея отмечалось, что посещаемость составила всего 83 000 человек, то есть по сравнению с 1987 г. снизилась на 21 %. Этот процесс наблюдался повсеместно, даже в самых популярных российских музеях. Со второй трети 1990-х гг. наметился не резкий, но стабильный рост посещаемости. Однако уровня середины 1980-х гг. достигли лишь немногие музеи. Например, уже в 2003 г. Краснодарский художественный музей обслуживал 121 000 посетителей.

За последние десять лет неуклонно отмечается рост посещаемости Ставропольского краевого музея изобразительных искусств от 25 000

Исходящая документация Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко: Приказ № 217.

91 Отчет Краснодарского краевого художественного музея за 1991-1993 гг./Архив Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко.


81 посетителей в 1993 г. до 57 500 по итогам 2001 г., что тесно связано с ростом

количества проводимых выставок.

Сегодня для многих музеев Кубани, Дона, Ставрополья стал характерным поиск инновационных форм и методов работы. Более того, те формы культурно-образовательной деятельности, которые еще недавно признавались «нетрадиционными», стали вполне привычными для российских художественных музеев. Это - театрализованные экскурсии, студии для детей, специализированные программы. Например, в Краснодаре появился «Театр в музее», в ходе реализации этого проекта в художественном музее была организована Детская театральная студия.

Практический опыт «оживления картины» был осуществлен совместно со школьниками, музейщиками и актером и режиссером Нового театра кукол Творческого объединения «Премьера»; интерес представляет долгосрочная программа «Музей и дети» и брейн-ринг для школьников города «Врата Кавказа» в Ставропольском музее изобразительных искусств. По вопросам брейн-ринга были разработаны отдельные тематические экскурсии, которые посещали школьные команды в течение работы действующей выставки94.

Впервые 20 мая 2006 г. в Краснодаре реализована специализированная программа «Ночь музеев», имеющая комплексный характер и проведенная в рамках масштабной общеевропейской акции. Инициатор мероприятия -Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко (КХМ), получивший приглашение Министерства культуры и коммуникации и Дирекции музеев Франции. Проект активно поддержали Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник имени Е.Д.

92 Белая З.А. Из истории формирования коллекции и художественной жизни
Ставрополя. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: Сб. ст.
Ставрополь, 2004. С. 33.

93 Конкина Д. И. Театр в музее? К проблеме «игры» в музейной работе с детьми //
Музей и школа: Сб. сообщ. КХМ. Краснодар, 1997. Выл, 4. С. 43.

94 Бендюк О. Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От
искусствоведения к культурным практикам // Образовательная деятельность
художественного музея. СПб., 2000. Вып.6. С. 147.


82 Фелицына (КГИАМЗ), Краснодарский краевой выставочный зал

изобразительных искусств, другие краевые учреждения культуры и

искусства, учебные заведения, общественные организации, творческие

союзы.

В отчете заведующей сектором музеев департамента культуры Краснодарского края В.П. Софьиной сообщалось, что мероприятия акции бесплатно посетили более 15 тыс. жителей и гостей краевого центра, в том числе: ККХМ имени Ф.А. Коваленко - более 3,9 тыс., КГИАМЗ имени Е.Д. Фелицына - более 6,5 тыс., краевой выставочный зал - более 5 тыс. человек. В рамках акции состоялись следующие мероприятия: показ экспозиций, стационарных и передвижных выставок музейных учреждений, экскурсии по городу «Ночные грезы маленького Парижа», театрализованные шествия, показ исторических костюмов, концерты музыкальных коллективов, пленэры студентов художественного училища, учащихся детских художественных школ, проекты для молодежи «Живые скульптуры», «Живопись на площади», «Боди-арт», «Лаборатория костюма» и др.95.

Акция вызвала огромный интерес в молодежной среде. Студенты и учащиеся принимали самое деятельное участие во всех интерактивных мероприятиях, а также стали активными помощниками музеев. Подобные акции можно рассматривать как консолидирующие проекты, способствующие выявлению интереса к музеям у самой широкой аудитории.

С середины 1990-х гг. в России проводятся музейные конкурсы. В 1995 г. состоялись Международные музейные бьеннале - это, прежде всего, соревнование экспозиций, точнее, экспозиционных замыслов и идей. Одновременно с соревнованием проводится конкурс музейных видеофильмов и музейных изданий. Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) в 1996 г. впервые объявил конкурс музейных проектов «Музей на пороге XXI века». Победители конкурса (ежегодно около 20 музеев)

95 Ночь музеев: Отчет о проведении в Краснодаре акции 20 мая 2006 г. [Входящая информация Краснодарского краевого художественного музея]. №235-П. 28.05.2006.


83 получили полное или частичное финансирование для реализации

задуманного.

В этом же 1997 г. газета «Культура» учредила ежегодный конкурс «Окно в Россию» для провинциальных учреждений культуры, в том числе и музеев96. С этого же года у музеев появилась возможность участвовать в конкурсе на лучший европейский музей года. В данном конкурсе участвовали молодые музеи или музеи, которые кардинально изменили свою деятельность в последние один - два года. Среди победителей конкурса -Ростовский музей изобразительных искусств, который в 2001 г. выиграл грант Института открытого общества с проектом «Музей - культурный центр художественной жизни народов Северного Кавказа».

Ежегодное проведение музейных конкурсов привело к созданию организации под названием Европейский Музейный Форум, активно поддерживающие инновационные идеи в музейной сфере.

Примером организации масштабного конкурса в стенах музея, является краевой творческий конкурс «Век музея», проводившейся в связи с празднованием в апреле 2004 г. 100-летнего юбилея Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко. Он проводился по трем номинациям: изобразительное искусство, литературное творчество, детское художественное творчество.

Сам соревновательный процесс, реализованный в конкурсах между музеями, стал школой профессионального мастерства, действенной формой обмена опытом, повлиял на рост авторитета художественных музеев. Объективно конкурсы способствуют включению в процесс культурной коммуникации различных общественных институтов, расширению межрегиональной коммуникации.

Сундиева А., Каулен М, Чувилова И. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий: (Аналитический обзор). М-, 2001. С. 43.


84 Выводы по первой главе.

Музей занимает особое место в коммуникационном пространстве. Он сам по себе является пространством коммуникации, местом встречи ее субъектов, особого рода каналом коммуникации. В коммуникационном пространстве региона художественный музей выступает как полноправный участник процесса культурной коммуникации.

История музейного дела может быть рассмотрена как ответ на коммуникационные вызовы времени. Расширение диапазона средств, содержания и тематики коммуникации нашло отражение в доминирующих на различных этапах музейных практиках.

Становление и развитие художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья представляло собой длительный процесс, связанный с особенностями государственной политики в области музейного дела, социокультурной ситуации, общественной инициативы региональной интеллигенции: художников, коллекционеров, любителей искусства. Художественные музеи с самого начала своего существования становились не только выставочными центрами, но и участником культурной коммуникации - внутри региональной и межрегиональной.

В постреволюционный период направления и содержание музейного строительства определялись государственной политикой. В результате многочисленных реорганизаций в 1920-1930-е гг. и в 1960-е гг. в регионе сформировалась разветвленная сеть художественных музеев, существующая по настоящее время.

Изменения в общественно-политической и в культурной ситуации в середине 1980-х гг. поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху, с адаптацией к новым рыночным условиям. Основными тенденциями, определяющими развитие художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья в постперестроечные годы, является значительное сокращение количества общественных музеев и


85 картинных галерей, а таюке увеличение фондовых коллекций. Рост музейных

собраний происходит за счет формирования коллекции местного

изобразительного искусства, что позволяет сохранять своеобразие и

органичную включенность в коммуникационное пространство региона.


Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей взаимодействия музея с художественным сообществом региона, необходимо коснуться самой дефиниции «художественное сообщество». Его можно определить как совокупность художников, критиков, галеристов, а также ученых-искусствоведов, историков искусства, коллекционеров, любителей искусства. Для данной группы производство или трансляция художественных ценностей является ключевой (или одной из ключевых) компетенций. «Художественный музей - художественное сообщество» - это система, связанная целым рядом взаимодействий, выраженных в основных направлениях музейной деятельности. В рамках данной главы будет рассмотрено взаимодействие художественного музея с художественным сообществом региона в исторической ретроспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: