double arrow

Музей и художник: основные формы сотрудничества


Художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья накопили немалый опыт сотрудничества с местными художниками, творческими союзами. Рост региональных коллекций, повышение качественного уровня экспозиций, неустанные поиски новых форм просвещения стали характерными явлениями повседневной музейной практики. И во всех этих процессах удельный вес регионального компонента становится все более ощутимым.

Коммуникационное звено музей - художник является составной частью выставочной, собирательской, исследовательской и просветительской работы музея. В первую очередь, происходит формирование музейного фонда регионального изобразительного искусства. Художественным музеям принадлежит инициатива в изучении творчества местных художников: ведь именно в залах музеев устраиваются их групповые и персональные выставки.


87 Музей проводит просветительные мероприятия, организуя встречи

художников-экспонентов со зрителями.

Важнейшей формой сотрудничества является выставочная деятельность, направленная на экспонирование работ художников региона. На Кубани у истоков регулярных контактов с местными художниками стоял основатель Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко. К участию в выставках он широко привлекал как художников из других регионов, так и местных художников.

Галерея Ф.А. Коваленко сразу после своего открытия приобрела популярность у городской публики. «Кубанские областные ведомости» в 1906 г. с удовлетворением отмечали, что городская картинная галерея постепенно продолжает завоевывать симпатии не только публики вообще, но даже господ местных художников: почти ежедневно в галерею являются лица, копируя то или иное художественное произведение1.

Участниками периодических выставок в галерее и постоянными корреспондентами Ф.А. Коваленко были такие кубанские художники, как Н.Д. Шариков (1909, 1910 гг.), Р.И. Колесников (1908, 1909, 1915, 1916 гг.), КГ. Григорянц (1915,1916 гг.), Г.А. Котелевец (1915, 1916, 1917 гг.), ГЛ. Аветисьян (1915, 1916 гг.), П.Я. Крутько (1916, 1917 гг.), И.Ф. Черняк (1917 г.). Именно поддержка Ф.А. Коваленко молодых мастеров живописи определила творческий потенциал изобразительного искусства Кубани. В многочисленных, хранящихся в фонде Ф.А. Коваленко, письмах кубансішх художников содержатся многочисленные свидетельства установления долговременных контактов.

Вот строки из письма екатеринодарского художника Р.И. Колесникова, написанного в 1909 году: "Я с величайшим удовольствием могу предложить Вам вещь, написанную в этом году для конкурса, за которую я получил пенсию. Эта вещь теперь предназначена для посылки за границу на большую Берлинскую выставку. Когда я получил приглашение ... я могу отложить

1 Кубанские областные ведомости. 1906, 24 февр.


88 посылку, т.е. отложить и выслать ее Вам. Цена ей 400 рублей..."2 Работы

этого художника экспонировались на выставках галереи с 1907 по 1919 годы.

11 работ кисти Р.И. Колесникова принадлежат музею.

Заслугой Ф.А, Коваленко является переезд в Екатеринодар Н.Д. Шарикова, выпускника Петербургской Академии художеств, чье творчество и общественная деятельность впоследствии были тесно связаны с Кубанью: художник принимал активное участие в 7-ой и 8-ой периодических выставках 1908 г. В 1909 году основателем галереи были приобретены два этюда художника: "Наступление весны" и "Весна".

Участником периодических выставок в Екатеринодарской картинной галерее был и молодой кубанский художник Иван Федорович Черняк. Его работы были представлены в экспозиции галереи осенью и весной 1914, 1916 и 1918 гг. В фондах Краснодарского художественного музея хранятся следующие полотна художника: этюд "Весна" (1910 г.), "Портрет Ф.А. Коваленко" (1916 г.), "Новый базар в Екатеринодаре" (1916 г.). Все работы приобретены Екатеринодарской картинной галереей с Юбилейной пятнадцатой периодической выставки (Екатеринодар, 1916 г.).

В годы Гражданской войны ФА. Коваленко активно привлекал к участию в выставках художников, волею революции оказавшихся в регионе.

Так, в мае 1918 г. в галерее открылась XVI периодическая выставка картин. На ней были предоставлены работы художников из различных регионов России, Подарком для посетителей стали пейзажи И.П. Похитонова. В них отразились и экзотическая для кубанцев природа Бельгии («Пляж в Бельгии», «Садик в Бельгии») и местные виды («Зима в Екатеринодаре», «Околица хутора»). Здесь выставлялись натюрморты и

2 ГАКК. Ф. 796. Оп. 1. Д. 12. Л. 96-97.

3 Каталоги Екатеринодарской городской художественной галереи имени Ф.А.
Коваленко. Екатеринодар, 1914,1916,1918.


89 пейзажи будущего прославленного советского графика Дмитрия Митрохина,

жизнь и творческая деятельность которого связана с г. Ейском .

В течение многих лет сотрудничал с основателем галереи Н.В. Харитонов, регулярно участвуя в периодических выставках. В фонды Екатеринодарской картинной галереи поступило одиннадцать работ этого мастера. Он, как и Митрохин, в 1917 г. покинул столицу и передал на выставку несколько пейзажей5. Кисти Харитонова принадлежит последний прижизненный портрет Ф.А. Коваленко, написанный и подаренный Федору Акимовичу в 1918 г.

Краснодарский художественный музей располагает самым большим собранием работ Н.В. Харитонова6. Шестнадцать произведений живописи свидетельствует о нем, как о незаурядном мастере портретного и пейзажного жанров. В 1995 г. в соответствии с планом научного комплектования музея этот фонд пополнился пятью работами Харитонова, ранее принадлежавшими частным лицам7.

На XVI периодической выставке кубанское изобразительное искусство представляли екатеринодарцы Р.И. Колесников и К.Г. Григорьянц, художник из Анапы П. Крутько, ейчанин Г. Котелевец, учащиеся школы живописи и рисования. Отдельный зал был отведен под посмертную экспозицию местного художника И. Уткина8.

Шестнадцать лет Ф.А. Коваленко возглавлял галерею, был ее постоянным популяризатором. Собрание систематически пополнялось не только работами кубанских мастеров, таких, как Е. Посполитаки,

4 Сигов С. Дмитрий Митрохин в Ейске // Памяти Ф.А. Коваленко: Сб. сообщ.
Краснодар, 1994. С. 63.

5 Еремеева А.Н. Между прошлым и будущим. (Художественная жизнь Кубани в
годы революции и гражданской войны 1917- 1920 гг.), СПб., 1996. С. 48.

6 Пыхтина С.Н. Н.В. Харитонов и Ф.А. Коваленко. Фрагмент монографического
исследования // Научно - исследовательская работа в художественном музее: Сб. сообщ.
Краснодар, 1998. Вып.5.

7 Этюды «Хуторский мальчик», «Чаепитие под деревом» переданы музею в дар
заслуженным художником России А.Е. Глуховцевым.

s Еремеева А.Н. Между прошлым и будущим. С. 49.


90 Р.Колесникова, ИЛерняка, но и произведениями художников из других

городов страны: К. Крыжицкого, Ф. Сычкова, А. Киселева, А. Кившенко, Ю.

Бершадского, Н. Харитонова, В. Федоровича, И. Шлуглейта, Г. Светлицкого,

Н. Майкова, М, Холодовского, В. Переплетчикова, П. Петровичева, Н.

Мещерина и других9.

Преемники Ф.А. Коваленко продолжили традиции основателя галереи. Свидетельством тому является многочисленные серийные выставки, представляющие произведения признанных мастеров Краснодарского края, отчетные выставки Художественного училища, краевые выставки Краснодарского Союза Художников.

В 1924 г. в музее (в этом году галерея получила свое новое название -«Художественный советский музей имени А.В. Луначарского») открылась первая выставка картин художников Краснодара. Для участия в этой выставке, имевшей отделы станковой и декоративной живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, были приглашены представители всех направлений кубанского изобразительного искусства.

Летом 1926 г. в Краснодаре был организован филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Инициатором его создания выступил кружок краснодарских художников при секции изобразительных искусств. Филиал строил свою работу в нескольких направлениях: организация местных выставок, создание художественной студии, чтение лекций по вопросам изобразительных искусств, творческое сотрудничество со студентами Кубанского художественного техникума10. За выставочной деятельностью местного АХРР пристально следил заведующей Кубанским художественным музеем Р.К. Войцик, Выставку члена краснодарской

9 Пыхтина С.Н, Первая художественная галерея на Северном Кавказе // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1992. С. 49.

10См.: Тажидииова И.Г. Краснодарский филиал Ассоциации художников Революционной России // Наследие XX века. Опыт переосмысления. Краснодар, 1999, С. 89.


91 ассоциации С.З. Заденварка он назвал самым крупным и значительным

событием в кругу явлений художественной жизни Краснодара11.

В том же 1926 г. в залах музея открылась вторая краевая выставка местных художников. На ней экспонировались работы как мастеров, хорошо знакомых кубанцам с дореволюционных времен, продолживших свою деятельность в 1920-е гг., в краснодарском филиале АХРР, так и художников, переехавших на Кубань после революции. Среди последних выделялись Т.М. Удальцов, Л.Ф. и Н.А. Шмит-Рыжовы, А.С. Заденварк 12.

Давая оценку выставке, газета «Красное знамя» писала: «Большая энергия участников, признаки формирования крепкой серьезной живописи, рост художественной культуры ее участников - для Краснодара - очень значительное явление»13.

23 апреля 1932 года вышло Постановление ЦК ВКП (б), в результате которого ликвидировались художественные группировки и были образованы единые союзы писателей и художников. В 1938 г. организационно оформился Краснодарский филиал Союза художников РСФСР. В него вошли кубанские мастера Г.А. Аветисян, B.C. Козлов, Н.Д. Шариков, П.Я. Крутько, Е.И. Чичкан, К.Я. Матцев, И.В, Коваленко, Ш.А. Шакаров. Они стали постоянными участниками краевых периодических выставок, проходивших в музее. В состав первого правления Краснодарского Союза художников (СХ) вошли: B.C. Козлов, В.Н. Зеленов, Л.П. Цыгоев, а также художник, старший научный сотрудник музея М.П. Богоявленский. В этот период музей тесно взаимодействовал с молодой организацией. В том же году в стенах музея Краевой Союз открыл свою первую выставку, приуроченную к годовщине Великого Октября14.

См.: Войцик Р.К, Жизнь искусства: Выставка произведений С.З. Заденварка // Красное знамя. 1928. 15 дек.

12 См.: Художники Кубани: Справочник / Авт. вступ, ст. СВ. Зеленова. Краснодар,
1976. С, 38.

13 См.: Войцик Р.К. Жизнь искусства.

14 Художники Кубани. С. 39.


92 В 1940 г. в музее прошла юбилейная выставка, посвященная 20-летию

Советской Кубани. Выставка имела несколько тематических разделов:

«Борьба за Советскую Кубань», «Промышленность Краснодарского края»,

«Колхозная Кубань», «Краснодарский край - здравница Советского Союза».

Были представлены такие работы, как «Красный десант в тылу Улагая» А.П.

Ладонкина, «Разгром корниловцев под Краснодаром» К.Я. Матцева,

«Отступление белых из Екатеринодара» В.М. Ружейникова, «Расстрел

красных партизан» ША. Шакарова, «1-я Конная на Кубани» Г.И.

Марченко15, они явились первой попыткой создания художественной

летописи Гражданской войны на Кубани. В произведениях выставки нашли

отражение и годы социалистического строительства на Кубани,

ознаменованные достижениями в области промышленности и сельского

хозяйства.

С самого начала Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт, но практика тесного взаимодействия музея и краевого Союза художников осталась нерушимой. Группа художников, называвшаяся «Штык», в состав которой входили Е.И. Чичкан, Г.Ф. Суглоб, И.В. Коваленко, возрождая традиции «Окон сатиры Роста», выпускала сатирические плакаты. Размноженные в сотнях экземпляров, снабжавшие не только город, но и значительное количество районов, они сыграли немаловажную роль в массовой политической агитации.

В 1944 г., после возращения Краснодарского музейного собрания из эвакуации, в залах музея открылась шестая Краевая выставка. На ней представляли свои работы К.Я. Матцев, А.И. Марин, Л.С. Федоров, М.В. Ружейников, А.Е. Глуховцев16.

Ежегодные выставочные проекты, проходящие в Краснодарском художественном музее, привлекли все большее число экспонентов. Их

і5 См.: Беломыцева В.Ф. Творчество кубанских художников 40-х и 50-х годов // Наследие XX века. Краснодар, 1995. С. 37.

16 Каталог шестой выставки художников Краснодарского края. Краснодар, 1944. С. 3.


93 активными участниками стали Н.А. Маричева, А.И. Третьякова, М.П. Радин,

Н.Н. Миронов, Д.П. Бирюков и др.

В Краснодаре организуются городские, краевые, осенние и весенние выставки, персональные, групповые отчеты, приуроченные к знаменательным датам в жизни страны и края.

В Ставрополе, в Ростове-на-Дону, Пятигорске, Кисловодске также проходят краевые и городские художественные выставки. Со второй половины 1950-х гг. произведения региональных художников стали регулярно появляться на зональных, республиканских, всесоюзных, а затем -и международных проектах.

Важным направлением сотрудничества музеев и художников, с учетом специфики Юга России как аграрно-индустриального региона, в 1950-1970 годах стала деятельность по формированию передвижных выставок, нацеленных на сельского посетителя. В 1959 г. Ростовский музей изобразительных искусств провел 24 передвижных выставки, организованных в донских станицах: в колхозах, домах культуры, в шахтах. Среди них была выставка «К 25-летию со дня смерти МБ. Грекова». Указанными мероприятиями было охвачено 214 737 человек (по плану 50 тысяч). В том же году была организована выставка творчества Е.В. Вучетича и областная выставка Союза художников, читались новые лекции, например:

«Творчество М.Б. Грекова» .

В отчетах о выставочной деятельности Краснодарского отделения Союза художников за 1965 г. сообщалось, что совместно с музеем комплектовалось около 15 выставок в год. Например, в музее колхоза имени Кирова станицы Платнировскои демонстрировалась передвижная выставка живописи и графики кубанских художников. Обслужено 1500 посетителей . В целях пропаганды изоискусства и оказания помощи в организации

ГАРО. Ф. Р-4399, Оп.1. Д, 44. Л.5. ГАКК. Ф. Р-1722. Оп.1. Д. 75. Л. 10.


94 наглядной агитации в районы края направлялись творческие бригады, в их

составе находилось около 20 художников19.

Работы участников творческих бригад Кубани экспонировались в Краснодарском художественном музее на ставших в то время традиционных выставках из цикла «Земля и Люди». Комплексная демонстрация этой тематической экспозиции была организована в 1971 г20.

В 1986 г. осуществился последний совместный проект музея и Краснодарского краевого Союза художников из цикла «Земля и Люди», посвященный XXVII съезду КПСС. Посещаемость выставки составила 7 333

человека . Экспонировались работы художников Кубани разных поколений, работавших в разной манере, но все они раскрывали многокрасочную

палитру созидательного труда кубанцев .

В том же 1986 г. во время работы передвижных выставок музея проведены встречи с членами Союза художников Е. Лузиным, В. Ведерниковым, В. Онищенко, С. Дудко, А. Карнаевым, А. Аполлоновым, Т. Меньшиковой, А. Глуховцевым, О. Яковлевой, Н. Бабаш, Г. Васильевой, А. Беломыцевым, С. Воржевым, В. Ждановым ,

До середины 1980-х гг. региональные музеи формировали необходимый канал коммуникации, координировали свою работу с творческой организацией художников. При этом обеспечивался приток новых произведений местных художников, предоставлялась возможность

lv ГАКК. Ф. Р-1722. Оп.1. Д. 75. Л.11. Зеленова СЕ. Художники Кубани. Краснодар, 1976. С. 38

21 ГАКК.Ф. P-I674. Оп.1. Д. 228. Л. 8.

22 Выставка экспонировалась в 4-х демонстрационных залах г, Краснодара: в
краевом художественном музее, бывшем кинотеатре «Кубань», краевом театре кукол,
доме культуры Хлопчатобумажного комбината. Всего экспонировалось 320 работ 166
кубанских художников. Только в музее было представлено 260 работ, из которых 105
картин, 110 графических листов, 36 скульптур, 69 предметов декоративно - прикладного
искусства. Подробнее об этом см.: Архив КХМ. Методические рекомендации по выставке
«Земля и люди», посвященной XXVII съезду КПСС. - С.2.

23 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 228. Л. 18.


95 живых встреч мастеров искусства с сельским зрителем. О подобной

практике, осуществляемой на селе, писала сотрудник Ставропольского музея изобразительных искусств НА. Киракозова: «Работа художников и музея на селе не только нравственная и эстетически обогащает посетителя, но и помогает повысить производительность труда. Приехав на одну молочно­товарную ферму и не подозревая, что она отстающая, живописцы с увлечением писали портреты молодых доярок. Портреты были показаны на передвижных выставках, а вскоре ферма вышла в передовые... Связи музея с творческой организацией художников очень разнообразны; главное, чтобы они стали повседневной практикой их деятельности. Поэтому свои планы работы на селе мы полностью согласовываем с планами Ставропольской организации Союза художников РСФСР» . Данный фрагмент - яркое свидетельство совместного участия музея и регионального отделения Союза художников в реализации государственной политики тех лет.

С конца 1980-х гг. коренным образом меняется характер взаимоотношений музеев с художественным миром региона. Этот период, вплоть до начала 1990-х гг., можно определить как переходный, связанный с разрушением старых связей и установок, с поиском новых форм взаимодействия с художником и зрителями. В 1990-е гг. в музеях изучаемого региона происходит очередная перестановка акцентов в сторону местного искусства.

Проведение групповых выставок кубанских мастеров позволило Краснодарскому художественному музею организовывать и персональные выставки. Музеи и сегодня оставляют за собой право выбора художника для экспонирования, разрабатывают концепцию выставки и осуществляют отбор произведений. Важную роль в проведении персоналии художника в музее играет активная роль экспозиционного решения и определенная концепция тематики выставки.

24 Киракозова Н.А. Работа Ставропольского музея изобразительных искусств на селе // Художественные музеи и эстетическое воспитание трудящихся. М,, 1974. С. 77-78.


Из общего количества персональных выставок, проведенных

Краснодарским музеем, выделим наиболее активный их период - с 1993 г. по 2000 г. В залах музея прошло 19 персональных выставок кубанских художников :. Среди них традиционны выставки, приуроченные к какому-либо юбилею мастера или событию: Г.А. Булгакова - к 80-летию со дня рождения (1996 г.), О, Ковтун - к 50-летию со дня рождения (1998 г.) и др.

Персональные и групповые выставки (О.М. Лесегенова, Т.Ф. Теряева, В .Д. Калинина, B.C. Сухорукова, художников города Волгодонска и Сальска), прошедшие в Ростовском областном музее изобразительных искусств в 1990-е гг. - это результат тесного сотрудничества с Ростовской организацией Союза Художников. В настоящее время Ростовская организация, основанная в 1939 г., насчитывает 260 членов, являясь самой большой в России после Москвы и Санкт-Петербурга26.

Планы научно-экспозиционной и просветительской работы Ростовского музея предусматривают разработку тем, связанных с историей Ростовского Союза или творчества отдельных художников - слайды, темы лекций, творческие вечера, юбилейные проекты. «К сожалению, - отмечают искусствоведы Ростовского областного музея изобразительных искусств (РОМИИ), - одной из страшных бед местных художников является отсутствие постоянной экспозиции, и раскрыть общий процесс развития художественной жизни Дона, индивидуальные особенности местных авторов не представляется возможным ни для местных жителей, ни для гостей города»27.

В настоящее время работники региональных музеев с интересом следят за творчеством тех, кто только начинает свой путь в искусстве и не может не вызвать особый интерес. В демонстрационных проектах участвуют не только

25 См.: Косопойко Е.А. Материалы к библиографии изографии Кубани. 1904-2000. Краснодар, 2001. С. 148-155.

36 Головкина Г.И. Работа музея по пропаганде творчества художников Дона. Проблема экспозиционной площади // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998, С. 38.


97 члены Союзов художников, но и художники разных неформальных

объединений.

Так, выставочным проектом в Краснодарском художественном музее, отобразившим основные тенденции современного изобразительного искусства Кубани, следует признать серию выставок «ФАСАД», проходивших в 1994-1995 гг. Первый проект был выставкой без жюри, когда экспонаты отбирали художники, а сама экспозиция органично помещалась в не отремонтированных музейных помещениях по улице Красная, 15. В числе участников были молодые художники, многие из которых не входили в Союз художников, некоторые из них приехали из других городов. Свободное выражение идей привело к показу разнообразных тенденций, включая авторское кино, использование живых объектов28. Среди художников-экспонентов, были и хорошо известные в Краснодарском крае мастера: В. Толмачев, В. Мигачев, В. Григоращенко, А. Корнаев, О. Ковтун, Е. Казицин, В. В. Колесников, Д. Кочанович. Их выставка стала культовой, программной, правда, не всеми принятой и понятой29. За возможность самовыражения и в благодарность музею художники оставили в его фондах работы, которые пополнили коллекцию современного искусства.

Ежегодные выставки-конкурсы молодых художников Дона, проводимые в Ростовском областном музее изобразительных искусств, акция «Рождественская палитра» в Сочинском краевом художественном музее дают возможность выявить состояние и развитие современного искусства, поддержать морально и материально региональных мастеров.

Задачи такого сотрудничества в музеях многосторонни - от популяризации регионального наследия, распространения информации и

Головкина Г.И. Указ. соч. С. 39.

28 См.: Гонтарь СМ. Современное изобразительное искусство Кубани: Тез. докл. /
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Краснодар, 2004. С.
3.

29 См.: Садыкова Д.Т. Группа краснодарских художников «Фасад»: (к истории
одного художественного проекта) // Культурная жизнь Юга России. 2006. № 1. С. 24.


98 воспитания до формирования определенного, достаточно высокого уровня

подхода к существующей музейной практике.

Со второй половины 1990-х гг, интенсифицировалась выставочная

деятельность в Ставропольском музее изобразительных искусств. В 1997 г.,

когда Ставрополь отмечал 220-летие со дня основания, музей - совместно со

Ставропольской организацией Союза архитекторов - организовал проект

«Зодчие. Прогуліш по Ставрополю», повествующий об истории города с

точки зрения архитектуры: об особенностях градостроения на различных

этапах истории города, отдельных памятниках и архитектурных стилях,

архитекторах, работающих в городе, истории культового строительства3 .

Таким образом, выставка касалась самых разных аспектов истории города, и

реализовано это было при помощи произведений изобразительного

искусства: живописных полотен и графических листов, скульптурных

произведений и архитектурных макетов, художественной и архивной

фотографии. С учетом этого была организована разноплановая экспозиция,

включавшая целый цикл тематических экскурсий. Выставку посетило около

її

2000 человек, среди которых большинство были школьники .

На временных выставках из цикла «Художники Ставрополья» сотрудники проводили занятия с преподавателями, встречи с художниками -авторами выставленных произведений, на которых раскрывались связи изобразительного искусства Ставропольского края и общественности .

Выставочная деятельность является многолетней традицией и одной из основных форм коммуникации художественных музеев региона с профессиональными художниками. В системе этих взаимоотношений вырабатывались принципы планирования, подготовки и проведения экспозиций. Подчас этот процесс в силу реальных условий жизни музеев

30 См.: Беидюк О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От искусствоведения к культурным практикам // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2000. Вып. VI. С. 147.

31См.: Там же.


воспринимается как спонтанное, мало поддающееся регулированию явление.

Многое из запланированной работы не удается осуществить. Переносятся сроки новых экспозиций, меняются приоритеты и творческие задачи.

В настоящее время представляется возможным назвать современную музейную ситуацию стабилизирующейся. Прошел бум апробации новых форм экспозиционной деятельности, выставки изменились качественно. Сегодня на основе договорных отношений с местными художниками у музеев региона появилась возможность создавать проекты зрелищные, концептуально проработанные, отражающие динамику современного изобразительного искусства, тесно связанные с местной художественной культурой.

Так, уже в 2003 г. Ставрополь стал местом проведения регионального фестиваля, объединившего художников - мастеров прикладного искусства: «Источник вдохновения. Декоративно-прикладное искусство Юга России. История и традиции. Тенденции современного развития». Вот уже несколько лет подряд Ставропольский музей изобразительного искусства проводит выставки декоративно-прикладного искусства - городские, краевые, региональные. Таким образом, процесс развития декоративно-прикладного искусства в Ставропольском крае сегодня отслеживается достаточно планомерно, но помимо музея, который интересуют чисто профессиональные и творческие вопросы, его курирует Министерство экономики и финансов. Последние выставки - это плод совместных усилий музейных работников, Министерства культуры, предприятий сувенирной промышленности, художников декоративно-прикладного искусства.

«Такие проекты выгодны всем - это реклама для производителей, помощь в изучении рынка, потребностей посетителей: для авторов это -возможность уйти от анонимности (в этом одна из специфик декоративно-прикладного искусства), для работников музеев - возможность отследить

32 Бендюк О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От искусствоведения к культурным практикам // Образовательная деятельность


процесс развития и те направления, в которых развивается современное

искусство», - отмечал заместитель министра культуры Ставропольского края В.М. Лычагин33.

Отбор на местах вели кураторы фестиваля в лице членов оргкомитета, представителей местных музеев и Союзов художников. Как отмечает директор Ставропольского краевого музея изобразительного искусств З.А. Белая, - основной задачей становился показ традиционных ремесел современного Кавказа в современных условиях, в результате еще раз подтвердилось, что сохранение традиций напрямую связано с художественным образованием. К участию были привлечены учебные заведения: кафедра декоративно-прикладного искусства (ДЛИ) Карачаево-Черкесского государственного университета и отделение художественного дизайна Ставропольского краевого училища34.

Эта работа дала возможность еще раз проанализировать тенденции развития декоративно-прикладного искусства, выявить ведущих мастеров Северного Кавказа именно этого направления, обсудить проблематику, провести профессиональное обсуждение представленных работ, обозначить значимость художественного образования в подготовке профессиональных художников-прикладников и их участия в общем художественном процессе, в воспитании эстетических вкусов разных категорий публики.

Активная выставочная работа в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, результатом которой становится пристальное изучение тенденций современного художественного процесса в крае и регионе, позволило в 2000-2002 гг. привлечь внимание департамента поддержки профессионального искусства Министерства культуры России, выделившего за этот период в общей сложности 850 000 рублей из федерального бюджета на организацию акции «Мастера изобразительного

художественного музея. СПб., 2000. Вып. VI. С. 148.

33 См.: Каталог выставки. Ш-й региональный фестиваль декоративно-прикладного искусства «Источник вдохновения» / Ставропольский краевой музей изобразительного искусства. Ставрополь, 2003. Кн. 2. С. 2.


искусства Северного Кавказа - защитникам Отечества» и двух фестивалей

«Молодые художники Северного Кавказа»35.

Выставки в музее отражают динамичный характер научно-исследовательской и собирательской работы, немаловажная роль в которой принадлежит сотрудничеству музея с профессиональными художниками.

Важным средством коммуникации региона служит организация зональных выставок, которые способствуют укреплению связей не только с местными, но и региональными художниками.

В 2003 г. Краснодарский художественный музей стал местом проведения зональной выставки художников Юга России36. В музее выставки зоны Юга проводятся с 1964 года. Художники Кубани, Черноморского побережья, Ростовской, Астраханской областей, Ставропольского края, республик Адыгеи, Абхазии, Чечни представляли свои работы.

Специальной комиссией, состоящей из художников и искусствоведов, были отобраны лучшие творения мастеров. Для любого художника участие в зональной выставке является очень престижным фактором и необходимым условием для вступления в Союз художников. У музея не всегда имеется возможность представить все произведения, отобранные комиссией, поэтому участниками являются те, кто прошел отбор.

Выставка стала долгожданным событием, так как предшествующий ей проект был осуществлен в 199S г. Неотъемлемой частью организации выставки «Юг России-98», проходившей под лозунгом «Художники за мир на Северном Кавказе», моделью идеальной циркуляции публики, стал вернисаж. Экспозиция выставки состояла из сотен работ, авторами которых

34 См.: Каталог выставки. С. 2.

35 Белая З.А. Из истории формирования коллекции и художественной жизни
Ставрополя // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: Сб. ст.
Ставрополь, 2004. С. 22.

36 Традиционный выставочный проект «Художники Юга России 2003. Графика»
открылся в музее после реконструкции и ремонта основного здания музея, длившегося
четыре года.

37 Хроника музейной жизни. Год 1998 / Сост. Сальникова Т.А. // Художественный
музей в контексте культуры. Краснодар, 1999. С. 66.


102 являлись жители Краснодара, Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска,

Ростова-на-Дону, Республики Адыгея, Республики Кабардино-Балкария.

Произведения, представленные на выставке, отличали многообразие жанров,

техник и манер.

В собраниях художественных музеев самым многочисленным является фонд регионального изобразительного искусства. Количественный и качественный анализ коллекции художников-земляков ведут искусствоведы практически всех провинциальных музеев России. Рассмотрение содержательных и количественных показателей выставочной практики художественных музеев изучаемого региона: Краснодарского художественного музея, Ставропольского музея изобразительных искусств, Ростовского музея изобразительных искусств - позволяет проследить течение определенных коммуникационных процессов взаимодействия с профессиональными художниками, определить дальнейшие формы сотрудничества, нацеленные в первую очередь на собирательскую деятельность музеев.

В рамках взаимодействия с профессиональным художественным сообществом музеи Кубани, Дона, Ставрополья последовательно стараются пополнить свое собрание произведениями местных мастеров с таким расчетом, чтобы все самое характерное и значительное, созданное ими, оставило свой след в музейных собраниях. Одним из самых важных направлений сотрудничества является формирование фонда регионального изобразительного искусства.

Полноценное формирование фонда изобразительного искусства Кубани в Краснодарском краевом художественном музее началось в 1950-е гг. при активном взаимодействии с Министерством культуры РФ,


103 художественным фондом РФ, органами культуры Краснодарского края и

по

краевым отделением Союза художников .

Для выработки политики отбора произведений кубанских художников в музее была создана фондовая закупочная комиссия, которая руководствовалась следующим:

- собрание художественного музея должно отображать основные тенденции развития кубанского искусства по всем направлениям и видам: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

- автор, чье произведение отбирается, должен внести значительный вклад в развитие кубанского искусства (его заслуги подтверждаются званиями, наградами, почетными грамотами);

- произведения одного автора, собранные в фондах музея, должны отражать основные этапы его творчества и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к изобразительному искусству .

В 1970-е гг. музей проводил активную закупочную политику, главная особенность заключалась в том, чтобы работать не только с заявками с выставок, но и с качественными произведениями непосредственно в мастерской художника. Постоянно возрастает строгость отбора. Прежде всего, фонды музея пополнялись работами мастеров «кубанской школы». Ежегодно сотрудники музея выезжали в города края, проводили встречи с художниками, выделяли работы для закупки. Именно благодаря таким контактам в музейное собрание поступили работы кубанских авторов разных поколений: Г.А. Булгакова, А.А. Калугина, Л.А. Самокиш, С.А. Воржева и других художников.

Проводились также выезды на зональные выставки в другие регионы, музей в плане отбора произведений сотрудничал с отделениями Союза художников зоны Юга. Таким образом, в музее появилась подборка

38 Солодовников Ю.А, Сохранение и пропаганда художественного наследия кубанских авторов. Аналитическая справка. Архив Краснодарского художественного музея. Исходящая документация. Краснодар, 2004. С.2.

35 Там же. С. 3.


104 произведений художников Ростова-на-Дону, Ставрополя, Новороссийска и

Сочи40.

В 1970-80-е гг. в деятельности Ставропольского краевого музея изобразительного искусства основное внимание уделялось комплектованию фонда регионального искусства. Коллекция ставропольских художников сейчас насчитывает более 2000 экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в разное время. На ее состав в эти годы сильное влияние оказывало местное отделение Союза художников России.

Фондовые работы ставропольских художников представляют различные художественные учебные заведения - вузы Москвы, Петербурга, Краснодара, Минска, Львова, Еревана; средние художественные учебные заведения городов Краснодара, Ростова-на-Дону, Астрахани, Пензы, Рязани, Саратова, Ставрополя и др.

Многочисленная группа работ в коллекции принадлежит кисти таких мастеров, как народный художник РСФСР К.Г. Казанчан (1920-1991), заслуженные художники России В.М. Чемсо (1933-1994), Е.Ф. Биценко, А.Е. Соколенко, П.М. Гречидпшн, И.В. Лепаловский (1918-2001), В.Н. Арзуманов, Г.А. Киракозов, художник Н.С. Качинский и др.

Коллекция художников Ставрополья пополнялась по линии закупок, даров, безвозмездных передач с союзных и республиканских выставок.

По многообразию художественных проявлений 1970-1980-е гг. стали самым плодотворным периодом и в развитии изобразительного искусства региона, и в собирательской деятельности музеев.

Гонтарь СМ. Современное изобразительное искусство Кубани. К проблеме комплектования // Коваленковские чтения - 2004: Тез. докл. Архив КХМ. С.2,

41 Белая З.А. Из истории формирования коллекции и художественной жизни
Ставрополя // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: Сб. ст.
Ставрополь, 2004, С. 21.

42 Там же.


105 В 1990-е гг. в связи с общим экономическим спадом началось

сокращение централизованных закупок на уровне Министерства культуры.

Однако, продолжалась закупка произведений с региональных выставок, в

которых приняли участие художники Ростова-на-Дону, Ставрополя,

Нальчика, Грозного. Региональная коллекция Краснодарского

художественного музея в этот период пополнялась за счет средств

департамента культуры Краснодарского края. В собрание вошли

разнообразные произведения кубанских мастеров - И. Пугача,

Д. Беломыцева, А. Чалого и других мастеров.

В результате плодотворного сотрудничества музея и художника формирование коллекций региональных художественных музеев осуществлялось за счет даров самих авторов. В Краснодарском художественном музее 1995-2000 гг. оформилась традиция передачи художниками своих произведений с их персональных выставок. Но общее количество поступивших произведений, особенно в 1998-2000 г., оказалось незначительным (132 произведения), что тесно связано с экономической ситуацией в стране и с неумением работать со спонсорами.

Динамика развития фонда кубанского искусства в музее отображает определенные закономерности, свойственные и другим южнороссийским художественным музеям. Исследование процесса формирования собрания позволяет определить четкие принципы отбора вещей, избежать ошибок, повторяющихся в ряде этапов, яснее обозначить дальнейшее комплектование коллекции кубанского изобразительного искусства.

Благодаря исследовательской работе искусствоведов Ростовского областного музея изобразительных искусств (РОМИИ), в частности В.В. Рязанова, Г.И. Головкиной, на уровне отлаженных контактов с местными художниками, осуществляется постоянное комплектование коллекции произведений донских мастеров, в которую входят наиболее интересные работы, занимающие важное место в общем потоке художественной жизни Дона.


106 Таковы произведения художников: «Письмо с фронта», «Печальные

вести» Т.П. Семенова, «Воспоминания о сыне» Е.Г. Чарского, «Портрет П.К.

Колесникова» К.Е. Балановой, «Праздник в станице Старочеркасской» Б.Т.

Спорыхина, - ставшие этапными как в творчестве каждого автора, так и в

изобразительном искусстве Дона в целом. В настоящее время отдел

регионального искусства - один из самых больших в собрании и насчитывает

около 2-х тысяч произведений43.

За счет взаимодействия с Ростовским Союзом художников в музее появились работы, представляющие определенную ценность в его собирательской деятельности - это произведения 1920-30-х гг., приобретенные в ходе научно-исследовательской работы по становлению изобразительного искусства на Дону.

Среди крупных городов изучаемого региона, наибольшей консолидации, на наш взгляд, достигли художественные силы Ставрополья, что свидетельствует о прочных традициях, сложившихся в профессиональном художественном образовании и культуре края.

Взаимодействие с профессиональными художниками Ставрополья осуществляется планомерно, что особенно проявляется в научно-фондовой деятельности. Сегодня в музее особенно приоритетна форма сотрудничества, направленная на комплектование регионального изобразительного искусства. Музейная коллекция ставропольских художников представлена именами А.С. Муравьева, М.Х. Чомаева, А.Е. Соколенко, М.И. Заводнова, О.Б. Мушаилова, Е. В. Саврасова и др.

Современная коллекция пополняется за счет активизации выставочной деятельности и планомерной фондовой работы с художниками, только за счет даров она возросла на 500 произведений живописи, графики, скульптуры, что позволило включить в фонды работы художников

43 Головкина Г.И. Работа музея по пропаганде творчества художников Дона. Проблема экспозиционной площади // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»; Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 38.


107 Ставрополья, не воспринимавшиеся в советский период как

соответствующие требованиям официального искусства, а также -

художников Ростова, Краснодара, Северной Осетии, Калмыкии, Адыгеи,

которые в фондах практически отсутствовали. Здесь в доукомплектовании

коллекции помощь оказал Государственный музейный центр РОСИЗО,

передавший из своих запасников работы художников Ставрополья и

региона .

Следующей формой сотрудничества является формирование литературного и архивного материала, посвященного творчеству отдельного художника или теме выставки45. Концентрация архива в музее способствует научно-исследовательской разработке вопросов творчества местных художников и делает музей хранителем не только собственно художественных и документальных материалов, но и литературных первоисточников, на основании которых станет возможным изучение определенных разделов истории искусства региона.

Документы этих архивов, как справедливо указывает А.И. Слуцкий, необходимы для закрепления связи (кодификации, легитимизации социальных ролей) между художником и той организацией, которая этот фонд создает .

Научно-исторический архив Краснодарского художественного музея содержит фондовые документы художественной общественности, активно сотрудничавшей с музеем. Это фонды восьми художников - Г.А. Аветисьяна, Е.Н. Посполитаки, Н.Д. Шарикова, А.Р. Мазина, Л.Р. Сологуба, М.П. Богоявленского, А.Е. Глуховцева, фонд частного коллекционера Л.Ф.

См.: Белая З.А, Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 31.

45 Критические статьи и мемуары о художнике, его эпистолярное наследие,
различные материалы, характеризующие его жизнь и творческую деятельность, и т.п.

46 Слуцкий А.И. Архив художника как историко-культурный текст //
Психологические свойства современного исторического знания: Материалы II
международного рабочего семинара по исторической психологии / Отв. ред. С.С. Минц.
Краснодар, 2003. С. 54.


108 Ильичева. Музеем разрабатывается политика по привлечению личных

архивов кубанских художников. Так, в 2004 г. планировалась полная передача в Краснодарский художественный музей научного архива старейшего художника Кубани А.Е. Глуховцева. Деятельность одного из ведущих графиков была связана со всем регионом Дона и Северного Кавказа: Ростовом, Краснодарским краем, Ставропольем, Адыгеей, Кабардино-Балкарией и Осетией. Ученым-библиографом А.И. Слуцким был систематизирован архив этого художника, содержащий материалы по истории культуры всего региона. В состав архива входят не только документы и воспоминания художника Глуховцева, но и обширная коллекция графических работ, макеты и изданные книги, которые он иллюстрировал в Ростовском и Северо-Кавказских издательствах, отдельные печатные доски47.

Изучение архива художника способствует решению многих задач, помогает исследовать его жизнь и творчество. Личный архив может быть использован и в изучении художественной культуры региона. Он дает возможность понять историко-психологические особенности формирования коллекции документов. Архив требует сложного, многоуровнего анализа, предполагает возможности использования различных методов: традиционных, неформализованных, направленных на «понимающее» восприятие текста, и формализованных, ориентированных на количественные, статистические характеристики больших массивов письменных источников48.

Передача архива А.Е. Глуховцева49 в Краснодарский художественный музей - неоценимый подарок музею. Это автобиография, определенным

47 Слуцкий А.И. Архив А.Е. Глуховцева: проблема изучения и использования //
Страницы истории: Сб. сообщ. ККХМ. Краснодар, 1996. С. 62.

48 См.: Слуцкий А.И. О возможностях использования источников личного
происхождения в историко-культурных исследованиях // Особенности историко-
психологического исследования: Материалы I межрегион, рабочего семинара по
исторической психологии. Краснодар, 2002. С. 56-57.

49 В музее личный архив художника был сформирован в 1995 году, после
юбилейной выставки, прошедшей в музее.


109 образом выстроенная, откомментированная и оформленная. С одной

стороны, данные документы выступают как факт культуры сегодняшнего

дня, с другой - своеобразное (безусловно, субъективное) отражение

социокультурных процессов в регионе на значительном и исторически

важном отрезке времени30.

Сегодня привлечение источников личного происхождения необходимое условие для формирования архива художника в музее. Многие краснодарские художники собирают личные архивы. К ним относятся В. Бирюков, И. Коновалов, Г. Булгаков, Г. Петросян. Они хранят черновики, письма, документы, ведут дневники.

Можно выделить следующие направления изучения архива художника работниками музея. С одной стороны, это анализ архивных документов для получения и использования конкретной информации в музейной деятельности, с другой - анализ искусствоведческий, позволяющий говорить о степени репрезентативности документа, о мере его социальной «субъективности», о возможных объективных или субъективных причинах его возникновения51.

В Ростове-на-Дону к комплектованию коллекций и архива художественного музея широко привлекаются художники - уроженцы этого города. Они начинали там свою творческую деятельность, т.е. участвовали в выставках, занимались оформлением городских улиц и площадей, воспитывали новое поколение художников, но по различным причинам вынуждены были уехать из города. В течение многих лет они не теряли связей и всячески помогали музею, своему городу. Среди них - знаменитые мастера М.С. Сарьян, В.А. Гринберг, А.Д. Силин, Д.С. Федоров, Е.В. Вучетич, И.М. Семенов, Г.П. Солонин52.

:0 См.: Слуцкий А.И, Архив А.Е. Глуховцева: проблема изучения и использования // Страницы истории: Сб. сообщ. ККХМ. Краснодар, 1996. С. 69.

51 Слуцкий А.И. Архив А.Е. Глуховцева: проблема изучения и использования //
Страницы истории: Сб. сообщ. ККХМ. Краснодар, 1996. С. 64.

52 Головкина Г.И. Работа музея по пропаганде творчества художников Дона.
Проблема экспозиционной площади // Из опыта научно-исследовательской работы



Сейчас читают про: