double arrow
Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА Ш. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕИ И

В рамках данной главы будет рассмотрен генезис, современное состояние и перспективы сотрудничества художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья и образовательных учреждений. Анализ взаимодействия двух институтов в исторической ретроспективе позволит понять механизм включения музея в процесс обучения.

В данной главе сделана попытка реконструкции совместного поиска музейными специалистами, работниками образования новых форм взаимодействия художественного музея и образовательных учреждений, ориентированного на саморазвитие и самореализацию личности.

Взаимодействие музеев и образовательных учреждений имеет богатьгй и длительный исторический опыт, связанный с эволюцией музеев как просветительских центров и школьного дела в России.

В дореволюционную эпоху в политике взаимоотношений отечественных музеев и образовательных учреждений определилось место музея как центра внешкольного образования1. Музей выступал неоценимым помощником учебному заведению, формируя задачи воспитания и образования. Школа стремилась к сотрудничеству с музеем, так как была призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ.

На Кубани развитие школьной реформы совпало с окончанием в 1864 г. Кавказской войны, в результате чего резко увеличилось количество

В России этот этап связан с преобразовательными реформами образования 1860-х гг., на основе отказа от схоластической, словесной, книжной педагогики.





учебных заведений . Расширение сети образовательных учреждений дало толчок развитию экскурсионного движения в регионе. Появление первых музеев разнообразило этот процесс и придало ему новые направления.

Показателен просветительский опыт Екатеринодарской картинной галереи, широко взаимодействующей с образовательными учреждениями региона. Важнейшей формой сотрудничества в начале XX в. являлась экскурсия. Посещали галерею учащиеся не только городских учебных заведений, но и станичных училищ: Новорождественского женского, Камышеватского Николаевского четырехклассного, Брюховецкого двухклассного, Гулькевичского, Чамлыкского, Дондуковского 1-го Пашковского двухклассного, Ладожского3.

В Екатеринодарской картинной галерее экскурсии устраивались как для педагогов, так и для учащихся, которые посещали музей в составе школьных городских экскурсий.



Яркие впечатления от просмотра экспозиции оставались у детей, приходивших в галерею и со своими родителями. Сохранились воспоминания известного драматурга и киносценариста Е.Л. Шварца о посещении им в возрасте 8 лет Екатеринодарской картинной галереи. В своих воспоминаниях он пишет: «Понравилась работа «Белая ночь», изображавшая девушку, которая, закрыв глаза и протянув вперед руки, шла по лесу за двумя совами. И все же галерея понравилась мне. Особенно картина, кажется Пимоненко, где мальчику обмывают пораненную ногу, а девочка, полная ужаса и сочувствия, смотрит через его плечо на эту операцию. В музее заинтересовала меня старинная копия с «Письма запорожцев к султану» .

2 См,: Трехбратова С. Эволюция народного образования на Кубани в
дооктябрьский период // Музей и школа: Сб. сообщ. КХМ. Краснодар, 1997. С. 57.

3 См.: Муртузова З.Д. Экскурсии как форма досуга учащихся провинциальных
учебных заведений в начале XX в. // Центр-провинция: историко-психологические
проблемы: Материалы Всерос. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. С. 60.

4 См.: Шварц Е, Живу беспокойно... Из дневников. М., 1982. С. 74—75.


В 1914 г. количество учащихся, посетивших картинную галерею, составило 9 334 человека. Особенно много посетителей было с сентября по декабрь. Многие школьники, особенно иногородние, посещали музей с групповыми экскурсиями - 83 экскурсионные группы, в их составе 2 191 человек5.

Наибольшее количество экскурсий было в мае - 16, в июле - 20. 34 экскурсии с общим количеством 728 человек прибыли из различных мест Кубани, Черноморъя, Терека. Так, из Грозного прибыло 3 экскурсии, из Новороссийска - 1 экскурсия, из Темрюка - 5, из Сухуми - 1, остальные из кубанских станиц Воронежской, Ивановской и других .

Вообще, в России развитие образовательной деятельности музеев во многом аналогично опыту немецких, только с той разницей, что российские музеи стали развиваться значительно позже. Труды А. Лихтварка, Г. Кершенштейнера и других исследователей были хорошо известны российским специалистам уже в начале XX в. Они оказали определенное влияние на те процессы формирования практических взаимодействий художественного музея и образовательных учреждений, которые развивали Н. Романов, Ф. Шмит, и в особой степени, А. Бакушинский7. Эти исследователи ставили цель отечественного воспитания как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности .

Многие формы совместной деятельности музеев и образовательных учреждений, выработанные в дореволюционный период, перешли в практику работы советских музеев. Это во многом объясняется тем, что

5 ГАКХФ. Р-1547. Оп.1. Д.135. Л. 20.

6 Там же. Л. 20 об.

7 См.: Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству //
Экскурсионный вестник. М., 1916. № 1-2; Шмит Ф.И. Исторические, этнографические,
художественные музеи: очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1939;
Бакушинский А.В. Художественные экскурсии систематического типа // Методы и
практика экскурсионного дела. М, 1925.

в Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999. С. 31.


ведущие музееведы продолжали, по крайней мере в 1920-е гг., работать в области музейного строительства.

Музеи, в том числе и художественные, широко развернули работу с детьми. Ребенок становится в музее частым посетителем. Это подтверждается статистикой посещаемости столичных художественных музеев конца 1920-х - начала 1930-х гг.: в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее дети составили 40 % посетителей .

Связь музеев с непосредственными задачами школьного обучения, усиление их образовательной деятельности в помощь школе - эта работа получила существенное развитие с конца 1920-х - начала 1930-х гг. Она в значительной степени активизировалась в процессе реализации в стране важнейших постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (август 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» (август 1932 г.)10. Постановления ориентировали учебные заведения на повышение наглядности обучения, усиление роли визуального материала, на более широкое использование экскурсионного обслуживания.

Музейная деятельность стала рассматриваться в контексте задач школы, в которой все более (особенно в 1930-е - 1950-е гг.) преобладала односторонняя ориентация на формирование знаний, умений, классового подхода в ущерб идее развития личности. Как ■ справедливо указывает М.Ю. Юхневич, возникает модель «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к программам учебных заведений. Сотрудничество музея и школы определялось подчинением учебно-воспитательному процессу в школе. Содержание профессиональных контактов этих двух

9 Рашитова Р.С, Работа музеев РСФСР со школьниками (1920 - 1930 гг,) //
Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.,
1989. С.135.

10 См.: Народное образование в СССР: Сб. документов: 1917-1973. М„ 1974. С.
156-161.


институтов культуры и образования оставалось таковым и в последующие десятилетия, вплоть до конца 1950-х гг.11.

Все это привело к тому, что прочные контакты музея со школой возросли и активизировались их совместные поиски. Число учащихся -посетителей художественных музеев - значительно увеличилось. Сохранившиеся отчеты и планы Краснодарского краевого художественного музея в большей или меньшей степени иллюстрируют состав посетителей музея и динамику посещаемости. Документально категория учащихся отражена только в отчетах за 1927 и 1930 гг., так как в это время был сделан отчет по социальному положению населения. Из общего количества посетителей 22 577 человек за 1930 г. число учащихся составило 7 851. Для них было проведено 159 экскурсий. По сравнению с 1927 г. уровень посещаемости музея этой возрастной группой вырос на 1






Сейчас читают про: