Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА Ш. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕИ И

В рамках данной главы будет рассмотрен генезис, современное состояние и перспективы сотрудничества художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья и образовательных учреждений. Анализ взаимодействия двух институтов в исторической ретроспективе позволит понять механизм включения музея в процесс обучения.

В данной главе сделана попытка реконструкции совместного поиска музейными специалистами, работниками образования новых форм взаимодействия художественного музея и образовательных учреждений, ориентированного на саморазвитие и самореализацию личности.

Взаимодействие музеев и образовательных учреждений имеет богатьгй и длительный исторический опыт, связанный с эволюцией музеев как просветительских центров и школьного дела в России.

В дореволюционную эпоху в политике взаимоотношений отечественных музеев и образовательных учреждений определилось место музея как центра внешкольного образования1. Музей выступал неоценимым помощником учебному заведению, формируя задачи воспитания и образования. Школа стремилась к сотрудничеству с музеем, так как была призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ.

На Кубани развитие школьной реформы совпало с окончанием в 1864 г. Кавказской войны, в результате чего резко увеличилось количество

В России этот этап связан с преобразовательными реформами образования 1860-х гг., на основе отказа от схоластической, словесной, книжной педагогики.


учебных заведений . Расширение сети образовательных учреждений дало толчок развитию экскурсионного движения в регионе. Появление первых музеев разнообразило этот процесс и придало ему новые направления.

Показателен просветительский опыт Екатеринодарской картинной галереи, широко взаимодействующей с образовательными учреждениями региона. Важнейшей формой сотрудничества в начале XX в. являлась экскурсия. Посещали галерею учащиеся не только городских учебных заведений, но и станичных училищ: Новорождественского женского, Камышеватского Николаевского четырехклассного, Брюховецкого двухклассного, Гулькевичского, Чамлыкского, Дондуковского 1-го Пашковского двухклассного, Ладожского3.

В Екатеринодарской картинной галерее экскурсии устраивались как для педагогов, так и для учащихся, которые посещали музей в составе школьных городских экскурсий.

Яркие впечатления от просмотра экспозиции оставались у детей, приходивших в галерею и со своими родителями. Сохранились воспоминания известного драматурга и киносценариста Е.Л. Шварца о посещении им в возрасте 8 лет Екатеринодарской картинной галереи. В своих воспоминаниях он пишет: «Понравилась работа «Белая ночь», изображавшая девушку, которая, закрыв глаза и протянув вперед руки, шла по лесу за двумя совами. И все же галерея понравилась мне. Особенно картина, кажется Пимоненко, где мальчику обмывают пораненную ногу, а девочка, полная ужаса и сочувствия, смотрит через его плечо на эту операцию. В музее заинтересовала меня старинная копия с «Письма запорожцев к султану» .




2 См,: Трехбратова С. Эволюция народного образования на Кубани в
дооктябрьский период // Музей и школа: Сб. сообщ. КХМ. Краснодар, 1997. С. 57.

3 См.: Муртузова З.Д. Экскурсии как форма досуга учащихся провинциальных
учебных заведений в начале XX в. // Центр-провинция: историко-психологические
проблемы: Материалы Всерос. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. С. 60.

4 См.: Шварц Е, Живу беспокойно... Из дневников. М., 1982. С. 74—75.


В 1914 г. количество учащихся, посетивших картинную галерею, составило 9 334 человека. Особенно много посетителей было с сентября по декабрь. Многие школьники, особенно иногородние, посещали музей с групповыми экскурсиями - 83 экскурсионные группы, в их составе 2 191 человек5.

Наибольшее количество экскурсий было в мае - 16, в июле - 20. 34 экскурсии с общим количеством 728 человек прибыли из различных мест Кубани, Черноморъя, Терека. Так, из Грозного прибыло 3 экскурсии, из Новороссийска - 1 экскурсия, из Темрюка - 5, из Сухуми - 1, остальные из кубанских станиц Воронежской, Ивановской и других .

Вообще, в России развитие образовательной деятельности музеев во многом аналогично опыту немецких, только с той разницей, что российские музеи стали развиваться значительно позже. Труды А. Лихтварка, Г. Кершенштейнера и других исследователей были хорошо известны российским специалистам уже в начале XX в. Они оказали определенное влияние на те процессы формирования практических взаимодействий художественного музея и образовательных учреждений, которые развивали Н. Романов, Ф. Шмит, и в особой степени, А. Бакушинский7. Эти исследователи ставили цель отечественного воспитания как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности .



Многие формы совместной деятельности музеев и образовательных учреждений, выработанные в дореволюционный период, перешли в практику работы советских музеев. Это во многом объясняется тем, что

5 ГАКХФ. Р-1547. Оп.1. Д.135. Л. 20.

6 Там же. Л. 20 об.

7 См.: Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству //
Экскурсионный вестник. М., 1916. № 1-2; Шмит Ф.И. Исторические, этнографические,
художественные музеи: очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1939;
Бакушинский А.В. Художественные экскурсии систематического типа // Методы и
практика экскурсионного дела. М, 1925.

в Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999. С. 31.


ведущие музееведы продолжали, по крайней мере в 1920-е гг., работать в области музейного строительства.

Музеи, в том числе и художественные, широко развернули работу с детьми. Ребенок становится в музее частым посетителем. Это подтверждается статистикой посещаемости столичных художественных музеев конца 1920-х - начала 1930-х гг.: в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее дети составили 40 % посетителей .

Связь музеев с непосредственными задачами школьного обучения, усиление их образовательной деятельности в помощь школе - эта работа получила существенное развитие с конца 1920-х - начала 1930-х гг. Она в значительной степени активизировалась в процессе реализации в стране важнейших постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (август 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» (август 1932 г.)10. Постановления ориентировали учебные заведения на повышение наглядности обучения, усиление роли визуального материала, на более широкое использование экскурсионного обслуживания.

Музейная деятельность стала рассматриваться в контексте задач школы, в которой все более (особенно в 1930-е - 1950-е гг.) преобладала односторонняя ориентация на формирование знаний, умений, классового подхода в ущерб идее развития личности. Как ■ справедливо указывает М.Ю. Юхневич, возникает модель «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к программам учебных заведений. Сотрудничество музея и школы определялось подчинением учебно-воспитательному процессу в школе. Содержание профессиональных контактов этих двух

9 Рашитова Р.С, Работа музеев РСФСР со школьниками (1920 - 1930 гг,) //
Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.,
1989. С.135.

10 См.: Народное образование в СССР: Сб. документов: 1917-1973. М„ 1974. С.
156-161.


институтов культуры и образования оставалось таковым и в последующие десятилетия, вплоть до конца 1950-х гг.11.

Все это привело к тому, что прочные контакты музея со школой возросли и активизировались их совместные поиски. Число учащихся -посетителей художественных музеев - значительно увеличилось. Сохранившиеся отчеты и планы Краснодарского краевого художественного музея в большей или меньшей степени иллюстрируют состав посетителей музея и динамику посещаемости. Документально категория учащихся отражена только в отчетах за 1927 и 1930 гг., так как в это время был сделан отчет по социальному положению населения. Из общего количества посетителей 22 577 человек за 1930 г. число учащихся составило 7 851. Для них было проведено 159 экскурсий. По сравнению с 1927 г. уровень посещаемости музея этой возрастной группой вырос на 1





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 920; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8935 - | 7219 - или читать все...

Читайте также:

  1. I'a-чштие школы и становление школьной системы
  2. IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время)
  3. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является
  4. Административная школа управления. А.Файоль (1841-1925) как основатель административной школы
  5. АНАКСАГОР (500-428 до н.э.) - древнегреческий (из Клазомен) философ, математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы
  6. Аудитория музея
  7. Белок-белковое взаимодействие
  8. Библиографический список. Наряду с Платоном были и другие ученики Сократа, которые образовывали сократические школы. Наиболее значительной из них была школа киников. В центре интересов
  9. Билет 13.. 13. Реформы 1860-1870-х гг. Оценка российской модернизации в исторической литературе
  10. В исторической науке
  11. В исторической науке. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания
  12. В отличие от координации, взаимодействие исполняется на уровне отдельных предприятий


 

3.85.214.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.