double arrow

Аудитория музея


Современное студенчество как потенциальная ч реальная

Определение роли музеев в жизни современных российских студентов неосуществимо без всестороннего изучении данной социальной группы: привлечения соответствующих статистических и социально-демографических данных, составления психологических портретов ее представителей, проникновения в их мотивационную сферу, реконструирования системы ценностных ориентации, построения типологии современного студенчества при использовании обоснованной системы критериев. Широкий спектр вопросов, связанных с характеристикой современного студенчества, находит отражение в массиве публикаций, представляющих итоги осуществленных за последние годы социологических исследований, основным объектом изучения которых выступала молодежь России, а также студенчество как отдельная социальная группа в рамках данной общности.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих эффективное разрешение поставленных в настоящем исследовании задач, является изучение работ М.Б.Глотова, В.И.Добрыниной С.Н.Иконяиковой, Т.Н.Кухтевич, В.Т. Лисовского, З.В.Сикевич и других авторов, благодаря которым стало возможным составление целостной картины образа жизни и духовного мира современного студенчества, рассмотрение se отдельных специфических качеств, сопоставление системы ценностей и приоритетов, носителями которых становятся различные поколения российского студенчества, выявление причин фиксируемых изменений (см. [73], [87], [88], [90], [113-115], [130], [134], [140], [146JJ147],[163-165]J1R1]J221]J269]J270],[315]).




Необходимостью понимания особенностей жизни современного студента, проникновения в его духовный мир продиктовано привлечение данных Государственного комитета Российской Федер^щии по статистике, материалов Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи,


характеризующих современное состояние российской высшей школы, а также обращение к изданиям, подготовленным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Научно-исследовательским институтом по проблемам высшей школы и Научно-исследовательским институтом высшего образования (см. [5], [6], [7], [8], [9], [10], [281]).

Следует особо отметить, что для построения психологического портрета студенчества, исследования структуры его потребностей, мотивационных механизмов, в том числе связанных с формированием определенных установок и ценностных ориентации по отношению к музею, необходимо обращение к фундаментальным теоретическим и обобщающим трудам отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, В.К.Вилюнаса, Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.С.Симонова, С.Д.Смирнова, Д.Н.Узнадзе и других (см. [15], [16], [49], [50], [52], [156-158], [189], [192], [237]? [256], [258], [273-277], [305]).



Согласно данным статистихи в Российской Федерации в 1998-1999 учебном году насчитывалось 914 вузов (из них 334 негосударственных), в которых на дневном отделении обучалось более 2 млн. человек, в том числе 108 тыс. - в негосударственных вузах [9,СЛ28]. Как видим, подавляющее большинство российских студентов составляют учащиеся государственных вузов, что позволяет в рамках настоящего исследования пренебречь различиями между студентами государственных и негосударственных вузов, рассматривая современного российского студента в его отношении к музею вне зависимости от категории вуза.

В 1999-2000 учебном году в вузах Санкт-Петербурга на дневном отделении обучалось приблизительно 160 тысяч человек [5,С62].

При рассмотрении отдельных отраслевых групп в общей массе современного российского студенчества выявляется, что количественное преобладание оказывается в настоящее время на стороне учащихся вузов сферы промышленности и просвещения. В каждой из указанных групп вузов сосредоточено более трети всей совокупности абитуриентов 1999 года [5,С.66]. Распределение студентов по специальностям показывает, что по числу обучающихся лидируют специальности, относящиеся к области экономики и


4 I

управления, а также профессии гуманитарно-социального направления [5,С67]. Именно в данных отраслях (а также в сфере права) наблюдается резкое увеличение выпуска специалистов (а значит, и студенческого контингента) на протяжении 1990-х годов. Одновременно с этим происходит значительное сокращение выпуска инженерных кадров по целому ряду специальностей, в том числе, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли [6, 0.353,(281,0,31].



За последние годы отмечается рост общей численности студентов в России (после сокращения количества студентов в вузах в начале 1990-х годов, затронувшего главным образом специальности сферы промышленности, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства) [6,С25], [7ПС60], [10, С. 120].

Данные изменения во многом связаны с тем, что на протяжении 1990-х годов в нашей стране открывался целый ряд новых вузов, практикующих обучение студентов на коммерческой основе, возрастает вариативность путей и форм получения образования, абитуриентам предлагается все более широкий спектр профессий, тесно связанных с потребностями общества, претерпевающего стремительные изменения. Однако отсутствие необходимых денежных средств у значительной части молодежи лишает ее доступа к новым образовательным услугам [8,С12], и материальное положение семьи становится одним из важнейших факторов социализации [134,042], [327,С61].

Факты, свидетельствующие об увеличении численности студентов в последние годы, подводят многих исследователей к заключению о повышении статуса высшего образования в общественном сознании, признании его высокой ценности и значимости в реализации жизненных планов личности в современных условиях [85С49], [88,С279], [113,СЛ49-150], 1127,0.125],

которыми руководствуются молодые люди, продолжая свое образование в вузе, факторы, обусловливающие всякую оценку высшего образования как одного из слагаемых достижения жизненного успеха, основания, определяющие выбор соответствующей специальности.


При поступлении в вуз а также в процессе учебы в нем молодые люди в первую очередь руководствуются стремлением приобрести привлекающую их специальность. Ценность вуза при этом не может быть сведена к одному сугубо профессиональному аспекту. Сложный и многогранный процесс высшего образования включает в себя не только усвоение студентом необходимых профессиональных знаний, но и расширение общего кругозора, повышение уровня культуры, самосовершенствование, становление личности, способной реализовать свои потенциальные возможности и интересы, хотя это не всегда осознается студентами в полной мере.

Согласно мнению авторов ряда публикаций, посвященных современному студенчеству, для большинства молодых людей, принимающих решение получить высшее образование в определенном вузе, важнейшую роль играет интерес к будущей специальности, склонность к той или иной сфере профессиональной деятельности [24,СЛ27], [60,С.55-56].

При этом на протяжении 1990-х годов значительно возрастает число студентов, являющихся носителями жизненной стратегии, согласно которой

высшее образование рассматривается в первую очередь как необходимое условие доступа к определенной сфере профессиональной деятельности» гарантирующей ее представителям материальное благополучие и высокий социальный статус. Иными словами, материальная обеспеченность и высокое положение в обществе выдвигаются значительной частью студенчества на первый план [166,СЛ0]. .

Обращение к заключениям авторитетных исследователей учащейся . молодежи России позволяет сделать вывод о существенных сдвигах в системе представлений студенчества о высшем образовании, произошедших на протяжении 1990-х годов [88,С279], [90,С. 5], [121,0.13-14].

Ведущей ориентацией при получении высшего образования по-прежнему остаётся профессионально-экономическая (согласно типологии, разработанной М.Х.Титма [300,С9]), связанная со стремлением приобрести определенную специальность, однако следует учитывать и те изменения, которые претерпевает


само отношение к профессиональной деятельности. Иными становятся приоритеты в оценке труда, в реализации своих интересов и способностей, что сказывается на значимости различных видов деятельности для современной российской молодёжи и критериях выбора специальности, которыми руководствуется её большая часть [97,СЛ7-18], [164,С,28], [255,С215]. В конце 1990-х годов молодые люди, стремясь к творческому самовыражению, придают большое значение вознаграждению своего труда, возможности получения высоких доходов и властных полномочий [8,С.13], {137,С34], [221,С. 97], [281,С.6б].

Согласно замечанию С.Н.Иконниковой, за последнее десятилетие в России выделяется новый тип студента, в сознании которого оказываются неразрывно слитыми образование, карьера, власть, богатство, дорогой стиль жизни и комфорт [П35СЛ49].

Признание половиной совокупности студентов, опрошенных в ходе социологических исследований последних лет, важной роли высшего образования в достижении высокого социального статуса (наряду с талантом, предприимчивостью, наличием протекции, денежных средств [88,С279], [137, С. 34]) может быть также расценено как проявление еще одной знаменательной тенденции 1990-х годов, в соответствии с которой происходит усиление социально-элитарной функции высшего образования [300,С9].

Наряду с этим, как показывают результаты исследований, для определенной части учащейся молодежи (состоящей обычно в численности от 15% до 30% совокупностей опрошенных студентов), обучение в вузе неразрывно связано прежде всего со стремлением к собственному духовному развитию, возможностью повысить свой уровень культуры в процессе приобретения высшего образования [205С.85"|, [І64А28], [1775С99], [245,С.94]. /ifamHir дэ ет дштии: ±ру ітт^* ctj дин^^

очередь гуманистическую функцию, направленную на обогащение духовного опыта личности [300,СЛ0].

, Поскольку характерные особенности студенческой аудитории музеев во многом обусловлены психологическим своеобразием данной социальной


группы, разрешение задач, поставленных в рамках настоящего исследования, пред пол агает внимательное рассмотрение психологического портрета студенчества.

Студенческий возраст в отечественной литературе ограничивается, как правило, интервалом 17-25 лет и накопленные в ходе многолетних фундаментальных исследований данные возрастной психологии позволяют утверждать, что этот период человеческой жизни таит в себе максимальные возможности развития, не лишенного, однако, определенных противоречий и конфликтов, вызванных изменчивостью нейродинамических характеристик, подвижностью структур интеллекта, «непрерывной пульсацией» и отсутствием синхронности в развитии психических функций (памяти, внимания, мышления) в микровозрастные интервалы [16,0.346], [80.С25-26], [237,С227], [258,С221], «когда моменты повышения одной функции совмещаются с моментами стабилизации или понижения других функций» [237,С9].

При построении социально-психологического портрета студенчества отечественные исследователи, обращавшиеся к данной проблематике и разрешавшие эту задачу в разные годы, изучая психологические свойства различных поколений вузовской молодежи, неизменно отмечают присущие ей внутреннюю напряженность и динамизм поведения, достигающие высокой степени сенситивности и реактивности, эмоциональную восприимчивость и открытость как внутренним импульсам, так и внешним воздействиям и малейшим изменениям внешней среды.

В период обучения в вузе восприятие огромного объема информации, относящегося к различным областям человеческого знания, знакомство с новыми гипотезами, объясняющими схемами и моделями неразрывно сочетается с постоянным изменением образа мира, выработкой принципов и оснований, лежащих в основе отношєешя к миру и руководящих деятельностью, формированием системы оценок и приоритетов, которая в свою очередь постоянно трансформируется. Активная устремленность в будущее, поиск смысла жизни сообщают студенческой молодежи характерную пластичность и отзывчивость, а также своеобразный максимализм и категоричность в


суждениях, что связано с настоятельностью и необходимостью разрешения противоречий, встающих перед молодыми людьми [53,С.22-23]Э [94,С71], [115,0.16], ЇШ.СЛ8], [164,С.ЗЗ-34], [195,0.24-25], [20б,С,б8]. Интенсивность общения также выделяется исследователями студенческой среды как один из ее атрибутов [145,С32], [255,С43], [268,С,54], [321,С,38],

Выявление социально-психологических характеристик студенчества с необходимостью приводит к постановке вопроса о направленности перечисленных выше качеств, об их содержательной наполненности и объектах стремлений, о высокой напряженности и интенсивности которых неизменно свидетельствуют проводимые исследования.

Согласно выводам авторов публикаций последних лет, посвященных тем или иным аспектам жизни современного студенчества, в его духовном мире на протяжении 1990-х годов произошли существенные изменения, затрагивающие общую направленность личности, систему ценностных ориентации, жизненные планы и стратегию их реализации, настроение и самочувствие вузовской молодежи (см- об этом [37], [46], [107], [166], [211], [221], [278], [293]).

При отсутствии веры у подавляющего большинства студенческой молодежи в возможность превращения своей страны в процветающее государство и дефиците чувства национальной гордости в условиях тотального крушения идеологической системы, господствовавшей на протяжении десятилетий, значительная часть современного российского студенчества (составляющая большинство в ряде совокупностей опрошенных) уже не считает первостепенными и наиболее значимыми для себя те идеалы, которые' предыдущими поколениями студентов определялись как главные [8,С,48], [12, С,34], [315,С Л1-12]. По мнению отдельных авторов данная тенденция служит проявлением серьезных изменений в социокультурной преемственности поколений и, в частности, генерационного негативизма [128,С.89], [17,С27], [162,С.99],[222,С.73].

Ценностный мир современною российского студенчества представляет собой картину чрезвычайно сложную также в силу ее неоднородности. Так, к примеру, значительная часть студентов, опрошенных в ходе социологических


исследований последних лет, отвергают как неприемлемые те идеалы, к приверженцам которых относила себя преобладающая часть их предшественников. При этом для многих современных студентов эти ценности, теряя первостепенное значение, все же сохраняют определенную притягательность, оставляя в системе ценностных ориентации ведущие позиции другим нормам, что может рассматриваться как естественное следствие изменений, претерпеваемых обществом [121,С. 11-12], [269,СЛ08], [307,С70], (321,С.52]. Кроме того, как явствует из результатов комплексных исследований, во многих случаях в своем поведении студенты следуют принципам, отличным от тех, которые декларируются ими в ходе анкетных опросов. Зачастую нормы и ценности, которые избираются студентами в качестве оснований собственной деятельности, оказываются противоречивыми и даже взаимоисключающими. Все эти особенности являются, по мнению многих исследователей духовной жизни российских студентов, выражением неустойчивости, «мозаичности», ' разорванности, бессистемности их мировоззрения [146,С.77]Э [147?С,8], [148,С18].

Согласно данным исследователей одной из наиболее примечательных черт, характеризующих систему ценностных ориентации современного российского студенчества, является усиление роли и значения индивидуалистических: идеалов и ценностей, направленных на удовлетворение и реализацию интересов, раскрытие возможностей и способностей человека, осуществление его жизненных планов и стратегий [79,С.50б], [293,С26].

Среди показателей жизненного успеха многие студенты особо подчеркивают роль материального благополучия, которое становится для значительной их части одной из основных жизненных целей. При выборе сферы профессиональной деятельности наиболее приоритетными оказываются те

высокий денежный доход, а также соответствующий гарантирующий его социальный статус [79,С505].

Признание молодыми людьми высокой ценности материального благополучияt по мнению некоторых авторов, связано с утверждением в


і

молодежной среде гедонистического подхода к жизни, в соответствии с которым критерием жизненного успеха выступит доступность удовольствий и наслаждений [121,С18], [179,СЛ55]. Одновременно с этим для значительного числа студентов материальная обеспеченность при постулировании ее важности не становится самоцелью и конечным объектом стремлений. Присутствие данного фактора в числе доминант, направляющих поведение личности, обусловлено той ролью, которую денежные средства играют в поддержании собственной жизнедеятельности и благополучия семьи, удовлетворении витальных и духовных потребностей, реализации возможностей человека, в том числе, и в получении образования [37,0.78], [90,С6], [107,СЛ6], [130,0.70], [278,С. 159].

Показательным феноменом называют исследователи современного российского студенчества и тот факт, что контингент студентов, расценивающих материально обеспеченную и лишенную трудностей жизнь как маловероятную для себя перспективу, значительно превышают число тех учащихся вузов, в представлеіши которых эти жизненные задачи выступают как вполне осуществимые [134,СЛ44], [140,0.6], [165,СЛ98]. Таким образом, возможность осуществления данных целей, признаваемых молодыми людьми в числе приоритетных, подвергаются сомнеіщю. Эта тенденция может свидетельствовать о том, что современное студенчество как изначально, так и в результате приобретения определенного опыта реализации намеченных жизненных планов испытывает недоверие по отношению к своей способности выполнить те задачи, которые ставит перед собой в настоящих условиях. Наряду с убежденностью в необходимости опираться на собственные енлы и средства, отличающей новое поколение российских студентов, современная молодежь не надеется на успех своих Действий, Отмеченные черты, характеризующие духовным мир м їзмочунстяне роеємиєхнх студенту способны вызывать и усиливать ощущение нестабильности жизни и собственного бессилия, чувство страха и неуверенности [137,0,29], [246,С70]. По мнению В.АДдова, в современных условия^ ситуативная, контекстуальная идентификация личности становится доминирующей [3 41 ,СЛ 7].








Сейчас читают про: