Культурно-образовательная деятель^остъ музея в контексте его социальных функций

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И СТУДЕНТОВ

Ш

По

Музей в представлении студентов.

ТаблицаIII, 6. Желание посетить определенный музей

Таблица III, 5. Желание посетить определенный музей

Б* Без указания на конкретный музей.

Таблица Ш, 3. Желание посетить определенный музей

Гуманитарные вузы {37 анкет) Д. Указание на конкретные музеи

J. Эрмитаж 7

% Русский музей 6

3. Кунсткамера 2

4. Музеи этнографии народов России

5. Музей восковых фигур 6-. Собор "Снас-на-крови"

7. Музей истории религии

8. Музей политической истории
9- Военно-медицинский музей
10. Зоологический музей
1 lv Артиллерийский музей

1. Все музеи 6

2. С определенным условием: 4 - музеи-квартиры 2

- не связанные со специальностью 1

- неизвестные. 1


Таблиця Ш, 4. Желание посетить определенный музей

Вузы искусств (36 анкет) А. Указание на конкретные музеи

1. Эрмитаж
2, Русский музей
3. Музей этнографии народов России
4. Музей А.С.Пушкина
5, Музей Ф.М Достоевского
6. Зоологический музей
7. Меншиковский дворец
8. Крейсер "Аврора"
9. Музей Художественно-
  промышленной академии

Б. Без указания на конкретный музей.

Все музеи  
С определенным условием:  
-художественные музеи  
- исторические музеи  
Выставки:  
- Эсудожественные  
- интересные  
Необычные музеи  

Медицинские вузы (40 анкет) А. Указание на конкретные музеи

1, Эрмитаж  
2. Русский музей  
3. Петропавловская крепость  
4. Петергоф (дворц.-парк. анс.)  
5. Зоологический музей  
6. Музей восковых фигур  
7. Меншиковский дворец  
8. Кунсткамера  
9. Артиллерийский музей  
10. Гатчина (дворц.-парк. анс.)  
11. Музей этнографии народов России  
12. Музей гигиены  
ІЗ. Музей А.С.Пушкина  
14. Музей истории религии  
15. Царское Село (дворц.-парк. Анс.)  
16. Павловск (дворц.-парк. анс.)  
Б. Без указания на конкретный музей.  

Ь Все музеи 7

2. Музеи, в которых не был(а) 3

3. Музеи пригородов 1

4. Интересные выставки I

Военные вузы (13 анкет) А. Указание па конкретные музеи

1. Музей восковых фигур 4

2. Военно-морской музей 3

3. Русский музей 2

4. Зоологический музей 2 $t Эрмитаж 1 й, Петергоф (дворц.-парк, анс) 1 1, Артиллерийский музей I 8- Крейсер "Аврора" 1

Б. Все музеи -у 2


Таблица TV, 1. Муіен в "поле зрения" студентов

Общая совокупность опрошенных (189 анкет)

Ранг Музей Кол-во упоминаний
Ї 1. Эрмитаж 189(100%)
  2. Русский музей 182(96,5%)
  3. Кунсткамера 122(64,6%)
  4. Зоологический музей | 106 (56)
  5. Военно-морской музей! 89(47%)
  6. Артиллерийский музей 73(39%)
  7, Музей этнографии народов России 67(35%)
  8. Петропавловская крепость 63(33%)
  9. Музей Арктики и Антарктики 53(28%)
  Ю.Музей А.С.Пушкина 39(21%)
  11.Исаакиевский собор 35(18,5%)
  12.Музей истории религии 35(18,5%)
  13.Петергоф (дворц.-парк. анс.) 30(16%)
  14А4узей восковых фигур 29(15%)
  15-Музей А,А.Ахматовой 28(14,5%)
  16,Музей Ф.М, Достоевского 25(13%)
  17.Музей Академии Художеств 22(12%)
  18.Музей истории города 21(11%)
  19.Меншиковский дворец 20(10,6%)
  2О.Павловск (дворц.-парк. анс.) 20(10,6%)
  21.Царское Село (дворц.-парк. анс.) 19(10%)
  22.Домик Петра I 18(9,5%)
  23-Музей политической истории 17(9%)
  2 4. Музей-квартира Н.А.Некрасова 16(8.5%)
  25-Летний дворец Петра 1 и Летний сад 14(7%)
  26-Музей ж/д транспорта 14(7%)
  27.Музей-квартира А. А, Блока 13(6,8%)
  28.Музей театрального и музыкального искусства 13(6,8%)
  2 9. Михаил ов с кий з ам ок 10(5%)
  30.Крейсер "Аврора" 10(5%)
  31.Мраморный дворец 9(4,8%)
  32,Гатчина (дворц.-парк. анс.) 8(4%)
  33,Ораниенбаум (дворц.-парк. анс.) 7(3,7%)
  34.Музей обороны и блокады Ленинграда 6(3%)
  35.Музей городской скульптуры 6(3%)

ЗО 36.Музей Л.В.Суворова 5(2,6%)
  37.Музей квартира М.М.Зощенко 4(2%)
  38.Ботанический музей 4(2%)
  39.Музей гигиены 4(2%)
  40.Музей Художественно- промышленной академии 3(1,6%)
  41.Музей связи 3(1,6%)
  4 2.Музей-квартира Н. А.Рим ского-Корсакова 3(1,6%)
  43.Музей истории музыкальных инструментов 3(1,6%)
  44.Мемориальный музей В.И,Ленина 3(1,6%)
  45.Музей Горного института 3(1,6%)
  4 6.Музей-квартира династии Самойловых 2(1%)
  47.Музеи Стрельны 2(1%)
  48.Музей истории милнции 2(1%)
  49.Музей М.В.Ломоносова 2(1%)
По 1-му упоминанию
  50.Музей почвоведения 1(0,5%)
  51.Музей печати 1(0,5%)
  5 2,Музей-квартир а Ф.И.Шаляпина 1(0,5%)
  53.Музей Пушкинского Дома 1(0,5%)
  54. Собор "Спас-на-крови" 1(0,5%)
  5 5.Военно-медицинский музей 1(0,5%)
  5 б.Музе и -квартира С.Бродского 1(0,5%)
  57Хеологоразведочный музей 1(0,5%)
  58.Музей истории пожарной охраны 1(0,5%)
  59.Музей-квартира И.Павлова 1(0,5%)
  60. Музеи Кронштадта 1(0,5%)

ІОО

Таблица IV, 2. Музеи б "поле зрения" студентов

п/п МуэеП Санкт-І [етербурга Технические (631 Медицинские І і'маннтарньїе _____ $1) Творческие Военные (13)
ранг к-во упом. ранг к-во \ vnow. ранг t-во YIT0M, ранг K-BCI упом. ранг К'ВО у пом.
  Эрмитаж     1 40            
  Русский музеи                    
  Кунсткамера                    
  Зоологический                 2  
  В оешю-м орской     Б 1 16         2  
  Артиллерийский     S 16     И      
  Этнографический                 - -
  Петропавловская Крепо сп- S               \i і  
  Арктики и Антарктики           П       Г~~9
  Музей А. С. Пушкина       9            
  Исаакиевский собор 1!               - -
  Музей истории религии           6     - -
  Петергоф (дворцг-парк анс.)         - -     - -
  Музей восковых tiirvp                 ^ -
  Музей А. А. Ахматовой - -             ^ -
  Музей Ф,М Достоевского             9   - -
  Музей истории Санкт-Петербурга   ]     п       - -
  Музеи Академии Художеств - - - -         - -
  Дворец А. Д. Менщикова       і            
  Павловск (двора-Цирк, анс.)         -        
21 ~22~ Царское Село (дворц.-парк, а не)         - -        
Домик Петра I                    
  Музей полити­ческой истории                    
  Музей-квартина Н Л. Некрасова     - -            
  Летний дворец Петра I и Летний сад       S            

I


  Ж/Д транспорта     ■* »         - -
  Музей-квартира А, А, Блока     - - Ю       - -
  Театрального и музыкального искусства - - - -         - -
  Михайловский замок - -             ^ ^
ЗО Крейсер "Аврора"         - - і* і _____ — -    
  Мраморный дворец     - -         ^^^^^^^^^^ -
  Гатчина (двора-парк анс)         - -   Ї - -
  Ораниенбаум (дворц-парк. анс.)   4     - -   I - -
  Обороны и блокады Ленинграда   2               I
  Музей городской скульптуры   1   *            
  Музей А. В. Суворова   2     - - - -    
  Музей-кеартира М. Ы. Зощенко -         - - -
  Ботанический - -   - -   Г 4> -
  Музей гигиены         - - - - - -
  Музей Художественно-промышленн ой академии     - ^ - -     - -
  Музей связи - ^ ■*■ -     и   - -
  Музей-квартира Н. Римского-Корсакова     - - - -     - -
  Музей истории музыкальных инструментов - - -           - -
  Мемориальный музей В. И. Ленина       *■            
  Музей Горного института     - щ     - - - -
  Муз ей-квартира династии Самойловых - - - - 4+ 4*     - -
  Истории милиции     -     - - -
  Музей М. В. Ломоносова ^ -     - - - -
  Музеи Стрельны | - -     - -     - -

h


  Почвоведения ^ - - - - -     - -
  Музей печати - - - - - -     - -
  --- II ■■ шЪ ■------------------------------- 1-- і-г^в—■----------------- 1 Музей-квартира Ф. И. Шаляпина - і - - - -     - -
  Музей Пушкинского дома - - - -     - - -  
  Собор "Спас-на-крови" _ _ - -     - 1 1 -
  Военно-мешщинский - т - -   \ [ ( If -
56 Музей-квартира С. Бродского І - і   - -     -   - -
51 Геологоразве дочиы И ?   - -     - - - -
  Музей пожарной охраны F*^^™-»™' ■■ ■ - - -     і - - -
  Музей-квартира И, Павлова - - - -     - - - -

В рамках использования данного подхода эффективное разрешение поставленных в ходе данного исследования задач предполагает реконструирование представлений студентов об идеальном музее, что оказывается возможным осуществить на основе их суждений о том, какие качества, присущие им известным конкретным музеям, способны привлечь их внимание, вызвать интерес и стремление к взаимодействию. Кроме того, основой для нас послужили составленные респондентами описания воображаемого идеального музея.

Результаты анкетирования позволяют утверждать, что при взаимодействии с музеем, реальном или воображаемом, в центре внимания студентов находится его коллекция: указания на ее свойства составляют большую часть высказываний респондентов, обосновывающих их предпочтение по отношению к музеям [Табл, V, 1], Таким образом, притягательность музея для студентов обусловлена, в первую очередь, свойствами составляющих коллекцию музейных предметов.

При этом наибольшую значимость для студентов представляют следующие характеристики музейной коллекции:

1) ценность;

2) разнообразие;

3) объем;

4) профиль [Табл. V, 1].

В процессе восприятия музейных предметов и формирования отношения к ним доминирующим для студентов становится подход с точки зрения ценности, которую данные предметы могут пред ставлять. Научно обоснованная интерпретация результатов предпринятого исследования, определение природы демонстрируемого студентами ценностного подхода к музейным собраниям невозможно без сопоставления выявленных фактов с соответствующими данными, накопленными в отечественной музеологии.

В публикациях, затрагивающих вопросы, связанные с изучением возможных способов и путей влияния музея на его аудиторию, подчеркивается,


что необходимым условием эффективного осуществления музейной коммуникации является восприятие посетителем музейного экспоната как специфического объекта, обладающего качествами, выделяющими его из сферы обыденного, привычного и заурядного в особый класс предметов, взаимодействие с которым, включая различные аспекты и уровни данного процесса, наделяют человека исключительными возможностями в познании окружающего мира и самого себя, переживании положительных эмоций, обогащений духовного опыта и многими другими [169,С,21], [323,СЛ10-111], [333,С34],

Поиск и выявление психологических механизмов, определяющих характер воздействия музея на студенческую аудиторию, приводит отечественных музееведов к заключениям о том, что основу этого процесса могут составлять 1) ощущение особенностей и специфичности информации, носителем которой выступает музейный предмет как непосредственный свидетель исторических событий (ее убедительности, достоверности, наглядности и других свойств); 2) интенсивные эстетические переживания; 3) обостренное чувство эмпатии, причастности к людям, вызывающим восхищение и сочувствие; 4) активизация различных видов познавательной деятельности; 5) осознание уникальности духовного опыта, хранителем и транслятором которого выступает музей; 6} иные процессы духовной, интеллектуальной активности [40,С.5], [47,С.4-5],

[57,С.209]Л175,С,293-294].

В высказываниях студентов различные свойства музейной коллекции во многих случаях оказываются слитыми воедино и взаимообусловленными. Однако, несмотря на сложность дифференциации и систематизации подобных ответов, отражающих сложность и многоступенчатость процесса восприятия музейных памятников, все же удается при этом выделить ряд указаний на отдельные качества, определяющие, согласно представлению студентов, ценность музейных предметов. Среди таких свойств могут быть выделены уникальность музейных предметов, их редкость, выдающиеся художественные качества, общепризнанная принадлежность к разряду шедевров, интенсивность впечатления, производимого на посетителей, и подлинность [Табл.У,1], [Диагр. П].


Студенты демонстрируют способность оценить значение такого специфического музейного феномена, каким является подлинность музейного предмета (важность осознания и высокой оценки подлинников посетителями признана в работах отечественных музеологов одним из условий успешного взаимодействия музея и его аудитории). Нечастое упоминание студентами данного качества музейного предмета в ряду факторов, обуславливающих его ценность, может рассматриваться как подтверждение того, что студенты не всегда проявляют способность осознавать и глубоко анализировать комплекс полученных в музее впечатлений и точно определить их источники [229,С48],

Таким образом, вещь, представленная на музейной экспозиции, выделяется среди всех других предметов, не входящих в состав музейного собрания, и приобретает в глазах студентов более высокий статус благодаря своей принадлежности к сфере, где.господствуют высшие критерии отбора и эталоны вкуса [77,С44].

Ценности музейной коллекции отводят первостепенную роль учащиеся технических, естественных и гуманитарных, вузов. В ответах курсантов военных училищ данный подход уступает лидирующее место (согласно значимости) количественным характеристикам музейной коллекции. Для студентов, пред остав л яющих вузы искусств, ценность музейных предметов является не столь важным свойством в сравнение с отношением к музею учащихся вузов других профилей [Табл.У,!].

Объем музейного собрания, количество экспонируемых предметов, доступных вниманию студентов, также становится одним из наиболее значимых качеств музея, обуславливающих его притягательность для учащихся вузов. Так особое внимание уделяют данному аспекту студенты вузов искусств и курсанты военных училищ. Немаловажное значение данный подход к музейгюй коллекции приобретает и и обоснованиях притягательности музея, сформулированных учащимися естественных и гуманитарных вузов [ТаблУД]. Интенсивность и богатство приобретаемых впечатлений, неограниченные возможности совершенствования профессиональной подготовки, расширение кругозора и удовлетворения спонтанной любознательности, а также стимулирование творческой активности и иные происходящие в музее


психологические процессы могут быть вызваны не только свойствами музейного предмета (его информативностью, аттрактивностью и другими атрибутами), но и разнообразием музейных экспонатов, представляющих различные сферы деятельности человека, его естественное окружение и культурную среду. Подтверждением этого может служить то, что разнообразие коллекции рассматривается значительной частью студенчества в ряду свойств, содействующих притягательности музея [Табл.УД].

Чаще других профессиональных групп студенчества учащиеся вузов искусств отмечают данное качество музейной коллекции как вызывающее наибольший интерес. Разнообразие музейных предметов, наряду с количественными характеристиками коллекции, становится главным признаком музея, способного привлечь учащихся технических ъузов. По-видимому, в каждой из опрошенных студенческих групп, представляющих различные профили подготовки, фактор разнообразия музейного собрания по-своему способствует разрешению специфического в каждом случае комплекса тех задач, которые ставят перед собой студенты при посещении музея.

Кроме указанных выше особенностей в ряду отличительных свойств коллекции притягательного музея студенты отмечают также прекрасное состояние музейных предметов, рассматривая, таким образом, музей в качестве гаранта их сохранности [Табл.УД].

Итак, принимая во внимание тот факт, что самую многочисленную группу высказываний респондентов о факторах, способствующих притягательности музея, составляют указания на музейную коллекцию и ее свойства, представляется возможным сделать следующий вывод: главным звеном в ходе своего взаимодействия с музеем значительная часть студенчества считает музейный предмет и отводит ему главную роль в реализации мотивов своего обращения к данному учреждению культуры.

Знакомство учащихся вузов с музейной коллекцией происходит, как правило, на экспозиции (за исключением тех случаев, когда для эффективного разрешения текущих задач профессиональной подготовки организуются специальные посещения фондовых хранилищ, реставрационных мастерских и других структур в составе музея). Нечастое упоминание музейной экспозиции


и отдельных ее характеристик в общем объеме высказываний относительно качеств музея, вызывающего интерес студентов, может свидетельствовать о том, что в силу недостаточности знании об особенностях реализации музеем своих функций и различных видах его деятельности, а также при отсутствии навыков оперирования музейными терминами многие студенты не употребляют их в своей речи, хотя многие из этих слов вышли за пределы сугубо специальной лексики и имеют общеупотребительный смысл. Таким же образом, при доминирующей роли свойств музейной коллекции среди факторов притягательности музея в глазах студентов понятие «музейные фонды» было употреблено только двумя студентами, обучающимися по специальности «История мировой культуры».

При рассмотрении характеристик музейной экспозиции, также способных обуславливать притягательность музея для части студенчества, необходимо отметить, что данные высказывания касаются ее содержательных аспектов, например, разнообразия, количества и качества представленных предметов, вызываемых ими эмоций и др,. Кроме того, учащиеся вузов подчеркивают важность таких характеристик экспозиции, как четкость и ясность построения, классический или традиционный стиль презентации музейных предметов, избегающий излишнего экспериментаторства. Указываемые студентами свойства музейной экспозиции могли бы, согласно их представлениям, обеспечить легкость и удобство ее восприятия, богатство и неисчерпаемость производимого впечатления. Создание данных условий является, по их мнению, свидетельством подлинного профессионализма ее создателей- В ходе исследования, осуществленного М.ИБурлыкиной, студенты-музееведы Сыктывкарского университета при описании музея, который они мечтают создать, неоднократно отмечали образность музейной экспозиции и аттрактивность экспонатов [38,С29].

Студенты петербургских вузов, опрошенные в рамках настоящего исследования, отмечают, что музей призван обеспечивать каждому посетителю максимум информации по интересующим его вопросам и быть источником интенсивных и уникальных переживаний. В составленных ими описаниях идеального музея большое внимание уделяется экспонированию предметов


коллекции: реализуемым в экспозиции принципам отбора, систематизации и классификации материала, а также ее художественному решению.

При обращении непосредственно к характеру и способам упорядочения и организации музейных предметов в экспозиции воображаемого музея, описание которого было составлено студентами, наблюдается проявление противоположных тенденций. Так половина студентов, уделивших в своих высказываниях внимание музейной экспозиции, указывает на строгость и четкость систематизации предметов коллекции, которые, в соответствие с их представлениями, должны распределяться по залам, витринам, стендам и стеллажам согласно тематическим и хронологическим принципам. За основу при систематизации коллекции может приниматься авторство, техника, место создания предмета и иные критерии. При этом необходимым компонентом становится наличие доступных посетителям каталогов, картотек и компьютерных баз данных. Одновременно с этим студенты неоднократно указывают на отсутствие ясности в экспозиции и её перегруженность, когда при размещении музейных предметов на экспозиции отсутствует какая-либо система. Показательным в этом отношении является выраженное отдельными респондентами представление о музее как "большом здании, завешанном предметами от пола до потолка", где "есть все, что угодно".

Необходимо подчеркнуть, что при обращении к музею сфера внимания студентов не ограничивается исключительно экспонируемыми предметами, но охватывает всю среду музея, со всеми ее компонентами, включая способы презентации музейных ценностей, В представлениях студентов коллекция музея оказывается неразрывно связанной и слитой с тем, что составляет ее окружение [55,С289], [202,СЛ2].

В ряду особенностей музея, определяющих его притягательность, весомая роль отводится характеристикам музейного здания, его архитектуре (интерьеру и экстерьеру), способности свидетельствовать об исторических событиях и деятелях, а также его расположению и окружению [Табл.УД]. Подтверждением этого служит и тот факт, что, согласно результатам изучения распределения интересов студентов, значительная часть респондентов выражает готовность посещать те музеи, коллекции которых выставляются в зданиях, являющихся


историческими и архитектурными памятниками, расположенными в центре городаЛ причем, в непосредственной близости друг от друга.

Нередко вместо официальных названий музеев студенты используют наименования памятников архитектуры, истории и культуры, в которых хранятся и экспонируются коллекции данных музеев. Так, к примеру, название «Музей истории Санкт-Петербурга» студенты упоминают редко, но указание на Петропавловскую крепость встречается в высказываниях многих респондентов. Более того, как показали результаты анкетирования, некоторые студенты не проводят в своих ответах четкой границы между музеями и зданиями-памятниками, упоминая их в одном ряду как однородные объекты, вызывающие интерес, природу которого представляется сложным определить однозначно.

Архитектура музейного здания, согласно представлениям студентов об идеальном музее, должна соответствовать характеру экспонируемых предметов. Однако при этом не исключена возможность обратной связи между данными компонентами музейной среды, когда музейные предметы рассматриваются как элементы, заполняющие пространство музейного здания. Несомненным следует признать то, что притягательность музея для студентов в немалой степени обусловлена сочетанием красоты и неординарности музейных предметов с великолепием музейного здания и его способностью вызывать исторические ассоциации [254,С36].

Очевидно, в составленных студентами описаниях здания идеального воображаемого музея прослеживается большое влияние опыта их взаимодействия с определенными музеями Санкт-Петербурга и? в первую очередь, с крупнейшими художественными музеями, какими являются Эрмитаж, Русский музей и др., а также с дворцово-парковыми ансамблями загородных резиденций императорской фамилии.

Одновременное упоминание в ответах студентов свойств коллекции и музейного здания нередко встречается в их высказываниях относительно факторов, обуславливающих притягательность музея. Чаще всего данное сочетание представлено в ответах учащихся гуманитарных вузов и вузов искусств. Причем, для представителей творческих профессий значение


впечатления, производимого зданием музея, ре3ко возрастает в сравнение с остальными респондентами. Число студентов вузов искусств, отметивших в своих ответах свойства коллекции и музейного здшия, превысило количество тех из них, кто сосредотачивает внимание исключительно на коллекции ЕТабл.УД].

Наличие в музее условий для отдыха и комфорта посетителей также отмечается студентами.

Интерес студенчества к музею в н^малой степени вызывает и поддерживает его известность, которая в своЬд очередь может определяться историей музея и его коллекций, его статусом й ролью в жизни современного общества. Многие теоретики и практики музеі;ного дела ОТНОсят известность музейных памятников и их активное рекламоване к числу наиболее действенных факторов, способствующих уве;1ичению притока посетителей [313,С,96]. Следует учитывать вероятность того, что прИ посещении музея часть студентов, для которых данный ф^ктор играет весомую роль, руководствуется, главным образом, соображение^ престижности.

Упоминание известности музея в числе факторов, способствующих его притягательности, сочетается в ответах многие респондентов с указанием на определенные свойства коллекции и музейного Здания.

Перечисляя характерные свойства музея, вШЫВающие интерес и желание его посетить, ряд студентов проявляет внимшше к различным видам его деятельности.

Так, приблизительно для каждого десятої^ респондента осуществляемая музеем выставочная работа также станс,вится значимым фактором, определяющим его притягательность. При этом студенты отмечают следующие характеристики данного вида деятельности; содержание выставок, их разнообразие, качество и уровень профессионализма их авторов, регулярность проведения. Данные, приводимые ИА,Богачев()Иі свидетельствуют о том, что повышение культурной активности студенчеста П0 отношению к Эрмитажу, зафиксированное в последние годы, проявляет^ в первую очередь, в росте посещаемости временных выставок [29,С,29], [344,С24],


щ

Практикуемые в музеях экскурсионные формы работы с посетителем довольно редко относятся студентами к числу средств, способных привлечь их внимание к данному учреждению культуры [Табл.У,!],

- Идеальный музей выступает в представлениях некоторых студентов как образовательный центр» в котором активно используются разнообразию формы обслуживания различных категорий посетителей.

Важным компонентом специфической атмосферы музея отдельные респонденты считают тишину музейных залов. Это может рассматриваться как подтверждение вывода о том, что вербальное межличностное общение оказывается менее значимым для студентов, чем иные возможные мотивы обращения к музею. В этой связи представляется интересным высказывание М.Б.Пиотровского о том, что в современном мире образ музея больше всего приближается к образу монастыря [216,С.23].

В ответах студентов музей выступает и как "клуб по интересам", однако, данное представление является менее характерным в сравнении с иными образами.

Во многих описаниях воображаемого идеального музея фигурируют музейные сотрудники: хранители коллекций, создатели экспозиций а также их интерпретаторы. Высокий уровень профессионализма и компетентности наряду со способностью взволновать, увлечь аудиторию, являются теми качествами, которые присущи работникам музея, притягательного для студентов. Сотрудников идеального музея учащиеся вузов представляют интеллигентными людьми, носителями культуры высокого уровня.

Неоднократно упоминаемая респондентами доступность музеев (в силу действия принципа бесплатного посещения) становится одним из оснований, которым могут руководствоваться студенты, оказывая предпочтение музею перед другими учреждениями культуры.


IJ2

Таблица V,L Что определяет притягательность музеев

(по мнению студентов вузов различных профилей)

Черты музея технические медицинские іумшінтарнис искусств военные итог
ЯОЛ-BQ суждений кол-во суждений кол-во 1 с\жденнй 1 кол-во суждении кол-ва суждений кол-во суждений
№Щ по данной группе сужде­ний ИИ?! по іаннаї ■руппе раде­ний всего :300¾ обшее кол-во сужде­ний) по данной группе сужде­ний НІШ по данной группе сужде­ний всего по всего по;100%- цаиной [100%- панной общее "руппе обшее группе Ktoi-ьо с^жде- кол-во сужде-гужде- ний сужле- ЦИІІ ниШ ний)
L Коллекция 1 Ценность 2.0бъем 3.Разнообразие 4.Богатство (в целом) 5.Профиль (содержание) 6.Состояние 7,Возраст 61 (44%)   (30,6%)   41і     Ї 40%)  
18 (13%) 30% (ID.6%) 35% ;із% 29% 5 (6%) 15% 3 і ;23%) !37,5% (11%) 2S%
15 (11%) 25% (6%) 19% (10.1%) 24% И ;u%} 32% ;зі%) 50% [10,6%) 27%
(11.5¾) 26% 3 (355%) 11,5% і____ [9,5% 22% :u%) 29% (8%) 12,5% 39 (9%) 23%
5 (3,6%) 8% 2 (8%) 27% 1 (7%) 17% (6%) 15%     24 (6%) 14%
(4%) 10% 2 (2%) 8% 2 (2%) 5% (4%) 9%     13 (3%) 8%
І а%) 2% -   -   -   -     0,6%
    -   1 (1%) 2% -   -   і ;о,2%) 0,6%
IL Экспозиция (7%)   8 (9%) і І %5%   5 (6%)   (46%)   38 (9%)  
III. Фонды -   - і 2(2%)   -   -   ї(0,5%)  
IV. Музейное здание 1.Внешний вид 2.Интерьер 3.Расположен не 28 (20%) (16,5%)   [І&%)   ;2б%)   31%)   (19,5%) 31 (7%) 37%
30 (7%) 36% 5 (6%) 36%   41% 8 {10%} 40% ] (8%) 25%
6 (4%) 21% 5 (6%) 36% 5 (5%) 29% (8%) 30% (8%) 25% 23 (5%) 28% 22%
(5%) 25% (3,5%) 21%   12% 4 (5%) 20% 2 (15%) 50% IS (4%)

4.Связь с историей 5.Удобство (3,6%) I 18% і 1 1 7% (1%)) 3 (3%) 18% 1) 5% j -(1%))   (2%) 12%
- " 1 f ~8~ mi — -—_ 1(1%¾ 1 5% ■ -   110.2¾) ~4l" :ю%) i%
V.Известность 14 (10%)   8 (9%)   7 (9%)   (31%)  
VI, Выставочная деятельность і В 1 (6%)   5 (6%)   5 (5%)   8%)   - ;24
VII-Коасота і 1 2 1(1,4%)   10 (12%)   4 (4%)   1 (1%)   1 (B%) [24 ;5:6%)  
VIII.Историческое Значение 4 (3%)   5 (6%)   -   H   (23%) і   12 (3%)
IX, Экскурсионная гэабота (4%)   2 (2%)       -   (S%)   L£%)  
X. Доступность 4 0%)       1 і (1¾)] 0%)   -      
XI. Реклама 1(1%)   i(i%)   2(2%l j 1{I%     ! 5  
XII, 0бт>азопатепь[ пле УСЛУГИ -   ■w   4 [ (4%) j -       (1%1  
ХШ.Профессио- -   -   --------- (—— ■ і     -   :о,эд  
нализм
XIV.Духовная 1 (1%) 1 П%)   [ -   -   :0,5%)  
значимость        
XV.Тоа линкончость -   1 (1¾)   -   1 1%)   -   :0,5%)  
 
XVI Ителлигент-ность -   1 (1%)   -   -       [0,2%)  
XVII. Порядок -   1 (1%)   -   - і і    

Таблица V,2. Что определяет притягательность музеев

---------------------- ■---------------------- 1 Атрибуты музея количество ответов
технпчсск, (63) медициной (40) гуманитар. (37) искусств (военные (36) [ (13) итог (189)
1. Коллекция       9 1 3 47 (25%)
2. Коллекция, здание %     L 28 (15%))
3, Коллекция, известность   .4 2 5 3   ] 19 J (10%) |
4. Коллекция, здание, известность   і   ------------------ ■-------------------------------- ■------------------ L 14 | (7,4%) |

■ 114 ***

Приведенные в данной -.главе материалы позволяют заключить следующее:

1. К универсальным психологическим характеристикам студенчества следует отнести высокий уровень сенситивности и реактивности, восприимчивости и отзывчивости по отношению к внутренним импульсам и воздействиям окружающей среды. Активная устремленность в будущее, изменчивость образа мира, интенсивность общения являются неотъемлемыми качествами учащихся вузов, обусловленными возрастными психологическими особенностями, а также статусом, функциями и ролью данной социальной группы в обществе. Проявление указанных свойств происходит на фоне асинхронного развития психических функций, присущего студенческому возрасту, что сообщает известную противоречивость духовной жизни и поведению студентов, приводящую к стрессам и кризисам,

2. Ценностный мир современных студентов характеризуется пестротой и неоднородностью, а в. отдельных случаях,.- сочетанием..взаимоисключающих жизненных ориентиров, что в условиях нестабильности их социального и профессионального статуса, преобладания ситуативной идентификации личности приводит к обострению психической напряженности и активизации духовных поисков.

3. Одной из наиболее актуальных проблем для современного российского
студенчества является неудовлетворенность своим уровнем культуры,
побуждающая их к развитию своего духовного мира. Однако ощущение остроты
данной потребности учащимися вузов сочетается в настоящее время с
понижением уровня их культурной активности,

4. Противоречивость отношения студентов к музеям в современных
условиях выражается прежде всего в том, что декларируемый интерес к
музею, признание наличия потребности в общении с ним сочетается с крайне
низкой посещаемостью конкретных музеев большинством учащихся российских
вузов. Выяснению причин подобного явления способствует, на наш взгляд,
изучение потребно стно-мотивационной сферы студенчества, а также выявление
ориентиров, определяющих его отношение к данному учреждению культуры, а


именно, реконструирование образа музея, связаНных с ним представлений и переживаний.

5. Изучение мотивов посещения музеев сту^ентамИі предпринятое в рамках настоящего исследования, позволяет сделать следующие выводы:

а) эстетическая мотивация доминирует у студентов При посещении музея, т.
е. желание испытать удовольствие и восхище^ие при встрече с музейными
предметами, отличающимися красотой, пережить специфические эмоции,
вызванные воздействием всех компонентов мушиной среды, преобладают у
большинства студентов при обращении к музею;

б) стремление к удовлетворению любопытства, заинтересованность в
выполнении учебных заданий и улучшении профессиональной подготовки
также следует отнести к разряду ведущих мотивов посещения музеев
студентами;

в) в ходе взаимодействия с музеем указаьшые побуждения сочетаются с
рекреационным мотивом, выражающим потре($ность в отдыхе, развлечении,
восстановлении сил;

г) реализация дополнительных возможностей общения, предостав- ляемых
музеями, оказывается наименее значимым;щЯ студентов мотивом их
посещения (в сравнение с указанными выше побуждениями);

д) влияние профессиональной специализации студентов на мотивы их
обращения к музеям проявляется в возрастании Значимости профессионального
интереса к данному учреждению культуры для студентов гуманитарных вузов и
вузов искусств;

е) актуальность возможности профессшшалыюго роста с помощью
музейных средств усиливается для студентов, посещающих музеи наиболее
часто и регулярно;

ж) у студентов, демонстрирующих наибсШЬЩуЮ активность при посе­
щении музеев сильнее выраженной становиъсл потребность в музее как
источнике жизненного опыта;

з) студенты, регулярно обращающиеся к музеям, в меньшей степени
склонны руководствоваться желанием пассивно развлечься и отдохнуть.


1 h

6. В представлении студентов о музее центральное место занимает
коллекция, отвечающая требованиям ценности, разнообразия, изобилия. Таким
образом, в реализации мотивов обращения к м^ею студенты отводят главную
роль музейным предметам и их свойствам.

7. Доминирующим при этом становится для студентов ценностный подход, с позиции которого представленные в музее предметы обладают высокой степенью значимости для публики. ПространствР музея наделяет находящиеся в нем объекты особым статусом, что, с точки зрения студентов, главным образом и привлекает посетителей. Музей выступает гарантом высокой ценности собранных в нем и доступных восприятию публики предметов.

8. Притягательность музея для студентов в значительной мере обусловлена

исторические ассоциации, мемориальный хар^тер, местоположение. Таким образом, студенты предвкушают пробухсдение с^ДиФических эмоций не только в процессе восприятия коллекции или отдельнь1х памятников. Сильные переживания могут быть вызваны также.— Всем, что окружает музейные ценности и служит их оформлением, либо разл11ЧНЬМИ элементами этой среды (от экстерьера музейного здания до отдельна компонентов архитектурно-художественного решения экспозиции).

9. Интерес студентов к музею в немалой степени может быть вызван его
известностью. С точки зрения многих респондент^3 популярность и известность
являются атрибутами наиболее притягательных т^узеев.

10. В связи с этим объем и характер информированности студентов о
музеях следует отнести к числу важнейшие факторов, обуславливающих
интерес учащихся вузов к данному учрежу ни*° культуры в целом и
конкретным музеям. Отсутствие системы соответствующих ориентиров в
условиях крупного культурного центра може*' затруднять реализацию всех
возможностей, которые музеи предоставляют сгу'Дентам-

■11, Среди различных направлений деятельности музея внимание современных студентов в наибольшей, степени привлекает экспозиционно-выставочная работа. В сравнение с этим интерес к экскурсионной деятельности представляется слабо выраженным в среде современное студенчества.


12, Доступность музейных ценностей восприятию публики признается студентами атрибутом данного учреждения культуры.


Глава 3,,

Для того, чтобы наиболее полно представить процесс взаимодействия музея и публики и оценить его результ^^ требуется внимательное рассмотрение и четкое определение функции Данного социально-культурного института.

В рамках настоящего исследования Муй рассматривается как полифункциональное учреждение. При этом точное определение функций музея осложняется действием целого ряда фа^ТОр0Ві среди которых следует отметить тесную взаимосвязь между отдельнымл функциями, трудности, связанные с поиском-иснования для их четкой дифференциации, возможность изменчивости и трансформации музея с течением времени, необходимость проведения фиксированного разграничения ме^ду различными учреждениями культуры, касающегося их предназначения, сре^ств и способов воздействия на аудиторию при всём сходстве выполняемых ими задач

Исходя из самой сущности человеческой культуры, следует признать очевидным тот факт, что каждое учреждение ку^-гуры призвано содействовать развитию обращающихся к ним людей в ходе % соприкосновения с духовным опытом, накопленным человечеством в Х0де его истории (при этом интенсивность и качество данных контактов МОгут варьироваться в значительной степени).

Вместе с гем, как и любое другое учреждение культуры, музей отличается наличием своеобразных, исключительно ему присущих, путей и способов постижения указанной выше общей цели и ее- трансформации в системе формулируемых музеем задач. И с,днон ю таких, характерных для музея отличительных особенностей и средств, являются музейные


коллекции и составляющие их музейные предметы. Следовательно, функции музея оказываются тесным образом связанными с данной отличительной особенностью музея, выделяющей его в общем ряду существующих социально-культурных институтов, поскольку основная целевая установка музея с необходимостью направлена на то, чтобы обеспечить целесообразное и эффективное использование этих специфических средств для удовлетворения потребностей человека, выраженных в его интересе к предметам коллекции — основному ядру деятельности музея, а следовательно - в развитии его культуры, расширении его кругозора, углублении знаний как в обще культури ом масштабе, так и в сфере своей профессии.

Рассмотрение научных работ, посвященных изучению функций музея, подводит к следующим выводам. В отечественной и зарубежной музеологии классическим является подход, в соответствии с которым главным в деятельности музея признана 1) функция документирования; 2) образовательно-воспитательная функция. Из них соответственно может быть выведено всё многообразие задач, которые ставит перед собой современный музей. Данное положение содержится в работах Е.Г. Вансловой, Д.М. Равикович, Л,М. Шляхтиной и других исследователей [41,0,27], [100,С51-52], [233,0.13-14], [234,С. 21], [323,0.31].

Функция документирования основывается на одном из главных свойств музейного предмета, а именно - его способности отражать и характеризовать факты и явления, имевшие место в окружающей человека природной н социальной среде. Таким образом, данная функция заключается в поиске и выявлении объектов, способных отвечать вышеуказанным условиям, подтверждении этого соответствия, всестороннем выяснении и фиксации значения данных объектов, а также обеспечением их сохранности и безопасности [183,0.44], [233,0.13J, [323,0.50).

Музей организует выявление и использование заключенного в предметах коллекции информационного, экспрессивного и культурного потенциала таким образом, чтобы служить духовному развитию человека и общества, в чем заключается главный смысл образовательно-воспитательной функции [Ю0,С.6О], [323,СЗЗ].


В публикациях современных, авторов, рассматривающих данные вопросы, приобретает также самостоятельный статус функция организации свободного времени. Её относительное обособление от образовательно-воспитательной функции (при наличии тесных связей) акцентирует внимание на обострившейся в современных условиях потребности в отдыхе (рекреации) и актуализирует многомерные возможности музея для их удовлетворения [41,С31], [83,СЛ39], [126,0.46-47], [193,СЛ87], [233,0.14], [323,С.ЗЗ]. Этим также подчеркивается показательный для музея произвольный характер общения его посетителей с памятниками культуры [56,С.31].

В разряд дополнительных функций музея включается также эстетическая функция, что подразумевает пробуждение у публики эстетических переживаний, формирований и развитие вкуса и критериев эстетической оценки. В числе дополнительных функций музея фигурирует также формирование и развитие творческого потенциала личности и ряд других функций соответственно потребностям человека, удовлетворению которых способен служить музейХ126,СЛ5Щ^

В целом функции музея, выделяемые в музеологической литературе, охватывают совокупность главных видов деятельности музея, включающей собирание, хранение, изучение, интерпретацию, публикацию, популяризацию памятников культуры.

Анализ различных дефиниций музея позволяет предположить, что возникновение и функционирование музея стало возможным благодаря наличию человеческой потребности наделять окружающие предметы особым значением в силу переживания и осознания их важности и необходимости для реализации собственных жизненных целей, что придаёт данным предметам особый статус и позволяет рассматривать их как ценные, В этой же мере человек обладает способностью оценивать значение предметов, используя при этом представления оо эталонах, критерии оценивания, усваиваемые в процессе общения, обучения, воспитания и в самом широком смысле накопления опыта. В соответствие с этим сущность и предназначение музея представляются тесным образом связанными с понятием ценности, на что указывают ведущие специалисты в области музеологии [292,С. 19].


Исходя из этого, функции музея могут быть представлены как собирание, хранение, изучение, интерпретация и публикация п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: