double arrow

Б. Без указания на конкретный музей


Таблица Ш, 2. Желанне посетить определенный музей

Z

Посещение музеев студентами: мотивы и интересы

So

Таблиц* п. Частота посещения музеев.

V - + + н

Таблица L Наличие потребности посещать музеи

Та

В ситуациях общения, которое неизменно носит интенсивный характер в студенческой среде, отмечаются проявления отчужденности, изолированности в границах своего непосредственного окружения, поглощенности личными интересами [113,С,151], [246,С.75-76],

В складывающихся условиях исключительную значимость придает
учащаяся молодежь поиску и обретению счастья в дружбе, любви и семейной
жизни [68,С.24]5 [165,С.198]. Для большинства российских студентов любовь,
семейное счастье, общение с близкими людьми, их здоровье и благополучие
становятся главными жизненными целями, поскольку в силу своей
универсальности эти ценности способны служить наиболее прочной опорой в
стремительно изменяющемся мире [151,С226], причем молодежь

демонстрирует высокую уверенность в достижении этих целей. Как показывают результаты социологических исследований, группы повседневного общения (семья, друзья, близкие) уверенно лидируют в иерархии идентификационных предпочтений в современном российском обществе [85,С129].

Усиление потребности современного российского студенчества в определении смысла своей жизни и деятельности, в выработке оснований собственного поведения и принципов взаимодействия с другими людьми, критериев выбора сферы приложения собственных сил связано с исчезновением предсказуемости и устойчивости социально-профессионального статуса, который приобретают современные российские студенты, что открывает перед ними многообразие путей и способов самореализации, расширяет границы личности и одновременно обостряет беспокойство учащейся молодежи ввиду отсутствия четко оформленного представления о будущем, постоянная обращенность к которому отмечается как специфическое состояние студенчества. Таким образом, определенные изменения, происходящие па протяжении 1990-х годов в системе ценностных ориентации российского студенчества, ее крайне противоречивый характер оказывают воздействие и на его социально-психологические качества, что вызывает интенсивное возрастание присущей студентам внутренней напряженности, обусловливающей


-:

активность духовного поиска в условиях, когда будущий социально-профессиональный статус теряет характер предопределенности.

§2, Музейб системе культурных потребностейи запросовстудентов

Неизменно отмечающая студенчество социальная активность проявляется в его стремлении к повышению уровня культуры, обогащению духовного опыта, носителем которого оно выступает. Как явствует из результатов социологических исследований, проводившихся в последние годы среди учащихся вузов, преобладающая часть респондентов отмечает возможность развития своей культуры в числе наиболее волнующих проблем [128,С91], [Ї40,С- 19]. Следует при зтом уточнить, что согласно представлениям студентов культурным может считаться в первую очередь человек, поведение которого соответствует высоким нравственным эталонам [23,СЛ28], [Ї64,СЛ31], [270,С.38-39].

Согласно мнению исследователей данных вопросов обучение в вузе представляет собой период уникальный с точки зрения интенсивности наполнения духовного опыта. Результаты этого процесса проявляются затем во всех сферах и на всех этапах жизнедеятельности человека [18,С.101], [46,СЛ76], [53,С27]. Однако многие авторы показательной тенденцией последних лет называют неуклонное заметное снижение активности студентов при использовании имеющихся возможностей повышения своего уровня культуры [73,СЛ37], [173,С.95-96], [174,СЛ4], [270,С160], [297,0.23-25]. Наблюдаемое расхождение между идеальными моделями и реальным поведением студентов в области культуры, как и в некоторых других сферах их жизнедеятельности, при учете недопустимости построения взаимооднозначных соответствий между структурой потребностей личности и структурой ее потребления [172,СЛ2], с необходимостью поднимает вопрос об условиях актуализации потенциала, имеющегося в распоряжении студентов, испытывающих потребность в своем духовном развитии.


Так среди факторов, препятствующих развитию интересов студентов к сфере культуры, исследователи данной социальной группы постоянно отмечают дефицит свободного времени, а также необходимость определенных финансовых затрат. Согласно данным последних лет значительная часть учебного и внеучебного времени около 80% учащихся российских вузов отдано работе, основные цели которой - приобретение средств на жизнь и образование, а также забота о трудоустройстве. Причем, согласно экспертным оценкам, в ближайшие годы ожидается рост студенческой занятости и увеличение трудовой нагрузки работающих студентов [70,С91], [328,С-92].

Действие данного фактора следует рассматривать как одну из причин, порождающих парадоксальное, однако весьма показательное сочетание признания современными российскими студентами высокой значимости культуры в жизни человека и общества с низкой активностью большинства из них в сфере взаимодействия с действующими учреждениями культуры, предназначение которых состоит и в предоставлении человеку широких

....... возможностей для самосовершенствования, обогащения своего духовного

опыта. Исчерпывающее в настоящих условиях объяснение этого явления невозможно дать без учета фактора слабой ориентированности студентов в мире культуры, стихийности использования различных путей, способствующих духовному росту, потребность в котором они остро испытывают, незнании механизмов, направляющих ход освоения ценностей культуры, недостаточной подготовленности к их эффективному использованию- При этом следует учитывать и тот факт, что, как установлено авторитетными исследователями данных проблем, воспитание культуры студента представляет собой длительньта, сложный, противоречивый процесс, происходящий не только в вузовской среде, влияние которой на формирование качеств учащихся, помимо -cyrfao ■іїроїусг-с'иийаль'яілх, тіризггиєтаї -к&жачтіяїбКБШ, ~но _и ихіштіїґвши;гщи саму действительность, при всем многообразии ее компонентов, в которую включена жизнедеятельность современного поколения студентов, приобретающих соответствующий духовный опыт [90,С25], [197,СЛ06], [272JC22], [311,С50].


При этом функционирование социальных институтов и структур, выступающих посредниками в передаче духовного опыта, развитии культуры, необходимо рассматривать также в широком социальном контексте. Немаловажным представляется также тот факт, что востребованность студентами ценностей, транслируемых учреждениями культуры, в значительной степени определяется тем, насколько последние учитывают в своей деятельности интересы студенчества [74,С60],

При характеристике культуры современного студенчества необходимо осуществление дифференцированного подхода к различным подгруппам в его составе, которые могут быть выделены на основе их заинтересованности и степени активности в развитии культуры [181 ,С- 599-600], что ставит в свою очередь перед исследователем целый ряд сложных вопросов и диктует неоднозначные ответы.

Так, демонстрируемое частью студенчества невнимание к уровню развития своей культуры может служить одним из проявлений свойственного многим студентам прагматического отношения к жизни, отличающего, по мнению исследователей, российских студентов 90-х годов от предыдущих поколений учащейся молодежи [113,С150], [127,С126], [341,С. 18-19]. Следует учитывать, что в данном случае студенты демонстрируют зачастую ограниченное понимание культуры, не осознавая всей значимости накопленного человечеством духовного опыта в осуществлении поставленных целей, наиболее острой из которых признается возможность личной самореализации [130,С70].

Результаты проводившихся на протяжении 1990-х годов социологических исследований, посвященных студенчеству, свидетельствуют о резком сокращении за последнее десятилетие числа студентов, проявляющих интерес и желание посещать различные учреждения культуры, и в этом отношении музеи не составляют исключения [73,0,369-170]. Однако сложность и противоречивость взаимодействия российского студенчества и музеев не позволяет ограничиться при характеристике отношения учащихся вузов к


данному социально-культурному институту только одной безусловно показательной тенденцией.

Как следует из данных, имеющихся в распоряжении исследователей, подавляющее большинство опрашиваемых студентов высказывает желание посещать музен и является носителем положительной установки по отношению к данному учреждению культуры в целом [270,С.160]. Представляется допустимым рассмотрение заинтересованности студентов в общении с музеями, обусловленной в каждом конкретном случае действием определенной совокупности различных факторов и условий, в качестве проявления потребности учащихся вузов во взаимодействии с данным социально-культурным институтом. Так, в ходе анкетного опроса, проведенного в рамках настоящего исследования, только 1/10 часть всей совокупности респондентов (студентов петербургских вузов) отказывается признать безусловное наличие желания посещать какие-либо музеи города [Табл.1]. Подобные факты дают основания для заключения о наличии в современной студенческой среде интереса к музеям, проявляющемся в вербальной форме, в виде высказываний, мнений, суждений о значимости музея и его притягательности.

Однако при этом несомненный интерес студенчества к музею, фиксируемый в ходе анкетных опросов и интервью, сочетается с крайне низкой посещаемостью музеев подавляющим большинством учащихся российских вузов, активность которых в освоении сосредоточенного в музеях культурного потенциала приходится признать крайне недостаточной [281,С.68], [290,СЛ1], [297,С.23-25]. Это с особой остротой проявляется в условиях Санкт-Петербурга, крупнейшего культурного центра, уникального по масштабу и ценности своих музейных коллекций.

Согласно данным, полученным М.Б.Глотовым в ходе изучения фактической посещаемости петербургскими студентами учреждений культуры в середине и второй половине 1990-х годов, подавляющее большинство студентов (70-80%) посещает музеи лишь изредка. Регулярно к музеям обращается 1/5 часть первокурсников и 1/10 часть студентов старших курсов. Максимальную активность демонстрируют во взаимодействии с музеями студенты II и Ш курса,


7?

среди которых часто посещает музеи приблизительно каждый третий студент [73,СЛ54], Среди различных видов досуговой деятельности, которые петербургские студенты избирают в качестве предпочтительных, посещение музеев и выставочных залов находится лишь на 10-м месте [73,С. 137].

Эти факты сопоставимы с результатами опроса студентов Санкт-Петербурга, осуществленного в рамках настоящего исследования, согласно которым основная масса студентов старшекурсников посещает музеи всего несколько раз в год. В общей совокупности опрошенных выделяются студенты творческих специальностей, бывающие в музее несколько раз в месяц и опережающие по активности посещения музеев студентов вузов других профилей, что служит одним из проявлений воздействия профессиональной специализации студенчества на частоту обращения к музеям [Табл. II ].

В целом обобщение полученных данных приводит к заключению о том, что отношение современных российских студентов к музею, выраженное в их высказываниях, не получает соответствующего подкрепления в их поведении: положительная установка по отношению к музею в целом, интерес, проявляемый к конкретным музеям, у значительной части студентов остается нереализованным, о чем свидетельствует реальная посещаемость музеев учащимися вузов, которую, в частности, в условиях Санкт-Петербурга следует признать крайне низкой, учитывая количество и разнообразие музеев города, а также богатство его музейных коллекций.

Таким образом, в условиях дефицита свободного времени и при увеличении трудовой нагрузки студентов они предпочитают музеям иные источники духовного опыта. К ним в первую очередь относятся те из них, которые приковывают внимание студентов и способствуют, согласно видению учащейся молодёжи, разрешению присущих представителям данной социальной группы внутренних конфликтов, У современных студентов обостряется необходимость духовного поиска в условиях, когда идеалы и ценности, выработанные различными исторически сложившимися типами культуры, сосуществуют и тесно переплетаются между собой, порождая противоречивую


картину, что отражается в их бессознательной сфере психики, сознании и поведении современных российских студентов.

Для выяснения причин подобного разрыва между интересом к музею, выраженном в высказываниях студентов, и их реальной посещаемостью представителями данной социальной группы, требуется сопоставление сформировавшегося у студентов образа музея и реального опыта взаимодействия учащихся вузов с конкретными музеями.


Да


Общая совокупность опрошенных (189)

Нет возможно



168(84%)

54(86%)



12(6%) технические вузы (63)

4(6%) медицинские вузы (40)


9(4,5%)

5(8%)



39(97,5%)

32(86,5%)

33(92%)

10(77%)


1(2,5%)

гуманитарные вузы (37)

3(8%)

Вузы искусств (36)

1(2,8%)

военные вузы (13)

3(23%)


2(5%)

2(5,6%)


_LПедагоГИЧеский университет (РГПУ) (19) 2-Ъ раза/месяц-2 1 раз/месяц - 3 неск* раз/год - 8

1 раз/год - 5

не бывает -1

^ Медицинские вузы (40)
2-3 раза/месяц- 1
1 раз/месяц - 3
неск. раз/год — 29
1 раз/год - 7
не бывает ---

Медицинская академия (СПбГМА)(23) Педиатрическая академия(СПбГПА)(17)

2-3 раза/месяц - 1 1 раз/месяц - 1

1 раз/месяц - 2 Яеск. раз/год - ] 6

неск. раз/год -13
1 раз/год - 7

3; Вузы искусств (36)

2-3 раза/месяц - 21 1 раз/месяц - 5 неск. раз/год -10

1 раз/год

не бывает

Академия художеств (19) Академия театрального искусства(17)

2-3 раза/месяц - 17 2-3 раза/месяц - 4

неск. раз/год - 2 1 раз/месяц - 5

неск. раз/год - 8 і военный ?,уіфв№ІЇі) (YJ7 2-3 раза/месяц — 2 1 раз/месяц - 3 неск. раз/год - 6 1 раз/год - 2 не бывает — —


Установки» ожидания и настроения студентов, во многом направляющие ход их взаимодействия с музеями и обусловливающие результаты данного процесса, проявляются с определенной отчетливостью в мотивах обращения учащихся вузов к музеям.

Выявление мотивов, инициирующих обращение к музеям различных
категорий посетителей, и студенчества в том числе, играют важную роль в
определении приоритетных направлений музейно-педагогической

деятельности при создании специальных, адресных программ, построении методик, выборе соответствующих форм и методов работы с посетителем, что призвано придать процессу взаимодействия между музеем и его аудиторией организованный, научно обоснованный характер.

Приходится признать, что изучение потребностно-мотивационной сферы музейной аудитории представляет собой непростую задачу, поскольку внимание теоретиков и практиков музейного дела обращено, главным образом, на распределение интересов потенциальных и реальных посетителей между конкрегными музеями, экспозициями, выставками, экспонатами, экскурсионными циклами и т.д.. Специальные публикации, посвященные изучению мотивов обращения к музею студенческой аудитории, малочисленны. Тем не менее анаализ работ авторитетных исследователей позволяет выявить комплекс мотивов, которые с наибольшей вероятностью побуждают учащихся вузов к посещению музеев (см, [29], [42], [218], [229], [254], [306], [335]).

Мотив, связанный с реализацией в музее возможности эффективного разрешения учебных задач, определяется авторами работ, посвященных мотивации студенчества.. как;/чебныя,[335.С. 106,1. В то же время.данный мотив тесно связан с мотивом совершенствования студентами своей профессиональной подготовки (профессиональным мотивом), так как очевидным является то, что обучение в конкретном вузе предопределяет и профессиональную специализацию учащихся [229,С.16-17].


Наряду с этим в ходе восприятия музейной информации студенты сталкиваются с фактами, относящимися к различным отраслям человеческого знания, получая возможность, не ограничиваясь рамками профессиональной подготовки, удовлетворить свою любознательность и расширить кругозор [335,СЛ02). Любопытство, таким образом, как одно из возможных проявлений потребности в информации с "невыявленным прагматическим значением" [274.С.55] может рассматриваться в качестве самостоятельного мотива обращения к музею, распространенного в среде студенчества.

К числу наиболее частых в студенческой среде мотивов обращения к музею относится желание испытать эстетическое удовольствие при встрече с красивыми вещами, наполняющими пространство музейной среды, создающими ее особую атмосферу [42,СЛ1], [229,СЛ8]. Данный мотив в рамках настоящего исследования условно определяется как эстетический.

Среди наиболее важных для студентов мотивов посещения музея исследователи отмечают также рекреационный мотив, служащий проявлением потребности в отдыхе и приобретающий приоритетное значение для многих представителей данной социальной группы в ходе их взаимодействия с учреждениями культуры [229,CJ6], [306,С36], [335,0,102], что может рассматриваться как одно из выражений зафиксированной в последние годы тенденции к усилению рекреационно-развлекательной составляющей молодежного досуга [194,С.15-1б], [280,С68], [343,С.З-4].

Как было показано выше, общительность признается многими исследователями одной из главных черт в психологическом портрете учащихся вузов, определяющей их устремленность во всех сферах деятельности к установлению и поддержанию большого числа межличностных контактов как внутри, так и вне рамок своей социальной группы, В современной музеологии утвердилось понимание музея как коммуникационной системы [76,0,25-27],

[323,С55], Действием данных факторов обусловлено выделение мотива

общения при посешении музея студентами.

Наконец, и специалнетами-музеологами, и представителями публики

музей рассматривается как своеобразное средство самосовершенствования,

повышения уровня культуры, что в данном случае становится возможным в


ходе восприятия того духовного опыта, хратгтеЛем и транслятором которого выступает музей [254,С39].

Указанные выше мотивы посещения Музеев студентами в каждом конкретном случае обусловлены сложным комплексом факторов, среди которых необходимо отметить систему потребностей учащихся вузов, их представления о возможности удовлетворения определенных потребностей при обращении к музею, а значит, и тот обр^ музеЯ5 складывающийся в значительной мере на основании накопленного опыта общения с ним что в свою очередь, становится одним из регуляторов изучаемого взаимодействия.

Результаты анкетного опроса студентов Сачкт_петербурга, проведенного в рамках настоящего исследования, позволяют Утверждать, что при обращении ^чшїда^л-^зіїлр.^гадд? жг лезвий* ^^\ssm^^R^3TCg-CiSS^Sjm^ штвк: Ї) эстетический; 2) любопытство; 3) профессиональный; 4) рекреационный [Диагр.1, 1]. Указанные мотивы сохраняют высокую значимость вне зависимости от профессиональной специализаций студентов.

% При этом необходимо отметить, что желание испытать удовольствие от встречи в музее с красивыми и интересными вбщаШіі условно обозначенное в рамках исследования как эстетический мотив, является доминирующим стремлением для основной массы респонденту представляющих различные , профессиональные студенческие группы . Таюш образом, музей, его среда и атмосфера со всеми их компонентами, не всегда четко различаемыми студентами, наделяются учащимися вузоь. такими атрибутам^ как "неповторимость", "неординарность", "ослепительность", "красота" и рассматриваются ими как источник исключительных, интенсивных переживаний (см. также [343,С,2]),

Согласно мнению БХ.Ананьева, эстетич^скад мотивация представляет собой наиболее сложный вид мотивации определяющей восприятие действительности [16,С.130], В связи с этим прИХодится признать, что научно обоснованное дифференцирование и точное определение природы тех впечатлений, которые получают в Му3ее посетители, является исследовательской задачей высокой степени сложности, для разрешения которой требуется привлечение методов и данных различных научных


аз

дисциплин ( музеологии, памятниковедения, эстетики, психологии и др. ). Имеющиеся в распоряжении исследователей факты позволяют утверждать, что студенты в подавляющем большинстве остро чувствуют специфичность того воздействия, которое музей способен оказывать на своих посетителей (в сравнение с другими учреждениями культуры), и переживание этих уникальных эмоций становится для учащихся вузов главной целью обращения к нему [43.С.13], [202,С,7], [3365С34], [342,0,21-22].

Профессиональный мотив посещения музеев имеет высокий рейтинг для учащихся гуманитарных вузов [Диагр.1,2], а для представителей творческих профессий становится ведущим [Диагр.1,3]- Обязательное посещение музеев (главным образом, художественных, исторических, этнографических, литературных, музыкальных, театральных), проведение учебных занятии на их экспозициях и выставках, изучение музейных коллекций является необходимым условием профессионального становления студентов, обучающихся в вузах указанных профилей. Для учащихся гуманитарных вузов и вузов искусств совершенствование профессиональной подготовки в музее носит гораздо более осознанный и целенаправленный характер, чем для студентов, представляющих вузы других профилей. Эффективность профессионального роста с помощью музейных средств обуславливается той ролью, которую в этом процессе играют памятники культуры, хранимые, интерпретируемые и публикуемые музеями [264,С.П], [340,С217],

Для учащихся вузов технического и естественно-научного (медицинского) направления совершенствование профессиональной подготовки уступает по степени значимости другим мотивам обращения к музею: эстетическому, рекреационному и любопытству [Диагр. 1,4,5]. При этом выяснение того, какие музеи Санкт-Петербурга хотелось бы посещать учащимся технических и естественных вузов города, показывает, что представители данной совокупности респондентов, проявляя интерес к различным по содержанию коллекциям, не оказывает предпочтения техническим и естественно-научным музеям а также музеям соответствующих учебных заведений, непосредственным образом призванным содействовать эффективному выполнению учебных программ [Табл.Ш, 2,3].


Как видим, при взаимодействии с музеем Профессиональные интересы для студентов не гуманитарных вузов играют менее весомую роль, чем проявление иных, не менее настоятельных потребностей, эти факты, с одной стороны, могут рассматриваться как свидетельство о toms т^о данные группы студентов склонны недооценивать потенциал музея е совершенствовании их профессиональной подготовки, демонстрируя таким образом ограниченное понимание природы и основ профессионального мастерства [20,С86]. Однако, с другой стороны, осознание студентами возм<іжности расширить кругозор и, удовлетворяя свою любознательность, повысить уровень эрудированности с помощью музея создает условия, благоприятствующие формированию у них междисциплинарного и творческого подхода \ разрешению встающих перед ними жизненных задач, в том числе, и профессиональных [22,С.42-43], [23,СЛ01]. Это явление приобретает особую актуальность в современных условиях, когда будущие выпускники вузов испытывают чувство неуверенности и нестабильности, ощущают неустоичивость своего социально-профессионального статуса, предвосхищая его возможные изменения, что не исключает резкого изменения сферы деятельности [22,С57].

Учитывая тесное единство и взаимосвязи между мотивами посещения музея студентами, представляется возможем заключить следующее. Эффективность удовлетворения любознательноі:ти студентов в ходе посещения музея, их потребности в познании окружающего мира и самих себя, а также результативность повышения уровня профессиональной подготовки оказываются: в высокой степени обусловленное интенсивностью чувства удовольствия и восхищения, которое учащиеся вузов испытывают а процессе восприятия музейных предметов, экспозиции, музейного здания, экскурсии, традиционных и новаторских музейно-пед ап^ческих форм. Способность музея служить удовлетворению различны^ интересов и проявлений познавательной потребности студентов определяется самим харакгером музейной информации, тесно связанным со сдоиствами музейного предмета: информативностью, аттрактивностью, экспрессивностью, ассоциативностью и др. [323,С.46-48].


Неизменное присутствие рекреационного мотива в числе приоритетных целей посещения музеев студентами может быть истолковано, с одной стороны, как доказательство актуальности и распространенности в студенческой среде установки на развлечение и отдых при взаимодействии с различными учреждениями культуры, что становится, согласно мнению авторитетных исследователей данных проблем, показательной чертой, характеризующей духовную жизнь российской молодежи 1990-х годов и, возможно, служащей выражением общемировых тенденций. Одновременно с этим высокая степень значимости данного мотива для многих студентов свидетельствует о той важности, которую приобретает для них исключающий обязательность произвольный характер взаимодействия с музеем, осуществление возможности самостоятельного управления ходом общения с музейными ценностями и создания собственного пространства восприятия (согласно выводам Е.В.Волковой) [56,С31].

Результаты осуществленного исследования позволили выявить наличия определенных взаимосвязей между степенью значимости для студентов некоторых мотивов обращения к музеям и частотой их посещения, [Диагр.1,5,6,7].

Во-первых, при взаимодействии с музеями, которое можно охарактеризовать как регулярное (при ежемесячном и более частом посещении), студенты с большей определенностью ставят перед собой задачу совершенствования своей профессиональной подготовки, что становится для них более важным, чем удовлетворение не дифференцируемой и спонтанной любознательности,

Во-вторых, с увеличением частоты посещения музеев рекреационный мотив, связанный с удовлетворением потребности в отдыхе, теряет для студентов свою значимость в сравнение с друьими мотивами. Это, вероятно, может служить показателем постепенного изменения характера взаимодействия музеев и учащихся вузов, которое перестает восприниматься студентами исключительно как одна из возможных форм пассивного проведения досуга и развлечения, и, в противоположность этому,


представляется как процесс, требующий от человека концентрации внимания, сосредоточенности, определенной подготовленности и духовной активности.

Наконец, среди студентов, посещающих музеи наиболее часто ( ежемесячно или несколько раз в месяц), возрастает число тех, кто, обобщая различные функции музея и виды интересов к нему, рассматривает его, в первую очередь, как источник жизненного опыта, предоставляющий возможность повышения уровня культуры . Подобное отношение к музею, проявляемое данной немногочисленной группой респондентов, выражает интуитивное понимание сущности и предназначения данного социально-культурного института, взаимодействие с которым призвано служить гармонизации человека, хотя приходится признать, что исчерпывающее объяснение природы и механизмов данного явления, разработка объективной системы критериев для его оценки представляет собой на сегодняшний день сложнейшую исследовательскую задачу.

Кроме того, заполняющие музейное пространство объекты поглощают внимание студентов и стимулируют обмен полученными впечатлениями, что дает основания считать музейную среду благоприятствующей общению. Вместе с тем реализация данной возможности оказывается для студентов наименее важной в сравнение с другими, указанными выше мотивами [Диагр.ІД], что может быть обусловлено особенностями действия в музейной среде психологических закономерностей восприятия и механизмов межличностной коммуникации, а также наличием определенных правил, которым должно быть подчинено поведение посетителей.

Распределение интересов студентов Санкт-Петербурга между музеями города, позволяющее выяснить, какие музеи, согласно студенческим представлениям, способны удовлетворить их потребности, показывают следующее.

Среди музеев Санкт-Петербурга, в максимальной степени привлекающих учащихся городских вузов, бесспорным лидером выступает Государственный Эрмитаж, который хотелось бы в первую очередь посетить каждому четвер­тому из опрошенных студентов. Русский музей, к коллекциям которого хоте-


лось бы обратиться каждому пятому респонденту, также следует отнести к чис­лу наиболее популярных в среде городского студенчества музеев [Табл.III, 1].

Среди музеев, наиболее притягательных для студентов, фигурируют, согласно их ответам, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Зоологический музей, Музей восковых фигур, Музей истории города (Петропавловская крепость), Музей этнографии народов России (Этнографический музей), дворцово-парковый ансамбль Петергофа, Музей А-С.Пушкина, Менпгиковский дворец, Военно-морской музей, а также Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей) [Табл. III, 1]. .

В целом, составленный по результатам опроса студентов список музеев Санкт-Петербурга, которые им хотелось бы посещать, включает всего около 20 наименований, что в количественном соотношении составляет приблизительно 1/6 часть всей совокупности музеев города. Учитывая многочисленность и разнообразие музеев Санкт-Петербурга, круг музеев, вызывающих интерес со стороны студенчества, приходится признать крайне ограниченным. Таким образом, значительная часть сосредоточенных в городе музейных ценностей оказывается невостребованной учащимися вузов.

Приэтом обращает на себя внимание и тот факт, что Эрмитаж и Русский музей по частоте упоминаний студентами в числе музеев, вызывающих желание их посещать, в несколько раз опережают все остальные музеи, составившие список студенческих предпочтений. Многие учащиеся вузов заявляют о своем желании регулярно обращаться к коллекциям Эрмитажа и Русского музея.

Следует также учитывать, что большая часть респондентов (приблизительно каждый третий из числа опрошенных студентов), признавая наличие потребности во взаимодействии с музеем, избегает формулирования своих предпочтений и не указывает конкретных музеев, представляющих для них интерес. Так, студенты неоднократно высказывают желание побывать во всех музеях города или заявляют о своем намерении посетить те музеи, которые им еще не знакомы. Это может быть показателем положительной установки по отношению к данному социально-культурному институту,


проявлением разносторонних интересов, связывающих студентов и музеи, а также общей направленности учащихся вузов на последовательное и полное освоение музейного потенциала города при отсутствии во многих случаях устойчивой системы предпочтений и приоратетов в ходе осуществления данных задач. Однако при этом представляет^ вероятным и тоэ что многие ответы студентов имеют исключительно декларативный характер, не получая подтверждения в соответствующих действиях^ если принимать во внимание нерегулярность контактов с музеем большей части петербургских студентов (согласно данным, имеющимся в распоряжение исследователей), С другой стороны, не менее важной следует признать во^МОЖЇЮСТЬ проявления в данных студенческих высказываниях и осознаваемой потребности во взаимодействии с музеем, понимания необходимости обращения к нему для успешного разрешения жизненных задач, что не исключает искреннего желания многих студентов соответствовать данному эталону поведения. В виду того, что высказываемые студентами мнения не подкрегщяются фактами деятельности, интерес к музею многих из них приходится считать умозрительным .

Среди студентов, опрошенных в хо^е настоящего исследования, отдельную группу составляют респонденты, Указывающие на определенные условия, которым должны соответствовать музеи, способные их заинтересовать. Важным фактором при этом мсжет оказаться профиль музея, о чем свидетельствует наибольшая притягательность для отдельных групп студентов художественных, технических, естественцо-научных, военно-исторических музеев, дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга, мемориальных музеев творческой личности.

Особую значимость для некоторых Студентов могут представлять отдельные виды деятельности музеев, что, \ примеру, проявляется в том внимании, которое студенты творческих вузои уделяют выставочной работе музеев [ТабліІЇ, 4],

Таким образом, при всем разнообразие к богатстве музеев Санкт-Петербурга учащиеся вузов города демонстрируют во взаимодействии с ними определенную избирательность в соответствие со сформировавшимися


вкусовыми предпочтениями и приоритетами по отношению к данному социально-культурному институту.

Результаты опроса позволяют также выделить довольно малочисленную группу студентов (около 5 % всей совокупности опрошенных), которые заинтересованы в посещении музеев города и не ограничиваются при этом наиболее популярными в студенческой среде музеями [Табл, Ш, 1],

Для установления причин зафиксированного в ходе настоя шего исследования распределения интересов петербургских студентов между музеями города необходимо привлечение данных, позволяющих выяснить объем и характер информированности студентов о Санкт-Петербургских музеях, поскольку на отношение посетителей к музеям влияет, бесспорно, предварительная информация о них .

Составленный по результатам опроса учащихся петербургских вузов список известных им музеев города, дающий основания для заключений об информированности студентов, является обширным, включая около 60 наименований (что приблизительно составляет половину всех музеев города). Данный перечень отражает разнообразие городских музеев, так как включает в себя музеи, различающиеся по целому ряду признаков (содержание и объем коллекции, возраст, известность, местоположение, приоритетность отдельных видов деятельности и др.) [ Табл.ІУ, 1],

Вслед за Эрмитажем и Русским музеем в числе известных им музеев студенты Санкт-Петербурга чаще всего называют Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеру), за которым по частоте упоминаний следуют названные половиной респондентов Зоологический и Военно-морской музеи, а также Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский), упомянутый 40% опрошенных. В разряд самых известных среди студентов музеев включены также Музей зтноірафии народов России (упоминается 35% респондентов), Музей истории города (Петропавловская крепость) и Музей Арктики и Антарктики, упоминаемые каждым третьим из опрошенных студентов, а также Музей А.С.Пушкина, который называет каждый пятый респондент [ Табл-IV, 1].


Как и при распределении интересов студенчества между музеями города наблюдается значительное отставание от Эрмитажа и Русского музея других петербургских музеев по количеству упоминаний студентами в числе им известных.

При относительном разнообразии известных студентам музеев прослеживается влияние профессиональной специализации на то, какие музеи оказываются в "поле зрения" учащихся вузов. Вслед за известнейшими музеями города студенты чаще всего упоминают те, которые могут представлять интерес ввиду наличия прямых или косвенных связей содержания их коллекций с избранным молодыми людьми профилем вузовской подготовки [ГаблЛУД].

Так среди учащихся технических вузов гораздо больше студентов, упоминающих музеи техники в числе им известных (в сравнение с другими профессиональными группами). Зоологический музей чаще всего фигурирует в ответах студентов-медиков. Наибольшую известность воєнно-исторические музеи приобретают среди курсантов военных училищ. Для студентов гуманитарных и творческих вузов характерным становится наиболее частое, в сравнение с другими группами респондентов, упоминание литературных музеев. Музей театрального н музыкального искусства занимает второе место по количеству упоминаний в ответах студентов Академии театрального искусства. Таким же образом учащиеся Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина чаще других групп студентов называют в своих ответах Музей Академии Художеств [Табл. IV, 2].

Признавая наличие определенного воздействия, которое оказывает про­фессиональная специализация на характер студенческой информированности, следует заметить, что при этом не наблюдается ее существенного влияния на распределение интересов студентов между музеями: для ^учащихся вузов раз­личных профилей наиболее притягательными становятся одни и те же музеи. Примечательным в этом отношении является и тот факт, что, к примеру, ни один из литературных музеев, пользующихся наибольшей известностью среди студентов гуманитарных и творческих вузов, не упоминается представителями


профессий гуманитарной сферы в числе музеев, которые им в первую очередь хотелось бы посещать [Габл-Ш, 3], [ Табл. 111,4].

Итак, вне зависимости от профиля подготовки в вузе, студенты испытывают желание обращаться к одной и той же группе музеев, но, принимая во внимание зафиксированные в рамках настоящего исследования расхождения в степени значимости каждого из мотивов их посещения, необходимо учитывать, что у представителей различных специальностей характер интереса к музею, а значит, цели и результаты взаимодействия с ним не будут совпадать.

Сопоставление результатов изучения информированности студентов и распределения их интересов между музеями приводит к заключению о существовании определенной зависимости между данными показателями взаимодействия учащихся вузов и музеев, поскольку объем и уровень информированности студентов становится одним из важных факторов, обусловливающих их интерес к избранному кругу музеев.

При этом не только недостаток или отсутствие соответствующей информации, но и неразвитость у значительной части студенчества умения ориентироваться во всем разнообразии музеев в условиях крупнейшего культурного центра препятствует реализации возможностей, которые могут открыться при обращении к музею заинтересованных студентов.

Не следует исключать вероятности того, что, наряду со всеми вышеперечисленными факторами, действия которых удается выявить в рамках настоящего исследования, доступная восприятию учащихся вузов способность музеев соответствовать складывающемуся у студентов образу данного социально-культурного института и служить его наиболее полным проявлением также определяет их притягательность в студенческой среде. Согласно представлениям студентов, именно в этих музеях становится возможным достижение максимальной степени удовлетворения потребностей, вызывающих необходимость обращения к данному учреждению культуры.


Диаграмма, і, 1

МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ



■ эстатич.  
■ пюбоэи.  
Ппрофос. D отдых 1-Я
■опыт  
■общение.  

Общий итог (189)


Таблица HI, 1 Желание посетить определенный музей

Общая совокупность опрошенных (189 анкет) А. Указание на конкретный музея

1. Эрмитаж 48
2. Русский музей 56.
3. Кунсткамера И
4. Зоологический музей
5. Музей восковых фигур '9
6. Петропавловская крепость
7. Музей этнографии народов России
8. Петергоф (дворц.-парк. анс.)
9. Музей А.С.Пушкина
10. Меншиковский дворец
И. Военно-морской музей
12. Артиллерийский музей
13, Музей истории религии
14. Собор "Спас-на-крови"
15. Музей А.А.Ахматовой
16. Музей Ф.М.Достоевского
17. Царское Село (дворц.-ттарк. анс.)
18. Гатчина (дворц.-парк. анс.)
19. Крейсер "Аврора" "
20. Исаакиевский собор
21. Музей Арктики и Антарктики
22. Музей Академии Художеств
23. Муз ей Художествен н о - промы шл ен ной академии
24. Музей А.В.Суворова

25. Музей политической ис>ории России 1

26. Музей гигиены і

27. Павловск (дворц.-парк. ^нс_) j

28. Военно-медицинский музей I

Б. Без указания на конкретнь^ My3ej

К Все музеи города " 25

2. Музеи, в которых не был/а) J о

3. С определенным услови&м:

- художественные музеи 5

- художественные выста^ки 2

- интересные выставки 4

- музеи-квартиры з

- технические, военные, Морские ~ музеи писателей, художников, дворцы

- музеи пригородов

- исторические музеи

- малоизвестные музеи

- музеи, не связанные со специальностью ~ необычные музеи


Технические вузы (63 анкеты) А, Указание на конкретные музеи

1.Эрмитаж 11

2. Русский музей 7

3. Кунсткамера 7

4. Петропавловская крепость 3

5. Музей А, С .Пушкин а 3

6. Музей этнографии народов России 2

7. Меншиковский дворец 2
8- Собор "Спас-на-крови" 2

9. Музей А.А, Ахматовой Y 2

10. Зоологический музей 2

11. Музей истории религии

12. Исаакиевский собор

13. Музей Арктики и Антарктики

14. Военно-морской музей

15. Музей Академии Художеств

16. Музей А.В,Суворова

17. Музей Ф.М.Достоевского

18. Петергоф (дворц.-парк. Ане)

19. Царское Село (дворц.-парк, анс.)

20. Музей восковых фигур

1.Все музеи 4

2. Музеи, в которых не был(а) 6

3. Музеи определенного профиля: 5

- технические, военные, морские

- музеи писателей, художников

- императорские дворцы

- музеи-квартиры

- художественные музеи

4. Интересные выставки

5. Малоизвестные музеи



Сейчас читают про: