double arrow

Среда в реальном мире


Структурная организация

Функциональная организация (управленческий аппарат)

В предлагаемой нами концепции роль главного управляющего органа отводится ФЭИ и Музейному клубу ФЭИ. Для начала на базе Музейного клуба ФЭИ должна быть создана Рабочая группа, которая должна сформировать Координационный совет по вопросам создания/развития музея «Первой в мире АЭС». Координационный совет должен способствовать совершенствованию музейной деятельности и сохранению уникального наследия, формировать общую стратегию развития среды, контролировать ход развития, прогнозировать последствия принятия решений, находить финансирование и координировать работу входящих в Среду субъектов. Для начала необходимо подготовить проект и утвердить Соглашение о взаимодействии между Министерством культуры России и правительством Калужской области по вопросам создания «Музей Первой АЭС» и развития «Отраслевого мемориального комплекса Первой АЭС». Такие соглашения должны быть утверждены со всеми заинтересованными сторонами (включая Международный Совет музеев (ИКОМ), Ассоциацией научно-технических музеев Российского комитета ИКОМ). Координационным советом должен создать музей, как некоммерческое учреждение культуры, решены все правовые и юридические вопросы, принят устав, разработана организационная структура.




С помощью координационного совета по примеру Политехнического музея[8] должен быть сформирован Попечительский совет, который должен осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счет образовательного учреждения от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии учреждения. Попечительский совет принимает решения по порядку использования целевых средств и формирует заявки в Благотворительный Фонд на оказание благотворительной помощи. Попечительский совет должен назначить руководство (включая финансового директора, в чьи обязанности будет входить стратегическое планирование финансовой деятельности музея, контроль работы бухгалтерской службы, экономического и финансового отделов, а также анализ финансово-хозяйственной деятельности).

Среда в реальном мире представляет собой сложную открытую, активную, эволюционирующую, социально-экономическую и эколого-пространственную, самоорганизующуюся систему, со всем многообразием её связей, событий, элементов.

Выделим в ней следующие подсистемы: (см. Рисунок 2):

− культурно-историческая среда

− научно-исследовательская среда

− образовательная среда

− городская среда


Рисунок 2. Подсистемы социально-экономической системы «Среды»



Далее более подробно рассмотрим приведенные выше подсистемы.

Культурно-историческая среда представляет собой «Отраслевой мемориальный комплекс Первой в мире АЭС», которому только предстоит стать музеем. Под культурно-исторической средой понимают социальное и духовное окружение человека, включающее исторические процессы, культурные традиции, сложившиеся на данной территории. Культурно-историческая среда города является важнейшим ресурсом его развития. В процессе развития общества значительно меняется ситуация в отношении сохранения, исследования и использования историко-культурного наследия. Актуализируются вопросы, связанные с отбором, систематизацией и передачей культурно-исторической информации. Становится очевидной зависимость эффективности музейной деятельности от качества ее информационного обеспечения. Расширяются социальные функции музеев, становящихся в новом информационном обществе не просто хранителями уникальных раритетов, но гарантами сохранения достоверных культурно-исторических знаний.

Расширение процесса информатизации, наряду со своей положительной стороной, заключающейся в обеспечении широкого доступа пользователей к сокровищницам гуманитарной культуры, имеет и отрицательные последствия. Подвергаясь неконтролируемому информационному воздействию, объекты социально-культурной сферы утрачивают значительную часть своей достоверности, теряют драгоценные фрагменты оригинального культурно-исторического опыта человечества. Тем самым нарушается социальное взаимодействие, дестабилизируется функционирование социально-культурных систем, понижается роль культурно-исторического опыта в развитии общества.



Таким образом, наряду с охраной материальных объектов культуры – памятников, раритетов и т.п., встал вопрос об информационной безопасности духовной сферы в целом, обеспечении целостности, достоверности и доступности культурно-исторической информации в современном обществе. Музей как особое явление культуры, аккумулирующее и распространяющее огромные объемы информации, не может оставаться в стороне от этого процесса. Необходимо осмыслить его роль как объекта и объекта информационной безопасности в условиях нового, информационного общества.

Международным союзом музеев (ICOM) принято определение, согласно которому современный музей как информационная система выполняет следующие социальные функции:

1. документирование исторического процесса;

2. хранение;

3. экспонирование.

В этой связи всю деятельность музея можно представить, как неразрывный информационный процесс, начинающийся получением информации из внешней среды и завершающийся ее внедрением во внешнюю среду в виде отобранного, сохраненного и атрибутированного экспоната.

Музей является сложившейся информационной системой. Возможность реализации социально-педагогической и других функций музея требует не сохранения этой системы. Безопасность музея как информационной системы предполагает решение задач целостности, конфиденциальности и доступности музейной информации. При этом:

− под целостностью музейной информации понимается сохранение ее исконного исторического смысла, в контексте причинно-следственных связей с другими объектами культурного наследия;

− под конфиденциальностью музейной информации подразумевается обеспечение ее сохранности в музее;

− под доступностью музейной информации подразумевается возможность ознакомления с ней широких слоев населения.

Образовательная среда разделена на несколько уровней: начальный, средний, высший и профессиональный.

Начальный уровень (начальная школа, возраст детей - 6-10 лет)

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны и безграничны. Развивать свои индивидуальные творческие способности и мышление, учиться придумывать, исследовать, изобретать, воплощать в жизнь творческие идеи, строить и фантазировать им поможет создание обучающее-развлекательных школ детского творчества (далеешколы). На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся будут осваивать понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. В процессе обучения происходит тренировка мелких и точных движений, формируется элементарное конструкторское мышление, ребята учатся работать по предложенным инструкциям и схемам, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, изучают принципы работы механизмов. Независимо от начальной подготовки дети могут строить самые разнообразные модели, получая от этого процесса огромное удовольствие. Для детей школа должна быть совершенно бесплатной. Техническое творчество должно идти в тесной связи с художественным творчеством, поэтому необходимо развитие навыков рисования, абстрактного мышления, гармонии.

Средний уровень (средняя школа, возраст детей – 10-18 лет).

Точкой развития на начальном и среднем уровнях должна стать ЦРТДиЮ «Эврика». Хороший охват потенциальной аудитории, а именно6459 человек – 55,7% от общего числа учащихся школ от 4-х до 18 лет, должно способствовать интенсивному развитию. На базе имеющегося научно-исследовательского отдела ЦРТДиЮ «Эврика»предлагаем в сотрудничестве с образовательной программой ЛЕГО (LEGO Education)[9] создать Центр LEGO-конструирования и робототехники.

Ребята старшего школьного возраста будут изучать конструктор LEGO MINDSTORMS NXT[10]. LEGO MINDSTORMS NXT уже трудно назвать просто детской игрушкой, поскольку создаваемые с его помощью роботизированные конструкции больше напоминают персонажей фантастических фильмов. Выполненные на основе современных технологий, LEGO MINDSTORMS NXT приводятся в движение сервомоторами, а управление ими осуществляется при помощи пульта и специальной программы, залитой в контроллер. Облегчают управление встроенные датчики – движения, света и ультразвуковой, благодаря которым собранный робот умеет распознавать и реагировать на звук, свет (в том числе интенсивность и цвет), движение, препятствия. Множество передаточных механизмов, три привода, способность издавать различные звуки и даже своеобразным образом «общаться» - робота можно запрограммировать на любое из этих и многих других действий. Игрушка Майндстормс – это мечта любого мальчишки! Кроме того программный блок робота поддерживает управление через Bluetooth - это значит, что команды lego-роботу можно отдавать даже с помощью обычного телефона!

Программирование будет осуществляться при помощи специальной графической программы, поставляемой компанией National Instruments[11]. Эта программа имеет довольно низкий «порог вхождения», что очень хорошо для обучения детей азам робототехники.

Образовательный процесс в Lego Центре должен быть построен на методиках ТРИЗ-педагогики, инструментах проблемно-ориентированного развивающего обучения детей в семьях, школе, системе дополнительного образования (далее - ДО), на теории проблемного обучения и/или на обучении по системе «стимул-реакция», должны преобладать игровые и проектные формы обучения. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими возможностями разнообразных конструкторов позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу. Для детей LEGO Центр должен быть доступным, должна осуществляться помощь одаренным малообеспеченным детям.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

Результаты: Дети овладеют метанавыками системного творческого мышления, инструментарием для самостоятельного создания нового знания: научатся видеть новые задачи, выявлять и преодолевать ключевые противоречия, используя приёмы творческого мышления и воображения, анализа ресурсов и закономерности развития систем. Овладение этими Метанавыками ТРИЗ позволит каждому ребёнку найти своё уникальное место в современном мире, перепробовав различные виды реальной деятельности, поучаствовав в решении различных видов реальных жизненных, общественных и научных задач, научившись сознательно творить свой образ жизни и взаимоотношений с окружающими, свою компетентностную профессиональную модель, закладывая прочный фундамент личностной траектории самореализации, успешности и в гуманитарных, и в технических, и в естественнонаучных областях деятельности.

Высший уровень (высшая школа, возраст 18 – 23 года)

Точкой развития на высшем уровне должен стать Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ)[12]. В рамках данного направления предлагаем разработать рабочие программы по дисциплинам «Теория решения изобретательских задач», «Основы изобретательской деятельности» и др., внести изменения в учебные планы и добавить в некоторые направления подготовки бакалавров и магистров соответствующие дисциплины. Выйти на уровень министерства образования с инициативой о внесения изменений в государственный образовательный стандарт. Вести активную работу по широкому распространению ТРИЗ среди отраслевых ВУЗов, посредствам организации конференций, дискуссий, открытых лекций, круглых столов, мастер-классов, семинаров, приглашение сторонних преподавателей. Учебный процесс должен основываться на применении современных дидактических технологий, современных свободных форм организации занятий и мультимедиа средств и технологий. Предусматриваются следующие формы обучение: очное, заочное и дистанционное.

Объем учебных часов сильно варьируется в зависимости от интенсивности обучения и требуемого уровня владения ТРИЗ. Отправной точкой может служить многоуровневая обучение ТРИЗ в практике компании «Самсунг»[13]:

1. Вводный курс «Возможности ТРИЗ» (0,5 дня)

2. Базовый курс ТРИЗ (3 дня)

3. Продвинутый курс ТРИЗ + Практика (8 дней)

4. Фундаментальный курс ТРИЗ + интенсивная постоянная практика (18 дней)

Помимо этого на базе ИАТЭ предлагаем создать и/или развить современный типовой центр молодёжного инновационного творчества (далее Центр), который мог бы позволить представителям творческой молодежи получить доступ к технологиям, оборудованию и методам решения изобретательских задач для быстрого и недорогого изобретения прототипов новых продуктов и апробированию самых смелых идей.

Потенциал таких центров лежит в поле совершенно нового вида деятельности. Это не центры прототипирования (отдал заказ – получил модель), не центры коллективного пользования (заплатил за аренду оборудования). При этом это не фирма инновационного консалтинга (поставил задачу – получил разработку) и не образовательное учреждение в чистом виде. Сфера применения Центров лежит между этими сегментами, как песок, который заполняет пространство между большими камнями. И его «фишка» заключена в умении быть гибким в распоряжении ресурсами, находить компромисс со всеми заинтересованными участниками, искать альтернативные пути взаимодействия с разработчиками, но при этом не бояться браться за сложные нетривиальные задачи и решать их.

Первоочередная задача Центров — преодоление психологического барьера у населения от «это невозможно, для решения этой задачи мне нужно дорогое оборудование, и шесть лет учиться в техническом ВУЗе» до «я сделаю это сам». За основу построения Центров необходимо вpzть модель Fab Lab.

Fab Lab[14] – это всемирная сеть лабораторий, предоставляющих желающим изобретать и создавать новое доступ к современным инструментам цифрового проектирования и производства. Участники Fab Lab могут использовать возможности лаборатории, чтобы создавать почти всё, что угодно, не причиняющее вреда другим людям. При этом они берут на себя обязательства научиться самостоятельно выполнять все этапы производства, работать совместно с другими участниками Fab Lab, делиться своими навыками, умениями и опытом. Обучение в Fab Lab основано на практической работе во время выполнения проектов, самостоятельного чтения методической литературы и консультаций с другими участниками Fab Lab. От каждого ожидается участие в создании документации и инструкций. Более подробно о Fab Lab рассмотрено в Приложении Б.

Предлагаем ИАТЭ участвовать в Образовательная программа National Instruments[15], благодаря которой многое программное обеспечение (включая LabVIEW[16]) и оборудование NI поставляются с академической скидкой.







Сейчас читают про: