double arrow

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ


МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ

МЫШЛЕНИЕ

Мышление –______________________________________________ психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами и явлениями.

Мышление как познавательный процесс основывается на данных ощущений и восприятия, но позволяет получать информацию об окружающей действительности, недоступную чувственному восприятию.

Мышление – это всегда решение какой-то задачи, это получение объективно или субъективно новых знаний.

Виды мышления по__________________________________________________________:

· Практическое

· Теоретическое

В зависимости от____________________________________________________________:

· Наглядно-действенное

· Наглядно-образное

· Словесно-логическое

По__________________________________________________________________:

· Интуитивное

· Аналитическое

_____________________– мысленное разделение, расчленение объекта на элементы.

_____________________– соединение отдельных элементов.

_____________________– операция установления сходства и различия между объектами.

_____________________– отвлечение от определенных свойств, характеристик объекта и выделение какой-либо стороны объекта как самостоятельно существующей.

_____________________– выделение общего значимого в объектах.

_____________________ – перенос общего утверждения на отдельный объект.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные характеристики, свойства объектов.

Различают житейские и научные понятия (см. таблицу).

Категория – наиболее общие абстрактные понятия.

Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение – серия логические взаимосвязанных суждений, из которых выводится новое знание.

СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ:

__________________________– движение мысли от частного к общему.

__________________________– движение мысли от общего к частному.

В становлении мышления можно выделить две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление — это генетически первое, основывается на оперировании реальными предметами или образами. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается постепенно в процессе оперирования с предметами.

Суждения детей — единичные, они касаются конкретных предметов или ситуаций, они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности, лишь немного отходя от нее. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому и известному. Большинство суждений — суждения по сходству, отсутствует цепь суждений — умозаключения. Очень широко используется суждение по аналогии, поскольку в этот период в мышле­нии главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления, все объяснения строятся на реальном наглядном примере, «а не на пальцах».

Мышление детей подчинено наглядной ситуации. Можно сказать, что чувственные образы обладают большей силой чем объяснения. Наиболее очевидно это проявляется в так называемой эгоцентричности детского мышления (маленький ребенок закрывает глаза и считает, что и другим ничего не видно). Так же особенности детского мышления проявляются в феноменах, описанных Ж.Пиаже:

отсутствие представления о сохранении количества. Детям семи лет показывали два одинаковых по объему шарика из теста и задавали вопрос: «Равны ли они?»— «Равны». Затем на их глазах один из шариков сплющивали и превращали в лепешку. Дети видели, что к этому расплющенному шарику не при­бавили ни кусочка теста, а просто изменили его форму. Следовал вопрос: «Где больше теста?» И дети отвечали: «В лепешке».

Они видели, что лепешка занимает на столе больше места, чем шарик. Их мышление, следуя за наглядным восприятием, приводило их к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

Мышление в генезе и реальном функционировании тесно связано с действием – практической деятельностью. Мышление не просто сопровождается действиями, но действие изначально является первичной формой мышления (Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина).

Движущей силой формирования понятий и понятийного (словесно-логического) мышления является практическая деятельность, включающая не только разнообразные формы взаимодействия с внешней средой, но и контролируемый эксперимент.

Наилучшее усвоение теоретических обобщенных знаний происходит, когда ребенок не заучивает преподнесенную информацию в готовом виде, а приходит к обобщению через собственную практическую деятельность.

О том, что логическое мышление не появляется само собой свидетельствуют исследования А. Р. Лурии, проводившиеся в начале 1930-х годов в отдаленных кишлаках. Он просил неграмотных крестьян сделать вывод из предлагавшихся им посылок: «На далеком Севере, где снег, все медведи белые». «Новая Земля — на далеком Севере, и там всегда снег». «Какого цвета там медведи?» Часто следовал ответ: «Я не знаю, какие там медведи, я на Севере не был» или «Мы всегда говорим только то, что видим, того, чего мы не видели, мы не говорим». Таким образом, операция логического вывода из посылок не имела для испытуемых универсального значения, основная роль в умозаключении отводилась собственному практическому опыту.

Мышление тесно связано с речью и языком как знаковой системой. Благодаря использованию слов мышление позволяет отвлечься от наглядной ситуации, чувственного опыта, который часто искажен и субъективен. Например, феномены Пиаже преодолеваются, если ребенок может использовать какое-либо средство (счет).

Эта связь также проявляется в том, что и дети, и взрослые легче и успешнее решают задачи, если могут рассуждать вслух. А если при решении задачи зафиксировать язык – результативность резко снижается.

Продуктивность мышления определяется различными факторами.

Иногда решение задачи затруднено из-за так называемых барьеров (ограничений):

- использования шаблонов,

- самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью мышления, и преклонение перед авторитетами («сам Н.Н. скептически отозвался о перспективности работ в этом направлении»), («еще Пуанкаре указывал на неразрешимость аналогичной проблемы»),

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно.

Но всегда находится невежда, который этого не знает.

Он-то и делает открытие.

Альберт Эйнштейн

- запреты, основанные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»). Один из наиболее действенных способов подавления новых идей — это представление, согласно которому никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предлагает лучшего или более доказательного.



Сейчас читают про: