Иногда роль денег играли шлифованные раковины или раковины на шнурке

Товар нельзя было обменять ни на что другое J не эквивалентно деньгам.

Устанавливались даже специальные места, куда съезжались жители разных островов (типа ярмарки). Проводились обряды, празднования и сам обмен.

Общество меланезийцев и его деление.

Разные термины для племянников (для детей брата и для детей сестры).

Отдельные термины для обращения брата и сестры друг к другу.

Ортокузены обозначались теми же терминами, что родные братья и сёстры.

Кросскузены – одними и теми же.

В целом, земельные угодья и пространства находились в собственности всей общины. Каждый обрабатывал определённый участок, то, что он получал – считалось его собственностью. Если он переставал обрабатывать землю, то она возвращалась в общинный фонд, и он лишался прав на неё.

У меланезийцев не совпадала собственность на землю, на пальмы и на то, что на них росло. На чужой территории могли находиться деревья, которые принадлежали человеку, который не обрабатывает землю, на которой оно растёт.

Дома и постройки находились в собственности семьи. Были и общественные постройки: мужской дом, дом для собраний, амбары. На собраниях старейшин назначали людей, которые поддерживали в нормальном состоянии общественные постройки.

Одежды, украшения, орудия труда (кроме больших сетей и больших лодок, которые находились в собственности общины) – личная собственность.

Важный элемент экономики (и ритуала) – обмен.

- обмен продуктами хозяйства

Остров, где было много глины – сбывал керамику J и т.д.

- обмен «кула» - не имеет никакого экономического значения.

Существовала определённая цепочка людей, входящих в цепь обмена, где происходила циркуляция товаров: по часовой стрелке ожерелья из красной раковины, против – браслеты из белой раковины. Участниками обмена «кула» являлись определённые лица. Для того чтобы получить место в системе «кула»: переходило по наследству от дяди к племяннику, либо это место можно было купить. После вступления человек находился в ней до конца жизни. В «кула» вступали только взрослые мужчины.

Часто обмен «кула» предшествовал частному обмену.

Обмен «кула»:

- престижный обмен (повышался социальный статус): закрепление статуса человека в обществе

- поддержание традиционных связей между островами (наличие постоянного обмена закрепляло и торговые / экономические связи)

Роль денег на некоторых островах играли циновки. Изготовить их можно было по-разному: от грубой до произведения искусства. Как правило, циновки использовались во время обрядов. Циновки специально изготовляли для обмена, ими не пользовались. Их можно было менять на другие товары.

Имущественное расслоение зашло достаточно далеко. Сама природа, климат всё это способствовало тому, что прибавочный продукт был достаточно большой. Человек мог повысить свой статус. Богатство накапливалось в виде циновок, раковин, свиней и т.д. Эти доходы были важны, но не были решающими.

Меланезийцы верили, что человек, который богат, обладает сверхъестественными способностями – «мана». Сила, которая имеет привязку к каком-нибудь предмету и т.д. Человек богатый приобретал вес в силу заключения нескольких браков. Человек мог опираться на более широкую поддержку.

Существовала система наследования à статус закреплялся за родом. Т.о. постепенно могли выделяться роды. В Меланезии было распространено рабство в зачаточной форме.

Рабы:

- пленники: выполняли хозяйственные поручения / могли быть принесены в жертву.

Остров Шортленд – гнездо рабства). Вели постоянные войны, у них было много рабов. Все земледельческие работы выполнялись за счёт рабов.

Раб мог поднять свой социальный статус за счёт брака. Прежде всего, захватывали мужчин, а женщины сразу становились жёнами J

Какое-то количество рабов могли покупать (особенно девочек). Это была одна из форм усыновления. Ребёнок начинал обладать правами и обязанностями, как нормальный.

Были случаи подчинения одних племён другими (полуостров Газель), племя гунантуну являлись пришельцами, оттеснили внутрь племя байнингов. У гунантуну были и собственно рабы, которые были захвачены во время набегов (абсолютно бесправны).

Существовали вожди или некоторые предводители общины. Вождём низового уровня был вождь мелкого поселения. Большая часть функций была у вождя поселения. Вождь нескольких поселений не вмешивался в дела мелких общин. Обычно власть вождя имела наследственный статус, передавалась по женской линии (от брата к брату à к племянникам).

Функции вождей были различными: определялись степенью расслоения в обществе. Вождь мог заниматься проведением общественных хозяйственных работ: организация восстановления деревни после шторма, организация строительства зданий, ремонта и т.д.

Вождь отвечал и за культурные связи с другими общинами. Своё положение вождь употреблял для заключения новых браков. Вождь не имел никогда чёткой исполнительной или судебной властью. Далеко не всегда вождь являлся военным предводителем. Непосредственно военный предводитель избирался на время военного похода / их было несколько + дружинники. Между такими вождями было соперничество. После смерти дружинника вождь мог забрать себе часть частной собственности.

Большое значение в обществе имели мужские союзы. Они существовали повсеместно, но имели разные размеры и роли. Обычно мужской союз являлся закрытой организацией, скрывая обряды. Во главе – влиятельный человек, которому вступающие должны были выплачивать взнос. Деятельность союза направлена на процветание населения.

Мужской союз дук-дук (Новые Гибриды) – могли приниматься как взрослые мужчины, так и мальчики.

Глава – табуан. В табуане проявляется некий женский дух. Эта персона священна. Табуан имел ряд привилегий. Он мог ставить знаки на плодовых деревьях на плантациях. Эти объекты находились под его защитой. За это – ему часть плодов.

Наряды. На голову – высокая коническая маска, изготавливалась к каждой новой церемонии. После того, как человек одевал этот костюм, считалось, что в него вселяется дух дук-дука. Дух этот связан и с табуаном, который и порождает его каждый раз заново.

Сам танец проводился в удалённом от деревни тайном месте. В какой-то момент члены дук-дука входили в деревню, им должны были оказывать почести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: