Управление унит предприятиями

Управление в условиях социальной организации. Руководство и лидерство.

Соц. организации – это системы, создаваемые людьми, в функционировании которых человек играет активную роль. Соц. организации имеют многообразные формы: предприятие, больницу, вуз, школу, политическую партию и т.д. Как и системы, эти организации подразделяются на исскуственные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий, например, стихийно возникающие поселения людей.

Особенности СО(соц.организ-ия):

- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деят-ти людей в обществе.

К процессам управления можно отнести:

1. Функции управления – это виды управленческой деят-ти, т.е. функции планирования, организации, координации, регулирования, контроля и учета. В последующем функции подразделяются на задачи, работы и т.д.

2. Процесс принятия решений - рассматривается как процесс выработки и реализации управл-их решений, как выбор курса действий для достижения определенной цели.

3. Организационные коммуникации – это процесс, путем которого идея передается получателю с намерением изменить поведение последнего.

Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это соц. характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

Неформальный лидер – это член соц. организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах.

Выделены типы лидеров в зависимости от характера деят-сти (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Говоря о стиле в управленческой деят-ти традиционно принято ограничиваться стилями руководителя:

1. Авторитарный (сосредоточение всей полноты власти в руках руководителя).

Формальная структура, вся полноту власти и ответственности, личный контроль. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

2. Демократический (коллегиальный). Рук-ль стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса.

3. Либеральный (попустительский) стиль ориентирован на поддержание неформальных отношений, делегирование и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально.

Унитарное предприятие - коммерческая орг-ция, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество. Оно принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Создание унитарных предприятий необходимо в целях решения соц. задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по min ценам), а также реализации деят-ти, предусмотренной ФЗ, необходимоти изготовления и разработки отд видов продукции гос значения, либо изъятого из оборота.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, кот. предприятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности же казенных предприятий РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

В постановлении правительства РФ от 30.12.02 №940 «о полномочиях фед. органов исполнит. власти по осуществлению прав собственника имущества федерального гос. унитарного предприятия» предусмотрено, что федеральные органы исполнит. власти в отношении федеральных гос. унитарных предприятий, находящихся в их ведении, осуществляют:

- Согласование филиалов и представительств;

- Согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий;

- Согласование осуществления заимствований;

- Согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение договора с ним;

- Утверждение бухотчетности и отчетов предприятия.

- Министерством имущественных отношений РФ в отношении федеральных гос. унитарных предприятий осуществляет:

- Согласование сделок с недвижимым имуществом;

- Согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества;

- Согласование распоряжения вкладом в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащим предприятию акциям;

- Утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.

Правительство РФ, СРФ(субъект РФ), осущ. формирование уставного фонда, назначение на должность рук-ля, утверждение показателей эк-кой эффективности деят-ти предприятий и т.д.

Росимущество осуществляет согласование сделок предприятия в отношении его недвижимого имущества (кроме аренды) и принадлежащих к предприятию акций, вкладов в уставных капиталах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: