Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания

Классификация теорий права

Подобно существованию множества теорий происхождения государства, существует также множество теорий происхождения и развития права. Вообще, среди многообразия научных взглядов на право особое внимание привлекает целый ряд исторически сложившихся направлений учения о праве. Целесообразно будет остановиться на краткой характеристике следующих учений о праве: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

1. Естественно-правовая теория права. Данное учение сложилось на территории Древней Греции и Древнего Рима. Первыми авторами естественно-правовой теории права были Сократ и Аристотель. В период Средневековья данная теория также получила развитие в трудах Фомы Аквинского. Окончательное оформление естественно-правовой теории права как самостоятельного направления произошло в период разложения феодального строя, подготовки и проведения буржуазной революции XVII—XVIII вв. Авторами естественно-правовой школы права на тот момент являлись Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Вообще, естественно-правовая школа права исходит из существования двух основных правовых систем:

• системы естественного права,

• системы позитивного права.

Согласно естественно-правовой теории естественное право проистекает из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Как правило, естественное право в его широком понимании разумно и справедливо. Авторы данного направления учения о праве доказывали, что естественное право не сковано границами отдельных государств, а также временем.

Естественное право — это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. При этом естественное право не требует признания со стороны государства или иной власти. Вообще, к естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др.

Позитивное право — это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Однако при этом авторы естественно-правовой теории права отмечали, что позитивное право основывается на естественных законах и способствует реализации идей и принципов естественного права.

К позитивным (положительным) правам человека можно отнести такие права, как, например, право на занятие государственных должностей, право на трудоустройство и иные права, установленные и обеспеченные государственной властью.

Естественно-правовая теория права сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодальным строем, послужила идеологической основой перехода общества к капиталистическому строю. Демократический потенциал естественно-правовой теории права получил воплощение и во второй половине XX в., в период всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

Следует отметить, что естественное право не является правом в юридическом смысле этого слова. естественное право — это мораль, предпосылка позитивного права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному праву, иными словами, праву в собственно юридическом смысле.

2. Историческая теория права. Данная школа права была основана в первой трети XIX в. на территории Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной. Основоположниками данной теории считаются Густав Гуго, Савиньи, Пухта и др. Историческая школа права явилась по сути реакцией на идеи естественной школы права и на поражение Великой Французской революции.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права. Историческая теория права основывалась на концепции, согласно которой у каждого исторически сложившегося народа есть свое право, определяемое присущим данному народу духом. Таким образом, право каждого народа — это по сути проявление народного духа, которое выражает общее сознание, убеждение народа.

Согласно исторической школе право — это результат исторического процесса, при этом оно саморазвивается и постепенно складывается независимо от государственной воли. Авторы данной теории утверждали, что закон — это не только не единственный, но и не основной источник права. На первое место в качестве источников права выдвигался обычай, который в отличие от правовых предписаний известен всему народу.

Представители исторической теории права отстаивали верность и неизменность всех действовавших, устоявшихся правовых институтов, отвергали всякие реформирования права, даже если последние вели к совершенствованию права. Историческая теория права привлекла внимание к необходимости изучения истории права, она оказала воздействие на все последующее развитие правовой мысли, в особенности на психологическую и социологическую теории права.

3. Психологическая теория права. Данная школа права получила распространение в начале XX в. на территории Германии, где ее автором являлся Г.Ф. Кнап, и на территории Франции, где автором был Г. Тард. В дореволюционной же России основоположником психологической теории права стал Л.И. Петражицкий.

Суть психологической теории права состоит в отстаивании концепции разделения права на позитивное, т. е. официально действующее в государстве, и интуитивное, истоки которого заложены в психике людей и складываются из того, что они переживают как право.

Согласно психологической теории права позитивное право также выражается в законах и иных нормативных актах государственной власти. Такое право, по утверждению авторов, мало доступно простому народу, отдельно взятому гражданину. Интуитивное право в свою очередь характеризуется через психологические состояния людей, а следовательно, оно понятно. Главным среди всех психологических состояний, за счет которых складывается право, признаются эмоции.

В соответствии с психологической теорией права эмоции подразделяются на две группы:

1) императивные (нравственные) эмоции — это одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого гражданина;

2) императивно-атрибутивные (правовые) — это двустороннее переживание одним лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, а другим лицом — права потребовать выполнения от первого лица своей обязанности.

Из императивно-атрибутивных, т. е. правовых, эмоций лица и складывается интуитивное право, которое признается первостепенным по отношению к праву позитивному. При этом в понятие «право» вкладывался широкий смысл, в него включались также и правовые отношения, и правосознание.

Представители психологической теории права утверждали, что количество интуитивных прав совпадает с количеством людей в мире. В этом и состоял главный недостаток психологической теории права, т. к. не представлялось возможным провести кодификацию всех норм интуитивного права.

4. Нормативистская теория права. Данная школа права берет свое начало из немецкой философии И. Канта, который впервые ввел понятие «категорический императив». Так, под категорическим императивом понималось общеобязательное требование чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений.

Нормативистская теория права получила широкое распространение в XIX в. Данное направление учения о праве способствовало упрочению законности и ограничению судейского усмотрения. Нормативисты впервые выдвинули идею правового государства в смысле самоограничения власти законом.

В конце XIX—начале XX вв. данная правовая школа претерпела значительные изменения — из нее выделилось отдельное направление. Такое новое направление получило название «чистое учение о праве», и его автором являлся Г. Кельзен. Основоположники чистого учения о праве противопоставляли право («мир должного») реальной общественной жизни («мир сущего»).

Представители чистого учения о праве рассматривали правовые нормы в отрыве от экономики, политики и других явлений общественной жизни. Кроме того, они возражали против естественно-правовой теории права, т. к. отвергали существование у человека неотчуждаемых прав. Авторы чистого учения о праве утверждали, что, кроме опирающегося на государство права, иного права не существует.

Согласно чистому учению о праве, существовала иерархия правовых норм. При этом обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. В соответствии с чистым учением о праве государство и право фактически отождествлялись, а вообще под государством понималась организация и воплощение правопорядка. В свою очередь право Г. Кельзен определил как совокупность норм абстрактного долженствования.

5. Социологическая теория права. Данное направление учения о праве сложилось в первой трети XX в. в европейских странах, далее оно получило развитие на территории США. Положения социологической теории права выступают в качестве противоположных по отношению к положениям нормативистской теории права.

Основоположники социологической теории права под собирательным понятием «право» понимали следующие правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи; правосознание людей, судей, должностных лиц; правоотношения; юридические нормы. Кроме того, под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. При этом следует отметить, что, согласно социологической концепции права, юридическое значение правовых норм принижалось, т. е. сама правовая норма была лишена всякой активности.

«Способностью творить право», т. е. законотворческими полномочиями, наделяются судьи. Кроме того, подчеркивается психическое переживание судьи при разрешении конкретного судебного дела. Представители социологической теории права понимали право как правоотношения, которые возникают и существуют независимо от юридических норм. Иными словами, правовые отношения приравнивались к общественным отношениям, а социальный порядок — к правопорядку. Подобное понимание права, с одной стороны, приближало его к реальной жизни, юридической практике, а с другой, оправдывало и обосновывало административный и судебный произвол.


Понятием, которое отражает особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает такая категория, как правосознание. Вообще, правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему либо желаемому праву. Правосознание — это одна из форм общественного сознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовая психология и правовая идеология.

1. Правовая психология — это такая общественная категория, которая соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Понятие «правовая психология» включает в себя такие категории, как чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

Правовая психология — это наиболее распространенная форма осознания права, которая присуща в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Правовая психология включает в себя значительную часть бессознательного, которое находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект, привычные действия, паника и т. д.

2. Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий и взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Правовая идеология характеризуется целенаправленным научным либо философским осмыслением права как целостного социального института. Данная категория рассматривается в качестве самостоятельного элемента общества.

Вообще, правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру социального познания права, она включает в себя различные философские подходы, догмы и представления. Следует отметить, что для становления правового государства в Российской Федерации важен вопрос, какая государственно-правовая идеология наиболее адекватна для российского народа.

Под формами правосознания понимаются основные направления воздействия права на общественное сознание. В рамках теории государства и права можно выделить следующие формы правового сознания:

1) познавательная форма — социальное познание права происходит через восприятие и осмысление правовых явлений, имеющих место в реальной жизни;

2) оценочная форма — с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым, имеющим характер правовых;

3) регулятивная форма — включает в себя систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами общественного поведения.

В теории правоведения по признаку субъектного состава различаются следующие три вида правового сознания:

• обыденное — это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности;

• профессиональное — это понятия, представления, идеи, убеждения, традиции и стереотипы, которые складываются в среде юристов-профессионалов;

• научное — это идеи, концепции, взгляды, которые выражают систематизированное, теоретическое освоение права учеными-правоведами.

В отношении взаимодействия права и правосознания следует отметить, что правосознание — это неизбежный спутник права. Как было указано, связь права и правосознания носит взаимный характер; между данными явлениями возникает встречная зависимость. Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается в том, что сознание в форме правовой идеологии является ключевым моментом современного правообразования.

Государство при формулировке различных юридических норм должно опираться на правосознание и правовую культуру народа. В связи с этим возрастает значение юридической науки в работе правообразовательного (правотворческого) механизма. Не менее значимой является роль правосознания в нормальном функционировании деятельности по реализации права, т. е. правоприменительной деятельности. В данном случае роль правосознания выражается в двух основных направлениях:

1) правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами правовых отношений юридических норм;

2) правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. В данном случае от уровня правосознания должностных лиц зависят сила права и эффективность всего правового регулирования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: