Понятие и виды форм права. Источники права

Классификация норм права

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все три элемента правовой нормы.

Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники. В тексте статьи нормативного акта, его словесной формулировке часто элементы нормы права сливаются, полностью или частично подразумеваются правоприменителем.

В общем виде различаются следующие три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статье нормативных актов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция правовой нормы содержатся в статье ГК РФ, а санкция — в статье ГПК РФ.

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм, как правило, в каждой части (пункте) статьи нормативного акта содержится одна юридическая норма.


В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

• определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

• совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям:

1. По функциональной роли:

а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

• нормы-начала;

• нормы-принципы;

• определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

• нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) общие нормы права — это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение;

б) специальные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

а) материальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования);

б) процессуальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

3. По методу правового регулирования:

а) императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

б) диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

в) поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

г) рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный.

4. По юридической силе:

а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

• региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

• региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. По сфере действия:

а) правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

б) нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

в) локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

6. В зависимости от особенностей структурных элементов:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

• управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы;

• бланкетные правовые нормы — это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов;

б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

• абсолютно-определенные,

• относительно-определенные,

• альтернативные.


Для начала следует отметить, что понятие «правовая форма» используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Данная связь проявляется применительно к свойствам правовых явлений, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные отношения. Вообще, под правовой категорией «форма права» подразумеваются определенные способы внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Назначение формы права состоит в упорядочении содержания правовой нормы, придании ей государственно-властного характера.

В рамках теории государства и права различают две стороны формы права — внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов — нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Относительно внешней стороны формы права, т. е. комплекса юридических источников, в российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

1. Правовой обычай — это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, т. к. он исторически предшествовал закону как правовому источнику.

Вообще, различные виды государств с различным государственным устройством по-разному относятся к различным правовым обычаям. Одни из государств официально посредством законов запрещают использование правовых обычаев в качестве источников права, в других государствах использование правовых обычаев, напротив, поощряется и санкционируется законом.

2. Правовой прецедент — это решение уполномоченного государственного органа, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

Следует отметить, что правовой прецедент может быть как судебный, так и административный. И наконец, степень обязательности прецедента для того или иного суда зависит от его положения в судебной системе Российской Федерации. Чем выше положение суда, разрешающего конкретный судебный спор, тем меньше он связан в своей деятельности судебными прецедентами.

3. Договор с нормативным содержанием — это такой договор, который имеет правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.

Вообще, любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида имеет следующие характерные свойства:

• содержит правовую норму общего характера,

• носит добровольный характер заключения,

• имеет общность правового интереса сторон,

• предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора,

• носит эквивалентный и возмездный характер,

• подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств;

• предполагает правовое обеспечение.

4. Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права. Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:

• исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,

• его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования юридически значимых общественных отношений,

• имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию,

• принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,

• его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

Понятие «источник права» подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:

1) материальные источники права — данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права — это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юридические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юридическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права используется судебная практика.


43. Правотворчество: понятие, принципы и виды

Для начала следует отметить, что правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Данное определение раскрывает понятие «правотворчество» в широком смысле этого слова, т. е. данный процесс начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы.

В узком же смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами. Вообще, правотворчество — это одно из звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Правотворческий процесс складывается из двух основных частей:

1) организационные вопросы, которые не связаны с юридически значимыми действиями;

2) правовые начала, в которых точкой отсчета служит принятие решения о подготовке проекта нормативного акта.

Соответственно указанным выше двум частям, из которых складывается процесс правотворчества, выделяют также следующие две стадии правотворческого процесса:

1) подготовительная стадия — данная стадия предусматривает предварительное формирование государственной воли в целях составления проекта нормативного акта;

2) заключительная стадия — данная стадия подразумевает официальное закрепление государственной воли в нормативном акте, который приобретает общеобязательный юридический характер.

Следует отметить, что сам правотворческий процесс основывается на следующих принципах:

1. Демократизм и гласность. Большая роль в разработке и официальном утверждении, принятии нормативного акта отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации.

2. Профессионализм. К правотворческой деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законодательных проектов. Дилетантство в правотворчестве приводит к некорректному обращению с законодательством.

3. Законность. Вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках законов, прежде всего Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с правилами юридической техники.

4. Научный характер, связь с правоприменительной практикой.

Любой законодательный проект должен готовиться в соответствии с потребностями общественной жизни, в целях выявления которых проводятся различные научные эксперименты и социологические опросы.

Обязательным моментом в правотворческом процессе является планирование законодательных работ. При этом последующая правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности и возможности государства.

С учетом особенностей субъектного состава государственных органов, а также важности вопросов, решаемых в процессе правотворческой деятельности, выделяют следующие виды правотворческой деятельности:

1. Правотворчество государственных органов — это деятельность, в результате которой формируется система российского законодательства. В состав данного законодательства входят: законы и подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения территориальных исполнительных органов).

2. Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания.

3. Народное правотворчество — проявлением данной формы правотворческой деятельности является референдум, который проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. При этом итоги народного правотворчества (референдума), в отличие от правотворчества других видов, являются окончательными и не могут быть изменены ни в каком порядке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: