Примеры заданий С4-С7

Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б)

Примеры заданий С1-С3

Установите соответствие между событиями и датами.

СОБЫТИЯ

А) I съезд Советов СССР

Б) принятие первой Конституции СССР

В) образование Латвийской Советской Социалистической Республики

Г) вступление СССР в Лигу Наций

ДАТЫ

1) 1920 г.

2) 1922 г.

3) 1924 г.

4) 1934 г.

5) 1940 г.

Из рассказа М. А. Булгакова «Торговый ренессанс».

«Для того, кто видел Москву всего каких-нибудь пол­года назад, теперь она неузнаваема, настолько резко успе­ла изменить ее новая... политика…

Началось это постепенно... понемногу... То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из-под них гляну­ли на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочки, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, прибивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Вспыхнули сильные круглые лампы над выставками или узкие ослепительные трубки по бокам окон.

Трудно понять, из каких таинственных недр обнищав­шая Москва ухитрилась извлечь товар, но она достала его и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные витрины и раз­ложила на полках…

Не узнать Москвы. Москва торгует… Кондитерские на каждом шагу. И целые дни и до закрытия они полны народу. Полки завалены белым хлебом, калачами, фран­цузскими булками. Пирожные бесчисленными рядами ус­тилают прилавки. Все это чудовищных цен. Но цены в Москве давно уже никого не пугают, и сказочные, астроно­мические цифры миллионов (этого слова уже давно нет в Москве, оно окончательно вытеснено словом «лимон») про­пускают за день блестящие... кассы…

Движение на улицах возрастает с каждым днем… А на Ильинке с серого здания с колоннами исчезла над­пись «Горный совет» и повисла другая, с огромными бук­вами: «Биржа».

С 1. Явления какого периода описывает автор? Какие го­ды этот период охватывал?

С 2. В каких сферах началось движение страны в сторо­ну рынка?

С 3. Как относились современники к политике, о которой идет речь? Отношение каких слоев, групп общества было положительным, а каких - отрицательным? От чего зависело отношение к этой политике?

«...ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно

помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства...

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач

социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству и готовых его поддержать.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно- художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства;

4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения».

С1. Когда было принято это постановление? Назовите годы с точностью до десятилетия (например, середина 1940-х гг.). Назовите фамилию государственного деятеля, руководившего СССР в эти годы.

С2. Какие причины принятия постановления в нем указаны? Назовите не менее двух. В чем состоят изменения, вводимые постановлением? Укажите не менее двух.

СЗ. Какие особенности развития советской культуры в этот период, известные вам из курса истории, нашли отражение в постановлении? Назовите не менее двух. В каком году было воплощено в жизнь решение, сформулированное в пункте 2 постановления? С каким событием оно было связано?

Из воспоминаний участника строительства Сталинградс­кого тракторного завода С. 3. Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку....Каждый коллектив, каждая партийная, комсо­мольская, профсоюзная организация на своем участке ра­боты делала все возможное, чтобы выполнить вовремя за­казы для ударных строек...

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразите­лен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начина­лись эти гигантские работы. Ведь механизации не суще­ствовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котло­ванов под фундаменты цехов выполнялись артелями граба­рей....И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в ко­торые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопа­ты...

С развертыванием широкого фронта работ основной поли­тической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строитель­стве». Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, кото­рые стали активными организаторами ударных бригад... Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерыв­ной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отды­хали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением «завета от­цов».

С 1. Как называется экономический процесс, связанный с пер­вой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

С 2. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.

С 3. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех причин недовольства части рабочих своим положени­ем.

Сравните содержание государственной политики в отноше­нии крестьянства в 1921 — 1928 гг. и в 1929—1933 гг.

Назовите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

Общее
1.
2.
Различия
1. 1.
2. 2.
3. ------
------- 4.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: