Формы правления современных государств

Форма правления – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это такая форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

В теории различаются монархии неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). При этом ограниченные (конституционные) подразделяются на дуалистические и парламентарные.

Абсолютная монархия.

Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всём протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечён к какой-либо правовой ответственности, ни отстранён от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет своё государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал.

В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьёй. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.

В настоящее время наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия.

Дуалистическая монархия.

В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство).

В дуалистической монархии законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко.

Парламентарная монархия.

Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при контрасигнатуры, означающей, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства.

За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов.

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Республика – это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (президентско-парламентскую или полупрезидентскую) республики.

Парламентская республика.

Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента. Президент в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; он не ответственен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается (исключение – Болгария). Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом.

Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства – премьер-министра. Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам.

Парламентские республики – Германия, Финляндия, Индия, Турция, Эстония, Италия и др.

Президентская республика.

В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издаёт законы, а исполнительная – правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несёт перед ним ответственность. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать членов правительства. Как правило, президент избирается всенародным голосование. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте.

В президентской республике у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.). Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издаёт нормативные акты (указы, декреты и т.п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.

Президентские республики – США, Мексика, Бразилия, Филиппины и др.

Смешанная республика.

Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента.

Смешанная республика – Франция.

25. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Государственно-правовой (политический) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.

Признаки государственно-правового (политического) режима.

1. Показывает степень участия народа в механизмах формирования государственной власти, а также сами способы такого формирования.

2. Показывает соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности.

3. Показывает характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации государственной власти непосредственно народом.

4. Показывает положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата.

5. Показывает место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти.

6. Показывает доминирование определённых методов (убеждения, поощрения, принуждения) при осуществлении государственной власти.

7. Показывает политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.).

8. Показывает меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Демократический государственно-правовой режим – это такой режим, при котором высшей ценностью провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; закрепляется обеспечивается выборность и сменяемость органов государственной власти; закрепляется и обеспечивается политический плюрализм, гласность, свободные СМИ; государственная власть способствует развитию гражданского общества.

Признаки демократического государственно-правового режима.

1. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2. Решения государственной властью принимаются большинством с учётом интересов меньшинства.

3. Выборность и сменяемость органов государственной власти.

4. Народ – единственный источник власти.

5. Контроль населения за принятием политических решений.

6. Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган.

7. При осуществлении государственного управления доминируют методы убеждения, поощрения и компромисса.

8. Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества.

9. Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций.

10. Политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций).

11. Гласность; средства массовой информации свободны от цензуры.

12. Наличие гражданского общества.

Авторитарный государственно-правовой режим – это специфический механизм осуществления государственной власти, где полнота государственной власти сосредоточивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности) и сочетающих жёсткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики.

Признаки авторитарного государственно-правового режима.

1. Это государство, в котором власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом.

2. Государственная власть произвольно осуществляется ограниченным количеством органов и лиц.

3. Прямо используются управленческий административный аппарат, вооружённые силы и карательные учреждения.

4. Права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе.

5. Существует формальное требование соблюдения законов.

6. Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты).

7. Бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти.

8. Юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения.

9. Введение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных.

10. Допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.).

11. Определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества.

12. Жёсткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции.

13. Активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействие (административный и судебный произвол, политический террор).

Тоталитарный государственно-правовой режим – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической духовной), которая полностью поглощает гражданское общество.

Признаки тоталитарного государственно-правового режима.

1. Управление в обществе строится на началах всевластия административного аппарата или отдельных его лиц.

2. Это всевластие не определяется законом.

3. Из жизни общества исключается независимое правосудие.

4. Права и свободы игнорируются.

5. Общество находится под тотальным контролем административного аппарата, а также вооружённых сил и карательных учреждений.

6. Беспрепятственно подавляется личность.

7. Внеэкономическое принуждение к труду.

8. Политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии).

9. Политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти).

10. Венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть.

11. Псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся).

12. Мощные следящая и карательная система, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодательства.

13. Милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика.

14. Принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия.

15. Нагнетание путём репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: