Темы и вопросы для обсуждения. Правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи. Принципы осуществления обязательного медицинского страхования. Финансирование программ охраны и

Правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи. Принципы осуществления обязательного медицинского страхования. Финансирование программ охраны и укрепления здоровья населе-ния. Принципы охраны здоровья граждан. Программа государствен-ных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплат-ной медицинской помощи.

Тема 7. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Рекомендуемая литература

Рекомендуемые нормативные акты

1. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: федер. закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ.

2. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсион-ных накоплений: федер. закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

1. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от

17.12.2001 № 173-ФЗ.

2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде-рации: федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

3. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон

от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

1. Донцова, Ю. Новые правила для расчёта пенсии / Ю. Донцова //

ЭЖ-Юрист. – 2011. – № 27. – С. 10.

2. Кутепова, К.О. Всё о пенсиях: виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. – М., 2010. – 197 с.

3. Петров, А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник / А.Н. Петров. – М., 2007. – 232 с.

4. Путрова, О.В. История развития законодательства о негосударст-венном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и совет-ский периоды / О.В. Путрова // Социальное и пенсионное право. – 2011. –

№ 2. – С. 22 – 26.

5. Салмина, М. Досрочная пенсия / М. Салмина // ЭЖ-Юрист. –

2010. – № 27. – С. 10.

6. Ширант, А.А. Генезис принципов пенсионного обеспечения: нормативный подход / А.А. Ширант // Трудовое право в России и за ру-

бежом. – 2011. – № 2. – С. 41–42.



Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право предос-тавляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взно-сов, других поступлений. Основу национального законодательства в сфе-ре здравоохранения составляют: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС Российской Федерации

22.07.1993 № 5487-1) и Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам

России и гарантируется наличием системы социального страхования. Основу этой системы составляет Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона основными принци-пами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счёт средств обязательного медицинского страхо-вания гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой програм-мы обязательного медицинского страхования (далее также – программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обя-зательное медицинское страхование в размерах, установленных феде-ральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхова-нию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхова-ния независимо от финансового положения страховщика;



5) создание условий для обеспечения доступности и качества меди-цинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного меди-цинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного меди-цинского страхования и участников обязательного медицинского страхо-вания в органах управления обязательного медицинского страхования.

Часть 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства финансировать федеральные программы охраны

и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по разви-тию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (утв. ВС Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1) ус-танавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоро-вья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов мест-ного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независи-мо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граж-дан в области охраны здоровья.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граж-дане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает про-филактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социаль-ными работниками и иными специалистами в учреждениях государствен-ной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреж-дениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в госу-дарственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъек-тов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Гарантированный объём бесплатной медицинской помощи предос-тавляется гражданам в соответствии с Программой государственных га-рантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин-ской помощи.



Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояни-ях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осу-ществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчинённости и формы собственности медицинскими работниками, а также лицами, обязанными её оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному пра-вилу. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной сис-темы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здраво-охранения Российской Федерации. Скорая медицинская помощь гражда-нам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на её террито-рии, оказывается бесплатно за счёт средств бюджетов всех уровней.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Россий-ской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нор-мативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финанси-рования, а также порядок и структуру формирования тарифов на меди-цинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Рос-сийской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу госу-дарственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес-платной медицинской помощи и рассматривает доклад о её реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики

и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ор-ганы государственной власти субъектов Российской Федерации утвер-ждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицин-ского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи мо-гут определять дополнительные условия, виды и объёмы оказания меди-цинской помощи.

Сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с феде-ральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья чело-века, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных



сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к непоправимому результату. Эта ответственность уста-новлена в ст. 237 УК Российской Федерации.

1. Правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи.

2. Принципы осуществления обязательного медицинского страхования.

3. Финансовое обеспечение государственной политики в сфере охраны и укрепления здоровья населения.

4. Принципы охраны здоровья граждан.

5. Программа государственных гарантий оказания гражданам Рос-сийской Федерации бесплатной медицинской помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: