Акты применения норм права: понятие, признаки, виды

Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

- процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

- издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

"Результат решения юридического дела -индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.". На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формыприменения права:

- оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

- правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

- осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

- носит властный характер;

- имеет ряд стадий:

- реализуется в специальной процессуальной форме;

- завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

Реализация принятого решения (правоприменительного акта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

1. Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

2. Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

3. Акты применения права носят индивидуальный характер;

4. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1. Вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

2. Описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

3. Резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

1. По форме внешнего выражения;

2. По субъектам, применяющим нормы права;

3. По функциональному признаку;

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

6. По способу принятия;

7. По характеру решения;

8. По юридическому значению;

9. В зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить:

1. На акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

2. Акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:

1. Акты представительных органов;

2. Акты исполнительных органов;

3. Акты правоохранительных органов;

4. Акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

5. Акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1. Акты-регламентаторы;

2. Правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

1. Акты конституционно-правовые;

2. Акты административно-правовые;

3. Акты уголовно-правовые;

4. Акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

1. На регулятивные;

2. Охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют:

1. На принятые коллегиально;

2. Принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

1. Запрещающие;

2. Обязывающие;

3. Управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются:

1. На основные;

2. Вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают:

1. Акты однократного действия (наложение штрафа);

2. Длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: