Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Акты применения норм права: понятие, признаки, виды




Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

- процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

- издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

"Результат решения юридического дела -индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.". На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формыприменения права:

- оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

- правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

- осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

- носит властный характер;

- имеет ряд стадий:

- реализуется в специальной процессуальной форме;

- завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

Реализация принятого решения (правоприменительного акта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

1. Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

2. Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;




3. Акты применения права носят индивидуальный характер;

4. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1. Вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

2. Описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

3. Резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

1. По форме внешнего выражения;

2. По субъектам, применяющим нормы права;

3. По функциональному признаку;

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

6. По способу принятия;

7. По характеру решения;

8. По юридическому значению;

9. В зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить:

1. На акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

2. Акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:

1. Акты представительных органов;

2. Акты исполнительных органов;



3. Акты правоохранительных органов;

4. Акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

5. Акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1. Акты-регламентаторы;

2. Правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

1. Акты конституционно-правовые;

2. Акты административно-правовые;

3. Акты уголовно-правовые;

4. Акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

1. На регулятивные;

2. Охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют:

1. На принятые коллегиально;

2. Принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

1. Запрещающие;

2. Обязывающие;

3. Управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются:

1. На основные;

2. Вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают:

1. Акты однократного действия (наложение штрафа);

2. Длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 5533; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10179 - | 7786 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.