Система законодательства

Виды отраслей права.

29.11.12

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные, общественные отношения своим особым методом.

По предмет регулирования:

· Конституционное право

· Уголовное

· Гражданское

· Административное

· Трудовое

· Финансовое

· Земельное

· Семейное

· Уголовно-процессуальное и т.д.

По назначению: (какую роль играют)

· Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения.

· Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права

По предметному единству (какой предмет могут регулировать отрасли права):

· Основные – в них не могут входить нормы других отраслей права

· Комплексные – состоят из норм, взятых из различных отраслей права

Правовой институт – совокупность правовых норм регулирующих одну сторону (сферу) качественно однородных общественных отношений.

Особенности правового института:

1. Содержание института выражено в специфической группе понятий общих положений и терминов.

2. Наличие комплекса «равноправных» нормативных предписаний.

3. Наличие между нормами права устойчивых закономерных связей, которые выражены в юридических конструкциях.

4. Закрепляется в законодательстве посредством помещения его либо в отдельный н.п.а., либо в к-л главу н.п.а.

Виды институтов.

По функциям права:

· Регулятивные

· Охранительные

По связи с элементами системы права:

· Отраслевые – состоят из норм одно отрасли права (напр. институт выборов)

· Комплексные/межотраслевые – из нескольких отраслей права (напр. институт собственности)

Процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок реализации норм материального права. Напр. в гражд.-проц. праве, нормы, определяющие порядок регистрации ЮЛ; нормы уг.-проц, определяющие порядок предъявления обвинения.

Материальное право – совокупность правовых норм обеспечивающих непосредственное регулирование общественных отношений. Напр, в гр.праве, нормы, определяющие статус ЮЛ; в уг. праве – состав конкретного преступления.

На ряду с материальным и процессуальным правом, все нормы можно разделить на частное и публичное право.

Частное право – совокупность норм, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников, их имущественной деятельности и личных отношений.

Основной метод регулирования частного права – диспозитивный, это сфера свободы и частной инициативы. Тип правового регулирования – общедозволительный (разрешено всё, что прямо не запрещено). Состоит их гражданского, семейного, трудового права.

Публичное право – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной, правоприменительной (в т.ч. правоохранительной), судебной и контрольно-надзорной деятельности.

Метод правового регулирования – императивный. Жёсткая регламентация поведения участников правоотношений, неравное их положение, отношения власти и подчинения.

Тип правового регулирования – разрешительный (запрещено всё, что не разрешено). Состояит из отраслей конст., адм, фин., уг. права.

Законодательство – это совокупность н.п.а., принятых, изданных и действующих в данном государстве, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система законодательства РФ определена Указом президента «О классификаторе правовых актов».

Система права - содержание Система права форма (законодательство)
Система права объективна, т.к. обусловлена системой общественных отношений Система законодательства субъективна, т.к. определяется волей законодателя, исходя из принципа объективности.
Состоит из норм Из н.п.а
   
Система состоит только из норм. Кроме норм, включает резывы, декларации, указания на мотивы и цели принятия (издания) норм права.
Система права имеет только вертикальное, отраслевое строение. Вертикальное строение (по юр. силе), и горизонтальное – акты федераций, субъектов, МСУ.
Действие отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства. Отраслей законодательства больше.

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочивание (приведения в определённую систему) н.п.а.

В процессе систематизации:

1. Сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты.

2. Выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвящённых одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, а также нормы, действие которых «перекрыто» актами, изданными позднее.

3. Подготавливаются проекты новых актов, предложения об измени действующих.

4. Вновь принятые н.п.а., а также сохраняющие своё действие группируются по определённой системе и сводятся в собрания в сборники законодательства.

Учёт – это сбор государственными органами, ЮЛ, практикующими юристами н.п.а., необходимых для их деятельности и поддержания нормативного материала в контрольном состоянии.

Инкорпорация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации:

1. Хронологический – по времени принятия.

2. Тематический – по определённой тематике.

Виды инкорпорированных актов:

1. Сборники

2. Инкорпорированные издания законов или иных нормативных актов (сборник н.п.а Кировской обл)

3. Собрания

4. Инкорпорированы издания н.п.а. высших органов гос. власти и управления.

5. Свод законов – собрание всего действующего законодательства без к-л исключения (свод законов Российской империи).

Виды инкорпорации:

1. По субъекту (кто осуществляет):

· Официальная инкорпорация – осуществляется уполномоченными на то организациями, с утверждением инкорпорированных актов, органами их издавшими (напр. Собрание законодательства РФ).

· Полуофициальная – утверждение сборника специально уполномоченными на то гос. органами.

· Неофициальная – формирование сборника и издание осуществляется организациями и отдельными лицами по собственной инициативы без утверждения компетентными органами.

По способу упорядочивания:

· Предметная – н.п.а. формируются по предмету регулирования.

· Хронологическая – н.п.а. располагаются по времени издания (свод законов РСФСР).

Консолидация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а. без изменения их содержания в единый акт с утратой самостоятельного юридического значения каждого акта.

Кодификация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а в единый логически цельный акт, с изменением его содержания.

Виды кодификации:

1. Всеобщая – состоит в сплошной кодификации нормативного материала.

2. Комплексная – заключается в кодификации комплексных отраслей, либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

3. Отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права.

4. Специальная – состоит в кодификации отдельных правовых институтов.

В результате кодификации издаётся кодифицированный акт. Виды:

1) Основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли или института права, а также подотрасли права.

2) Кодекс – обеспечивает детальное и по возможности полное всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений.

3) Устав – содержит нормы, регулирующие деятельность определённы органов, ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления.

4) Положения – содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определённой системы органов гос. власти.

5) Регламенты – включают нормы, регулирующие вопросы правового статуса того или иного гос. органа, а также процедуру его деятельности (Регламент Гос. Думы РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: