Виды отраслей права.
29.11.12
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные, общественные отношения своим особым методом.
По предмет регулирования:
· Конституционное право
· Уголовное
· Гражданское
· Административное
· Трудовое
· Финансовое
· Земельное
· Семейное
· Уголовно-процессуальное и т.д.
По назначению: (какую роль играют)
· Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения.
· Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права
По предметному единству (какой предмет могут регулировать отрасли права):
· Основные – в них не могут входить нормы других отраслей права
· Комплексные – состоят из норм, взятых из различных отраслей права
Правовой институт – совокупность правовых норм регулирующих одну сторону (сферу) качественно однородных общественных отношений.
Особенности правового института:
|
|
1. Содержание института выражено в специфической группе понятий общих положений и терминов.
2. Наличие комплекса «равноправных» нормативных предписаний.
3. Наличие между нормами права устойчивых закономерных связей, которые выражены в юридических конструкциях.
4. Закрепляется в законодательстве посредством помещения его либо в отдельный н.п.а., либо в к-л главу н.п.а.
Виды институтов.
По функциям права:
· Регулятивные
· Охранительные
По связи с элементами системы права:
· Отраслевые – состоят из норм одно отрасли права (напр. институт выборов)
· Комплексные/межотраслевые – из нескольких отраслей права (напр. институт собственности)
Процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок реализации норм материального права. Напр. в гражд.-проц. праве, нормы, определяющие порядок регистрации ЮЛ; нормы уг.-проц, определяющие порядок предъявления обвинения.
Материальное право – совокупность правовых норм обеспечивающих непосредственное регулирование общественных отношений. Напр, в гр.праве, нормы, определяющие статус ЮЛ; в уг. праве – состав конкретного преступления.
На ряду с материальным и процессуальным правом, все нормы можно разделить на частное и публичное право.
Частное право – совокупность норм, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников, их имущественной деятельности и личных отношений.
Основной метод регулирования частного права – диспозитивный, это сфера свободы и частной инициативы. Тип правового регулирования – общедозволительный (разрешено всё, что прямо не запрещено). Состоит их гражданского, семейного, трудового права.
|
|
Публичное право – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной, правоприменительной (в т.ч. правоохранительной), судебной и контрольно-надзорной деятельности.
Метод правового регулирования – императивный. Жёсткая регламентация поведения участников правоотношений, неравное их положение, отношения власти и подчинения.
Тип правового регулирования – разрешительный (запрещено всё, что не разрешено). Состояит из отраслей конст., адм, фин., уг. права.
Законодательство – это совокупность н.п.а., принятых, изданных и действующих в данном государстве, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Система законодательства РФ определена Указом президента «О классификаторе правовых актов».
Система права - содержание | Система права форма (законодательство) |
Система права объективна, т.к. обусловлена системой общественных отношений | Система законодательства субъективна, т.к. определяется волей законодателя, исходя из принципа объективности. |
Состоит из норм | Из н.п.а |
Система состоит только из норм. | Кроме норм, включает резывы, декларации, указания на мотивы и цели принятия (издания) норм права. |
Система права имеет только вертикальное, отраслевое строение. | Вертикальное строение (по юр. силе), и горизонтальное – акты федераций, субъектов, МСУ. |
Действие отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства. | Отраслей законодательства больше. |
Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочивание (приведения в определённую систему) н.п.а.
В процессе систематизации:
1. Сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты.
2. Выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвящённых одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, а также нормы, действие которых «перекрыто» актами, изданными позднее.
3. Подготавливаются проекты новых актов, предложения об измени действующих.
4. Вновь принятые н.п.а., а также сохраняющие своё действие группируются по определённой системе и сводятся в собрания в сборники законодательства.
Учёт – это сбор государственными органами, ЮЛ, практикующими юристами н.п.а., необходимых для их деятельности и поддержания нормативного материала в контрольном состоянии.
Инкорпорация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение.
Принципы инкорпорации:
1. Хронологический – по времени принятия.
2. Тематический – по определённой тематике.
Виды инкорпорированных актов:
1. Сборники
2. Инкорпорированные издания законов или иных нормативных актов (сборник н.п.а Кировской обл)
3. Собрания
4. Инкорпорированы издания н.п.а. высших органов гос. власти и управления.
5. Свод законов – собрание всего действующего законодательства без к-л исключения (свод законов Российской империи).
Виды инкорпорации:
1. По субъекту (кто осуществляет):
· Официальная инкорпорация – осуществляется уполномоченными на то организациями, с утверждением инкорпорированных актов, органами их издавшими (напр. Собрание законодательства РФ).
· Полуофициальная – утверждение сборника специально уполномоченными на то гос. органами.
· Неофициальная – формирование сборника и издание осуществляется организациями и отдельными лицами по собственной инициативы без утверждения компетентными органами.
|
|
По способу упорядочивания:
· Предметная – н.п.а. формируются по предмету регулирования.
· Хронологическая – н.п.а. располагаются по времени издания (свод законов РСФСР).
Консолидация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а. без изменения их содержания в единый акт с утратой самостоятельного юридического значения каждого акта.
Кодификация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а в единый логически цельный акт, с изменением его содержания.
Виды кодификации:
1. Всеобщая – состоит в сплошной кодификации нормативного материала.
2. Комплексная – заключается в кодификации комплексных отраслей, либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.
3. Отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права.
4. Специальная – состоит в кодификации отдельных правовых институтов.
В результате кодификации издаётся кодифицированный акт. Виды:
1) Основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли или института права, а также подотрасли права.
2) Кодекс – обеспечивает детальное и по возможности полное всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений.
3) Устав – содержит нормы, регулирующие деятельность определённы органов, ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления.
4) Положения – содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определённой системы органов гос. власти.
5) Регламенты – включают нормы, регулирующие вопросы правового статуса того или иного гос. органа, а также процедуру его деятельности (Регламент Гос. Думы РФ).