Судебной власти

Quot;


тельность перед Президентом РФ и Государственной Думой. Это выражается, в частности, в том, что Прези­дент может отправить Правительство в отставку.

Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. В Конституции определены основы компетенции Правительства. Согласно ст. 114 Конститу­ции Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Ду­
ме федеральный бюджет и обеспечивает его исполне­
ние; представляет Государственной Думе отчет об ис­
полнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой,
кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой государствен­
ной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собствен­
ностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны стра­
ны, государственной безопасности, реализации внешней
политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране собственности и общест­
венного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указа­ми Президента РФ.


в работе парламентских комитетов и комиссий, в работе депутатских объединений, работа с избирателями. Поми­мо сказанного, парламентарии наделены правом направ­лять запросы в различные государственные органы, а также обращаться к членам Правительства с вопросами на заседаниях палат. Все депутаты Государственной Ду­мы и члены Совета Федерации, за исключением предсе­дателей палат, их заместителей и руководителей депу­татских объединений Государственной Думы, обязаны со­стоять в одном из комитетов соответствующей палаты.

Для обеспечения надлежащего осуществления полно­мочий членами Совета Федерации и депутатами Госу­дарственной Думы, законодательством предусмотрен ряд гарантий. В частности, право на безотлагательный прием должностными лицами, обязанность государст­венных органов и должностных лиц предоставлять за­прашиваемые сведения и документы, обеспечение фи­нансово-материальных условий, гарантии трудовых прав и пр.

Важным элементом правового статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы является их неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосно­венностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть'задержаны, арестованы, подвергнуты обы­ску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным зако­ном для обеспечения безопасности других людей. Во­прос о лишении неприкосновенности решается по пред­ставлению Генерального прокурора РФ соответствую­щей палатой парламента.



том РФ. Порядок назначения мировых судей предусмот­рен законодательством субъектов РФ.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж ра­боты по юридической профессии не менее 5 лет. Для су­дей вышестоящих судов минимальный возраст и стаж увеличены.

Конституционный Суд РФ является судебным орга­ном конституционного контроля. По запросу определен­ных Конституцией РФ субъектов он разрешает дела о соответствии Конституции различных нормативных пра­вовых актов, принятых на территории РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ. Поми­мо этого, Конституционный Суд РФ: разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан и по запросам судов проверяет конституци­онность закона, примененного или подлежащего приме­нению в конкретном деле; дает официальное толкова­ние Конституции РФ и др.

Верховный Суд РФ является высшим судебным орга­ном по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуще­ствляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим су­дебным органом по разрешению экономических споров и иных.дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным зако­ном процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судеб­ной практики.


об отставке Правительства (в законодательстве не ука­заны причины такого решения, следовательно, здесь оп-ределяющим фактором выступает воля Президента).

3. Государственная Дума большинством голосов от об­щего числа депутатов может выразить недоверие Пра­вительству. В этом случае Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с реше­нием Государственной Думы. В случае если Государст­венная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об от­ставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу.

4. Председатель Правительства может поставить пе- •.ред Государственной Думой вопрос.о доверии Прави­тельству.'Если Государственная Дума в доверии отказы­вает, Президент в течение семи дней принимает реше­ние об отставке Правительства РФ или о роспуске Госу­дарственной Думы и назначении новых выборов.

Отставка Председателя Правительства автоматически приводит к отставке всего Правительства. Отставка от­дельного члена правительства (персональная отставка) возможна в индивидуальном порядке, т. е. она не сказы­вается на Правительстве в целом.


45. Конституционные принципы осуществления

Организация и порядок деятельности органов судеб­ной власти основываются на ряде важных конституцион­ных принципов,

1. Осуществление правосудия только судом. Су­дебная власть принадлежит только судам, создаваемым в соответствии с законодательством. Создание чрезвы­чайных судов не допускается.

2. Законность. В своей деятельности суды обязаны неукоснительно соблюдать законы.

3. Независимость судей. Деятельность судов подчи­нена только закону. Судьи не могут находиться на госу­дарственной службе, заниматься другой оплачиваемой

.деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи несменяемы. Фи­нансирование судов производится только из федераль­ного бюджета.

4. Коллегиальность. Рассмотрение дел в суде воз­можно как коллегиально, так и единолично. Единолично судья рассматривает только дела о мелких правонару­шениях. Есть разные варианты коллегиального рассмот­рения дел в судах первой инстанции: судьей с участием двух народных заседателей; судьей с участием 12 при­сяжных заседателей;'тремя профессиональными судья­ми. В высших судах все дела рассматриваются коллеги­ей профессиональных судей.

5. Состязательность и равноправие сторон. Госу­дарство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к рел'и-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: