Quot;
тельность перед Президентом РФ и Государственной Думой. Это выражается, в частности, в том, что Президент может отправить Правительство в отставку.
Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. В Конституции определены основы компетенции Правительства. Согласно ст. 114 Конституции Правительство РФ:
а) разрабатывает и представляет Государственной Ду
ме федеральный бюджет и обеспечивает его исполне
ние; представляет Государственной Думе отчет об ис
полнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в РФ единой государствен
ной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собствен
ностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны стра
ны, государственной безопасности, реализации внешней
политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране собственности и общест
венного порядка, борьбе с преступностью;
■ ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
в работе парламентских комитетов и комиссий, в работе депутатских объединений, работа с избирателями. Помимо сказанного, парламентарии наделены правом направлять запросы в различные государственные органы, а также обращаться к членам Правительства с вопросами на заседаниях палат. Все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, за исключением председателей палат, их заместителей и руководителей депутатских объединений Государственной Думы, обязаны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.
Для обеспечения надлежащего осуществления полномочий членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательством предусмотрен ряд гарантий. В частности, право на безотлагательный прием должностными лицами, обязанность государственных органов и должностных лиц предоставлять запрашиваемые сведения и документы, обеспечение финансово-материальных условий, гарантии трудовых прав и пр.
Важным элементом правового статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы является их неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть'задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой парламента.
том РФ. Порядок назначения мировых судей предусмотрен законодательством субъектов РФ.
Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Для судей вышестоящих судов минимальный возраст и стаж увеличены.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. По запросу определенных Конституцией РФ субъектов он разрешает дела о соответствии Конституции различных нормативных правовых актов, принятых на территории РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ. Помимо этого, Конституционный Суд РФ: разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; дает официальное толкование Конституции РФ и др.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных.дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
об отставке Правительства (в законодательстве не указаны причины такого решения, следовательно, здесь оп-ределяющим фактором выступает воля Президента).
3. Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов может выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства может поставить пе- •.ред Государственной Думой вопрос.о доверии Правительству.'Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Отставка Председателя Правительства автоматически приводит к отставке всего Правительства. Отставка отдельного члена правительства (персональная отставка) ■ возможна в индивидуальном порядке, т. е. она не сказывается на Правительстве в целом.
45. Конституционные принципы осуществления
Организация и порядок деятельности органов судебной власти основываются на ряде важных конституционных принципов,
1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть принадлежит только судам, создаваемым в соответствии с законодательством. Создание чрезвычайных судов не допускается.
2. Законность. В своей деятельности суды обязаны неукоснительно соблюдать законы.
3. Независимость судей. Деятельность судов подчинена только закону. Судьи не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
.деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи несменяемы. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.
4. Коллегиальность. Рассмотрение дел в суде возможно как коллегиально, так и единолично. Единолично судья рассматривает только дела о мелких правонарушениях. Есть разные варианты коллегиального рассмотрения дел в судах первой инстанции: судьей с участием двух народных заседателей; судьей с участием 12 присяжных заседателей;'тремя профессиональными судьями. В высших судах все дела рассматриваются коллегией профессиональных судей.
5. Состязательность и равноправие сторон. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рел'и-