Полномочия Президента РФ

Разграничение предметов ведения между Россией и субъектами Федерации

Основы конституционного статуса субъектов РФ

I 3

Российская Федерация состоит из республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов - равноправных субъектов Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции). Численный, видо­вой и именной состав субъектов Российской Федерации за­креплен в ч. 1 ст. 65 Конституции. В настоящее время в Рос­сийской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республи­ка, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральною значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Состав Российской Федерации может быть изменен. Подобное может происходить путем:

1) принятия в состав Российской Федерации нового
субъекта извне;

2) образования в составе Российской Федерации ново­го субъекта в результате: а) объединения существую­щих субъектов, б) вычленения из существующих субъек­тов самостоятельных образований;

3) изменения кс>нституционно-правового статуса субъекта.

Конституционно-правовое положение различных субъектов имеет ряд общих черт:

1) все субъекты являются неотъемлемыми частями Рос­сийской Федерации, они не обладают государственным су­веренитетом и правом выхода из состава Федерации;

2) все субъекты равноправны;

3) субъекты Российской Федерации обладают государ­ственной властью;

4) субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории;

5) наличие у каждого субъекта собственной правовой системы, которая является частью федеральной правовой системы и не может находиться с ней в противоречии;

35. Государственные органы: понятие, компетенция. Разделение властей

Принцип разделения властей признан в качестве одно­го из важнейших условий демократии.

В Конституции РФ закреплен принцип разделения вла­стей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Реализуя этот принцип, органы, представляющие конфетную ветвь государственной власти, осуществляют свои полномочия самостоятель­но, находясь во взаимодействии и уравновешивая друг друга. Такая организация государственной власти позво­ляет предотвратить сосредоточение властных полномо­чий в руках одного человека или органа, не допустить узурпацию власти. Принцип разделения властей прояв­ляется в разделении компетенции между соответствую­щими властными органами.

Государственный орган - часть государственного аппарата, осуществляющая государственно-властные полномочия в рамках своей компетенции, установлен-ной законом.

В связи с федеративным устройством России следует

различать федеральные государственные органы и го­сударственные органы субъектов Федерации. Система

государственных органов субъектов устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и с установленными федеральным законом основны­ми принципами организации государственной власти в субъектах.

Система государственных органов в общих чертах закреплена в Конституции РФ. Особое место занимает Президент РФ. Являясь главой государства, он не вхо­дит ни в одну из ветвей власти. Законодательную


Разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Феде­рации и субъектами возможно только на основе Консти­туции, Федеративного договора и иных внутригосударст-венных договоров по этим вопросам. Это положение яв­ляется одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 11 Конституции).

Исключительная компетенция Российской Федера­ции означает, что по перечисленным вопросам издают­ся федеральные конституционные законы и федераль­ные законы, имеющие прямое действие на всей террито­рии Российской Федерации, иные нормативные право­вые акты не могут им противоречить. Закрытый пере­чень исключительных полномочий Федерации содержит­ся в ст. 71 Конституции. Эта статья состоит из 18 пунк­тов, однако в некоторых пунктах объединено несколько различных полномочий. В частности, к исключительному ведению Российской Федерации относится: принятие и

изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; амнистия и помилование и др.

По вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, издаются феде­ральные законы, законы и иные нормативные правовые

ые X

36. Порядок выборов' и прекращения полномочий Президента РФ

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может зани­мать должность Президента РФ более двух сроков под­ряд. Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 12 июня 2002 г. и ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет и обладающий активным избирательным правом. Кандида­ты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты по-литическими партиями, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения.

Для регистрации кандидата на пост Президента РФ необ-ходимо либо внести установленный избирательный залог, либо собрать 2 млн подписей избирателей. Партии, пред­ставленные в Государственной Думе, могут выставить сво­его кандидата без соблюдения этих условий.

Выборы Президента РФ признаются состоявшимися,

если в них приняли участие более 50% зарегистрирован­ных избирателей. На выборах Президента РФ применя­ется мажоритарная избирательная система абсолютно­го большинства. Если по результатам голосования ни один из кандидатов не набрал требуемого количества голосов, назначается повторное голосование. В бюлле­тень для повторного голосования вносятся фамилии двух кандидатов, набравших наибольшее количество го-


--& - 19


акты субъектов Российской Федерации. В случае проти­воречия между федеральным законом и иным актом, из­данным в Российской Федерации, действует федераль­ный закон. Закрытый перечень этих вопросов содержит­ся в ст. 72 Конституции РФ. К ним, помимо прочего, отно­сится: координация международных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов Федерации; установление об­щих принципов организации системы органов государ­ственной власти и местного самоуправления; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безо­пасности; социальная защита и социальное обеспече-ние; координация международных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов Федерации и др.

Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации в Конституции не перечисле­ны. Согласно ст. 73 Конституции к ним относятся все во­просы, не указанные в ст. 71 и 72. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федера­ции и субъектов, субъекты Российской Федерации обла­дают всей полнотой государственной власти и осуществ­ляют собственное правовое регулирование. В случае противоречия между федеральным законом и норматив­ным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта.


6) все субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации;

7) все субъекты вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, заключать внутригосударствен-ные договоры (как между собой, так и с Федерацией в целом);

8) субъекты Российской Федерации имеют свою сим­волику (герб, флаг, редко - гимн).

Наряду с этим различным видам субъектов прису­щи отличительные особенности. В целом можно вы­делить три группы субъектов: а) республики; б) террито­риально-государственные образования этнического ха­рактера (автономная область и автономные округа); в) иные территориально-государственные образования (фая, области, города федерального значения).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики в со­ставе Российской Федерации являются государствами. Однако собственным суверенитетом они не обладают, имеют право на самоопределение лишь в рамках Россий­ской Федерации. Все республики образованы по нацио­нальному принципу. От иных территориально-государст­венных образований их отличает наличие собственной конституции, возможность устанавливать свой государст­венный язык, каждая республика имеет свою столицу.

Автономная область и автономные округа созданы с учетом национального состава населения. Основная особенность их правового статуса заключается в том, что территория 9 из 10 ныне существующих автономных округов находится на территории краев и областей.

Края, области и города федерального значения яв ляются территориальными образованиями. Особенно­сти правового положения Москвы связаны с ее статусом столицы Российской Федерации.



лосов при первом голосовании. В этом случае победив­шим признается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Президент РФ приступает к исполнению своих полно­мочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока пребывания в должно­сти. Президент РФ прекращает исполнение полномо­чий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособ­ности по состоянию здоровья осуществлять принадле­жащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выпол­нять свои обязанности, их временно исполняет Предсе­датель Правительства РФ.

.Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступ­ления и заключением Конституционного Суда РФ о со-. блюдении установленного порядка выдвижения обвине­ния. Решение Государственной Думы о выдвижении об­винения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 го­лосов от общего числа в каждой из палат. Решение Со­вета Федерации об отрешении Президента РФ от долж­ности должно быть принято не позднее чем в трехмесяч­ный срок после выдвижения Государственной Думой об­винения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.


власть, т. е. принятие законов, в Российской Федерации осуществляет представительный орган - Федеральное Собрание РФ (парламент). Высший орган исполнитель­ной власти - Правительство РФ. Иные исполнитель­ные органы - министерства, ведомства и пр. определя­ются федеральным законодательством. Судебная власть возлагается на систему судов, которую состав­ляют Конституционный Суд-РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, соответствующие суды субъектов.

Неоднозначно место прокуратуры в системе государ­ственных органов. Прокуратура относится к числу пра­воохранительных органов. Ее основной функцией явля­ется осуществление надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов государственными органами, гражданами, организациями и пр. В Конститу­ции РФ ст. 129, посвященная прокуратуре, помещена в главу 7 «Судебная власть». Однако прокуратура не на­делена судебными полномочиями. Поэтому такое раз­мещение 129 статьи Конституции следует признать ско­рее технической недоработкой, нежели отнесением ор­ганов прокуратуры к судебной впасти.

Существуют различные классификации государствен­ных органов. По способу формирования различают вы­борные органы (напр., Государственная Дума) и форми­руемые путем назначения (напр., Правительство РФ). Различают также единоличные (напр., Президент РФ) и коллегиальные органы (напр., Конституционный Суд РФ).


__
___.

_


_
' __
у>

' __ у>

Президент РФ - глава государства. Он является гаран­том Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспе­чивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти; определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики го­сударства; представляет Россию внутри страны и в меж­дународных отношениях.

Компетенция Президента РФ определена в 4 главе Конституции РФ.

В сфере исполнительной власти Президент РФ: на­значает с согласия Государственной Думы Председате­ля Правительства РФ; имеет право председательство­вать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председа­теля Правительства назначает на должность и освобож­дает от должности членов Правительства.

Президент РФ обладает полномочиями, связанными с деятельностью законодательной власти: назначает выборы Государственной Думы; распускает Государст­венную Думу; назначает референдум; вносит законопро­екты в Государственную Думу; подписывает и обнароду­ет федеральные законы.

В отношении судебной власти и прокуратуры Пре­зидент РФ: представляет Совету Федерации кандидату­ры для назначения на должности судей Конституционно­го Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражно­го Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокуро­ра РФ; назначает судей других федеральных судов.

В сфере обороны и безопасности государства Пре-


я _________________ ш

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: