Разграничение предметов ведения между Россией и субъектами Федерации
Основы конституционного статуса субъектов РФ
I 3
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции). Численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации закреплен в ч. 1 ст. 65 Конституции. В настоящее время в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральною значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Состав Российской Федерации может быть изменен. Подобное может происходить путем:
1) принятия в состав Российской Федерации нового
субъекта извне;
2) образования в составе Российской Федерации нового субъекта в результате: а) объединения существующих субъектов, б) вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;
3) изменения кс>нституционно-правового статуса субъекта.
Конституционно-правовое положение различных субъектов имеет ряд общих черт:
1) все субъекты являются неотъемлемыми частями Российской Федерации, они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава Федерации;
2) все субъекты равноправны;
3) субъекты Российской Федерации обладают государственной властью;
4) субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории;
5) наличие у каждого субъекта собственной правовой системы, которая является частью федеральной правовой системы и не может находиться с ней в противоречии;
35. Государственные органы: понятие, компетенция. Разделение властей
Принцип разделения властей признан в качестве одного из важнейших условий демократии.
В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Реализуя этот принцип, органы, представляющие конфетную ветвь государственной власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, находясь во взаимодействии и уравновешивая друг друга. Такая организация государственной власти позволяет предотвратить сосредоточение властных полномочий в руках одного человека или органа, не допустить узурпацию власти. Принцип разделения властей проявляется в разделении компетенции между соответствующими властными органами.
Государственный орган - часть государственного аппарата, осуществляющая государственно-властные полномочия в рамках своей компетенции, установлен-ной законом.
В связи с федеративным устройством России следует
различать федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Федерации. Система
государственных органов субъектов устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и с установленными федеральным законом основными принципами организации государственной власти в субъектах.
Система государственных органов в общих чертах закреплена в Конституции РФ. Особое место занимает Президент РФ. Являясь главой государства, он не входит ни в одну из ветвей власти. Законодательную
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных внутригосударст-венных договоров по этим вопросам. Это положение является одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 11 Конституции).
Исключительная компетенция Российской Федерации означает, что по перечисленным вопросам издаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. Закрытый перечень исключительных полномочий Федерации содержится в ст. 71 Конституции. Эта статья состоит из 18 пунктов, однако в некоторых пунктах объединено несколько различных полномочий. В частности, к исключительному ведению Российской Федерации относится: принятие и
изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; амнистия и помилование и др.
По вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, издаются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые
— ые X
36. Порядок выборов' и прекращения полномочий Президента РФ
Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. и ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет и обладающий активным избирательным правом. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты по-литическими партиями, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения.
Для регистрации кандидата на пост Президента РФ необ-ходимо либо внести установленный избирательный залог, либо собрать 2 млн подписей избирателей. Партии, представленные в Государственной Думе, могут выставить своего кандидата без соблюдения этих условий.
Выборы Президента РФ признаются состоявшимися,
если в них приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей. На выборах Президента РФ применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если по результатам голосования ни один из кандидатов не набрал требуемого количества голосов, назначается повторное голосование. В бюллетень для повторного голосования вносятся фамилии двух кандидатов, набравших наибольшее количество го-
--& - 19
акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Закрытый перечень этих вопросов содержится в ст. 72 Конституции РФ. К ним, помимо прочего, относится: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; социальная защита и социальное обеспече-ние; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и др.
Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации в Конституции не перечислены. Согласно ст. 73 Конституции к ним относятся все вопросы, не указанные в ст. 71 и 72. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта.
6) все субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации;
7) все субъекты вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, заключать внутригосударствен-ные договоры (как между собой, так и с Федерацией в целом);
8) субъекты Российской Федерации имеют свою символику (герб, флаг, редко - гимн).
Наряду с этим различным видам субъектов присущи отличительные особенности. В целом можно выделить три группы субъектов: а) республики; б) территориально-государственные образования этнического характера (автономная область и автономные округа); в) иные территориально-государственные образования (фая, области, города федерального значения).
Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации являются государствами. Однако собственным суверенитетом они не обладают, имеют право на самоопределение лишь в рамках Российской Федерации. Все республики образованы по национальному принципу. От иных территориально-государственных образований их отличает наличие собственной конституции, возможность устанавливать свой государственный язык, каждая республика имеет свою столицу.
Автономная область и автономные округа созданы с учетом национального состава населения. Основная особенность их правового статуса заключается в том, что территория 9 из 10 ныне существующих автономных округов находится на территории краев и областей.
Края, области и города федерального значения яв ляются территориальными образованиями. Особенности правового положения Москвы связаны с ее статусом столицы Российской Федерации.
лосов при первом голосовании. В этом случае победившим признается кандидат, набравший относительное большинство голосов.
Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока пребывания в должности. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
.Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со-. блюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
власть, т. е. принятие законов, в Российской Федерации осуществляет представительный орган - Федеральное Собрание РФ (парламент). Высший орган исполнительной власти - Правительство РФ. Иные исполнительные органы - министерства, ведомства и пр. определяются федеральным законодательством. Судебная власть возлагается на систему судов, которую составляют Конституционный Суд-РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, соответствующие суды субъектов.
Неоднозначно место прокуратуры в системе государственных органов. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов. Ее основной функцией является осуществление надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов государственными органами, гражданами, организациями и пр. В Конституции РФ ст. 129, посвященная прокуратуре, помещена в главу 7 «Судебная власть». Однако прокуратура не наделена судебными полномочиями. Поэтому такое размещение 129 статьи Конституции следует признать скорее технической недоработкой, нежели отнесением органов прокуратуры к судебной впасти.
Существуют различные классификации государственных органов. По способу формирования различают выборные органы (напр., Государственная Дума) и формируемые путем назначения (напр., Правительство РФ). Различают также единоличные (напр., Президент РФ) и коллегиальные органы (напр., Конституционный Суд РФ).
__ |
___. |
_
_ |
' __ |
у> |
' __ — у>
Президент РФ - глава государства. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента РФ определена в 4 главе Конституции РФ.
В сфере исполнительной власти Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства.
Президент РФ обладает полномочиями, связанными с деятельностью законодательной власти: назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы.
В отношении судебной власти и прокуратуры Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов.
В сфере обороны и безопасности государства Пре-
я _________________ ш |