Сословно-представительная монархии во франции. Генеральные штаты

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.

В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.

С конца XIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в XVI в. они получили название «провинциальных штатов».

Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.

23. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI–XVIII вв.

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

24. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ (X–XII вв.)

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского королевства. За восточной частью империи, в которую вошли Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось название Тевтонского государства. И хотя в новом государственном образовании не было прочных экономических и политических связей между составными частями, объединение германских герцогств в значительной степени определялось внешней политикой императоров, стремившихся к захвату территорий соседних народов.

Историю феодального государства Германии можно разделить на три этапа:

1. Образование раннефеодальной монархии.

2. Формирование и укрепление сословно-представительных монархий в германских княжествах и установление олигархии курфюрстов.

3. Утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах.

В рассматриваемый период в Германии завершилось деление общества на два основных класса феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян. В этот период класс феодалов в Германии был крайне неоднороден, его верхушку составляли крупные феодалы – светские и духовные князья. Другую многочисленную группу господствующего класса составляли средние и главным образом мелкие феодалы – рыцари.

В результате образования городов в Германии (XI–XII вв.) сложилось особое сословие феодального общества – горожане. В XII в. городское население разделилось на две основные социальные группы купцов и ремесленников. Купцы входили в гильдии, а ремесленники образовывали цехи.

В Х-ХИ вв. Германия хотя и являлась формально политически единой, но ее государственный строй характеризовался рядом черт, отличавших его от государственного строя других государств Европы Формально власть германского короля оставалась обширной. Он представлял Германию во всех аспектах международной политики и обладал правом объявлять войну и заключать мир. Он осуществлял командование армией и высшую судебную власть, являлся верховным сюзереном. Духовенство, которое было опорой Отгона I в борьбе против герцогов, получило от него привилегии, сыгравшие большую роль для образования в Германии духовных княжеств. Политическая самостоятельность феодалов получает дальнейшее расширение при Фридрихе II (I пол. XIII в.). Законы в пользу духовных князей и светских сеньоров обеспечивали экономическую и политическую независимость феодалов от центральной власти.

Вооруженные силы Германии в Х-ХИ вв. составлялись из рыцарей – вассалов императора.

Образование замкнутых сословий, усиление власти феодалов, возникновение городов привели к изменению судебной системы Германии, унаследованной от каролингского Франкского государства. Судебная власть императоров постепенно ограничивается.

25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюрстов (архиепископ Майнцский, архиепископ Кельнский, архиепископ Трирский, маркграф Бранденбургский, король Чешский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский), которая выбирала германского императора. Председателем коллегии с правом решающего голоса был архиепископ Майнцский, коллегия курфюрстов собиралась во Франкфурте-на-Майне. Кроме того, ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд курфюрстов для обсуждения государственных дел. Курфюрсты взимали пошлины, раздавали земельные держания чеканили монеты, фактически внутри страны была установлена олигархия курфюрстов, за императором по сути оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере.

Имперский орган сословного представительства в Германии – рейхстаг, состоял из трех курий: коллегия курфюрстов; коллегия князей, графов и свободных господ; коллегия представителей имперских городов. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Этому способствовало, в частности, провозглашение «вечного земского мира» (запрещение междоусобных войн) Вормским рейхстагом. Общеимперским учреждением был также имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага 1495 г.), его члены назначались курфюрстами, городами и императором.

В Германии, как и во Франции, существовали местные сословно-представительные органы – ландтаги. В ландтагах было три замкнутые курии духовенства, рыцарей и горожан. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Согласие ландтага обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов.

Именно Германия стала родиной Реформации религиозного по форме, буржуазного по содержанию движения под лозунгом реформы католической церкви, именно в Германии опубликовал свои знаменитые тезисы Мартин Лютер. Реформация еще больше разъединила Германию, теперь еще и по признаку вероисповедания: на протестантский север и католический юг. Реформация повлекла за собой Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг., которая способствовала закреплению германской политической и экономической раздробленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: