Управление государственным имуществом

осуществление полномочий собственника в отношении феде­рального имущества;

управление находящимися в федеральной собственности акция­ ми открытых акционерных обществ;

функции но оказанию государственных услуг предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредст­венно или через подведомственные им федеральные государ­ственные учреждения, либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области:

• образования;

• здравоохранения;

• социальной защиты населения;

• в других областях, установленных федеральными законами.

2. В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных ор­ганов исполнительной власти (данная реформа продолжается).

Основные цели реформы системы федеральных органов государ­ственной власти 2004—2007 гг.:

построение новой структуры федеральных органов исполни­тельной власти;

перераспределение между ними функций и полномочий в целях.

• повышения эффективности работы системы государствен­ного управления;

• исключения дублирования функций и полномочий феде­ральных органов исполнительной власти;

сокращение ряда полномочий и функций (особенно разреши­
тельных и регистрационных в области экономики);

централизация управления.

До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти:

• федеральные министерства;

• государственные комитеты;

• федеральные службы;

• федеральные агентства;

• федеральные комиссии;

• федеральные надзоры.

Особенностью прежней системы было то. что:

• она была не упорядочена и не соответствовала мировой практике (слишком много органов с похожими функциями, отсутствие ие­рархии между ними, подчиненность слишком большого количе­ства структур непосредственно Председателю Правительства РФ);

полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались;

федеральных органов было более 60 и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ (неко­торые — Президенту РФ) — система была плохо управляема. Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007) была установлена новая система федеральных ор­ганов исполнительной власти. Суть ее в том, что:

сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти — вместо шести их осталось четыре.

федеральные министерства;

федеральные службы;

федеральные агентства;

государственные комитеты сентября 2007г.)

между органами разных видов установлена иерархия — большинство
служб и агентств было передано в ведение министерств
(то есть в настоящее время Председатель Правительства РФ непосредст­венно руководит работой не всех (или большинства) глав феде­ральных органов, а только министров; министры, в свою очередь, руководят деятельностью подчиненных им министерств и курируют деятельность нескольких подведомственных служб и агентств — произошло делегирование управленческих полномочий);

укрупнены министерства (ряд из них — ликвидирован; другие, имеющие похожие функции, — объединены) — в результате общее количество министерств сокращено почти вдвое (с более чем 30 — до 15—17 (число министерств периодически меняется) — структура стала более управляемой;

дальнейшими нормативными актами, принятыми во исполнение указа, между федеральными органами исполнительной власти перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ,

и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью ко­торых осуществляет Президент РФ, назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих ко­ординацию и контроль деятельности федеральных служб, фе­деральных агентств.

Новая система федеральных органов исполнительной власти имеет как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества данной системы (разделение функций норматив­ного регулирования, контроля и оказания государственных услуг; введение в состав Правительства РФ только министров и выве­дение из его состава большинства руководителей иных феде­ральных органов (федеральных служб и агентств) и подчинение их министрам) в том, что данная система соответствует практике многих развитых стран.

Недостатком данной системы является то, что она пока "не ра­ботает" с полной эффективностью в условиях России. Например, не всегда оправдывает себя практика передачи федеральных служб и агентств в ведение отдельных министерств. На прак­тике это приводит к тому, что федеральные службы и агентства все чаще выводятся из ведения соответствующих министерств и переводятся в непосредственное ведение Правительства РФ. Если в марте 2004 г. (на момент начала реформы) в ведении Правительства РФ находились всего 2 федеральных органа ис­полнительной власти, то на сентябрь 2007 г. непосредственно Правительству РФ было переподчинено уже 18 (!) федеральных органов. Это лишний раз подтверждает то, что министерства пока не справляются с "курированием" соответствующих фе­деральных служб и агентств и создаются предпосылки того, что вскоре большинство служб и агентств будут переведены в непосредственное подчинение Президента и Правительства РФ (что и было до 2004 г.).

Кроме того, в последнее время все чаще вызывает критику сама идея разделить функции нормативного регулирования, контроля и оказания государственных услуг (и само деление на мини­стерства, службы и агентства). Противники данной системы считают, что она неудобна, громоздка и приводит к росту бю­рократии. Высказывается также точка зрения, что было бы це­лесообразно вернуться к прежней системе, где федеральными органами исполнительной власти стали бы, главным образом, министерства и госкомитеты, а федеральные службы и агент­ства были бы ликвидированы как самостоятельные органы и структурно слились бы с соответствующими министерствами.

Вполне возможно, что после выборов Президента РФ в 2008 году система федеральных органов исполнительной власти будет кардинально реформирована.

Реформирование системы федеральных органов исполни­тельной власти продолжается уже на протяжении уже более 3 лет (2004—2007 гг.). В данную систему по необходимости периодически вносятся корректировки (как правило, указами Президента РФ).

Особенностью России является то, что система федеральных органов исполнительной власти не закреплена ни в Конституции, ни даже в законах и уже на протяжении 15 лет устанавливается и регулируется подзаконными актами.

Вопрос 26. Федеральные министерства

Федеральное министерство является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим основные функции:

• по выработке государственной политики,

нормативно-правовому регулированию в определенной сфере государственного управления.

Сфера деятельности каждого федерального министерства уста­навливается актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет министр Российской Федерации (федеральный министр), входящий в состав Прави­тельства РФ..

2. Новым направлением деятельности федеральных министерств, согласно реформе 2004—2007 гг., является координация и кон­троль деятельности находящихся в го ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный
министр осуществляет следующие функции
:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности фе­деральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство РФ по представлению руководителя
федеральной службы, федерального агентства
:

• проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве;

• п редложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

• вносит в Министерство финансов РФ предложения по форми­рованию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся:

• к сфере деятельности министерства;

• сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении (если иное не преду­смотрено законодательством);

во исполнение поручений Президента РФ. Председателя Пра­вительства РФ.

• дает поручения федеральным службам и федеральным агент­ствам;

• контролирует их исполнение;

имеет право отменить противоречащее федеральному законо­дательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федера­льным законом;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, феде­ральных агентств, за исключением заместителей руководителей
федеральных служб, федеральных агентств, руководство дея­тельностью которых осуществляет Президент РФ;

назначает на должность и освобождает от должности по предс­тавлению руководителя федеральной службы, федерального агент­ства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей террито­риальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

3. Федеральное министерство также осуществляет координацию дея­тельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство РФ.

проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

предложение о назначении на должность (освобождении от долж­ности) руководителя государственного внебюджетного фонда; проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государ­ственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в слу­чаях, устанавливаемых федеральным законом.

4. В установленной сфере деятельности федеральное министерство не вправе осуществлять функции:

по контролю и надзору;

управлению государственным имуществом, кроме случаев, ус­танавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Цель данного запрета:

в сфере государственного управления разделить функции нормативно-правового регулирования и контроля;

• уменьшить вероятность коррупции.

Вопрос 27. Федеральные службы

1. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

Ø по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

Ø специальные в области:

• обороны;

• государственной безопасности;

• защиты и охраны государственной границы РФ;

• борьбы с преступностью;

• общественной безопасности.

Федеральная служба может быть подведомственна:

• Президенту РФ (только некоторые службы);

• Правительству РФ (напрямую);

• соответствующему федеральному министерству (большинство служб).

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) феде­ральной службы.

В пределах своей компетенции федеральная служба издает ин­дивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ.

2. В установленной сфере деятельности федеральная служба не вп­раве осуществлять:

нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавли­ваемых указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ;.

управление государственным имуществом,

оказание платных услуг.

Вопрос 28. Федеральные агентства

1. Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере дея­тельности функции:

по оказанию государственных услуг;

управлению государственным имуществом,

• правоприменительные, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство может быть подведомственно:

• Президенту РФ;

• Правительству РФ;

• соответствующему федеральному министерству.

Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор).

Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ.

2. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-
правовое регулирование
в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Вопрос 29. Государственные комитеты

1. Государственный комитет является федеральным органом испол­нительной власти, который в установленной для него сфере дея­тельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю
и надзору, оказанию государственных услуг и управлению госу­дарственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

2. Государственные комитеты, ликвидированные 2004—2007 гг., были воссозданы в сентябре 2007 года в несколько новом ка­честве — как попутка объединить в рамках одного ведомства функции и министерств, и федеральных служб, и федеральных агентств. Это было сделано потому, что не во всех сферах го­сударственного управления оправдала себя практика разделения функций выработки государственной политики, контроля и ока­зания государственных услуг.

В настоящее время (с сентября 2007 г.) в Российской Федерации созданы 2 государственного комитета:

• по рыболовству;

• по делам молодежи.

Оба государственных комитета находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Возможно, в ближайшем будущем будет пересмотрена практи­ка деления органов управления на министерства, федеральные службы и агентства и в других сферах госуправления и число госкомитетов станет больше.

Вопрос 30. Новая структура федеральных органов исполнительной власти (с сентября 2007 г.)

1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти России установлены Указами Президента РФ.

• "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007);.

• "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 11.10.2007).

Согласно данным Указам выделяются три группы федеральных органов исполнительной власти:

• федеральные министерства, службы, агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

• федеральные министерства, находящиеся в ведении Правите­льства РФ, и федеральные службы и агентства, подведомственные министерствам,

федеральные службы, агентства, государственные комитеты, подведомственные непосредственно Правительству РФне мини­стерствам).

2. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральной
агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел РФ, в ведении которого нахо­дится Федеральная миграционная служба (далее подведомст­венные службы и агентства отмечены точкой и перечислены ниже соответствующего министерства);

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел РФ;

Министерство обороны РФ:

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

Федеральная служба по оборонному заказу;

Федеральная служба по техническому и экспортному кон­тролю РФ;

Федеральное агентство специального строительства;

Министерство юстиции РФ:

Федеральная служба исполнения наказаний;

Федеральная регистрационная служба;

Федеральная служба судебных приставов;

Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за обо­ротом наркотиков (федеральная служба);

Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);

Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

3. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правитель­ства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подве­домственные этим федеральным министерствам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: