• осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества;
• управление находящимися в федеральной собственности акция ми открытых акционерных обществ;
функции но оказанию государственных услуг — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения, либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области:
• образования;
• здравоохранения;
• социальной защиты населения;
• в других областях, установленных федеральными законами.
2. В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти (данная реформа продолжается).
Основные цели реформы системы федеральных органов государственной власти 2004—2007 гг.:
построение новой структуры федеральных органов исполнительной власти;
перераспределение между ними функций и полномочий в целях.
• повышения эффективности работы системы государственного управления;
• исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
сокращение ряда полномочий и функций (особенно разреши
тельных и регистрационных в области экономики);
централизация управления.
До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти:
• федеральные министерства;
• государственные комитеты;
• федеральные службы;
• федеральные агентства;
• федеральные комиссии;
• федеральные надзоры.
Особенностью прежней системы было то. что:
• она была не упорядочена и не соответствовала мировой практике (слишком много органов с похожими функциями, отсутствие иерархии между ними, подчиненность слишком большого количества структур непосредственно Председателю Правительства РФ);
• полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались;
• федеральных органов было более 60 и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ (некоторые — Президенту РФ) — система была плохо управляема. Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007) была установлена новая система федеральных органов исполнительной власти. Суть ее в том, что:
сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти — вместо шести их осталось четыре.
• федеральные министерства;
• федеральные службы;
• федеральные агентства;
• государственные комитеты (с сентября 2007г.)
между органами разных видов установлена иерархия — большинство
служб и агентств было передано в ведение министерств (то есть в настоящее время Председатель Правительства РФ непосредственно руководит работой не всех (или большинства) глав федеральных органов, а только министров; министры, в свою очередь, руководят деятельностью подчиненных им министерств и курируют деятельность нескольких подведомственных служб и агентств — произошло делегирование управленческих полномочий);
укрупнены министерства (ряд из них — ликвидирован; другие, имеющие похожие функции, — объединены) — в результате общее количество министерств сокращено почти вдвое (с более чем 30 — до 15—17 (число министерств периодически меняется) — структура стала более управляемой;
дальнейшими нормативными актами, принятыми во исполнение указа, между федеральными органами исполнительной власти перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ,
и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
Новая система федеральных органов исполнительной власти имеет как свои плюсы, так и минусы.
Преимущества данной системы (разделение функций нормативного регулирования, контроля и оказания государственных услуг; введение в состав Правительства РФ только министров и выведение из его состава большинства руководителей иных федеральных органов (федеральных служб и агентств) и подчинение их министрам) в том, что данная система соответствует практике многих развитых стран.
Недостатком данной системы является то, что она пока "не работает" с полной эффективностью в условиях России. Например, не всегда оправдывает себя практика передачи федеральных служб и агентств в ведение отдельных министерств. На практике это приводит к тому, что федеральные службы и агентства все чаще выводятся из ведения соответствующих министерств и переводятся в непосредственное ведение Правительства РФ. Если в марте 2004 г. (на момент начала реформы) в ведении Правительства РФ находились всего 2 федеральных органа исполнительной власти, то на сентябрь 2007 г. непосредственно Правительству РФ было переподчинено уже 18 (!) федеральных органов. Это лишний раз подтверждает то, что министерства пока не справляются с "курированием" соответствующих федеральных служб и агентств и создаются предпосылки того, что вскоре большинство служб и агентств будут переведены в непосредственное подчинение Президента и Правительства РФ (что и было до 2004 г.).
Кроме того, в последнее время все чаще вызывает критику сама идея разделить функции нормативного регулирования, контроля и оказания государственных услуг (и само деление на министерства, службы и агентства). Противники данной системы считают, что она неудобна, громоздка и приводит к росту бюрократии. Высказывается также точка зрения, что было бы целесообразно вернуться к прежней системе, где федеральными органами исполнительной власти стали бы, главным образом, министерства и госкомитеты, а федеральные службы и агентства были бы ликвидированы как самостоятельные органы и структурно слились бы с соответствующими министерствами.
Вполне возможно, что после выборов Президента РФ в 2008 году система федеральных органов исполнительной власти будет кардинально реформирована.
Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти продолжается уже на протяжении уже более 3 лет (2004—2007 гг.). В данную систему по необходимости периодически вносятся корректировки (как правило, указами Президента РФ).
Особенностью России является то, что система федеральных органов исполнительной власти не закреплена ни в Конституции, ни даже в законах и уже на протяжении 15 лет устанавливается и регулируется подзаконными актами.
Вопрос 26. Федеральные министерства
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим основные функции:
• по выработке государственной политики,
• нормативно-правовому регулированию в определенной сфере государственного управления.
Сфера деятельности каждого федерального министерства устанавливается актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет министр Российской Федерации (федеральный министр), входящий в состав Правительства РФ..
2. Новым направлением деятельности федеральных министерств, согласно реформе 2004—2007 гг., является координация и контроль деятельности находящихся в го ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный
министр осуществляет следующие функции:
утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
вносит в Правительство РФ по представлению руководителя
федеральной службы, федерального агентства:
• проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве;
• п редложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
• вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся:
• к сфере деятельности министерства;
• сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении (если иное не предусмотрено законодательством);
во исполнение поручений Президента РФ. Председателя Правительства РФ.
• дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам;
• контролирует их исполнение;
имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
• назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей
федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
3. Федеральное министерство также осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство РФ.
• проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
• предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
4. В установленной сфере деятельности федеральное министерство не вправе осуществлять функции:
• по контролю и надзору;
• управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Цель данного запрета:
• в сфере государственного управления разделить функции нормативно-правового регулирования и контроля;
• уменьшить вероятность коррупции.
Вопрос 27. Федеральные службы
1. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
Ø по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
Ø специальные в области:
• обороны;
• государственной безопасности;
• защиты и охраны государственной границы РФ;
• борьбы с преступностью;
• общественной безопасности.
Федеральная служба может быть подведомственна:
• Президенту РФ (только некоторые службы);
• Правительству РФ (напрямую);
• соответствующему федеральному министерству (большинство служб).
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ.
2. В установленной сфере деятельности федеральная служба не вправе осуществлять:
• нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;.
• управление государственным имуществом,
• оказание платных услуг.
Вопрос 28. Федеральные агентства
1. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции:
• по оказанию государственных услуг;
• управлению государственным имуществом,
• правоприменительные, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральное агентство может быть подведомственно:
• Президенту РФ;
• Правительству РФ;
• соответствующему федеральному министерству.
Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор).
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ.
2. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-
правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Вопрос 29. Государственные комитеты
1. Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю
и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.
2. Государственные комитеты, ликвидированные 2004—2007 гг., были воссозданы в сентябре 2007 года в несколько новом качестве — как попутка объединить в рамках одного ведомства функции и министерств, и федеральных служб, и федеральных агентств. Это было сделано потому, что не во всех сферах государственного управления оправдала себя практика разделения функций выработки государственной политики, контроля и оказания государственных услуг.
В настоящее время (с сентября 2007 г.) в Российской Федерации созданы 2 государственного комитета:
• по рыболовству;
• по делам молодежи.
Оба государственных комитета находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.
Возможно, в ближайшем будущем будет пересмотрена практика деления органов управления на министерства, федеральные службы и агентства и в других сферах госуправления и число госкомитетов станет больше.
Вопрос 30. Новая структура федеральных органов исполнительной власти (с сентября 2007 г.)
1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти России установлены Указами Президента РФ.
• "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007);.
• "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 11.10.2007).
Согласно данным Указам выделяются три группы федеральных органов исполнительной власти:
• федеральные министерства, службы, агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
• федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, и федеральные службы и агентства, подведомственные министерствам,
• федеральные службы, агентства, государственные комитеты, подведомственные непосредственно Правительству РФ (а не министерствам).
2. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральной
агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
• Министерство внутренних дел РФ, в ведении которого находится Федеральная миграционная служба (далее подведомственные службы и агентства отмечены точкой и перечислены ниже соответствующего министерства);
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• Министерство иностранных дел РФ;
• Министерство обороны РФ:
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
Федеральная служба по оборонному заказу;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ;
Федеральное агентство специального строительства;
• Министерство юстиции РФ:
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная регистрационная служба;
Федеральная служба судебных приставов;
Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);
Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);
Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).
3. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам: