Правовое социальное государство и гражданское общество

Существуя тысячелетия, государство изменяется вместе с развитием общества. С точки зрения особенностей взаимоотношения государства и личности, воплощения принципов свободы и прав человека в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие людей, не признавали человека как личность.

Конституционное государство связано с появлением конституции и предполагает правовую регламентацию собственной деятельности и создание гарантий правам человека. Реальным воплощением принципов конституционализма является правовое государство. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Концепция правового государства в своих основных чертах сложилась в ХУШ-Х1Х вв. и нашла отражение в работах теоретиков либерализма: Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и др. Сам же термин «правовое государство» ввел в научный оборот во второй половине Х1Х века немецкий ученый Р.Моль. Сторонники концепции правового государства подчеркивали, что она направлена одновременно и против старых феодальных порядков и против революционных потрясений. Правовое государство противопоставлялось в равной степени и традиционному, и полицейскому, и народному государству. В последнем случае имелись в виду кровавые последствия революций, власти непросвещенного разума.

Правовым государство становится тогда, когда суверенитет личности оказывается приоритетным по отношению к суверенитету государства, когда государство точно определяет и гарантирует на основе права границы и направления своей деятельности, а также сферу свободы граждан. Суть правового государства в том, что само государство, все социальные общности и отдельная личность уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему.

Правовое государство характеризуется совокупностью определенных принципов:

1. Верховенство правового закона и его господство во всех сферах общественной жизни. Вся деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами. Данный принцип предусматривает также равную ответственность для тех, кто нарушает закон и позволяет, таким образом, обеспечивать «равенство среди неравных».

2. Реальность основных прав и свобод граждан, которая обеспечивается ответственностью государства перед гражданами и граждан перед государством.

3. Разделение властей, означающее разделение функций и относительную автономию в принятии решений законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Тем самым исключается возможность концентрации власти в одних руках и предотвращается произвол власти.

4. Иерархия юрисдикции, означающая наличие четкой системы субординации и строгого соответствия правовых актов их функциональному назначению. Это означает, что основным законом является конституция, из которой должны вытекать законы и законодательные акты, указы президента, постановления кабинета министров и т.д.

5. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением надзора. К ним относится суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции не привели, как полагали теоретики правового государства, к всеобщему благополучию. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равенство перед законом, в результате чего конституционные права являлись привилегией имущих.

Несовершенство правового государства преодолевается социальным государством, которое стремиться к обеспечению каждому человеку достойных условий существования, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов для самореализации личности. Деятельность такого государства направлена на сглаживание имущественного и социального неравенства и утверждение социальной справедливости.

Возникновению правового государства исторически предшествует гражданское общество. Его элементы возникают в общественной среде в виде независимых цеховых организаций ремесленников и купеческих гильдий, городского самоуправления, автономии церкви, относительной независимости представительных органов власти от короля. Гражданское общество отражает, по сути дела, готовность его членов к самостоятельной жизни, без вмешательства и контроля государства. Оно начинается с того момента, когда человек готов взять на себя ответственность за свои действия,

ограничив тем самым сферу вмешательства государства. В таких условиях общество заставляет государство стать правовым.

В современном понимании гражданское общество представляет собой совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, культурных и религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Можно сказать, что гражданское общество – это неконтролируемая государством частная и общественная жизнь свободных граждан.

Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям государственной власти, защищает права и свободы личности, берет на себя ту часть функций, выполнение которых государству заведомо не под силу. Степень независимости общества от государства обусловлено, в первую очередь, тем, насколько граждане, добровольно объединяясь друг с другом, способны самостоятельно, без опеки со стороны властей, разрешать самые различные проблемы собственной и общественной жизни.

Таким образом, гражданское общество свидетельствует о заинтересованности человека обладать свободой. Именно свобода человека, гарантии его естественных прав, фундамент которых составляет право на индивидуальную частную собственность – основной признак и условие гражданского общества. При этом свобода понимается как способность человека преследовать собственные цели, соблюдая общие для всех юридические и моральные правила поведения, как способность к самоограничению (С. Липсет). Отсюда вытекает следующий признак гражданского общества – его относительная независимость, автономность по отношению к государству. Важными признаками гражданского общества являются также многообразие форм собственности, социальный, политический и культурный плюрализм, высокая политическая культура населения и развитость демократии в целом.

Гражданское общество выступает в качестве посредника между человеком и государством. Оно делает более безопасной сферу обитания человека и оптимально представляет его интересы в государстве. Это самоуправляющееся общество, структуру которого составляют всевозможные предприятия негосударственных форм собственности, общественные, неправительственные организации и учреждения – различные союзы, фонды, клубы, движения, а также политические партии, органы местного самоуправления, независимые СМИ, церковь. В гражданском обществе, в отличие от государства, преобладают не вертикальные связи (связи подчиненности), а горизонтальные (отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами).

Гражданское общество способно решать многие проблемы на собственном уровне. Если же у него для этого оказывается недостаточно возможностей, следует представление конкретной проблемы государству, которое решает ее через свои институты.

Гражданское общество и государство отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Ведь деятельность государства направлена на реализацию общезначимых интересов социальных групп, слоев, этносов с использованием власти, принуждения, права. Деятельность же гражданского общества предполагает осуществление повседневных интересов индивидов на основе правовых и моральных норм, убеждений, обычаев и т.д.

Основу государства составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основа гражданского общества – свободный индивидуум с его неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он реализует свои права.

Но в то же время наблюдается переплетение, взаимное дополнение государства и гражданского общества. Это выражается, например, в том, что политические партии, общественные движения, группы давления, которые представляют интересы различных групп граждан, являясь структурами гражданского общества, также непосредственно участвуют в жизни государства, в деятельности его различных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: