Сущность государства. 1. Политология: Учеб. пособие. Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарика, 1999, гл. 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ.

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Политология: Учеб. пособие. Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарика, 1999, гл. 5, 10.

2. Мельник В.А. Политология. Мн., 1996, гл.

3. Политология: Учебник. Под ред. В.А.Бобкова и И.Н.Браима. Мн.: «Экоперспектива», 2000, гл. 4.

4. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001, гл.13.

1.Национальное государство: теория, история, политическая практика. Полис. 1992. № 5-6.

2. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества. Полис. 1996. №6.

3. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. Социс. 1994. № 1-2.

Наименование понятия, термина, определения Его содержание
  Государство     Гражданское общество   Импичмент   Монархия   Республика   Унитарное государство   Федерация   Форма государства   Форма государственного устройства Форма правления   1) в широком смысле понимается как политическая форма организации общества, как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории; 2) в узком значении - как институт господства, как учреждение или организация, обладающие верховной властью на определенной территории совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, культурных и религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства процедура выдвижения обвинения против президента и отстранение его от должности форма правления, где власть передается по наследству и где монарх формирует высшие органы власти форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих определенной самостоятельностью совокупность признаков государства, включающих форму правления, форму государственного устройства и политический режим национально-территориальная организация государства, раскрывающая соотношение центра и мест, отдельных частей государства между собой и центром способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании

А) Государственный суверенитет – это …

1. Совокупность прав народа на свободу выбора социального и политического строя.

2. Независимость государства во внутренних делах.

3. Полная независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях.

4. Независимость государства при проведении внешней политики и верховенство во внутренней политике.

5. Правило политического поведения, признанная как в масштабе государства, так и в отдельных организациях.

Б) В каком значении государство противостоит обществу?

1. В широком значении.

2. В узком значении.

В) Какая концепция происхождения государства связывает его возникновение с появлением частной собственности, классов и эксплуатации?

1. Патриархальная.

2. Договорная.

3. Теологическая.

4. Марксистская.

5. Теория завоевания.

Г) Какие из суждений соответствуют концепции правового государства?

1.Законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправными.

2. Разрешено только то, что разрешено законом.

3. Все государственные органы могут судить о том, является ли человек преступником или нет.

4. В государстве существует верховенство закона.

5.Личность имеет обязанности перед государством, а государство перед личностью.

6. Каждый государственный орган должен действовать в рамках своей компетенции.

7. Разрешено все, что не запрещено законом.

Д) Определите, какой форме правления свойственна ситуация, когда правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны?

1. Президентская республика.

2. Парламентская республика.

3. Абсолютная монархия.

4. Парламентская монархия.

Е) Институтами гражданского общества являются:

1. Семья.

2. Школа.

3. Правящая партия.

4. Министерство здравоохранения.

5. Союзы предпринимателей.

6. Молодежные организации.

1. Перечислите важнейшие признаки государства, отражающие его сущность.

2. Укажите причины, обусловливающие рост вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь.

3. Назовите внутренние и внешние функции государства.

4. На основе каких критериев осуществляется типология государства?

5. Каковы признаки унитарного государства?

6. Назовите основные признаки федерации.

7. Что общего и в чем различие между гражданским обществом и государством?

8. Любой ли закон соответствует сути правового государства?

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (см. рис.)


прпр

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.

Государство – субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

- возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;

-завоевание одних народов другими;

-демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а так же запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;

-психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх пред агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития;

-антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.

В целом, конституционный этап в развитии государства, связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так же структура и порядок функционирования управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции – показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепления принципа ограничения его компетенций, с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: