Образование Древнерусского государства 6 страница

Для укрепления Советской власти в деревне создавались волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144053" 36, формированием которых занимались губернские и уездные исполкомы через продовольственные отделы HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144054" 37. На комбеды возлагались задачи распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий. На них же была возложена обязанность по формированию частей Красной Армии, созданию сельскохозяйственных HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125094" коммун.

Городские и земские органы местного самоуправления, существовавшие до октября 1917 г., либо ликвидировались как враждебные, либо превращались в отделы местных советов по управлению местным хозяйством, а к лету 1918 г. были полностью упразднены.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 10. Изменение формы государственного устройства: распад империи и возникновение новых независимых республик, создание Российской Федерации

Распад Российской империи начался еще во время Февральской революции 1917 г., которая обострила не только классовые противоречия, но и национальные. После Октябрьского переворота Советской власти не удалось подавить национализм. На территории страны стали создаваться и активизироваться различные националистические организации антисоветской направленности. Этому способствовала Гражданская война и иностранная HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125092" интервенция.

В декабре 1917 г. Советское правительство было вынужденно признать независимость Финляндской республики, подтвердить решение Временного правительства об отделении Польши. На территории Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы возникли самостоятельные государства.

Хотя большевики и приняли HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144750" «Декларацию прав народов России», где были сформулированы основы национально-государственной политики Советского государства, однако на практике большевистское руководство стремилось преодолеть распад России. Используя местные партийные организации при оказании военной, финансовой и материальной помощи, большевики способствовали установлению советской власти на территории Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии. Создание суверенных советских социалистических республик отнюдь не означало их полного отделения от РСФСР. В годы Гражданской войны эти республики между собой и РСФСР заключили военно-политический союз (летом 1919 г.) Сложившаяся форма объединения получила название договорной федерации. Её своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Устанавливалось единое гражданство советских республик.

Такие же отношения складывались и с закавказскими государствами – Арменией, Грузией, Азербайджаном, – после установления в них советской власти. Этот военно-политический, а в дальнейшем и хозяйственный союз несколько ограничивал суверенитет независимых государственных образований. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения.

В 1920 г. на территории Средней Азии были образованы новые Народные Советские Республики – Хорезмская и Бухарская. На территории Дальнего Востока образовалась суверенная Дальневосточная республика.

Отношения РСФСР с Бухарской, Хорезмской народными республиками и Дальневосточной республикой строились не как федеративные, а как международные.

Что касается Прибалтийских республик, то Советская власть там просуществовала недолго и была утрачена. Попытки их советизации провалились.

Формирование Российской Федерации началось в начале 1918 г. после того, как II Всероссийский съезд Советов провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144799" «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Первоначально в момент возникновения РСФСР внутри ее сложилась форма автономии – автономная республика, во второй половине 1918 г. возникла новая форма – автономная трудовая HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125094" коммуна; а в 1920 г. – автономная область. Наиболее высокая форма автономии – автономная республика (АССР) – представляла собой государство со своими органами власти и управления, по названиям и функциям сходными со всероссийскими. Она имела свою правовую систему, конституцию. В 1918 г. некоторые автономные республики имели вооруженные силы, участвовали во внешних сношениях – дипломатических и внешнеторговых, осуществляли денежную HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125118" эмиссию. Однако в 1920 г. все «автономные» функции были переданы общероссийским органам.

От АССР по правовому статусу отличалась трудовая HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125094" коммуна и автономная область, которые имели все права наиболее крупной в годы Гражданской войны административной единицы – губернии. Но, в отличие от губернии, национальные трудовые HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125094" коммуны и автономные области были национально-государственными образованиями. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125094" коммуна. И законодательство и практика государственного управления в большинстве случаев отождествляло их.

К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 11. Конституция РСФСР 1918 г.

Впервые шаги по созданию первой Конституции, как отмечалось выше, были сделаны на III Всероссийском съезде Советов, поручившем ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов.

1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Конституции. Через четыре месяца – 10 июля 1918 г. на V съезде Советов был принят проект первой советской HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=145005" Конституции, которая вступила в силу с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» 19 июля того же года.

Первая советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой, но уже имевшийся опыт государственного строительства. В ней были использованы нормативные материалы, принятые в РСФСР с октября 1917 г. и о которых мы уже говорили ранее.

Конституция состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Главной особенностью Конституции РСФСР было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В Конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом рабоче-крестьянского правительства страны.

Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, а также федерацию как форму, наиболее приемлемую для многонационального государства.

Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему советов. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролирующим органом между съездами – ВЦИК, который образовывал правительство республики – СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды советов, городские и сельские советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.

Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144055" 38. Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК определялись совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов имел лишь одну функцию, которой не обладал ВЦИК, – HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125108" ратификацию мирных договоров.

Конституция провозглашала демократию только для трудящихся. Декларировалось введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов). Признавались равные права «за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности», и объявлялось противоречащим основным законам страны «допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия». Политические права предоставлялись только трудящимся. Правом избирать и быть избранными в Советы могли быть трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости. Не имели политических и избирательных прав лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, и лица, живущие на «нетрудовые доходы».

В Конституции были и другие особенности. Так, в избирательном праве рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144056" 39. Выборы во все звенья советов, кроме городских и сельских, были многоступенчатыми, не прямыми, не тайными. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса и обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Конституция закрепляла не только права, но и обязанности: так, труд был признан обязанностью всех граждан так же, как и воинская повинность. Была закреплена позиция государства по отношению к религии, церкви – провозглашалось отделение церкви от государства. Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму и оказала большое влияние на всё последующее законодательство.

Таким образом, можно констатировать, что Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство, ею закрепленное, как демократическое и правовое. Устанавливалась HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125090" диктатура пролетариата. Но при всем этом – Основной Закон 1918 г. стал не только первой советской, но и первой в истории России конституцией.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 12. Создание основ советского права

Основу формируемого права этого периода, безусловно, составили нормативные акты, регулировавшие все, что было связано, прежде всего, с основным вопросом, разрешаемым революцией – вопросом собственности. И поэтому регламентация имущественных и личных неимущественных отношений явилась тем краеугольным камнем, на котором строилось новое право.

В декретах ВЦИК и СНК на законодательном уровне была закреплена новая форма собственности – социалистическая. Источниками возникновения социалистической собственности являлись: HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125105" национализация, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125099" конфискация, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125113" секвестр, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125109" реквизиция и бесхозяйственность имущества. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и переходили в сферу действия административного права. Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125105" Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановые задания ликвидировали рыночные отношения при снабжении предприятий (купли-продажи), поставив их в область административного регулирования, что, в свою очередь, породило новую отрасль права – хозяйственное право.

Сосредоточение всех экономических рычагов промышленности, транспортной индустрии в руках единого хозяйствующего субъекта – государства, а также принудительная поставка сельскохозяйственной продукции из деревни в город – обусловили слабое регулирование государством обязательственных отношений. Вместо них в условиях централизации чаще всего действовали административно-правовые отношения. Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвало резкое свертывание гражданско-правового оборота: все меньшее использование в правоприменительной практике элементов обязательственных отношений, широкое распространение нелегитимных («подпольных») договоров. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения. Наряду с социалистической собственностью действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода. В результате национализации сфера частной собственности граждан резко сократилась. Государство защищало собственность граждан, основанную на личном труде, но ущемляло права граждан, использующих труд других. Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144057" 40 ограничил наследование по закону и по духовному завещанию суммой в 10 тыс. руб. (все остальное имущество переходило в собственность государства). Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения. Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение и иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались недействительными. Более того, государство ограничивало право распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от 6 августа 1918 г. объявлялась незаконной купля-продажа строений в сельских местностях. Таким образом, развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК издают два декрета: HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144778" «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144790" «О расторжении брака». В соответствии с ними государство впредь признавало лишь гражданские браки. Отменялись всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и пр.). Возраст для вступления в брак был установлен – для мужчин – 18 лет; для женщин – 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными детьми относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Развод мог осуществляться по желанию одного из супругов или обоих.

В HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144803" Декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 г. было четко сформулировано, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью.

Становление и развитие трудового права как самостоятельной отрасли системы права формируется именно в советский период. Первыми нормативным актами о труде были:

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144752" Постановление СНК «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г.: устанавливался восьмичасовой рабочий день и продолжительность рабочей недели до 46 часов; запрещалось использовать труд женщин и подростков в ночное время; ограничивалось рабочее время на вредных производствах и сверхурочных работах;

Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г.: было введено страхование по болезни HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144058" 41;

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144799" «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.: определялась всеобщая трудовая повинность;

Постановление СНК от 14 июня 1918 г.: вводился двухнедельный оплачиваемый отпуск.

Основными источниками уголовного права были первые декреты Советской власти и понятие революционной законности. К источникам уголовного права относились:

Постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144059" 42;

нормативные акты Наркомюста: от 28 ноября 1917 г. «Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов», от 19 декабря 1917 г. «Инструкция ревтребуналам» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144060" 43, которыми определялись понятие, принципы построения, осуществления деятельности трибуналов; виды наказаний, применяемые трибуналами, конкретизировалось положение Декрета HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144751" «О суде» № 1 в части подсудности революционных трибуналов;

нормы дореволюционного Уголовного Уложения действовали, если они в части не противоречили нормам революционной законности.

Право издания законодательных актов имели Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. – Президиум ВЦИК. Также такими правами были наделены и местные Советы. Советское право создавалось как общероссийское и имело силу на всей территории Советской Республики. Революционное правотворчество осуществлялось судебными органами, при этом главное место отводилось судебному решению как ведущей форме правотворчества. Результатом стало то, что уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были запрещены вовсе.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 13. Учреждение новой системы судоустройства и судопроизводства

Становление советского процессуального права было связано с ликвидацией прежнего гражданского и уголовно-процессуального права и созданием советских судебных органов. Специальных процессуальных актов в это время не издавалось, но процессуальные нормы содержались в тех декретах, постановлениях и инструкциях, которыми проводилась реорганизация судебной и следственной системы.

Судопроизводство осуществлялось по следующим принципам:

выборность судей;

несменяемость судей;

коллегиальность судопроизводства;

равноправие народных заседателей с судьей;

гласность и публичность судебного разбирательства;

«судоговорение» на местных языках;

суд свободен от каких-либо формальных соображений при рассмотрении вопроса о допуске доказательств;

устанавливался порядок пересмотра приговоров и решений суда в кассационном порядке не только по формальным основаниям из-за недостатка решения и приговора суда, но и по фактическим – необоснованности решения или приговора суда.

Приговоры и решения местных судов считались окончательными и не подлежали обжалованию в апелляционном порядке. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Приговор по уголовным делам в окружных судах выносился совместно с народными заседателями и председательствующим судьей.

Суды не были стеснены никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности. Суд кассационной инстанции имел право отменить решение не только по процессуальным нарушениям, но и в случае, если считал, что обжалуемое решение явно несправедливо.

Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично, причем их постановления о личном задержании и предании суду должны были подтверждаться постановлением всего местного суда.

По инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. предварительное следствие по делам о HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125101" мародерстве, хищениях, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125112" саботаже и прочих злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц производилось особыми следственными комиссиями, которые образовывались при Советах, в составе 3 человек, также были образованы коллегии правозаступников.

В последующем в развитие судебных декретов был принят ряд положений об организации и деятельности местных народных судов, о революционных трибуналах. Так, в постановлении Наркомюста от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144061" 44, в «основных положениях судопроизводства» на постоянных местных народных судей единолично были возложены не только организация деятельности местных народных судов, но и следствие по уголовным делам, подсудным местному народному суду. По более сложным уголовным делам, подсудным местному народному суду, допускалось предварительное следствие, производство которого возлагалось на следственные комиссии, учрежденные по HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144845" Декрету о суде № 2. Вопрос о направлении дела решался окончательно местным народным судом.

Первое Положение о народном суде РСФСР было утверждено Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144062" 45. Устраняя прежнюю судебную систему, Положение регламентировало вопросы учреждения единого районного суда, к подсудности которого были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для Советской власти преступлениях.

Последующее Положение о народном суде РСФСРВЦИК утвердил Декретом 21 октября 1920 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144064" 46. В соответствии с новым Положением судьи, избранные уездными и городскими советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных советах, а по важнейшим делам – при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.

18 марта 1920 г. ВЦИК, в целях «объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против рабоче-крестьянской власти и установленного революционного порядка и достижения единства в применении мер репрессии», издал Положение о революционных трибуналах HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144065" 47, в котором была уточнена их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК. Особенностью процесса создания новых судебных органов в первый период было «широкое местное правотворчество». Оно объяснялось высокой творческой активностью населения, вовлеченного в общественную жизнь революцией, отсутствием юридического опыта, а также медленным поступлением нормативных актов из центра. Лишь Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 14. Эволюция советского государства и права в годы Гражданской войны

Основными причинами Гражданской войны стали:

несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения со стороны большевистского руководства;

стремление имущих классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение;

создание однопартийной политической системы – диктатуры ЦК РКП (б);

политика иностранных государств по искоренению большевистского режима и распространению социалистических революций, а также экспансия новых территорий и сфер влияния.

Все это привело к созданию антибольшевистских движений, различных по своему социально-политическому составу, общесоциальному вооруженному противостоянию и к иностранной интервенции.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 15. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125103" Милитаризация государственного аппарата

Что касается функционирования государственного механизма, то война не вызвала всеобщего прекращения деятельности высших органов власти и управления. Однако и их коснулись изменения.

В декабре 1919 г. устанавливается сессионный порядок ВЦИК, в связи с чем, изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, отменял постановления СНК, издавал постановления от имени ВЦИК.

Для укрепления централизма в управлении в военной обстановке требовалось уточнение правового положения местных органов власти и управления. В связи с созданием единой централизованной армии у местных Советов были изъяты функции военного управления. Что касается хозяйственного и финансового управления, то здесь местные органы власти сохранили достаточно широкие права.

Наряду с конституционными органами были сформированы чрезвычайные органы. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144067" 48 был учрежден Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144069" 49, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразовался в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК.

Для руководства всеми вооруженными силами страны в 2 сентября 1918 г. Постановлением ВЦИК был образован Революционный Военный Совет Республики (РВСР) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144070" 50, который для координации действиями армиями и флотами сформировал реввоенсоветы и назначил командующих ими. Использование старых военных кадров и привлечение в Красную Армию широких масс населения ставил вопрос о необходимости контроля за их деятельностью и политического руководства ими. Для решения этих задач весной 1918 г. был введен институт военных комиссаров HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144073" 51.

Наряду с местными советами создавались и функционировали революционные комитеты (ревкомы) для организации обороны и поддержания Советской власти. Существовало три вида революционных комитетов:

революционный комитет местности, освобожденной от неприятеля, образованный решением Реввоенсовета;

революционный комитет прифронтовой полосы, исполняющий функции исполкомов Советов;

революционный комитет тыла, действующий совместно с исполкомами местных советов.

Как чрезвычайным органам, действующим временно, им принадлежала вся полнота власти на местах.

В октябре 1918 г. усиливается роль ВЧК и ее местных органов, а также их взаимосвязь с революционными трибуналами, о чем говорилось ранее.

12 апреля 1919 г. ВЦИК РСФСР принял Положение о революционных трибуналах, определившее организацию и порядок деятельности всех революционных трибуналов. Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах Республики, по одному на губернию с целью «рассмотрения дел о контрреволюционных всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти». Революционные трибуналы состояли из председателя суда и двух членов, избираемых местными Советами или их исполкомами из числа ответственных политических работников. Следственные действия и судебный процесс проходил в ускоренном порядке, что не создавало условий для всестороннего и глубокого рассмотрения дел. По своим полномочиям, организации, формам процессуальной деятельности революционные трибуналы преобразовались в чрезвычайные специальные судебные органы. Параллельно с революционными трибуналами действовали революционные военные трибуналы и революционные военные железнодорожные трибуналы.

Согласно Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. на всей территории республики был учрежден единый народный суд, рассматривавший уголовные дела в составе постоянного народного судьи и двух или шести (в зависимости от категории дела) народных заседателей. К компетенции народного суда были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных деяниях и выступлениях, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125091" дискредитации Советской власти и шпионаже, рассматривавшихся революционным трибуналом.

Система органов охраны общественного порядка начала возникать еще до Октябрьских событий в виде рабочей милиции, входящей в структуру Петроградского ВРК. В октябре 1918 г. НКВД и Наркомюст по поручению СНК издает Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Центральным органом управления стало ее Главное управление, в составе НКВД РСФСР. Органы милиции на местах строились на основе двойного подчинения – местным Советам и вышестоящему органу милиции. К 1920 г. система милицейских органов сложилась окончательно; руководство ей осуществлял НКВД. Основными обязанностями милиции были охрана правопорядка, соблюдение закона всеми гражданами, а также проведение розыска и дознания по уголовным преступлениями и содействие исполнению судебных приговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: