Образование Древнерусского государства 9 страница

Несмотря на кризис, правительство предпринимает ряд административных мер. Было усилено централизованное плановое руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий (хозрасчет), повышены налоги для частных предпринимателей и кулаков. Все это означало отступление от принципов НЭПа и переход к административно-командной системе регулирования экономики.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 26. Переход к административно-командной системе регулирования экономики в условиях индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства

В декабре 1925 г. XIV Всесоюзный съезд Коммунистической партии провозгласил курс на сворачивание НЭПа и форсирование темпов индустриализации и коллективизации. Начало политики индустриализации законодательно было закреплено в апреле 1927 г. на IV съезде Советов СССР. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства (1928/29 – 1932/33 гг. и 1933-1937гг).

Главная задача пятилеток заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В основу плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня. Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Руководство страны требовало в кратчайшие сроки и любой ценой ликвидировать отсталость в развитии страны. Ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовложений. Субсидирование промышленности велось за счет внутрипромышленного накопления. Кроме того, для получения средств правительство широко вводило внутренние государственные займы. Происходило перераспределение средств из сектора аграрного в промышленность. Политика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который начал вытеснять сектор частный. В течение первой пятилетки запрещается и полностью ликвидируется частная торговля, предпринимаются меры к ликвидации рынка как такового. Происходит возврат к командно-административной системе управления промышленностью, а затем и народным хозяйством в целом. Для нее характерна чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы на местах. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий. С осени 1928 г вводится ежегодное планирование в промышленности, причем план сделался весьма подробным и выражался в конкретных цифрах. Планирование начинает осуществляться, в основном, «сверху», роль предприятия сводилась к тому, чтобы организовать выполнение плановых показателей, а также перевыполнить их (встречный план). Предприятия получают право заключать договоры исключительно в плановом порядке. В 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали предприятия оформлять письменные договоры на поставку товаров, производство работ, оказание услуг. Устанавливаются два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключаются между центральными органами, а на основе генерального договора заключаются локальные – между конкретными HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125095" контрагентами. Закон запрещал включать в условия договора HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125116" форс-мажорные обстоятельства, а также односторонний отказ от исполнения договора, одностороннее расторжение или одностороннее изменение его условий. Невыполнение договора означало одновременно и невыполнениеплана.

Постановление СНК 1933 г. усиливало ответственность за неисполнение договора: пеня, неустойка, штраф, взыскание убытков. При этом санкции не освобождали от выполнения договорных обязательств. 29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил Инструкцию Госарбитража при СНК СССР «О порядке и сроках предъявления претензии при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, хозяйственными и общественными организациями другим».

В соответствии с планом, предприятия снабжались необходимыми материалами, топливом, энергией и сдавали, в соответствии с планом, произведенную продукцию заказчикам, указанным ему органами государственного управления. Так появляется понятие фонда: выделение фондов – разрешение надлежащего органа на получение определенной продукции в определенных размерах.

Основной формой расчета между предприятиями стал HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125087" акцепт. Он позволял заказчику сначала проверить количество и качество товара или работы, а затем оплатить. Другой формой расчетов была HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125083" аккредитивная. Она применялась, когда кредитор имел основания не доверять клиенту. Здесь оплата производилась еще до получения товара клиентом. Однако в хозяйственном обороте важно было не наличие денежных средств у покупателя, а обладание фондами.

С 1932 г. устанавливался твердый фонд заработной платы, за нарушение порядка использования которого предусматривалась уголовная ответственность.

С января 1930 г. было введено прямое банковское кредитование предприятий и отменены все формы коммерческого кредитования. Теперь кредитование сосредотачивалось в Государственном банке, который на основе плана давал деньги взаймы нуждающимся предприятиям и организациям, контролировал их финансовую деятельность.

Предприятие в отдельности не являлось собственником имущества, оно находилось в управлении, поэтому в любой момент имущество могло быть изъято органами власти и передано другому предприятию. Укреплению социалистической собственности способствовало постановление ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. «О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144111" 65, по которому предприятие не могло без распоряжения СНК СССР передать кому-либо даже списанное оборудование.

Главной целью производства стало производство продукции любой ценой. При этом использовали меры к тому, чтобы предприятия работали рентабельно. Однако были предприятия, которые работали в убыток. Убытки убыточных предприятий предусматривались планом и покрывались за счет государственного бюджета.

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерные налоги, искусственно завышенные цены на промышленные товары, одновременно заниженные государственные закупочные цены на хлеб возбуждало недовольство сельского населения. Резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало кризис заготовительной кампании 1927–1928 гг. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнения плана индустриализации.

Для выхода из сложившейся ситуации И. В. Сталин предлагал начать наступление на зажиточное крестьянство путем принудительного вовлечения его в коллективизацию. С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села.

В январе 1930 г. ЦК ВКП (б) принял Постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором намечались жесткие сроки ее проведения. Для этого из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование коллективных хозяйств, предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой.

Началось соревнование местных властей за рекордно сжатые сроки создание районов сплошной коллективизации.

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств.

В феврале 1930 г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. В соответствии с ним слой кулачества разделяли на три категории. В первую включались организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений. Они подвергались аресту и суду. Наиболее крупных кулаков, отнесенных ко второй категории, надлежало переселять в другие районы. Остальные кулацкие хозяйства подлежали частичной конфискации, а их владельцы – выселению на новые территории из областей прежнего проживания.

В марте 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип, добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств производства. Однако на практике эти положения повсеместно нарушались. Поспешность и нарушение добровольности при создании колхозов неизбежно отразились на качестве их организации и в отношении колхозников к труду.

В 1933 г. была введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Планы колхозных посевов утверждались исполкомами районных советов, и сообщались сельскохозяйственным предприятиям. Вводилась натуральная оплата труда колхозникам; ее размеры определялись не колхозами, а вышестоящими инстанциями. Введенный в 1932 г. паспортный режим, ограничил права крестьян на передвижение.

Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась.

Развитие экономики страны и проведение политики коллективизации и индустриализации, привело к необходимости внесения изменений в аппарат управления народным хозяйством.

7 декабря 1929 г. был образован объединенный Народный комиссариат земледелия Союза ССР (Наркомзем ССР), на который возлагалась организация и управление сельскохозяйственными предприятиями союзного значения, разработка генерального плана развития сельского хозяйства.

Существовавшая ранее комиссия – Госплан СССР при СТО – была преобразована в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата.

Дальнейшее развитие советской промышленности поставило вопрос о дальнейшем разукрупнении наркоматов. В 1931 г. из Наркомата путей сообщения выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. В 1930 г. Наркомат торговли был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда, а его центральный и местный аппарат слился с аппарат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) и иных профсоюзных органов.

Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения числа предприятий и их размеров вызвало необходимость организации управления отраслью. Поэтому в 1932 г. ВСНХ был разделен на три наркомата, которые стали осуществлять руководство крупными отраслями промышленности – тяжелой, легкой, лесной.

В марте 1934 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, которое ликвидировало функциональную систему управления экономикой, ввело производственно-территориальный и производственно-отраслевой принцип, усилило влияние отраслевых наркоматов.

В конце 20-х – начале 30-х годов изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости, были преобразованы в области, округа и районы.

К середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Её важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизни. Сужение демократических свобод и прав граждан сопровождалось ростом и укреплением культа личности И. В. Сталина

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 27. Колхозное право

Проведение политики коллективизации привело к формированию новой отрасли права – колхозного права.

Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. было установлено, что основной формой колхоза является сельскохозяйственная артель. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден «Примерный устав сельскохозяйственной артели», принятый Колхозцентром и одобренный Народным комиссариатом земледелия СССР. По Примерному уставу применение наемного «труда допускалось только в случае, когда колхозу нужен был специалист». Оплата труда и распределение доходов должны производиться не по уравнительному принципу, а по определенным нормам. По решению VI съезда Советов в качестве единицы измерения труда в колхозах был установлен трудодень. Высшим органом управления колхозом было определено общее собрание колхозников. Государственное руководство колхозами осуществлялось через райколхозсоюзы, вступление в которые для артелей было обязательным.

В 1935 г. был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, который закрепил сельхозартель как единственную форму колхозов. Устав подчеркивал, что земля является государственной собственностью и закрепляется за артелью в бессрочное пользование – навечно.

Устанавливались размеры приусадебных участков колхозников.

Основной производственной ячейкой сельхозартели считалась бригада, за которой закреплялись средства производства и определенный контингент работников.

Для борьбы с незаконными прирезками приусадебных участков сверх предусмотренных Уставом, в 1939 г. было издано Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания. В Постановлении говорилось о необходимости приведения размеровприусадебных участков колхозников к нормам, предусмотренным Примерным уставом сельхозартели, и было рекомендовано установить обязательный минимум трудодней. За невыполнение минимума трудодней предлагалось исключение из колхозов с изъятием приусадебного участка. За нарушение норм приусадебного участка полагалась уголовная ответственность.

По Закону 1939 г. сельхозналогом облагалось все, что могло давать продукцию на приусадебном участке. Это привело к отказу крестьян развивать приусадебное хозяйство.

В 1940 г. было решено взимать с колхозов обязательные поставки продукции в зависимости от количества закрепленной за колхозами земли.

Форсирование индустриализации и коллективизации ухудшали материально-бытовые условия населения, перебои с продовольствием и высокие цены на продукты сельского хозяйства, обостряли социальную напряженность в обществе и усиливали критические настроения людей по отношению к проводимой политике. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых «врагов народа». Это служило основанием для развертывания политики террора.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 28. Политика террора и механизм его осуществления

Параллельно с формированием режима личности Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличивались масштабные репрессии в отношении «врагов народа». Карательные меры коснулись практически всех слоев населения HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144113" 66. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. Репрессии против инакомыслящих, проводимые органами госбезопасности, в первую очередь, обернулись против самих членов партии, не согласных с установившимися методами руководства страной. Категорию «врага народа» пополнили научная интеллигенция, «виновники» срывов промышленных планов, командные кадров Красной Армии. Репрессиям были подвергнуты: социальная группа «чуждые», к которой, кроме ранее упомянутых кулаков, относились сельская интеллигенция (агрономы, учителя), священнослужители, торговцы, дворяне и белые офицеры, члены распущенных социалистических партий, а также группа по национальному признаку – нации, входившие во «враждебное капиталистическое окружение» СССР (немцы, румыны, латыши, эстонцы, финны, китайцы, греки, поляки, евреи и.т.д.).

Усилились административно-командные методы руководства социально-политической и культурной жизни страны. Были ликвидированы многие общественные организации. Оставшиеся объединения были полностью поставлены под контроль партийно-государственных чиновников. По ложным доносам и обвинениям в «контрреволюционной» деятельности арестовали десятки тысяч невинных людей.

Расширение масштабов репрессий сопровождались нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, ставших основой проводимых беззаконий.

Согласно Постановлению ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был сформирован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого было включено ОГПУ. На НКВД СССР возлагались обеспечение революционного порядка и государственной безопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В состав НКВД СССР вошло Главное управление рабоче-крестьянской милиции. В союзных республиках создавались республиканские наркоматы внутренних дел. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась и все дела по окончании следствия должны были направляться в судебные органы по подсудности.

Законодательство предусматривало осуществление правосудия только судами. Однако при обвинении в контрреволюционных преступлениях применялось внесудебное рассмотрение. В ходе создания НКВД СССР при наркоме внутренних дел Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. было образовано так называемое Особое совещание (ОСО), которое могло применять репрессию, без надлежащих процессуальных гарантий. В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

В 1933 г. вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность Прокурора СССР. Положение о прокураторе Союза ССР, утвержденное 17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру:

надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти – Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям правительства;

наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями. Однако наличие надзорных функций у прокуратуры было формой без содержания и не могло остановить уже запущенный маховик репрессий: так, в 1935 г. приказом НКВД на местах были созданы так называемые «тройки» при ОСО на местах. В них входили: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий, эта конструкция была упрощена – из «троек» исключили представителей партийных органов, сделав «двойки». Особое совещание при НКВД, а также «тройки», а затем «двойки» действовали вне процессуальных норм и не были связанны с нормами права. Процедура арестов и осуждения строго регламентировалась Политбюро и приказами НКВД. Контроль над репрессиями осуществлялся централизованно на высшем уровне Сталиным и приближенными к нему членами Политбюро.

В 1941 г. НКВД СССР был разделен на Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР. Два новых органа были выведены из-под контроля партии и прокуратуры, что позволило в период сталинского режима использовать их для массовых репрессий.

В связи с повышением роли Коммунистической партии в управлении государством все больше постановлений правительства, предварительно утверждаемых Политбюро ЦК, стало приниматься совместно с ЦК ВКП (б). Партийные решения фактически приобретали характер нормативных актов. Доктрина «социалистической законности» исходила из нормативистского представления о праве. Однако это не означало установление верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер, требовало толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов.

Политика террора закреплялась и законодательно. Характерным оказалось ужесточение мер наказания, которые зачастую не соответствовала степени общественной опасности преступления.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146956" Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и операции и укреплении общественной (социалистической) собственности» ужесточило уголовную ответственность за хищение социалистической собственности, которое рассматривалось как государственное преступление и за него предусматривался расстрел, при смягчающих обстоятельствах – до 10 лет лишения свободы. Отягчающим обстоятельством являлось принадлежность к «врагам народа». К осужденным за преступления, перечисленные в постановлении, амнистия не применялась.

В 1933 г. ЦИК и СНК СССР ужесточили уголовную ответственность за выпуск недоброкачественной продукции, называя такого рода действия государственными преступлениями.

Постановление от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных статьями об измене Родине» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144116" 67, в отличие от предыдущего законодательства, широко применяло принцип объективного вменения. Этот закон породил даже особую категорию ЧСИРов – «членов семьи изменников Родины».

Постановлением ЦИК ССР от 2 октября 1937 г. максимальный срок лишения свободы за совершение государственных преступлений был увеличен с 10 до 25 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. была установлена уголовная ответственность руководителей предприятий и организаций за выпуск недоброкачественной продукции, а в феврале 1941 г. – за продажу, обмен и отпуск демонтированного и излишнего оборудования без одобрения соответствующего государственного органа.

Ужесточению подверглись не только нормы уголовного права, но и нормы других отраслей.

1 декабря 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление, которое устанавливало особый порядок производства по делам о террористических организациях и террористических актах. Постановление устанавливало десятидневный срок расследования дела. Копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела вместо трех суток. Закон устранял прокуратуру и защиту от участия в деле. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. Обвиняемый был лишен возможности подать ходатайство о помиловании. Приговор к высшей мере наказания (расстрелу) приводился в исполнение немедленно. Аналогичный порядок рассмотрения применялся к обвиняемым во вредительстве и диверсиях (от 14 сентября 1937 г.), хотя при этом допускалось ходатайство о помиловании.

Все эти меры резко нарушали процессуальные гарантии для подсудимых и обвиняемых при осуществлении следственных действий (построенных на выбивании признания любой ценой) и увеличивало возможность вынесения необоснованных приговоров.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 29. Конституция СССР 1936 г.

Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 1930-х годов структуру общества, практику социальных отношений. Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющая форму:

государственной собственности;

колхозно-кооперативной собственности.

Конституция фиксировала наличие только двух классов – рабочих и крестьян.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Конституции.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146958" Конституция СССР 1936 г. во многом отличалась от Конституции СССР 1924 г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

об общественном устройстве;

о суде и прокуратуре;

об основных правах и обязанностях граждан;

об избирательной системе.

Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней.

Тем не менее, в реальной действительности качественных изменений в характере Советской власти не произошло. Во главе власти стоял всемогущий партийный аппарат, в ст. 126 Конституции впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии.

В отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм.

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика.

В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Изменилась их организационная структура. Советы, согласно Конституции, декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов.

Высшим законодательным органом в СССР стал Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата имела право пользоваться законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках стали являться верховные советы республик.

Президиум Верховного Совета СССР не являлся высшим органом государственной власти, избираемым Советом, однако обладал всеми его полномочиями, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменение Конституции, принятие основ законодательства, издание общесоюзных законов).

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, право объявления войны, общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему, СНК не имел законодательных прав как по Конституции 1918 г., так и по Конституции 1924 г., а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующего законодательства. В состав СНК входили председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов.

В 1936 г. был создан общесоюзный Наркомат юстиции. В союзных республиках высшие органы власти создавались по образцу и подобию общесоюзных с учетом особенностей данной местности. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет республики. Верховный Совет республики избирал Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый Верховным Советом республики.

В гл. XI Конституции «Суд и прокуратура» были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Согласно Конституции правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону (данный принцип на практике нередко нарушался).

Высший надзор за точным исполнением законов Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры, согласно Конституции, должны были осуществлять свои функции, независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. В реальности роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

В гл. X Конституции СССР закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища; тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, во Всесоюзную Коммунистическую партию большевиков, являющуюся руководящим ядром всех общественных и государственных организаций трудящихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: