Образование Древнерусского государства 7 страница

9 апреля 1919 г. ВЦИК принял Декрет «О государственном контроле» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144076" 52. В соответствии с Декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. государственный контроль реорганизовывался в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), которая должна была действовать на основе Декрета ВЦИК от 9 апреля 1919 г.. РКИ осуществляла контроль за работой государственного аппарата, надзор за соблюдением революционной законности в управлении и имела право вносить конструктивные предложения по совершенствованию государственного аппарата.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049"

§ 16. Политика «военного коммунизма»

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 г. – в начале 1921 г. получила название политики военного коммунизма. Предпосылки для ее реализации был заложеныширокой национализацией промышленности, созданием централизованного государственного аппарата, введением продовольственной диктатуры (созданием продотрядов, комбедов).

Политика «военного коммунизма» была вызвана представлением части руководства РКП (б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. Она явилась вынужденной политикой, обусловленной необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в Гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» включала следующий комплекс мероприятий, затрагивающих экономическую и социально-политическую основы страны:

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125105" национализацию всех средств производства,

внедрение централизованного планирования и управления народным хозяйством (так называемая система главкизма),

уравнительное распределение продуктов,

принудительный труд,

политическую диктатуру большевистской партии,

красный террор,

пренебрежение законностью.

Все эти мероприятия не только не смогли вывести страну из экономического кризиса, но и усугубили его. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы страны, превратить ее в единый военный лагерь, победить в гражданской войне, отразить иностранную интервенцию и удержать власть.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 17. Эволюция права в период Гражданской войны

Вносимые в законодательство изменения определялись в значительной мере политикой военного коммунизма. Декрет о суде № 3 полностью запретил ссылки на законодательство свергнутых правительств. Как временное исключение в мусульманских районах страны допускалось применение мусульманского права (в известных пределах и под контролем государственных органов).

Восполняя пробелы в праве, по-прежнему приходилось применять революционное правосознание, которое трудно было отличить от произвола. Для реализации уже принятых законов и ограничения произвола, поскольку местные советы отдавали предпочтение не законодательству и законности, а руководствовались в своих практических действиях революционной целесообразностью, 8 ноября 1918 г. VI Всероссийским съездом Советом было принято специальное Постановление «О точном исполнении законов» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144077" 53.

В годы Гражданской войны была произведена некоторая систематизация права. Советское государство избрало метод оформления правовых норм, свойственный ещё дореволюционному российскому праву – кодификацию законодательства. Уже во второй половине 1918 г. были изданы два первых кодекса: в сентябре – HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144961" Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, в декабре – HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146454" Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ 1918 г.). В декабре 1919 г. были приняты в качестве Постановления Наркомюста HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=145045" «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Кратко характеризуя систему социалистического права, стоит отметить, что в период Гражданской войны происходит укрепление правовой системы страны, «выкристаллизовываются» отрасли отечественного права.

Что касается гражданского права, то именно на этой отрасли в большей мере отразилась политика военного коммунизма. Имущественные отношения все больше начинают регулироваться административными нормами. Меняется статус частной собственности, она становится менее защищенной законом (HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125109" реквизиции; HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125096" контрибуции). Декрет ВЦИК от 24 августа 1918 г. отменил право частной собственности на недвижимость в городах, которая переходила в собственность государства HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144079" 54. 25 мая 1920 г. СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, в которых имелись излишки жилой площади.

Постепенное введение монополии государства на все рыночные отношения и замена их продуктообменом, подчинение управления промышленностью единому центру и отказ от договорных связей, предоставление бесплатных жилищно-коммунальных и транспортных услуг, все это в конечном итоге привело к постепенному исчезновению норм обязательственного права. Однако полностью отказаться от договорных отношений на практике оказалось невозможным, и в ограниченных рамках они все же применялись (договоры подряда, поставки, комиссии). В то же время договор дарения фактически был запрещен, договор купли-продажи, в основном, применялся в быту и постепенно подменялся договором мены из-за увеличения ничем не обеспеченной денежной эмиссии.

Становление советского семейного права шло вразрез с церковными взглядами на брак и искаженной в ряде мест семейно-правовой политикой, провозглашенной первыми декретами о семье. Все это требовало кодификации законодательства в области семейного права. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144961" Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (КЗАГС 1918 г.), как и Декреты HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144778" «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144790" «О расторжении брака», указывал, что государство признает лишь гражданский (светский) брак. КЗАГС 1918 г. приравнивал церковный брак HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144081" 55 к зарегистрированному лишь в том случае, если он был заключен до 20 декабря 1917 г. Закон содержал детальные правила, определяющие саму процедуру заключения брака, устанавливал органы, на которые возлагалось заключение и расторжение браков, а также закреплял права и обязанности супругов. В особой главе рассматривался вопрос о недействительности браков. Отцовство и материнство определялись в книге записей рождений, а при отсутствии такой записи – доказывалось в судебном порядке. Что касалось прав и обязанностей родителей в отношении детей, то в Кодексе была предусмотрена их реализация исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей прав на ребенка. Закон впервые закрепил принцип, по которому внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Лишение родительских прав и передача детей органам опеки и попечительства не освобождали родителей от обязанности содержать детей. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только в отношении родителей и детей, но и других родственников по восходящей и нисходящей линиям, а также на братьев и сестер. Был установлен запрет на усыновление, за исключением всех тех, кто был усыновлен до опубликования нового закона (они оставались приравненными к родственникам в полном объеме), так как закон обратной силы не имел. КЗАГС 1918 г. был первым советским кодексом не только в своей отрасли, но и первым семейный кодексом в истории России.

Как и Семейный кодекс, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146454" КЗоТ 1918 г. обобщил сравнительно небольшой законодательный и практический опыт в области регулирования трудовых отношений, накопленный за первый год существования Советской власти. Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности, лиц от 16 до 50 лет на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств. В КЗоТе закреплялись также нормы труда и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Кодекс заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства). Однако в условиях войны нормы КЗоТа постоянно нарушались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Условия военного времени диктовали необходимость введения милитаризованных форм организации труда работников. Получила распространение практика призвания на действительную военную службу с оставлением на прежнем месте работы рабочих и служащих предприятий отдельных отраслей. С момента объявления предприятия милитаризованным все его работники лишались права оставлять работу по собственному желанию и могли быть уволены только с согласия соответствующих органов управления. Самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени.

Военная обстановка наложила определенный отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят Декрет «О борьбе с прогулами» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144082" 56, предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком пропущенного рабочего времени.

Под влиянием военной обстановки в данный период делаются шаги к разработке норм общей части уголовного права и его кодификации.

Во избежание произвола при применении революционного правосознания, в декабре 1919 г. Наркомюст принял HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=145045" «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», ставшие первой попыткой обобщения сложившейся практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе появились тенденции к отказу от особенной части. Предполагалось, что суды будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части. Этот акт содержал нормы общей части уголовного права и впоследствии явился основой Общей части Уголовного кодекса, принятого в 1922 г. Во вводной части давалась характеристика и излагались основные принципы советского уголовного права. Преступление классифицировалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых законом. Данная трактовка давала весьма широкое понятие преступления. В целом в уголовном праве господствовали принципы HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125119" этатизма Происходило усиление принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение общественного порядка от нарушителей. Для объективного определения меры наказания суд должен был оценивать степень и характер опасности для общества как самого преступника HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144084" 57, так и совершенного им деяния. К смягчающим обстоятельствам относилось принадлежность к неимущим классам, состояние голода, нужды, невежество и несознательность. К уголовной ответственности привлекали с 14 лет. Содержались положения о необходимой обороне, субъективной стороне, составе преступления, деянии, совершенного в состоянии душевного заболевания. Применялся принцип аналогии: при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму. Инструкцией предусматривалось 16 видов наказания, начиная с расстрела и объявления вне закона и заканчивая внушением и общественным порицанием. Объявление вне закона применялось и к отдельным лицам, и к целым организациям HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144089" 58. Что касается Особенной части, то в большей части она была посвящена контрреволюционным преступлениям. Деяния, направленные против существовавшего строя и порядка управления, классифицировались как контрреволюционные. К ним относились заговоры и мятежи, антисоветские выступления в печати, присвоение иными организациями функций Советской власти, измена Родине – вступление в контрреволюционные войска, шпионаж, диверсия, вредительство, теракты, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125112" саботаж. Особо опасными преступлениями также признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Предусматривалась ответственность и за должностные преступления – взяточничество, волокиту и прочее. Другое важное направление в развитии уголовного права связано с воинскими преступлениями. Из воинских преступлений наиболее тяжким видом признавалась измена военных специалистов. Уголовная ответственность предусматривалась и в случаях хищения или растраты военного имущества, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125101" мародерства, дезертирства и т. д. В декабре 1919 г. СНК РСФСР установил уголовную ответственность за незаконное производство спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом виде.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 18. Развитие Советского государства и права в период НЭПа. Перестройка государственно аппарата в условиях послевоенного мира и введения «новой экономической политики»

Окончание Гражданской войны, прекращение иностранной интервенции не изменило классовой политики Советской власти, ее диктатура оставалась незыблемой. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Все важнейшие государственно-правовые процессы находились под контролем ЦК РКП (б). Внутрипартийная борьба за власть и укрепление позиции вождя партии привели к установлению авторитарного, а затем и тоталитарного режима в стране. В ходе мирного строительства все чаще использовались методы чрезвычайщины.

В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов соответствующим постановлением утвердил новое Положение о СТО. По новому Положению на СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства. Он состоял из Председателя (председатель СНК) и членов – наркомов по военным делам, труду, путям сообщения, земледелию, продовольствию, РКИ, председателя ВСНХ и председателя ВЦСПС. На местах были созданы областные, губернские и уездные экономические совещания (ЭКОСО). Низшим звеном СТО были экономические совещания на предприятиях и крестьянские комитеты. На съезде также был утвержден План восстановления народного хозяйства и его электрификации (ГОЭЛРО).

VIII Всероссийский съезд Советов также подтвердил, что общесоюзными законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Согласно решениям съезда в феврале 1921 г. СНК создает Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны.

В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение о ликвидации Всероссийской чрезвычайной комиссии и поручил Президиуму ВЦИК издать Декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144092" 59 при Наркомате внутренних дел под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались имевшие двойное подчинение политотделы при губисполкомах. Территориальная структура ГПУ наследовала существовавшую структуру органов ВЧК и их кадровый состав. В соответствии с Декретом органы ГПУ получали право на проведение действий, связанных с розыскной деятельностью, дознанием, предварительным следствием и мерами административного воздействия. Подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции.

15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил Положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ). У системы политического сыска появился свой высший контрольно-директивный орган, который ведал руководством работы ГПУ союзных республик, а также транспортных органов ГПУ; непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий; организацией охраны государственных границ Союза ССР; непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия.

Чтобы укрепить кадры Рабоче-крестьянской инспекции и придать ей особый авторитет, центральные органы Наркомата были объединены с Центральной Контрольной Комиссией партии (ЦКК). Такое слияние означало откровенное соединение партийного и государственного аппарата. Этот шаг вызвал не однозначное мнение даже в рядах руководителей Коммунистической партии, но авторитет вождя (В. И. Ленина) позволил проведение такого объединения.

Новый орган ЦК КРКИ получил широкие права в области реорганизации государственного аппарата. Важным мероприятием по совершенствованию государственного аппарата явилась борьба с бюрократизмом и чистка партийных органов от «чуждых элементов»: из партии, а следовательно и с государственных постов, изгонялись лица, происхождение и политические взгляды которых не соответствовали установленным стандартам. Это позволило укрепить единомыслие в партии, а в дальнейшем установить авторитарный политический режим и культ личности И. В. Сталина.

В течение 1920 г. развитие экономической политики осуществлялось на основе сложившихся представлений о возможности непосредственного перехода от капитализма к социализму с использованием военно-коммунистических методов в мирное время. Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу.

IX съезд РКП (б), состоявшийся в марте – апреле 1920 г., по существу узаконил «военный коммунизм». Основная ставка в решении экономических задач была сделана на административно-командные методы работы. Решения съезда закрепляли порядок принудительного изъятия продуктов у крестьян, свертывания товарно-денежных отношений. Опираясь на проведенную национализацию крупных и средних предприятий, ВСНХ поставил своей задачей завершить обобществление всей промышленности. В этих целях 29 ноября 1920 г. издается постановление ВСНХ о национализации всей мелкой промышленности. Предпринимаются дальнейшие шаги и по борьбе с частной торговлей. Расширялся ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке.

В 1920 – начале 1921 г. был принят ряд декретов Советского правительства об отмене платы за топливо, коммунальные услуги, о бесплатном отпуске населению продуктов питания и предметов широкого потребления. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. В конечном итоге все это привело к политическому кризису весной 1920 г., а затем к экономическому и социальному: в городах начались забастовки рабочих с требованиями демократизировать политическую систему и созвать Учредительное собрание; в деревнях крестьяне требовали изменения аграрной политики и созыва Учредительного собрания с учетом всеобщего равного избирательного права. В этой ситуации под угрозой оказалась сама власть большевиков. Для выхода из создавшегося положения в марте 1921 г. Х съезд РКП (б) принял программу выхода из кризиса, в основе которой было воссоздание многоукладной экономики с использованием опыта капиталистических стран при сохранении верховной власти в руках большевиков. На основании решения съезда 21 марта 1921 г. ВЦИК издал Декрет «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144096" 60. В соответствии с Декретом производители получали право обменивать остававшиеся у них излишки на нужные им товары. Обменные операции допускались только в пределах «местного хозяйственного оборота». С заменой продразверстки натуральным налогом связано начало новой экономической политики (НЭП). Установка X съезда Советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер.

Постепенно были отменены государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для частнохозяйственной деятельности мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный порядок регистрации, пересмотрены допустимые нормы использования наемного труда. В июле 1921 г. ВСНХ принял Постановление, разрешающее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. Наказ СНК (август 1921 г.) «О новой экономической политике» заложил основания для перевода госпредприятий на начало хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на вольном рынке.

В 1923 г. все отраслевые главки ВСНХ были ликвидированы. Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. Основная масса предприятий, ранее подчиненных непосредственно ВСНХ, была передана территориальным (губернским) совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ. Главное экономическое управление ВСНХ осуществляло регулирование промышленности в целом. Центральное управление государственной промышленности осуществляло руководство отраслевыми трестами.

Трест определялся как государственное промышленное предприятие, которому государство предоставляло самостоятельность в производстве разного рода операций и свободу действий на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Будучи юридическим лицом, трест являлся единым предприятием, в состав которого входило несколько производственных единиц (фабрик, заводов)

Наряду с трестами, некоторые наиболее крупные предприятия получали статус юридического лица, в своем правовом положении приравнивались к трестам и именовались автономными предприятиями.

Быстро усиливавшийся товарооборот привел к возникновению конкуренции и снижению цен на промышленную продукцию, что повлекло HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125088" банкротство многих трестов. Чтобы остановить такой процесс были созданы синдикаты – органы, обеспечивающие сбыт продукции трестов по определенному кругу предприятий, составляющих целую отрасль. Синдикаты стали монопольными организациями в каждой отрасли промышленности, что позволило существенно влиять на динамику цен. Кроме этого, в 1922 г. была проведена денежная реформа, позволившая укрепить национальную валюту, покончить с HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125093" инфляцией и повысить цены на промышленные товары.

Кроме вышеперечисленных предприятий выделяли еще один вид – государственные предприятия, сданные в аренду кооперативам или частным лицам. В июле 1921 г. Постановлением СНК был регламентирован порядок сдачи в аренду: арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на свободный рынок. Договор мог предусматривать HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125114" снабжение предприятия государственным сырьем. Как правило, в аренду сдавали убыточные и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125110" нерентабельные предприятия.

В майском Постановлении ВЦИК 1922 г. «Об основных частных имущественных правах» был провозглашен принцип: «все, что не запрещено – дозволено». В октябре 1922 г. СТО обязал частные предприятия публиковать в газете «Экономическая жизнь» отчеты о своей деятельности, о балансах, основном капитале, типе товарищества, составе участников, юридическом адресе и т. п.

Имущественный оборот страны в условиях многоукладности по своей структуре состоял из государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товаропотребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов, подчиненных действию двух правовых режимов: частно-правового, поскольку предприятие участвует в товарном обороте и находится под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и публично-правового, поскольку оно входит в систему планового хозяйства.

В первые годы новой экономической политики частные предприниматели, не имевшие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Кроме единого Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Одним из способов привлечения средств, для нужд государства явилось учреждение в 1922 г. государственных сберегательных касс. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью привлечения личных средств, для развития промышленности.

В 1921–1923 гг. были проведены мероприятия по созданию более четкой системы налогообложения. На первом этапе НЭПа система налогообложения характеризовалась множественностью различных сборов. В июле 1921 г. было принято Положение о промысловом налоге. В ноябре 1922 г. впервые был введен подоходный налог. В отличие от промыслового он учитывал не величину оборота предприятия, а его доходность. Подоходное обложение имело четкую социальную направленность. Сами налоговые органы устанавливали норматив обложения, и доля дохода, превышавшая «норму», считалась сверхприбылью. Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В декабре 1921 г. и в конце 1922 г. закон дал перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установил предельные ставки обложения. Постепенно натуральный налог заменился денежным. Кроме прямых налогов государство вводит косвенные (таможенные сборы, акцизы).

В сельском хозяйстве нэп привел к хорошим результатам – был ликвидирован голод, начался экспорт зерна.

Однако вскоре первые успехи вновь сменились кризисными явлениями в экономики. Этому способствовали: дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, классовый подход и авторитаризм большевистского руководства. Для выхода из кризиса правительство усилило централизованное руководство экономикой, ограничило самостоятельность предприятий, увеличило цены на промтовары, повысило налоги для частных предпринимателей. Все это означало отступление от принципов нэпа и перехода к административно-командной системе регулирования экономики.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 19. Взаимоотношения советских республик в 1921–1922 гг.

К началу 20-х годов, как уже отмечалось ранее, на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых социалистических государственных образований, созданных по национально-территориальному признаку: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

В 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия заключили договор об образовании Закавказской советской социалистической республики (ЗСФСР). В этом же году, в ноябре, после разгрома белогвардейцев и интервентов Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и вошла в состав РСФСР.

С окончанием Гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920–1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Хозяйственный союз выражался в том, что органы управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом находились в подчинении соответствующих наркоматов РСФСР. Право представления и защиты интересов республик на международной арене было передано правительству РСФСР. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов, прежде всего в важнейших отраслях – промышленности, транспорта, финансов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. При всем этом сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, а также приоритетное положение РСФСР в договорной федерации, вызывало недовольство на местах. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и ЗСФСР потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей, конкретизации их прав и обязанностей.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" V

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 20. Методы партийного руководства в области национально-государственного строительства

Вся подготовка создания СССР проходила по инициативе и под непосредственным руководством центральных партийных органов. Единая мощная Коммунистическая партия, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную работу, направленную на создание Союза.

В августе 1922 г. для разработки структуры новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект наркомнаца И. В. Сталина предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР при сохранении органов последней в качестве автономных республик. Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП (б) в конце сентября, но большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против них, так как план ущемлял суверенные права народа. В октябре–ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных, а не подчиненных РСФСР, республик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: