Образование Древнерусского государства 10 страница

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Военнослужащие также пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, лишенные судом избирательных прав.

Несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение советской системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии. Конституция СССР 1936 г. в целом так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола. Она не содержала программных положений. В этом также была ее особенность.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и конституциями союзных республик была перестроена вся система органов государственной власти.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве СССР 1938 года HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144119" 68 определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

На основании ст. 57 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действовали военные трибуналы:

при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 г. военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта реорганизовались в военные трибуналы и рассматривали дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

Верховный Суд СССР определялся как высший судебный орган страны и действовал в составе:

Судебной коллегии по уголовным делам;

Судебной коллегии по гражданским делам;

Военной коллегии;

Железнодорожной коллегии;

Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 г. освободил судебные органы от функций судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 г.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 30. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144122" 69. В соответствии с данным Указом «военное положение в соответствии с ст. 49 Конституции СССР, объявлялось в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов – высшему командованию соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей, объявлять трудовую и автогужевую повинность, регулировать время работы, регулировать торговлю, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 31. Государственный Комитет Обороны. Ставка Верховного главнокомандования

В начале войны ввиду сложившегося чрезвычайного положения 30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, ЦК ВКП (б) приняли постановление об образовании Государственного Комитета Обороны (ГКО) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144124" 70, в котором говорилось о необходимости создания Государственного Комитета Обороны, в руках которого должна была сосредоточиться вся полнота власти в государстве. Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии. В целях дальнейшей концентрации власти на местах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы – городские комитеты или штабы обороны (1941–1942 гг.).

Говоря о ГКО, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве, если вспомнить о созданном в годы Гражданской войны Совете Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО).

23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР образован орган стратегического руководства вооруженной борьбой – Ставка Главного Командования Вооруженных Сил. Вскоре ГКО постановил: Ставку Главного Командования преобразовать в ставку Верховного Командования, а затем в Ставку Верховного Главнокомандования

Ставка Верховного Главнокомандования имела следующие функции:

координация действия фронтов;

надзор за исполнением директив верховного Главнокомандования;

подготовка и осуществления операций.

Оперативным органом Ставки являлся Генеральный штаб Вооруженных Сил. Ставке подчинялись Управление Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота.

В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавляли командующие, являющиеся председателями военных советов. Военный совет руководил военными операциями и нес полную ответственность перед ГКО и Верховным Главнокомандованием за боевые действия и материально-техническое обеспечение войск.

Военным советам фронтов, армий, командирам соединений были предоставлены права присвоения внеочередных воинских званий, назначения на должность командного и начальствующего состава, награждения от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боевых действиях.

Чрезмерная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Для партийного руководства Вооруженными силами 16 июля 1941 г. в соответствии с Указом Верховного Совета СССР о реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

В соответствии с Указом управления и отделы политической пропаганды были реорганизованы в политические управления, политические отделы РККА. Во всех полках и дивизиях вводился институт военных комиссаров, а во всех ротах, батареях – институт политических руководителей (политруков).

Деятельность военных комиссаров регулировалась положением о военных комиссарах. 9 октября 1942 г. институт военных комиссаров был упразднен и введена должность заместителей командиров по политчасти.

Для координации партизанского движения и оказания материально-технической помощи партизанским отрядам в мае 1942 г. при Ставке был образован Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре того же года – Главное командование партизанского движения.

С июля 1943 г. было введено деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 32. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125103" Милитаризация государственного аппарата

Во время Великой Отечественной войны продолжали действовать высшие конституционные органы государственной власти: Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет народных комиссаров, республиканские органы и ведомства, местные органы. Однако и их коснулись изменения.

Война помешала проведению очередных выборов в советы. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены продлевать полномочия соответствующих советов. Усиливается слияние партийного и государственного руководства различных уровней.

В этот период усиливается роль СНК СССР. Решения по многим важным вопросам СНК СССР принимает совместно с ЦК ВКП (б). При СНК СССР создан ряд новых органов: Совет по эвакуации; учреждения, ведавшие HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125114" снабжением народного хозяйства.

Создан ряд новых народных комиссариатов по отраслям, производившим вооружение, боеприпасы и снаряжение.

В период Великой Отечественной войны изменилась структура наркоматов: были упразднены учетно-статистические подразделения; отделы и управления учебными заведениями; юридическое бюро.

1 июля 1941 г. Совет народных комиссаров принял Постановление «О расширении прав наркомов СССР в условиях военного времени», на основании которого руководителям центральных органов предоставлено право перераспределения капитальных вложений в строительство перспективных планов.

Исходя из сложившейся обстановки и в целях более тесного объединения усилий органов государственной безопасности, указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1941 г. НКВД и НКГБ объединены в единый Наркомат внутренних дел.

В годы Великой Отечественной войны судебная система состояла из военных трибуналов и общих судов (Верховный суд СССР, краевые, народные, областные суды, верховные суды автономных республик).

Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., утвердившим «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144126" 71.

Военные трибуналы в составе 3 постоянных членов рассматривали уголовные дела. Сроки рассмотрения дел были очень короткими – 24 часа после вручения обвинительного заключения. Приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и пересматривались только в порядке надзора; дела слушались в закрытом процессе в местностях, объявленных на осадном положении; к «провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства. Военным советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостановления исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела.

Общие суды рассматривали дела, не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Надзор за законностью в военное время осуществляла Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором, которая объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР. В сентябре 1943 г. для прокурорско-следственных работников устанавливаются классные чины.

Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

В связи с объявлением в Москве осадного положения Государственный Комитет Обороны постановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские суды (как и органы прокуратуры) столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры. Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны – быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию. После окончания Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала рассматривать дела в отношении военных преступников. Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всей судебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с «врагами народа».

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 33. Особенности правового регулирования в годы Великой Отечественной войны

Война наложила свою печать и на правотворческую деятельность Советского государства. Причем это касается не только ее содержания, но и формы. Во-первых, из-за затруднительности созыва сессий Советов депутатов трудящихся активизировалась правотворческая деятельность президиумов верховных советов СССР, союзных и автономных республик, а также исполкомов местных советов. При этом они нередко принимают соответствующие нормативные акты по вопросам, которые в мирное время рассматривались бы на сессиях советов. Во-вторых, в годы войны значительно увеличивается непосредственное участие партийных органов в правотворческой деятельности Советского государства. Доказательством этого являются многочисленные совместные постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б), а также совнаркомов и центральных комитетов партии союзных республик. В-третьих, расширяется круг субъектов правотворчества. Свидетельство тому – правотворческая деятельность ГКО и военного командования в местностях, объявленных на военном положении.

Война продиктовала не только необходимость первостепенного внимания к нуждам Советской Армии и получившему по призыву Коммунистической партии широкий размах на всех временно оккупированных врагом территориях партизанскому движению. Она потребовала также перестройки всей хозяйственной жизни страны на рельсы военной экономики.

В целях полного удовлетворения потребностей Советской Армии в вооружении, боевой технике и боеприпасах в годы войны осуществляются определенные изменения в организации государственной промышленности СССР. В частности, создаются наркоматы танковой промышленности, минометного вооружения и боеприпасов. В целях обеспечения военной промышленности постоянными кадрами Президиум Верховного Совета СССР принимает 26 декабря 1942 г. Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144129" 72. Согласно этому Указу все рабочие и служащие предприятий военной промышленности считаются на период войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Самовольный уход с этих предприятий должен был рассматриваться как дезертирство, влекущее за собой суровое наказание. Поскольку у предприятий и строек военной промышленности, равно как и других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, все более и более увеличивались потребности в рабочей силе, Президиум Верховного Совета СССР принял 13 февраля 1942 г. Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144145" 73. Этим Указом было положено начало трудовой повинности как одной из форм привлечения взрослого трудоспособного населения по месту жительства для работы в промышленности и строительстве.

Война породила большие трудности в сельском хозяйстве. В колхозах, совхозах и МТС дает себя знать острый недостаток рабочих рук, живой тягловой силы и техники, поглощенных войной. Все это усугубляется тем, что вследствие неудач Советской Армии в первые месяцы войны ряд важнейших сельскохозяйственных районов страны оказываются временно оккупированными врагом. Поэтому необходимо было принять срочные меры по максимально эффективному использованию всех материальных, организационно-правовых и моральных средств для того, чтобы колхозы, совхозы и МТС тыловых районов продолжали бесперебойно и во всевозрастающих размерах снабжать армию и население продовольствием, а промышленность – сырьем.

Среди таких мер следует, прежде всего, указать на создание в начале войны по решению ЦК ВКП (б) политотделов МТС и совхозов HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144146" 74, которые просуществовали до 1943 г., а затем были ликвидированы HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144148" 75.

В годы Великой Отечественной войны особое значение приобретает максимально рациональное использование всех пригодных для сельского хозяйства земель. Поэтому Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) принимают весной 1942 г. ряд постановлений, которыми колхозам, совхозам, промышленным предприятиям, учреждениям и войсковым частям разрешается использовать необрабатываемые земли смежных колхозов и совхозов для расширения посевных площадей, организации подсобных хозяйств, а также под индивидуальные огороды рабочих и служащих HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144149" 76.

Война причинила огромный ущерб колхозному и совхозному животноводству, в продуктах которого страна испытывала большую нужду. Учитывая это, Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) намечают конкретные меры не только по сохранению, но и увеличению поголовья скота, находящегося как в общественных стадах, так и в личной собственности колхозников, рабочих и служащих HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144150" 77.

Во время войны вносится ряд изменений в правовое регулирование трудовых отношений в колхозах. Так, 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144152" 78. Но так как усилий тружеников села для решения стоящих перед сельским хозяйством задач было все же недостаточно, то СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают 13 апреля 1942 г. постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144153" 79.

Перестройка народного хозяйства СССР на военный лад в основном была завершена к середине 1942 г. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт стали почти полностью удовлетворять потребности фронта в вооружении, снаряжении и продовольствии.

Так как оккупанты не ограничивались захватом и уничтожением материальных ценностей, а стремились также ликвидировать советские порядки, то уже в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. указывалось на необходимость незамедлительного и полного восстановления на освобожденной от врага территории всех советских порядков. Особенно большую работу в этом направлении пришлось проделать Прибалтийским республикам.

Военная обстановка внесла коррективы и в право. Все изменения в праве были направлены на обеспечение победы и на восстановление разрушенного хозяйства. Поэтому они касаются преимущественно отдельных отраслей, правовых институтов и норм закона.

Законы действовали на всей территории, даже временно оккупированной. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории за время ее HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125106" оккупации, если они не соответствовали советским законам, признавались недействительными. Широко использовались такие правовые институты как военное и осадное положения. Под последним понимался более строгий, чем военный, правовой режим и устанавливался он тогда, когда возникала угроза захвата той или иной территории противником.

Основным принципом гражданского права был принцип единства государственной собственности, как главной формы собственности. Поэтому в обязательственном праве четко прослеживалась тенденция к расширению применения административно-правовых, плановых заданий и к сокращению гражданско-правовых договорных отношений. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже если договор не был заключен.

Законодательство охраняло интересы граждан. Так, ограниченно применялась HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125109" реквизиция некоторых объектов личной собственности, а также брошенного имущества, собственники которого неизвестны, и присвоенного во время HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125106" оккупации имущества (Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г.).

В особом порядке охранялись жилищные права военнослужащих и их семей, наследственное право.

Указом Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при условии, если их эвакуация была в свое время оформлена, квартирная плата аккуратно ими вносилась, а лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили. В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=147122" Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Были установлены следующие очереди наследования по закону:

в первую очередь – дети, супруг, нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении,

во вторую очередь – трудоспособные родители,

в третью очередь – братья и сестры.

Наследство делилось между наследниками соответствующей очереди на равные доли.

Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимаются меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака. С 1 октября 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов; фактические брачные отношения потеряли юридическую силу; лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.

Развод производился только в суде. Причем судебный процесс о разводе состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов, а расторгать брак имел право лишь вышестоящий суд.

В 1948 г. были запрещены браки с иностранцами, рассматривавшиеся как антипатриотичные.

Для обеспечения рабочей силы предприятий и строек военной промышленности других отраслей народного хозяйства вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ.

Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144155" 80 предоставлял право директорам предприятий и учреждений с разрешения СНК СССР устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день для лиц, не достигших 16 лет, не более 2 часов в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Были отменены очередные и дополнительные отпуска и заменены денежной компенсацией (за исключением работников, не достигших 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125104" мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве (мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины – от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях). От мобилизации освобождались лица в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, по нормам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, учащиеся высших и средних учебных заведений. Уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание – принудительные работы по месту жительства на срок до 1 года. Самовольный уход с работы приравнивали к дезертирству и наказывали лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. № 1353 «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144156" 81 предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности для оборонных работ на срок до двух месяцев.

В целях обеспечения достаточным количеством продовольствия для нужд страны СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановлением от 13 апреля 1942 г. по списку Наркомзема СССР, либо по решению СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам был повышен обязательный минимум трудодней в году в зависимости от региона, а также дано право привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих учреждений, учащихся 6–10-х классов, студентов техникумов и вузов. Их труд также оценивался в трудоднях.

За уклонение от минимальной выработки колхозники привлекались к уголовной ответственности – исправительные работы в колхозе до 6 месяцев.

Таким образом, в колхозном праве во время войны были введены и действовали чрезвычайные нормы.

В условиях военной обстановки ужесточилось и уголовное право. Наряду с довоенными нормами уголовного права действовали новые нормы, вызванные военной обстановкой. Шире стали применяться принципы аналогии и возмездия как методы наказания.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица – до 3 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Широко применялся Закон от 7 августа 1932 г. даже при сравнительно небольших хищениях социалистической собственности. Пленум Верховного Суда СССР от 8 января 1942 г. разъяснил, что кражу личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т. п.) необходимо приравнивать к бандитизму.

Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах).

Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. ввел новые виды наказаний в советском уголовном праве – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: