Образование Древнерусского государства 11 страница

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снимались судимости. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Вместе с оправданными жесткими социальными мерами продолжались незаконные аресты граждан, хотя их размер стал значительно меньше.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 34. Частичная либерализация политического режима после смерти И. В. Сталина («оттепель»)

После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. закончилась эпоха тоталитарной системы, опиравшаяся на партийный государственный аппарат, и начался процесс либерализации общественно-политической жизни Советского государства – «оттепель».

В этом была огромная политическая заслуга Н. С. Хрущева HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144157" 82, решившегося пойти на демократизацию общественной жизни и выступить с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» на ХХ съезде КПСС (14–25 февраля 1956 г.) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144158" 83. В своем решении съезд осудил культ личности Сталина и определил курс партии на демократизацию советского общества и, прежде всего, на восстановление демократических основ деятельности партии и органов государственной власти. Партийные организации освобождались от задач оперативно-хозяйственного руководства HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144160" 84. Эти задачи передавались специальным органам управления народным хозяйством.

На основании решения съезда велись преобразования в экономических и политических сферах. Начались процессы либерализации внешней политики. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. Шло духовное возрождение общества.

Но курс нового руководства на демократизацию общественно-политической жизни все больше и больше стал определяться только политическими приемами и методами.

Новая, третья, Программа КПСС HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144161" 85, утвержденная на XXII съезде партии (17–31 октября 1961 г.) провозглашала вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В ней определялись задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека, осуществление которых намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый Устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, расширение общественных начал в партийной работе.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 35. Государственные преобразования Н. С. Хрущева

Общей тенденцией в этот период является стремление децентрализовать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления. В 1957 г. ЦК КПСС принимает постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144162" 86, в котором были намечены меры по улучшению работы советов, а именно: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи советов с населением, активизация деятельности постоянных комиссий советов, усиление роли советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении прав граждан, соблюдение законности.

В 1957–1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. В результате, деятельность советов оживилась, стали проводится сессии советов, вошли в практику систематические отчеты депутатов перед избирателями. Расширились число и функции постоянных комиссий советов. Вырос постоянно действующий на общественных началах актив избирателей. Но при всем этом советы не стали в полной мере общенародной организацией власти.

В конце 1962 г. была проведена реформа, связанная с реализацией Указа от 26 декабря 1962 г. «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся РСФСР» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144164" 87. В большинстве краев и областей были созданы по два совета депутатов трудящихся – промышленный и сельскохозяйственный, которым были подчинены, соответственно, промышленный и сельский районы. Разделение советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение привело к неразберихе в структурах органов управления, необходимости административно-территориальной перестройки в стране. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые советы. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144165" 88

14 октября 1954 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 2150 «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата». Данным Постановлением упрощалась структура министерств, главков, трестов, других организаций, предусматривалось сокращение численности их штатов. Это было не просто сокращение, а осуществление мероприятий, направленных на перераспределение функций, ответственности и прав от союзных органов власти к республиканским, разукрупнение министерств, к существенному сокращению всего документооборота (отчетностей, согласований и пр.). Образовывалась четырехзвенная структура: главк – управление – отдел – сектор. Также были расширены права руководителей предприятий (в области планирования, в капитальном строительстве и реконструкции предприятий, в реализации и оплате труда в пределах штатов и фонда заработной платы).

В этот период продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Проводились реорганизация правоохранительных органов.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. был восстановлен принцип двойного подчинения органов внутренних дел и усиление контроля Советов над органами МВД. Управления МВД и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) советов. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых советов. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики. В 1960 г. Министерство внутренних дел СССР было ликвидировано.

Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.

1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание. Теперь дела о контрреволюционных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке.

В 1956 г. были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции переданы Верховному Суду СССР, верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам.

12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об утверждении Положения о Верховном суде СССР и о внесении изменений и дополнений в ст. 104 и 105 Конституции (Основного Закона) СССР» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144166" 89. «Положением о Верховном Суде СССР» была изменена его компетенция и расширены права судебных органов союзных республик, в связи с чем внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 104 и 105 Конституции СССР. В соответствии с новой редакцией этих статей было установлено, что Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом страны. На него возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законодательством. В связи с принятием названного Закона, раздел VII – «Верховный Суд СССР» Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. был признан утратившим силу.

Положение о Верховном суде СССР значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 г. Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР в порядке надзора мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они были рассмотрены в порядке надзора в верховном суде союзной республики и постановления верховных судов союзных республик противоречили общесоюзному законодательству или интересам другой республики.

К функциям Верховного Суда СССР также относилось изучение и обобщение судебной практики, более тщательная разработка руководящих разъяснений судебным органам, а также право законодательной инициативы.

Верховный Суд СССР состоял из Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. Верховный Суд состоял из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР предусматривалось образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавших ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие – на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов – перед советами.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144167" 90. Они входили в единую систему судов, и строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Важнейшее значение имело восстановление принципов организации и деятельности прокуратуры, нарушенных в условиях сталинского режима.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144168" 91, которое явилось первым нормативным актом о прокурорском надзоре с четко обозначенной структурой органов Прокуратуры СССР, которые, в свою очередь, составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. В Положении также говорилось о правах и обязанностях всех работников прокуратуры. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры наделялись дополнительными властными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере «общего надзора», в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.

Впервые в законодательстве о прокурорском надзоре выделялись самостоятельные главы по четырем отраслям, что обеспечивало более высокий уровень правовой регламентации. В гл. IV–V Положения были изложены задачи и правомочия прокуроров, а также средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных отраслей надзора, обязанности адресатов прокурорских обращений.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 36. Реформы отраслевой и территориальной системы управления в 1950-1960 гг.

В середине 50-х годов перед страной встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Привычная централизованная административно-командная система тормозила развитее промышленности. Качественные изменения в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В мае 1957 г. отраслевой принцип управления заменили территориальным. Отменили прежнюю отраслевую систему руководства, осуществляемую через министерства и ведомства. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов на базе существующего административного деления. Основной организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы), которые руководили предприятиями и стройками расположенными на их территории. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Переход к территориальной системе управления преследовал несколько целей:

сблизить управление и производство;

преодолеть ведомственные барьеры;

позволило корректировать производство в пределах экономических районов.

Однако эти цели достигнуты не были, а были обнаружены новые недостатки:

управление отраслью промышленности было раздроблено;

стали нарушаться производственные связи между предприятиями;

процветало местничество;

в основе управления, продолжали действовать видоизмененные административно-командные методы.

Осуществленные по инициативе «сверху» преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность преобразований в стране вели к росту оппозиционных настроений в обществе.

Одновременно возрастал культ Н. С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и главы Правительства.

С целью предотвращения опасности HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125089" волюнтаризма, углубления администрирования по всем направлениям общественно-политической жизни советского общества, возникновения нового «вождизма» Н. С. Хрущев в октябре 1964 г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. Во главе руководства был поставлен Л. И. Брежнев, который приступил к осуществлению нового курса реформ общественно-политического и социально-экономического характера, но при неизменном сохранении неизменившегося общественно-политического строя.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 37. Экономические реформы 1965-1983 гг.

С приходом к власти нового партийно-государственного руководства в 1965 г. была предпринята попытка усовершенствования командно-административной системы управления народным хозяйством путем повышения роли материального стимулирования в производстве.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 г. ВС СССР принял Закон «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144170" 92, в котором постановлялось: «Статья 1. Образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР: Министерство черной металлургии; Министерство цветной металлургии;…..». Упразднялись советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий.

Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников.

В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Подразделения некоторых производственных объединений были размещены в разных экономических районах и союзных республиках. Для управления промышленностью стали вновь создаваться общесоюзные и союзно-республиканские министерства.

Но реформа была обречена на провал, так как эти преобразования проводились в условиях экстенсивной модели хозяйствования и не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

Индустриальное развитие 70-х – начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народного хозяйственного комплекса. В основе планов социально-экономического развития лежала подчиненность экономик всех союзных республик единому народнохозяйственному комплексу. Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызвали диспропорции в их структуре, что в свою очередь общественное недовольство и стремление к выходу республик из состава СССР.

Реорганизации в рассматриваемый период подверглась и система управления сельским хозяйством. В марте 1961 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством», по которому Министерство осуществляло руководство развитием сельского хозяйства, несло ответственность за состояние производства а колхозах и совхозах. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств.

Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускали нарушения в политике планирования заготовок, устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения численности убыточных хозяйств.

С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрированные хозяйства – агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта.

Для улучшения управления аграрной промышленностью были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах – районные агропромышленные объединения. Тем не менее, новые управленческие структуры не улучшили положения дел.

Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. Для преодоления сложившихся трудностей с продуктами питания была разработана Продовольственная программа СССР (1982 г.). Программой предусматривалось комплексное развитие сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей промышленности, заготовок, хранения, переработки. Агропромышленный комплекс (АПК) был выделен в самостоятельный объект планирования и управления.

Для повышения производительности труда была предпринята попытка внедрения новых форм его организации – коллективный подряд на условиях полного хозрасчета (Закон СССР от 17 июня 1983 года № 9500-X «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144171" 93 и Постановление Верховного Совета СССР от 17 июня 1983 г. № 9501-X «О введении в действие Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144172" 94). Бригадный характер труда получил распространение в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, но, в конечном счете, не принес ожидаемого эффекта, так как деятельность трудовых коллективов по руководству предприятиями носила совещательный и рекомендательный характер.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем, приоритетное внимание к отраслям военного промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубили деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства привели к падению экономических показателей. Ослаблению самостоятельности предприятий и усилению централизма способствовало также создание Государственного комитета по материально-техническому снабжению (Госснаба).

Параллельно с государственной экономикой появляется так называемая теневая (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и.т.д.). Её развитию способствовали беззаконие и коррупция.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 38. Кодификация и развитие советского права

Развитие права в период «развитого социализма» свидетельствует о некоторых попытках развития советской демократии и расширения прав союзных республик. Что касается права, то по содержанию оно мало изменилось, однако по форме происходят заметные преобразования. Объем и многосторонность правотворческой деятельности государства были таковы, что назрела необходимость кодификации законодательства. В этот период создаются в массовом порядке основы различных отраслей права.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 39. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=147158" Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.

Особое внимание Основы уделили регулированию права собственности, то есть правам владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.

Основы закрепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций, а также личную собственность граждан, но подчеркивали ее потребительский характер и противозаконность извлечения нетрудовых доходов. Так же говорилось, что советское государство является собственником всего государственного имущества. Государственные предприятия могли владеть имуществом только на праве оперативного управления.

В Основах было определено, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с имущественными и личными неимущественными отношениями в случаях, предусмотренных законом.

Устанавливались, условия возникновения гражданских прав и обязанностей. Они возникали:

из оснований, предусмотренных законодательством СССР и ССР,

из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождали соответствующие права и обязанности.

Так же было уделено внимание регулированию обязательственных отношений:

введены новые нормы об обязательствах, возникающих вследствие спасения социалистического имущества, понесенной при этом гражданином ущерб возмещался организацией, имущество которой он спасал;

получили регламентацию такие договоры, как продажа товаров в кредит, бытовой прокат.

Были внесены значительные изменения в наследственное право. Основы определили только первую очередь наследников по Закону. Расширили свободу завещаний: разрешено завещать все свое имущество или его часть одному или нескольким лицам, не входящим в круг наследников по закону, с сохранением обязательной доли для несовершеннолетних или нетрудоспособных наследников по Закону.

Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения, где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествовала экономическая система, построенная на командно-административных принципах.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049"

§ 40. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=147134" Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

В качестве главной задачи Основы закрепляли «охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств».

Особенностью Основ явилось уменьшение и смягчение уголовной ответственности за деяния, не представляющие большой опасности для общества и государства.

Вместе с тем, усиливалась ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления, в частности, для рецидивистов и других антиобщественных элементов. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу. Закон, усиливавший наказание, обратной силы не имел.

В Основах чётко был выражен принцип ответственности только за определенное деяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица, совершившего преступление. Отменялся принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без учета факта виновности (к лицам, признанным «социально опасными», к родственникам обвиняемого и т. п.). Основы увеличили минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Отменили институт аналогии. В Основах содержался широкий спектр наказаний от общественного порицания до лишения свободы, отменили такое наказание, как лишение избирательных прав.

В качестве исключительной меры наказания допускалась смертная казнь – расстрел. Она могла применяться лишь при совершении таких тяжких преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Согласно Основам, наказание могло применяться только по приговору суда. Сократили максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" \

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049"

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 41. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

Основные задачи и принципы уголовного судопроизводства были закреплены в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Основы закрепили осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их Закону, гласность судебного разбирательства, ведение судопроизводства на родном языке, обеспечение обвиняемому права на защиту.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве, а по некоторым тяжким государственным преступлениям – следователей органов государственной безопасности.

Основы предусматривали участие в деле защитника, начиная с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних – с момента предъявления обвинения. Основы вводили институт общественных обвинителей и общественных защитников.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: