Рекомендуемая литература
Методические указания
План занятия
Й семестр
Для очной формы обучения
Семинар 1 (по темам 2–3). Право стран Древнего Востока (6 часов)
Цель занятия: Ознакомление с особенностями возникновения и основными направлениями в развитии права древнейших земных цивилизаций, анализ важнейших памятников права Древнего Востока.
1. Общее и особенное в развитии права древневосточных цивилизаций.
2. Законы Хаммурапи – сборник законов Древнего Вавилона:
а) источники и система законов Хаммурапи;
б) правовое положение основных групп населения;
в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;
г) преступления и наказания;
д) суд и процесс.
3. Законы Ману – памятник древнеиндусского права:
а) источники права Древней Индии;
б) варновый строй общины и его отражение в законах Ману;
в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;
г) преступления и наказания;
д) суд и процесс.
|
|
4. Рассмотрение казусов по изученным памятникам права.
1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на процесс разложения первобытнообщинного строя в определенных географических регионах мира под воздействием появления земледелия, возникновения института частной собственности и развития рабовладения. При изучении данного вопроса полезно привлекать материалы из курса «Теория государства и права» – темы «Происхождение государства» и «Происхождение права». Необходимо сконцентрироваться на проблеме длительного сохранения сельской общины как основы восточного общества, предопределившей и форму организации общества и государства – восточную деспотию. Нужно раскрыть основные особенности деспотического государства и его важнейшие ведомства, показать влияние формы государства на развитие права. Выявить общие и особенные черты в развитии права стран Древнего Востока.
2. Анализируя законы Хаммурапи, следует обратить внимание на деление общества на свободных и рабов, а свободных – на «авилумов» и «мушкенумов». Нужно разобраться в статусе слуг царя («редума» и «баирума»), а также в причинах ограничения долгового рабства. Особое внимание следует обратить на анализ статей, посвященных регулированию имущественных отношений, выяснив: существовало ли в Древнем Вавилоне представление о праве собственности на недвижимость; какие виды договоров были известны законам Хаммурапи; разграничивались ли в сборнике преступления и деликты; в чем проявляется казуальная форма изложения норм права; что такое принцип талиона. Вопрос готовится с привлечением материалов хрестоматии и с обязательными ссылками на конкретные статьи памятника права.
|
|
3. Законы Ману представляют собой прекрасный материал для изучения общества и права Древней Индии. Их изучение следует начинать с характеристики правового положения варн: «брахманов», «кшатриев», «вайшиев» и «шудр», а также статуса рабов и «чандалов» (неприкасаемых). Затем необходимо дать общую характеристику норм и институтов отдельных отраслей права: уголовного, гражданского, брачно-семейного. Анализируя содержание памятника, следует найти ответ на вопросы: какова природа норм, зафиксированных в законах Ману; все ли нормы данного памятника права можно назвать правовыми; в чем состоит отличие норм морали, религиозных норм от правовых норм; каковы особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в законах Ману; почему вопросам брака и семьи в данном памятнике права уделено значительное внимание; каким образом варновый строй отразился в регулировании имущественных и уголовно-правовых отношений.
1. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 1 / под ред.
В. А. Томсинова. –– М.: Зерцало-М, 2002. –– С. 47––90.
2. История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. –– М.: Наука, 2000. — С. 88––99.
3. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. Б. Жидкова. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М.: Норма, 2005. –– С. 123––160.
4. Крашенинникова, Н. А. История права Востока: курс лекций / Н. А. Крашенинникова. –– М.: изд-во МГУ, 1994. –– 192 с.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / сост. проф. В. А. Томсинов. –– 2-е изд., доп. –– М.: Зерцало-М, 2004. –– С. 8––88.
6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. –– М.: Норма, 2005. –– С. 12––56, 94––127.
7. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. –– М: Юристъ, 1999. –– С. 23––58.
8. Якобсон, В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. –– 1984. –– № 4.
Семинар 2 (по теме 4). Государства Древней Греции (2 часа)
Цель занятия: Изучение классических примеров возникновения, развития и организации государства в Древней Спарте (аристократия) и Древних Афинах (демократия).
1. Общественный и государственный строй Спарты. Законодательство Ликурга.
2. Возникновение Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена.
3. Государственный строй афинской демократии.