Методические указания. 1. При подготовке к первому вопросу нужно выяснить географическое положение Лаконики и особенности ее природы. Рассмотреть преобразования легендарного

План занятия

Рекомендуемая литература

Методические указания

1. При подготовке к первому вопросу нужно выяснить географическое положение Лаконики и особенности ее природы. Рассмотреть преобразования легендарного Ликурга. Особое внимание следует уделить изучению правового положение спартиатов, илотов и периэков, выявив связь между общественным развитием Спарты и особенностями ее государственного развития. Рассмотреть роль и значение в государственном механизме Спарты: народного собрания, герусии, царей и эфоров. Как можно охарактеризовать форму правления, сложившуюся в Спарте? В чем состоят особенности формирования и развития спартанского полиса?

2. Нужно выяснить причины возникновения государства в Афинах, влияние на данный процесс острой классовой борьбы, приведшей к кризису родового строя. Проанализировать сущность реформ Солона и Клисфена, разобрать основные элементы этих реформ.

3. Особое внимание уделить данному вопросу, поскольку он раскрывает систему организации и деятельности афинской демократии. Рассмотреть механизм формирования и основные полномочия: народного собрания, совета пятисот, гелиэи, коллегии архонтов, стратегов. Процедура остракизма. Завершить рассмотрение данной темы следует дискуссией о сущности и значении афинской рабовладельческой демократии.

1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1999. — 749 с.

2. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 1 / под ред.
В. А. Томсинова. — М.: Зерцало-М, 2002. — С. 47—90.

3. Зберовский, А. В. Сократ и афинская демократия / А. В. Зберовский. — Красноярск, 2007. — 427 с.

4. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. Б. Жидкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.— С. 123—160.

5. Климов, О. Ю. Личность и государство в эллинистическую эпоху
// Ученые записки МГПУ. Ист. науки. — Мурманск, 2006. — Вып. 6. —
С. 6—13.

6. Суриков, И. Е. Некоторые проблемы истории афинской гелиэи // Древнее право — Ius antiquum. — М., 2005. — № 2. — С. 8—20.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / сост. проф. В. А. Томсинов. — 2-е изд., доп. — М.: Зерцало-М, 2004. — С. 8—88.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. — М.: Норма, 2005. — С. 12—56,
94—127.

9. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права /
З. М. Черниловский. — М.: Юристъ, 1999. — С. 23—58.

Семинар 3 (по темам 5-6). Памятники римского права (6 часов)

Цель занятия: Ознакомление с историей становления и развития основных институтов римского права, изучение памятников римского права.

1. Источники (формы) римского права и их эволюция. Основные этапы развития римского права.

2. Законы ХII таблиц – древнейший памятник римского права:

а) источники и система, история изучения;

б) правовой статус основных групп населения;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) деликты и их виды;

д) легисакционный процесс, виды исков.

3. Институции Гая и Дигесты Юстиниана:

а) институционная и пандектная системы частного права;

б) статус физических лиц и его составляющие;

в) основные институты вещного, обязательственного и наследственного права;

г) процесс, виды исков.

4. Рассмотрение различных казусов по изученным памятникам римского права.

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку, уяснить обусловленность правовой культуры уровнем экономического развития, состоянием общественных отношений. Опираясь на лекционный материал, дать общую характеристику различных форм римского права, ветвей римского права, основных этапов его развития.

2. Рассмотрение второго вопроса следует начать с выяснения исторического значения законов XII таблиц и их системы. Следует обратить внимание на архаичность норм и институтов данного памятника, лаконичность языка. Анализируя брачно-семейные и имущественные отношения, обратить внимание на тесную связь имущественных отношений с браком и семьей в древнейший период развития римского права. Следует ответить на вопросы: в чем особенности института отцовской власти в Древнем Риме; в чем состоит различие между манципируемыми и неманципируемыми вещами; в чем состоит юридическая природа сервитутов. Отдельного рассмотрения заслуживают особенности договора "нексум" по законам ХII таблиц и причины его отмены. Рассматривая деликты, следует уяснить сущность публичных и частных деликтов, критерий их разграничения.

3. По третьему вопросу необходимо провести сравнительный анализ содержания различных институтов права по предложенным вопросам плана семинарского занятия, выявив их эволюцию в римском праве. В первую очередь необходимо разобраться в системе Институций Гая и Дигест Юстиниана. Затем рассмотреть статус физических лиц, в том числе и семейный статус лиц, выяснить причины эволюции статуса различных групп населения. Рассмотреть право собственности и ограниченные вещные права, усвоить понятия и виды обязательств из договоров и обязательств из деликтов. Рассматривая виды исков и формы процесса, следует выявить особую значимость исков в римском праве, их классификацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: