double arrow

Полезные советы.. Подготовка к сочинению в жанре репортажа может проводиться как самостоятельно, так и на уроках литературы. Попробуйте написать разные репортажи:


Подготовка к сочинению в жанре репортажа может проводиться как самостоятельно, так и на уроках литературы. Попробуйте написать разные репортажи:

- репортаж с урока (возможно, с одного, что позволит видеть урок разными «репортерами»; возможно, с разных уроков, при этом каждый пишущий получает индивидуальное задание:

- репортаж с урока физкультуры поможет овладеть формой спортивного репортажа);

- репортаж с вечера, праздника, спортивного мероприятия и т.п.;

- репортаж с улицы (рассказ об интересном событии, свидетелем/участником которого Вы были);

- репортаж с семейного, домашнего торжества (данная жанровая форма может быть освоена и при создании пародийного репортажа, когда на обыденное, домашнее событие накладывается форма спортивного репортажа).

Дневник– произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных (чаще всего с указанием даты) или периодических записей, современных описываемым событиям. Специфика этого жанра в том, что «пишущий дневник продвигается наугад, не зная ещё ни своей судьбы, ни судьбы своих знакомых. Это поступательная динамика, исполненная случайностей и непроверенных событий»1.

М.Волошин писал: «Где-то я встречал такую мысль: молитва имеет тот смысл, что это отчет о прожитом дне, самопроверка. Я начинаю этот дневник с тем, чтобы он заступил мне место молитвы. Я чувствую, что последнее время… я чрезвычайно мало подвинулся в своём развитии и самосознании. Пусть этот дневник послужит искусственным фактором к развитию самосознания. Это одна причина. Другая же та, что мне интересно сохранить себе себя и свою жизнь»2.

Итак, дневник – это

1)отчет о прожитом дне, самопроверка, своеобразная молитва; поскольку молитва обращена к Богу, она предполагает полную откровенность и предельную искренность;

2) способ самовоспитания, саморазвития;

3) возможность зафиксировать наиболее интересные мгновения своей жизни, эпохи.

Таким образом, дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, открытость и страстность интонации, чем не обладают другие, более объективные жанры.

Сочинение в жанре дневниковых записей может быть двух типов:

· дневник, написанный от Вашего лица - литературный, путевой;

· дневник, написанный от лица литературного героя.

Не останавливаясь на дневнике путевом, дорожном, который является разновидностью путевого очерка, сосредоточим внимание на литературном, который может быть интересен своими развернутыми, вдумчивыми, откровенными и оригинальными суждениями о прочитанном произведении, о творчестве писателя… Литературный дневник близок таким жанрам, как рецензия и литературно-критическая статья.

Специфика сочинения в жанре литературного дневника в том, что произведение Вы давно уже прочитали и никакого дневника в ходе чтения не писали. Ваша задача – создать иллюзию протяженного чтения, показать процесс, а не результат. Вы «читаете» книгу и фиксируете непосредственные впечатления от прочитанного в дневнике. Вы можете «читать» не каждый день, можете прерывать «чтение» для обращения к биографии писателя, другим произведениям, справочной литературе. Ваши впечатления о герое могут меняться в ходе «чтения». Всё это должно быть зафиксировано в дневнике. Ваши литературные записи могут перемежаться бытовыми зарисовками, раздумьями, отступлениями, что придаст Вашему дневнику личностное начало. Естественно, что выбранная Вами книга и записи о ней являются свидетельством Вашего духовного уровня: «…ничто ведь не дает такой возможности точно судить о духовном уровне человека, как дневники и письма»1.

Дневник, написанный от лица литературного героя, – это дневник-стилизация,который предполагаетхорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа. Если дневник человека – это «инобытие личности» (Ю.М.Лотман), то на время написания дневника Вам надо стать Печориным или Грушницким, Болконским или Безуховым, Родионом Раскольниковым или Дмитрием Ионычем Старцевым. При этом следует помнить, что не все литературные герои склонны вести дневник. Будет ошибкой, если Вы напишите дневник от лица Обломова (герой романа И.А.Гончарова давно «отвык деловые письма писать», не то что дневник), но вполне естественен дневник Ольги Ильинской и Андрея Штольца. При этом дневник последнего будет отражением его русско-немецкой души.

Один из подходов к сочинению в форме дневника (письма и интервью) – это стилизация2. Стилизация – это чужая речь, чужой стиль, чужая точка зрения. «Отличительная черта стилизации, - пишет Л.Я.Гинзбург, - стилистическое единообразие, подчинение общему строю всего состава слов, и, что особенно важно, этот строй поглощает авторскую речь»1. В качестве тренировочного рекомендуется написать сочинение от лица литературного героя: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять…» (Кабанова), «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (Кулигин), «Что я рассказал своей кухарке, вернувшись домой с необитаемого острова» (один из генералов).

А.А.Блок считал, «что опытный взгляд может увидеть душу по стилю». Стиль Вашего сочинения-монолога должен быть отражением души, внутреннего мира, образа мыслей, точки зрения Кабановой, Кулигина, генерала… Вы также можете написать мини-сочинение в жанре дневника «премудрого пискаря». Примеры таких сочинений помещены в Приложении 2.

Освоив сочинение такого рода, можно перейти и к другим дневникам.

«Журнал Печорина»: продолжение, написанное им в крепости (по повести «Бэла»).

В романе помещён «Журнал Печорина», охватывающий события, предшествовавшие появлению Печорина в крепости. Оказавшись в горной крепости под началом Максима Максимыча, Печорин продолжает свой дневник: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости… Скучно! Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями». Часть «Журнала» – повесть «Фаталист» – вошла в роман, но охватывает только две недели. Воссоздайте, используя повесть «Бэла», оставшуюся часть. Подумайте, о чём и о ком мог написать Печорин в своём «Журнале».

«Журнал Грушницкого», найденный после его смерти.

Печорин и Грушницкий – антагонисты. Поэтому дневник Грушницкого будет зеркальным отражением дневника Печорина: одно и то же событие, связывающее героев, будет описываться с диаметрально противоположных позиций: будут совпадать только даты, но Грушницкий будет «запаздывать» на один-два дня: Печорин способен предугадывать события, а Грушницкий может только фиксировать их. В процессе работы над дневником обратите внимание, как изменяется отношение Грушницкого к Печорину: от приятельского до враждебного.

Работа над «Журналом Грушницкого» должна начаться с тщательного анализа повести «Княжна Мери». При этом необходимо решить следующие задачи:

· понять, что движет пером Грушницкого, создать его психологический портрет, на время сочинения "стать" Грушницким;

· освоить стиль Грушницкого, его речевую манеру, его точку зрения, чтобы можно было «увидеть душу по стилю» (А.Блок);

· вычленить из полуторамесячного пребывания в Пятигорске и Кисловодске (Грушницкий приехал в Пятигорск 4-5 мая, а 17 июня погиб на дуэли недалеко от Кисловодска) наиболее важные, значимые для Грушницкого события, которые и найдут отражение в дневнике. Отметим сразу, что таких событий должно быть не более шести-семи.

Итак, что управляет поступками Грушницкого и, в конечном счете, его дневниковыми записями? Что движет пером Грушницкого?

· желание производить мелодраматические эффекты;

· стремление сделаться героем любовного романа;

· ожидание первого офицерского чина (Грушницкий – юнкер, трепетно ждущий производства в офицеры, толстую солдатскую шинель он носит «по особенному роду франтовства»);

· самолюбие, самомнение и самодовольство;

· соперничество с Печориным, позднее перерастающее в открытую ненависть к нему;

· любовь к Мери, не отвечающей Грушницкому взаимностью.

При этом обратим внимание на такую особенность «Журнала», как отсутствие психологического анализа: Грушницкий «не знает людей и их слабых сторон». Поэтому он не способен, как Печорин, предугадать будущее (события, поступки окружающих), он способен только фиксировать прошедшее.

Одна из форм подготовительной работы – это вычленение из «Журнала Печорина» речевого материала Грушницкого – слов, фраз, отдельных предложений, которые впоследствии войдут в текст «Журнала Грушницкого», станут его основой.

Обратим внимание и на стиль «Журнала» Грушницкого.

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые, пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», - говорит Печорин о Грушницком.

Еще одна характерная особенность – страсть к декламации: Грушницкий закидывал собеседника словами, «как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий».

Грушницкий «довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы»

В «Журнале» должны присутствовать следующие даты.

Первая запись, связанная с пребыванием Грушницкого на водах, относится к 4-5 мая (Грушницкий приехал в Пятигорск).

8 мая – в Пятигорске появилась княжна Мери, на которую Грушницкий сразу обратил внимание.

11 мая – приезд Печорина, которого Грушницкий недолюбливает, и сцена у фонтана. Проявление княжной Мери элементарного сочувствия к раненому Грушницкому вырастает в глазах последнего до проявления симпатии.

16 мая – поездка Грушницкого с Мери.

23 мая – Грушницкий признается Печорину в своей любви к Мери.

3 июня – Грушницкий произведён в офицеры.

5 июня – Появление Грушницкого на балу в офицерском мундире, формирование заговора против Печорина.

15 июня – попытка скомпрометировать Печорина, устроив засаду в саду.

16 июня – вызов на дуэль.

17 июня – дуэль. Последняя запись могла быть сделана Грушницким в ночь с 16 на 17 июня: в 4 часа утра Грушницкий вместе со своими секундантами отправился на место дуэли.

Не все записи могут носить подробный характер. Во введении Вы можете рассказать, что в руки Вам попали только фрагменты дневника. И ещё. Поведение Грушницкого не вызывает особой симпатии, но вспомним, что на дуэли Грушницкий ведёт себя мужественно: уличенный в обмане (история с пистолетами), он не оправдывается, не спасает ложным обещанием свою жизнь, а бросает в лицо Печорину угрозу и принимает смерть. Не забывайте об этом, работая над «Журналом» Грушницкого.

«Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича».

Чичиковская шкатулка – «небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской берёзы», - так подробно описанная Н.В.Гоголем, вызывает у В.Набокова мысль, что «Гоголь описывает вовсе не внутренность шкатулки, а круг ада и точную модель округлой чичиковской души (внутренности Чичикова разнимаются под яркой лампой вивисектора)»1. При этом В.Набоков ссылается на А.Белого, который заметил, что шкатулка была «женой Чичикова»2.

И где же может храниться «Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича», - инобытие чичиковской души – как не в его душе – шкатулке, где-нибудь рядом с «маленьким потаённым ящичком для денег, выдвигавшимся незаметно сбоку шкатулки». Кому, как не своей жене, может поверить Чичиковсамые сердечные тайны своей души.

Душа Чичикова так же сложна, как устройство его шкатулки: «узенькие перегородки, квадратные закоулки, перегородки с крышечками и без крышечек, пространство для бумаги, потаённый ящик для денег» (ср. «пестрядевые мешочки Коробочки»); многообразна, как её содержание: бритвы, мыло, перья, сургучи (туалетные и письменные принадлежности равно нужны и равно любимы Чичиковым), визитные, похоронные и театральные билеты (разные ипостаси героя -–визитер, скупщик «мертвых душ», лицедей), кипы чистой бумаги в лист (своего рода tabula rasa, на которой еще не прописано будущее героя).

Не следует видеть в Чичикове только подлеца, которого «пора наконец припрячь». Это характер сложный и неоднозначный, по словам Н.Г.Чернышевского, «самый трудный» в поэме. На стремление возродить «подлеца» во втором томе «Мертвых душ» указывал и сам автор, выражая сомнение в подлости своего героя: «Кто же он? Стало быть подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим»; и В.Б.Шкловский: «Гоголь хотел воскресить Чичикова: дал ему железную настойчивость, поэтические раздумья над списком беглых крестьян и необычайную изобретательность, мечту о губернаторской дочке (правда, очень беглую), любовь к быстрой езде, умение овладеть собеседником»1.

Противоречивость, двойственность характера героя должна найти отражение и в его «Журнале». С одной стороны, «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», с другой – трезвое и ироничное отношение к обществу, где копейка возведена в культ (вспомним размышления Чичикова при встрече с губернаторской дочкой – гл. V). Добавьте к этому склонность к пространным рассуждениям – чисто русская черта – о судьбах крестьянина (гл. VII), язвительные замечания по поводу чиновников, помещиков и обывателей города NN – и точный подсчет каждой копейки, каждой «мертвой души». Чем-то дневник Чичикова будет напоминать дневник Глумова, который решил: «Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мёд».

Обратим внимание еще на одну особенность «Журнала коллежского советника Павла Ивановича Чичикова» – его внешний вид. Чичиков очень внимателен к вещным знакам: особенный сорт французского мыла, серебряная с финифтью табакерка с двумя фиалками для запаха, рубахи тонкого голландского полотна, фрак брусничного цвета с искрой. Нетрудно вообразить, каким должен быть «Журнал…» Чичикова.

Также внимателен Чичиков и к буквам. Буква приобретает для героя священное, сакральное значение. Именно она – буква – делает призрачную мёртвую душу вполне живой, приносящей немалый доход. Своим миллионным состоянием Чичиков обязан именно букве, в отличие от звука, знаку вещному, прикреплённому к гербовой бумаге. Возможно, что у Павла Ивановича, как и у Акакия Акакиевича, были буквы-фавориты. Это округлые буквы, такие же, как сам Чичиков, как его подбородок («совсем круглый») - самая привлекательная, по словам самого героя, часть его лица.

И вот «Журнал коллежского советника (чин по табелю о рангах равный полковнику!) Чичикова Павла Ивановича» приобретает зримые черты: кожаная красная (вспомните о фраках героя) книжка с листами хорошей плотной бумаги, исписанной округлым с завитушками почерком…

Как уже говорилось, русская литература XIX века позволяет написать целый ряд дневников («журналов»). К названным выше добавим дневники Павла Петровича Кирсанова, Анны Сергеевны Одинцовой и самого Евгения Базарова. Интересно, что при работе над романом «Отцы и дети», Тургенев вел дневник Базарова. «О каждой прочитанной книге, о каждом встреченном человеке, о каждом важном событии общественной жизни он вносил в дневник записи, какие должны были прийти на ум Базарову, если бы он являлся автором дневника. Получился довольно объёмистый том… Дневник требовался только для того, чтобы автор не спускал глаз со своего героя, знал все его мысли, чувства, впечатления»1.

Работе над сочинением в жанре дневника могут помочь фрагменты дневника, введённые в ткань художественного произведения. Так, в романе «Война и мир» мы встречаемся с дневниковыми записями Марьи Болконской.

Успешное обращение к дневниковой форме на вступительном экзамене требует серьёзной предварительной подготовки. На самом экзамене Вы должны уяснить, насколько гармонично и естественно содержание Вашего сочинения будет сочетаться с формой дневника.

Дневниковые записи героя в Вашем сочинении могут перемежаться с Вашими размышлениями о герое и эпохе, своеобразными лирическими отступлениями. При этом Вы должны следить, чтобы Ваш герой и Вы говорили разными голосами. В дневнике Вашего героя Вы можете «найти» письмо, записку, адресованные герою, что также может оживить Ваш дневник. Вы можете «отыскать» два дневника и на основе их написать сочинение «Честь в понимании Печорина и Грушницкого».

В ходе подготовки к сочинению читайте дневники русских писателей и такие произведения, как «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Прапорщик армейский» А.И.Куприна, «Последние страницы из дневника женщины» В.Я.Брюсова, «Дневник Фокса Микки» Саши Черного и др.

В Приложении 2 Вы можете найти сочинения в форме дневника.

Письмо.Письмо, как и дневник, отражает внутренний мир пишущего, мельчайшие душевные движения автора, но, в отличие от дневника, письмо предполагает наличие получателя-адресата и отправителя-адресанта. Таким образом, важнейшая функции письма - коммуникативная и информационная.

В своё время А.П.Чехов отмечал, что «письмо вставляет автора в рамки – это главное». Пишущий сочинение в жанре письма должен постоянно помнить об этих рамках.

Рамки формальные: начало письма – обращение к адресату, конец письма – прощание с ним, постоянные обращения адресанта к адресату в тексте письма, дата написания письма, место письма и т.д. Но соблюдение внешнего эпистолярного этикета не сделает Ваше сочинение письмом. В трактате «О стиле» Деметрия, сказано, что письмо не должно быть статьёй, «к которой только приписано “здравствуй”».

Рамки содержательные – разнотемье письма, стилистическая подвижность, лёгкость перехода с предмета на предмет независимо от его значимости, а «искусство перехода от темы к теме – самое трудное для писателя»1, «недоговоренность, фрагментарность, намёки» (Ю.Тынянов).

Кажущаяся лёгкость письма ошибочна: пишущий постоянно должен иметь в виду своего собеседника (письму, по словам М.М.Бахтина, «свойственно острое ощущение… адресата, к которому оно обращено»), вести с ним диалог, учитывая его возможные реакции. Трудность сочинения-письма в том, что Ваш собеседник вымышленный и Вы должны отвечать на якобы полученное от него письмо. При этом часть информации должна передаваться не впрямую, а косвенно, через обращение к «общим воспоминаниям».

Сочинения в форме письма бывают нескольких видов по содержанию:

· письмо к вымышленному лицу,

· письмо к писателю или литературному критику (актеру, режиссеру, художнику, ученому, политику),

· письмо к литературному герою,

· письмо литературного героя (письмо Наташи Ростовой Анатолю Курагину),

и по форме

· одно письмо,

· два-три письма одного лица;

· фрагмент переписки;

· письмо или письма с комментариями,

· письмо в сочетании с другими жанрами.

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. Если Вы выбираете переписку, то Вам следует помнить, что каждый из её участников должен говорить своим голосом. В то же время переписка даёт возможность «разнести» информацию по разным источникам.

Не обязательно писать в жанре письма всёсочинение: Вы можете вставить письмо или фрагменты писем в обычное, традиционное сочинение.

В ходе подготовки к сочинению рекомендуется обратиться к эпистолярному наследию писателей. Письма также представлены в ряде художественных произведений: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна. Такие произведения, как «Сильфида» В.Ф.Одоевского, «Марья Шонинг» и «Роман в письмах» А.С.Пушкина, «Роман в двух письмах» О.М.Сомова, «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «письма» А.П.Чехова, А.И.Куприна, Л.Андреева, М.Кузмина и др. полностью написаны в форме письма. Обратите внимание на повесть А.И.Куприна «Прапорщик армейский», где одни и те же события освещаются героями и в дневнике, и в письмах.

Интервью - это беседа журналиста с каким-либо лицом. Содержание интервью составляют вопросы корреспондента и ответы собеседника. Форма интервью - диалог. Не обязательно, чтобы Вашим собеседником был конкретный человек, это может быть вымышленное лицо, литературный герой, писатель, критик и т.д. Итоги беседы оформляются в виде записи диалога в форме вопрос-ответ или рассказа.

«Интервью – событие, которое журналист “сочинил” сам. (Составил “сценарий” придумал канву основных “реплик” и ходы для самовыражения партнера и собственной импровизации). Главная сложность – в хороших, точных переходах от одной темы к другой, непрерывном, без провалов, течении беседы»1, - пишет М.И.Шостак. Вы также должны сочинить своё интервью, точнее, написать сочинение в жанре интервью.

Сочинение-интервью - наиболее сложный жанр, требующий серьёзной подготовки, во время которой Вы должны определить:

- тему разговора с собеседником,

- систему вопросов для наиболее полного раскрытия этой темы. Помните, что в интервью важен не только ответ собеседника, но ивопрос корреспондента «Подготовка системы вопросов, позволяет журналисту видеть тему в разветвлениях, проблемных узлах, помогая “понимать ответы”, узнавать в словах собеседника намеченные точки разговора»2.

В журналистской практике используются вопросы двух типов:

- вопросы с завершенным («закрытым») концом, которые предполагают быстрый и точный ответ Вашего собеседника;

- вопросы с незавершенным («открытым») концом, которые дают возможность собеседнику размышлять.

В своём сочинении Вы должны чередовать вопросы двух типов. Для создания иллюзии живого разговора Вы можете использовать так называемые «вопросы в досыл». В реальном интервью они «срабатывают, когда ответ недостаточно чёток, когда отвечают охотно, но плохо, когда собеседник явно не понял темы или, перескакивая с одной мысли на другую, подменяет суть вопроса (отвечает на другое)»3.

Вопросы преимущественно должны быть краткими: длинный вопрос – это почти всегда запутанный вопрос, которой приходится повторять. Не стоит также задавать два вопроса в одном, в этом случае собеседник может уйти от неудобного вопроса.

Интервью может начинаться авторской зарисовкой (портретной характеристикой) о собеседнике, об обстоятельствах, вызвавших встречу, а также может прерываться отдельными авторскими отступлениями, позволяющими глубже понять характер собеседника.

Работая над сочинением, обратитесь к теле-, радио- и газетным интервью. Одной из разновидностей интервью можно считать пресс-конференции, «круглые столы», когда участники –3-4 человека – обсуждают какую-либо проблему, и так называемые «встречи», когда вопросы в устной или письменной форме задаются слушателями из зала. Эти разновидности интервью представляют большую сложность, ибо включают значительное число участников, каждый из которых должен иметь индивидуальную речевую характеристику.

Пишущий сочинение в жанре интервью должен помнить:

- он выступает одновременно в двух лицах: интервьюера и интервьюируемого, речевые характеристики которых должны быть индивидуальны: Ваш собеседник должен говорить своим голосом;

- он осваивает значительный материал: произведения писателя, монографии, статьи, заметки о его творчестве, реальные теле, радио, газетные и журнальные интервью с ним, анкеты, автобиографии, выступления в прессе и т.п. Недостаточная изученность этого материала превращает интервью в разговор на темы бытовые, малозначащие или касающиеся подробностей личной жизни писателя.

Кстати, объём изучаемого материала при подготовке сочинения в жанре интервью делает его удобной оригинальной формой зачетной работы по творчеству современного писателя.


Сейчас читают про: