double arrow

Вольтер. Все жанры хороши, кроме скучного


Все жанры хороши, кроме скучного.

Выбор жанра

Выбрать жанр – значит написать сочинение в жанре рецензии, обзора, литературно-критической статьи, научной статьи, очерка, дневника, письма, интервью, эссе и т.д. Выбор жанра, как и выбор направления, придаст Вашему сочинению индивидуальный характер, что, несомненно, скажется на оценке Вашей работы.

Обычно сочинения бывают однообразны в жанровом отношении. Освойте разные жанры. Это даст Вам возможность создать оригинальное сочинение не только по содержанию, но и по форме. Помните, что содержание и форма работы должны составлять неразрывное единство: неудачный выбор жанра или неумелое владение им могут свести на нет всё Ваше сочинение. Не экспериментируйте во время экзамена, выбирайте только тот жанр, которым Вы хорошо владеете. Лучше написать обычное хорошее сочинение, чем плохое сочинение в форме письма, дневника, интервью. Ничто так не раздражает комиссию, как неумелое владение жанром. Помните, что, заявляя определённый жанр, Вы тем самым настраиваете проверяющего на восприятие именно этого жанра, актуализируете в его сознании «память» определённого жанра. Результат будет плачевным, если ожидания проверяющего не оправдались.

Следует также помнить, что в формулировках вузовских тем конкретный жанр никогда не указывается, но иногда формулировки тем провоцируют на выбор определенного жанра. Так, некоторые свободные темы могут быть написаны в жанре эссе. Таким образом, умелый выбор жанра свидетельствует о Вашем литературном чутье, вкусе, а умелое владение жанром – о Вашем литературном мастерстве.

Помните, что жанр должен быть выбран сразу. Нельзя написать традиционное сочинение, а потом сделать из него дневник, разбив на отдельные фрагменты и подставив даты. Жанр - это не только форма, но и содержание. Вспомните, как одежда – спортивная, деловая, торжественная, домашняя – накладывает отпечаток на Ваше поведение: Вы должны внутренне соответствовать своему внешнему облику. Выбранная Вами «одежда» сочинения – рецензия, статья, дневник, интервью, эссе – также наложит отпечаток на его содержание и стиль. Но о стиле несколько позже.

А пока рекомендуем Вам освоить следующие жанры.




Рецензия – это исследование, анализ художественного произведения, критическое суждение, отзыв о нём. Хорошая рецензия отвечает на два важных вопроса: о чём это произведение? стоит ли его читать? Таким образом, задача рецензии – дать, во-первых, характеристику, во-вторых, объективную оценку данного произведения.

Характеристика – это

· библиографическое описание произведения, то есть сообщение, информация о произведении, его авторе, времени и месте создания (обратите внимание, что время написания и время публикации могут разделять года и десятилетия);

· раскрытие содержания произведения: темы, идеи, проблематики;

· анализ художественной формы: сюжета, композиции, системы образов, языка произведения.

Оценка – это

определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.

Эти две функции рецензии - характеризующая (констатирующая) и оценочная - неотделимы друг от друга. Пересказывая и комментируя сюжет, цитируя фрагменты произведения, описывая отдельные сцены произведения, кульминационные моменты, поступки центрального героя (это все входит в задачи характеристики), Вы одновременно даёте оценку – положительную или отрицательную – этому произведению и писателю.

Помните, что оценка без характеристики – голословное, бездоказательное утверждение, характеристика без оценки – пересказ произведения.

Рецензия как жанр должна сочетать в себе логичность, обоснованность суждений, теоретическую основательность с умением детально, ярко представить художественное своеобразие произведения. Обратите внимание, что написать хорошую рецензию невозможно без теоретической подготовки, поэтому при подготовке к написанию рецензии следует особое внимание уделить литературоведческим терминам.



Можно сказать, что рецензии бывают трёх уровней:

· рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя,

· рецензия произведения в контексте творчества писателя;

· рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

Естественно, что наибольшую трудность представляет рецензия третьего уровня.

Иногда советуют писать рецензию только на понравившееся произведение, это не обязательно. Рецензия может быть написана на любое прочитанное Вами произведение. Непременным условием написания рецензии является новизнапрочитанного Вами романа, повести, рассказа и т.д. Не следует писать рецензию на произведение, давно ставшее классикой, выберите недавно появившееся, ещё не ставшее предметом исследования.

И последнее, жанр рецензии может освоить каждый, ибо в нашей повседневной жизни мы постоянно что-нибудь критически оцениваем, то есть рецензируем: увиденный фильм, купленную вещь, приготовленное блюдо.

В Приложении 1 Вы можете познакомиться с сочинениями, написанными в жанре рецензии.

Статья.Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что ещё не стало предметом научного исследования. Такого рода сочинение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения.

Можно сказать, что сочинение в жанре статьи доступно для немногих, ибо оно предполагает наличие у пишущего художественного чутья и склонности к литературоведческому анализу. В сочинении такого жанра необходима основательная теоретическая подготовленность, широкая литературоведческая эрудированность, взвешенность и обоснованность суждений, логичность и убедительность аргументации, точность словоупотребления.

Разница между статьёй и рецензией - в предмете анализа и его объёме. Предметом рецензии должно быть относительно новое, недавно появившееся произведение, предметом литературно-критической статьи может стать произведение классическое, давно известное. Рецензия должна охватывать произведение в целом, статья - один из аспектов (сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой) анализируемого произведения.

Работа над литературно-критической статьёй требует длительной подготовки и значительного запаса времени, которыми на вступительном сочинении Вы не располагаете. Именно поэтому этот жанр на вступительном экзамене используется крайне редко. Сочинение такого рода может быть написано, когда формулировка темы счастливо совпала с кругом Ваших научных интересов или с темой ранее подготовленного реферата, доклада, сообщения.

Очерк.Если в центре вниманиярецензии и статьи-явлениелитературное, то в центре очерка – явление жизненное: встреча с незаурядным человеком, интересное событие или происшествие, очевидцем которого Вы были. Ваша задача - рассказать об этом в своём сочинении, но не просто рассказать, а показать этого человека, событие, явление в действии, развитии, раскрыть сущность происходящего, показать его общественную значимость.

Вместе с тем предметом Вашего очерка может стать будничное явление, заурядное событие, за которыми Вы должны увидеть большую, жизненно важную тему и суметь отразить её в сочинении.

Таким образом, сочинение в жанре очерка требует наблюдательности, всестороннего знания фактического материала, определённого литературного мастерства. Этот жанр позволяет выделить ту или иную сторону жизни, тот или иной характерный случай, обрисовать и человека, и среду, и пейзаж, используя при этом яркие, образные средства.

Жанр очерка наиболее соответствует темам, связанным с экологической, исторической, гражданской проблематикой. Советуем Вам освоить жанр путевого очерка.

Путевой очерк – рассказ о путешествии, включающий материал географического, исторического и этнографического характера. Н.Г.Чернышевский отмечал, что «путешествие соединяет в себе элементы истории, статистики, государственных наук и совмещает в легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествоведение».

Обратите внимание, что только путевой очерк позволит Вам перемещаться в пространстве и времени, населять очерк самыми разнообразными людьми, сделав их, например, Вашими соседями по купе, поднять множество различных проблем. Для композиции путевого очерка характерны сменяющие одна другую картины, портреты, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления.

Путевой очерк может быть написан в виде дневника, писем, репортажа.

Эссе. Разновидность очерка, в центре внимания которого не жизненное явление, что и отличает его от традиционного очерка, а анализ литературно-критической, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Жанр эссе предполагает индивидуальность осмысления проблемы, неаргументированность отдельных выводов, свободную композиционную организованность сочинения, афористичность и образность речи.

Отсутствие чётких жанровых признаков не делает эссе лёгкой и доступной формой. Сочинение в жанре эссе требует от пишущего эрудированности, склонности к рассуждениям, оригинальности мышления, лёгкости изложения.

В жанре эссе следует писать сочинения на свободную тему, в центре которой проблема, однозначно неразрешимая. Такого рода темы Вы можете найти в Приложении 1.

Образцами эссе могут служить «Опыты» Мишеля Монтеня. Познакомьтесь с некоторыми из них: «О речи живой и о речи медлительной», «Об искусстве беседы».

Репортаж - это сообщение, рассказ о событиях, свидетелем, очевидцем которых был обязательно сам автор. Он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними - иначе он не сумеет нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее во всей наглядности. В свое время в статье с выразительным названием «Газетная пехота» А.И.Куприн отмечал, что «репортёр прежде всего должен быть здоровым, обладать хорошими нервами и любить свое дело», он должен «видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем»(выделено мной - С.Т.).

Но «репортаж – это не просто сообщение о событии, а новость документальная, известие, поданное через непосредственное восприятие журналиста с места действия, происшествия, это информационный материал, создающий “эффект присутствия”. Репортаж отличает широкое использование образных средств, живой эмоциональный язык, динамичный показ событий. Он не столько сообщает о событии, сколько показывает его через восприятие автора – участника или свидетеля происходящего»1, - пишет Б.И.Есин.

Итак, главные условия репортажа:

- передача всего хода события, а не одного его момента;

- изложение от автора, а не от постороннего лица;

- объективная (но не равнодушно-бесстрастная!) манера повествования;

Осваивать этот жанр начните с обращения к спортивным репортажам, репортажам с мест происшествий, репортажам из других стран, репортажам из «горячих точек», звучащим по радио и с телеэкрана. Это поможет Вам понять технологию ведения репортажа. В дальнейшем можно написать различные виды репортажа.

Образцами жанра могут служить репортажи В.А.Гиляровского - выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность.

Обратите внимание, репортаж - жанровая форма, которая подходит для сочинений на свободную тему. Но при этом следует отметить, что форма репортажа на вступительном экзамене крайне редкое явление: вряд ли накануне сочинения Вы станете свидетелем или участником события, которое могло бы стать предметом Вашего сочинения. Тем не менее следует освоить данную жанровую форму.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: