При работе над черновым вариантом сочинения усвойте ряд рекомендаций.
Полезные советы.
Пишите текст черновика, если это возможно, на одной стороне листа, что позволит Вам делать вставки, используя обратную сторону.
Оставляйте на каждой странице большие поля. Если нужно переделать фразу, внести дополнения, сделать замечания, Вы сможете сделать это на полях Вашей работы.
Оставляйте просвет между строками, это позволит Вам в процессе работы вставлять в текст сочинения отдельные слова, словосочетания или целые предложения.
Используйте сокращения, схемы, условные знаки, графические построения. Экономьте время! Не стремитесь, чтобы черновик представлял полный текст сочинения. Он может быть написан в виде тезисов, которые будут развернуты в беловом варианте.
1. Начнём с эпиграфа.. Эпиграф - это визитная карточка Вашего сочинения, где в предельно малой форме выражена идея сочинения, его главная мысль. Имейте это в виду, подбирая эпиграф. Так, работе, посвященной композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», может быть предпослан эпиграф:
«Онегина» воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной.
Анна Ахматова
Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой неверное раскрытие темы и искажение идеи сочинения или вступить в противоречие с содержанием Вашей работы.
Если во время работы у Вас под рукой не оказалось нужного эпиграфа, не торопитесь занять место какой-нибудь строкой: наличие эпиграфа в сочинении необязательно.
Вместе с тем возможно наличие в сочинении 2-3 эпиграфов. Так, седьмой главе «Евгения Онегина», в центре которой изображение Москвы, предпослан тройной эпиграф, смысл которого, по словам Ю.М.Лотмана «в противоречивости его составных частей: одический стиль панегирика, легкая ирония и резкая сатира» при описании Москвы (выше об этом уже говорилось).
Предваряя сочинение двойным или тройным эпиграфом, Вы тем самым предполагаете осмыслить поставленную в сочинении проблему с разных точек зрения.
Следует предусмотреть возможность появления определенных тем и иметь в своём багаже запас эпиграфов: строки из стихотворений, прозаических произведений, литературно-критических статей, афоризмы, максимы и т.п.
Вот несколько эпиграфов, которые могут быть предпосланы сочинениям, связанным с творчеством А.С.Пушкина.
…Пушкин – наше всё.
А.А.Григорьев
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Ф.И.Тютчев
Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации.
Д.С.Лихачёв
…Пушкин притягивает нас, как сама жизнь.
Ю.М.Лотман
Пушкин – золотое сечение русской литературы.
А. Синявский.
2. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к главной части Вашего сочинения.
Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, чтонеприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей – встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как при-хожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и в-ведение не должно подменять собой главную часть сочинения.
Всё сказанное нами выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, выводит из сочинения. Заключение не должно иметь формы внезапного бегства посредине разговора и длительного прощания, когда разговор продолжается ещё в прихожей. Страшен гость уходящий, то есть превращающий ритуал прощания в длительный, непрекращающийся, бессмысленный разговор. Помните об этом, работая над заключением.
3. Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план должен быть постоянно перед глазами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст Вам возможность чувствовать тему, её развитие и контролировать себя. Иногда необходимо пожертвовать интересной, но далёкой мыслью, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, лучше подчиниться вновь найденной системе доказательств. Однако такая корректировка должна быть проведена уже в черновике и допустима в крайнем случае: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану.
4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи Вы используете три, четыре, пять аргументов, то главная часть Вашего сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти частей, примерно равных между собой. Если части существенно неравны, постарайтесь сделать их соразмерными.
5. Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите свое отношение к теме, желательно, чтобы этим отношением было пронизано всё Ваше сочинение.
6. Умейте цитировать. Цитата - дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста. Цитирование необходимо
· для подтверждения своей собственной мысли;
· для опровержения чужого, неверного, на Ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;
· для ознакомления с чьим либо авторитетным мнением;
· для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую Вами в сочинении;
· для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.
При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:
· не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксальные мысли и суждения;
· не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранен;
· не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирование. Помните! Цитата не повторяет, а доказывает мысль. Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста).
О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше: «Юные авторы не знают, что любое удачное выражение, любая удачная мысль – хороши только в совокупности с другими, подобными им, выражениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: «Будь внимателен: я драгоценность, а все остальное рядом со мной – олово, простое жалкое олово». Всякое слово, всякая мысль должны находиться, так сказать, в подходящем для них обществе»1.
В сочинении используйте различные приёмы цитирования:
· полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);
· частичное - фрагментарное - цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);
· ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, что исключает необходимость её приведения).
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять
· перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строчной буквы);
· в середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;
· в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.
При введении цитаты используйте такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд. Загляните в таблицу на стр. 60 пособия и выберите глаголы, которые Вы можете использовать для введения цитат.
7. Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые Вам хорошо известны и в написании которых Вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых Вы хоть в малой мере сомневаетесь.
Кстати, неправильно употребленное слово, словосочетание и предложение следует зачеркивать, а не брать в скобки: скобки - это пунктуационный знак, используемый для выделения вводных предложений.
Учтите, что во время правки могут измениться падежные окончания, предлоги, окончания единственного и множественного числа... Поэтому после любого изменения в тексте желательно ещё раз прочитать тот фрагмент работы, где были сделаны изменения. Все грамматические недостатки лучше ощущаются на слух и могут быть вовремя исправлены.
Вы готовы переписать сочинение набело? Проверьте черновой вариант еще раз. Помните! Сочинение следует проверить не менее трёх раз. Естественно, что глубокая и тщательная проверка возможна только тогда, когда на неё оставлено достаточное количество времени. Хорошо, если на эту работу Вы оставите 30 минут.
1. Проведите стилистическую правку, пользуясь рекомендациями 6 – «Стиль, отвечающий теме» - раздела данного пособия.
2. Проверьте сочинение с точки зрения орфографии, не обращая внимания на знаки препинания. Подчеркнём еще раз: тщательная орфографическая правка должна быть сделана Вами в черновике. Исправлений в беловом варианте должно быть как можно меньше.
3. Проверьте сочинение с точки зрения пунктуационной правильности, не обращая внимания на орфограммы. Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Помните, если Вы решите оспорить результаты проверки, Вы должны убедительно доказать постановку того или иного знака. Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.
Такая, трёхкратная, проверка сочинения поможет Вам каждый раз сосредотачиваться на одном из аспектов; содержательном, орфографическом, пунктуационном, что позволит достичь оптимальных результатов.
Не бойтесь проводить небольшие правки даже во время белового переписывания, но знайте, что проверяющий вправе снизить Вам оценку за исправления в беловом варианте Вашей работы.
Вы написали сочинение, проверили его, исправили все недочёты...
Сдавайте! УдачиВам!
И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).