double arrow

Мое отношение к Чацкому


Приложение 2

Приложение 1

Список тем сочинений,

предлагавшихся на вступительных экзаменах

в ИГУ (1995-1999 гг.)

1. Пейзаж в лирике В.А.Жуковского.

2. Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

3. Почему Чацкого называют выразителем взглядов декабристов?

4. Жизненное кредо Чацкого и Молчалина («Горе от ума» А.С.Грибоедова).

5. Свобода и рабство в осмыслении А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.

6. А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.

7. «Лелеющая душу гуманность» поэзии А.С.Пушкина (В.Г.Белинский).

8. «Печаль моя полна тобою» (пушкинская лирика любви).

9. «Пушкинский Пугачёв есть поэтическая вольность» (М.И.Цветаева): образ Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.

10. Судьбы дворянской интеллигенции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

11. Проблемы смысла жизни, счастья и долга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

12. Каким предстает автор в лирических отступлениях в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин»?

13. Эволюция образа Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина.

14. Евгений Онегин – «добрый малый», «умная ненужность», «страдающий эгоист?»

15. Как раскрывается облик Татьяны в её письме «Евгению Онегину»?

16. Сёстры Ларины в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

17. Русская природа на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

18. Московское дворянство в изображении А.С.Грибоедова, А.С.Пуш­кина, Л.Н.Толстого.

19. Что любит и что презирает М.Ю.Лермонтов?

20. Раздумья М.Ю.Лермонтова о судьбах своего поколения.

21. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.

22. Роль композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в создании образа Печорина.

23. Серьёзно или иронично назвал М.Ю.Лермонтов Печорина героем своего времени?

24. Всегда ли Печорин живёт по законам рассудка (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

25. Честь в понимании Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

26. Может ли человек солгать самому себе? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

27. «Неужели зло так привлекательно…?» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

28. Проблема фатализма в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

29. Какова судьба Печорина и его мысли о судьбе?

30. Максим Максимыч – тип «незаметного героя» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).




31. Суд героев русской литературы над собой (Печорин, Раскольников и др.)

32. «Поэт в России больше, чем поэт…» (тема поэта и поэзии в русской литературе первой пол. XIX века).

33. Русь и русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

34. Русь помещичья и Русь народная в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

35. Смех и невидимые миру слёзы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

36. Манилов и маниловщина.

37. Эпизодические персонажи в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

38. Приёмы раскрытия характера персонажа, применённые Н.В.Гоголем в поэме «Мёртвые души».

39. Русский помещик в литературе первой половины XIX века (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).

40. В чём заключается символический смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза»?

41. Самоубийство Катерины… «Страшный вызов самодурной силе» или «последняя и величайшая нелепость»? (По драме А.Н.Островского «Гроза»).

42. Проблема человеческого достоинства в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

43. Город Калинов и его обитатели (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).

44. Купеческий быт в изображении А.Н.Островского.

45. Самодурство как социально-историческое явление.

46. Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

47. Единство общественного и семейного конфликтов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

48. «Накипь нигилизма» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».



49. Женские образы в творчестве И.С.Тургенева.

50. Роль идеи в судьбе героя у И.С.Тургенева и Ф.М.Достоевского (Базаров и Раскольников).

51. Роман И.А.Гончарова «Обломов». Размышление о судьбе России.

52. Новаторство Н.А.Некрасова в лирике.

53. Поэтические образы крестьянок в творчестве Н.А.Некрасова.

54. Картина народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

55. Проблема народного счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

56. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

57. Мир как красота в лирике А.А.Фета.

58. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры.

59. Современное звучание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина.

60. Идеи и образы «сказок» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

61. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина как пародия на русскую историю.

62. Праведник или грешник герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?

63. Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова.

64. Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (противоречия между гуманизмом и бонапартизмом Раскольникова).

65. Порфирий Петрович и его методы расследования (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

66. «Вечная Сонечка» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

67. Униженные и оскорблённые в творчестве Ф.М.Достоевского.

68. Жертвенность как определяющая черта героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

69. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского.

70. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского.

71. Сны героев и их художественные функции в произведениях Н.Г.Чернышевского и Ф.М.Достоевского.

72. Светская жизнь в романах Л.Н.Толстого.

73. Красота души человеческой (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

74. Наташа Ростова – поэзия жизни и проза её одновременно (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

75. Народная война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

76. «Чудесный, бесподобный народ» (Л.Н.Толстой). (По роману «Война и мир»).

77. Проблема семейного воспитания в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

78. Л.Н.Толстой как психолог.

79. Освещение наполеоновской темы в русской литературе.

80. Жизнь русского крестьянина (по произведениям И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого).

81. «Его врагом была пошлость…» (по произведениям А.П.Чехова).

82. Старцев погиб или приспособился? (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»).

83. «Тонкая, нежная душа» или «хищный зверь» (Лопахин в пьесе А..П.Чехова «Вишневый сад»).

84. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

85. Последние помещики (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»).

86. Какой идеал женщины сформировала русская литература?

87. Тема мошенничества в русской литературе XIX века.

88. Может ли классическая литература формировать бездушие?

89. Кто составляет славу русской поэзии «серебряного века»?

90. Какую музыку революции услышал А.Блок?

91. «О, сердце, сколько ты любило…» (по поэзии А.Блока).

92. «Россия Блока» – почему это звучит пронзительно?

93. Тема России в поэзии А.Блока и С.Есенина.

94. Человек и природа в лирике С.Есенина.

95. Тема правды и долга художника в творчестве В.В.Маяковского.

96. Моё отношение к поэзии В.В.Маяковского.

97. Трагедия В.В.Маяковского.

98. «Сплошное сердце» (интимная лирика В.Маяковского).

99. «Дрянь пока что мало поредела» (Сатира В.В.Маяковского).

100. Почему Анна Ахматова часто писала от имени «мы»?

101. Поэзия Анны Ахматовой. В чём её духовная сила?

102. Герой раннего Горького – гуманист, гордец, циник? («Старуха Изергиль» и др. произведения).

103. Трагическая судьба людей дна в пьесе А.М.Горького «На дне».

104. Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе А.М.Горького «На дне»).

105. Кто является положительным героем пьесы А.М.Горького «На дне»?

106. «Железный самотёк истории» (по прозе А.Платонова).

107. Проблема интеллигенции и революции в романах А.А.Фадеева и Л.Б.Пастернака.

108. Тема революции и гражданской войны в произведениях А.Фадеева, И.Бабеля, Б.Пастернака, М.Булгакова.

109. События коллективизации в литературе 30-80-х годов.

110. Москва в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

111. Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

112. Самый тяжелый грех в нравственном кодексе М.Булгакова (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

113. Образ Петра Первого в русской литературе (от А.С.Пушкина до А.Н.Толстого).

114. Однозначна ли роль Петра I в истории России? (по роману А.Н.Толстого «Пётр Первый»).

115. Почему А.Н.Толстой написал роман о Петре Первом, а не об Иване Грозном?

116. Нравственное содержание рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

117. Жизненный путь Григория Мелехова.

118. Чем отличается судьба человека в одноименном рассказе М.Шоло­хова и в романе «Тихий Дон».

119. Русский национальный характер в произведениях А.И.Солженицына.

120. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по произведениям А.И.Солженицына).

121. «Другой земли не будет» (проблема экологии в современной литературе).

122. Мой современник в прозе ХХ века (по произведениям В.Астафьева, В.Дудинцева, В.Распутина и др.)

123. Человек на войне (по произведениям В.Быкова и В.Астафьева).

124. Армейская тема в современной литературе (по произведениям Ю.Полякова, В.Войновича, С.Каледина).

125. Нравственность и научно-технический прогресс (по произведениям В.Распутина).

126. Проблема нравственного выбора в современной литературе (В.Дудинцев, Д.Гранин, Ч.Айтматов, В.Распутин).

127. Проблема семьи в современной литературе («Воспитание по доктору Споку» В.Белова, «Печальный детектив» В.Астафьева, «Плаха» Ч.Айтматова).

128. «Через многие умы свет идёт» (Н.С.Лесков).

129. Нравственная сила добра (по произведениям современной литературы).

130. Что такое экология культуры?

131. «Дивишься драгоценности нашего языка…».

132. Театр существует ради праздника добрых чувств.

133. Ваше представление о взаимодействии русской и зарубежной культур.

134. Почему слово Бог надо писать с большой буквы?

135. Нужны ли сегодня жалость и сострадание?

136. «Возлюби ближнего как самого себя». Возможно ли это?

137. Без добрых дел нет доброго имени.

138. В жизни всегда есть место подвигам. Актуально ли это сегодня?

139. Россия – большая или великая?

140. «Нынче мы в ответе за Россию, за народ и за всё на свете» (А.Т.Твардовский).

141. Почему фраза «за державу обидно» стала крылатой?

142. «Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия…» (В.А.Жуковский).

143. «В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу». Согласны ли вы с П.Я.Чаадаевым?

144. В чём истоки национальных проблем в России?

145. «Мы живём, под собою не чуя страны…» (О.Мандельштам).

146. «Не приведи, Господи, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

147. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию» (А.С.Пушкин). Так кто же мы?

148. «Социальный долг человека – быть интеллигентным» (Д.С.Лихачев).

149. «Свобода, оторванная от интеллигентности, – страшная вещь» (Е.Лео­нов).

150. Легко ли быть молодым?

Отношение различных людей к одному и тому же герою – Чацкому – бывает часто противоречивым. Неоднозначно оценивают Чацкого и наши великие предшественники, и наши современники. Некоторые считают его шутом и фигляром (как, например, В.Г.Белинский), другие – человеческим идеалом, будущим декабристом (А.И.Герцен), третьи, не впадая в крайности, приписывают ему черты человека достойного, но «мечущего бисер» перед людьми тупыми и ограниченными (А.С.Пушкин). Причем мнения людей делятся независимо от общественного положения и благосостояния. Очевидно, сам герой порой противоречив. Во всяком случае, я воспринимаю его именно так.

Чацкий «ворвался» в пьесу довольно стремительно, но сразу внес в нее оттенок недовольства. Он оскорбленный и обиженный, он мчался, чтобы скорее увидеть любимую (а прошедшие три года?), он не подозревает о возможно изменившихся чувствах Софьи, - и это отнюдь не говорит о его наивности, вере в людей и тому подобное. Чацкий оставил четырнадцатилетнюю девушку, не давшую ему никакого обещания, три года не писал абсолютно ничего, проявив себя человеком эгоистичным, а, приехав, настаивает на любви.

Верст больше семисот пронесся, - ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз –

И вот за подвиги награда!

Чацкий требует награды за свои подвиги – и в чем? Не в карьере, не на служебном поприще, а в любви! И, приехав, сразу, без передышки, начинает ругать и хулить всё и вся, как будто три года только и ждал такого момента. Причем, мне кажется, он не мог не видеть, что делает неприятно и даже больно своей любимой, однако продолжает с не меньшим усилием, тоном учителя, разговаривающего с плохо готовым к уроку учеником, все перечислять. Беседуя с Фамусовым, Чацкий также, порой без всякого повода, начинает кипятиться и разглагольствовать о своих идеалах, человеческих качествах, при этом не забывая с тонкой иронией высмеивать все окружающее. Он показывает Фамусову свой глубокий ум, свободомыслие, видя же ужас Фамусова, только больше раззадоривается. И в конце разговора заявляет:

Я наконец вам отдых дам…

И затем:

Ваш век бранил я беспощадно,

Предоставляю вам во власть:

Откиньте часть,

Хоть нашим временам впридачу.

Чацкий высказал свое, показал себя, он словно запланировал удивить N, шокировать М., привести в недоумение К. Это будто не случайно вырвавшееся негодование и ужас, а давно заготовленная для всеобщего ознакомления информация.

Можно привести еще один пример. Фамусов и Скалозуб говорят о пожаре Москвы и новом ее виде. Чацкий вмешивается в разговор, заявляя:

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Я считаю, что здесь явно видна некоторая неуместность и вызывающая манера главного героя. Такое поведение отталкивает.

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

И похвалы мне ваши досаждают.

И это – на простое изъявление вежливости.

Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый,

Но все оставили меня.

Однако есть в Чацком и привлекательное. Так, несмотря на видимую холодность Софьи, он говорит ей:

И все-таки я вас без памяти люблю.

Это звучит искренне и как-то настояще по сравнению со всем фальшивым, что описывает Грибоедов. И все-таки стремление к правде, к оцениванию по заслугам, искренности и честности в отношениях между людьми Чацкому свойственны, и попытки воплотить эти стремления в жизнь действительно располагают к герою.

Говорить правду весьма и весьма нелегко. Почему-то именно правда всегда требует большого усилия и выносливости, именно она карает и вознаграждает. Но свою правду Чацкий, по моему мнению, подносит как-то неловко, не вовремя, не перед теми. Он оказывается в изоляции. Казалось бы, Чацкий должен суметь предугадать такую реакцию на его поведение, но он о последствиях даже не задумывается. А зря, потому что общество бывает жестоко по отношению к «лишним».

Итак, мое отношение к Чацкому действительно противоречиво: он и притягивает меня, и отталкивает. Мне непонятна цель Чацкого. Неужели он хочет изменить все общество? Одними только разговорами и упреками? Это нереально. И если видеть в нем черты революционера, то это революционер «начинающий» и, пожалуй, не готовый к главным испытаниям.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: