double arrow

Полезные советы


Б) действия партизанских отрядов Денисова и Долохова;

А) авторская характеристика партизанского движения;

Кутузов как воплощение духа русского народа и войска (здесь возможно сопоставление Кутузова с Барклаем-де Толли, Александром I и Наполеоном, что может быть оформлено в виде отдельных подпунктов).

Б) стойкость и мужество героев Бородина.

4.Размах партизанской войны:

в) мужик Тихон Щербатый – типичный образ партизана.

Ещё раз обратите внимание, что подпункты уточняют, детализируют формулировку пункта плана.

Раскрыв содержание главной части, перейдём к формулировке заключения. Н.П.Морозова выделяет два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. Иногда в сочинении совмещается тот и другой тип, но чаще всего используется что-то одно.

Заключение-вывод несёт в себе новую мысль более общего характера, но возникшую на основе аргументов главной части. Заключение-вывод подводит черту под всей системой доказательств и сообщает, что идея сочинения раскрыта. В нашем случае заключение-вывод может быть сформулировано так:

III. Истоки победы в Отечественной войне 1812 года – в справедливом её характере, в духовном единении армии и народа.

Заключение-следствие выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. Здесь Вы должны использовать те знания, которыми располагаете сверх знаний о данном произведении: месте произведения в творчестве писателя, в литературном процессе эпохи, жизни общества и т.п. Формулировка заключения-следствия для нашей темы может быть такой:

III. Народно-поэтические истоки образа «дубины народной войны».

Обратите внимание, что заключение-вывод в содержательном плане проще, чем заключение- следствие.

Мы не представляем план в полном виде, Вы легко это сделаете сами.

Обратимся ещё к одному плану – цитатному. Такой план, особенно подготовленный заранее, даёт возможность запомнить цитаты, которые впоследствии будут использованы в сочинении.

Например, тема «История души человеческой» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

Основное внимание будет, естественно, сосредоточено на «истории души» главного героя – Григория Александровича Печорина.

I.«История души человеческой… едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа».

II. «И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови».

1.«Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом» (формирование основных черт характера Печорина).

2. «В нём два человека: первый действует. Второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения» (В.Г.Белинский).

3. Нравственное кредо Печорина:

а) «первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает, возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»;

б) «у меня врождённая страсть противоречить»;

в) «я готов на все жертвы. Но свободы своей не продам»;

г) «я никогда не делался рабом любимой женщины»;

д) «я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь».

4. «Зачем я жил, для какой цели я родился?..»

III. «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Составление плана, как уже говорилось, - один из главных этапов работы над сочинением: хороший план позволяет представить сочинение в «свернутом виде».

В некоторых случаях вместо написания одного сочинения полезно написать несколько планов к темам, охватывающим произведение в целом. В Приложении 1 Вы можете выбрать такие темы. Работа над планами сочинений, близких по содержанию, даст Вам возможность выявить специфику каждой темы, избежать ошибок при написании сочинения. Наличие таких планов – конспектов сочинения – существенно впоследствии облегчит Вашу задачу при написании выпускного или вступительного сочинения.

Ниже предлагается несколько планов к темам, связанным с поэмой Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Тема Родины и народа в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

I. Эволюция темы Родины и народа в в творчестве Н.В.Гоголя.

II. «Мне хочется… показать хотя с одного боку всю Русь».

1. «Ведь какой народ! Просто золото!». Положительные черты русского народа:

а) трудолюбие,

б) талант,

в) свободолюбие,

г) остроумие,

д) решительность, умение найти выход из любой ситуации.

2. Отрицательные качества русского народа:

а) глупость, неразвитость,

б) пьянство,

в) забитость, рабская покорность

3. «Боже, как грустна наша Россия!». Россия «мёртвых душ» в поэме.

4. «Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»

III. «…постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Гоголь об исторической судьбе России.

Приёмы сатирической обрисовки помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

I. «…на Руси есть такая коллекция гадких рож».

II. Художественные приемы, с помощью которых писатель сатирически изображает помещиков.

1. Портрет: роль зоологических сравнений в создании портретной характеристики.

2. Речь героев Н.В.Гоголя.

3. «Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил…». Роль пейзажа и интерьера в раскрытии образов.

4. Продажа «мёртвых душ» как один из способов сатирического изображения помещиков.

III. «…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души» (А.И.Герцен).

Составление плана, как уже неоднократно говорилось, - один из главных этапов работы над сочинением. Хотите проверить, насколько удачен Ваш план, дайте прочитать его Вашему однокласснику. Если по этому плану он поймёт,

какова идея Вашего сочинения,

каков ход доказательств этой идеи,

какова логика повествования,

то Вы справились со своей задачей и составили действительно удачный план. Если после знакомства с планом Ваш друг недоуменно пожмёт плечами, значит, план схематичен, неглубок, поверхностен. Наверное, не надо объяснять, что такого рода работа делается не на экзаменах.

Естественно, что предложенная выше структура плана с чётко выраженными введением, главной частью и заключением больше подходит для сочинения, выдержанного в традиционном жанре – жанре школьного сочинения. Но такого рода план может быть использован и при работе с другими жанрами.

Так, введение в рецензии - это библиографическое описание, в статье – освещение вопроса, в дневнике – история написания или находки дневника, в интервью – знакомство с героем беседы, описание места встречи и времени проведения в интервью.

Пункты главной части могут превратиться в дневниковые записи или вопросы корреспондента и ответы интервьюируемого.

Не следует, конечно, механически использовать стандартный план. Так, дневниковых записей может быть значительно больше, чем пунктов стандартного плана, как, впрочем, и вопросов корреспондента. Поэтому для сочинений, написанных в нетрадиционных жанрах, требуется более гибкая и подвижная структура плана.

6. “Стиль, отвечающий теме”

Нужные слова в нужном месте –


Сейчас читают про: